10 октября 2023 г. |
Дело N А83-14418/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей |
Приваловой А.В., Градовой О.Г., Кравченко В.Е., |
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
при участии в судебном заседании:
от Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым - Одоевский А.И., представитель по доверенности от 04.08.2023, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сейтосманова Сервера Нориевича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 апреля 2023 года по делу N А83-14418/2022, рассмотренному по заявлению индивидуального предпринимателя Сейтосманова Сервера Нориевича к Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Отдела муниципального контроля Администрации Красногвардейского района Республики Крым, индивидуального предпринимателя Сейтосмановой Леноры Ваитовны, о признании недействительными постановлений,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сейтосманов Сервер Нориевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Сейтосманов С.Н.) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым (далее - Администрация), в котором просит признать недействительными постановления Администрации от 17.06.2022 N 321 "О сносе самовольных построек, расположенных на муниципальном земельном участке" и от 13.07.2022 N 395 "О начале процедуры по сносу самовольных построек, расположенных на муниципальном земельном участке".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле судом привлечены Отдел муниципального контроля Администрации Красногвардейского района Республики Крым (далее - отдел муниципального контроля), индивидуальный предприниматель Сейтосманова Ленора Ваитовна.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.04.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы и незаконности постановлений Администрации предприниматель приводит доводы об отсутствии у комиссии муниципального образования специальных познаний для определения капитальности или не капитальности каких-либо объектов строительства, в связи с чем полагает незаконным применение процедуры сноса без установления статуса спорных объектов, находящихся на земельном участке. Указывает, что Администрацией не установлена принадлежность иных объектов расположенных на испрашиваемом земельном участке, что повлекло внесение в спорные постановления объектов, принадлежащих иному лицу, как возведённых самовольно ИП Сейтосмановым С.Н. Суд первой инстанции проигнорировал данные обстоятельства, которые, являются существенными для объективного рассмотрения дела, что, по мнению предпринимателя, привело к принятию незаконного судебного решения.
В поданном в электронном виде через сервис подачи документов "Мой арбитр" отзыве на апелляционную жалобу Администрация просит оставить принятый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность и несостоятельность приведенных в ней доводов.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал позицию, изложенную в ранее представленном отзыве, выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы и просил отказать в ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, а также соответствие выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения Администрации Красногвардейского района Республики Крым от 16.06.2022 N 564 с целью выявления фактов нарушения земельного законодательства специалистами отдела муниципального контроля совместно с ОМВД России по Красногвардейскому району проведена выездная проверка в отношении ИП Сейтосманова С.Н., в ходе которой выявлен ряд нарушений земельного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.
В рамках совместных мероприятий, проводимых ОМВД России по Красногвардейскому району Республики Крым и отделом муниципального контроля 16.06.2022 установлено, что ИП Сейтосманов С.Н. самовольно, без правоустанавливающих документов, использует земельный участок площадью 1392,3 кв.м; на земельном участке с кадастровым номером 90:05:130401:8 самовольно возведен бокс для технического обслуживания транспортных средств, три подсобных помещения для хранения материалов (лес, металл, ГСМ, строительные материалы); здания возведены на основании из ленточного фундамента и облицованы профилированным металлом; здания используются в производственных целях для ремонта и технического обслуживания автомобилей на земельном участке с видом разрешенного использования - земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 90:05:130401:8 является собственностью муниципального образования Красногвардейское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым, поставлен на государственный кадастровый учет 22.07.2015; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: обеспечение сельскохозяйственного производства, предпринимательства.
По результатам проведенной проверки отделом муниципального контроля 17.06.2022 составлено уведомление о выявлении самовольной постройки и направлено в Администрацию, в котором сообщалось о выявленных фактах самовольного возведения ИП Сейтосмановым С.Н. названных объектов.
17.06.2022 Администрацией принято постановление N 321 "О сносе самовольных построек, расположенных на муниципальном земельном участке", в соответствии с которым на ИП Сейтосманова С.Н. возложена обязанность снести самовольные постройки, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 90:05:130401:8, а именно: самовольно возведенный бокс для технического обслуживания транспортных средств, три подсобных помещения для хранения материалов (лес, металл, ГСМ, строительные материалы) в течение 14 рабочих дней, начиная с даты вынесения постановления.
В связи с тем, что ИП Сейтосмановым С.Н. самовольные постройки в установленный срок не были демонтированы, что отражено в акте обследования земельного участка от 12.07.2022, Администрацией принято постановление N 395 от 13.07.2022 "О начале процедуры по сносу самовольных построек, расположенных на муниципальном земельном участке".
Не согласившись с указанными постановлениями, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из наличия у Администрации полномочий по принятию решения о сносе самовольных построек и соблюдении процедуры принятия оспариваемых постановлений, в связи с чем пришел к выводу об их законности и отсутствии нарушенных прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции и исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями закреплены в статье 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Часть 1 статьи 55.32 ГрК РФ предусматривает, что снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями, в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 ГК РФ.
Частью 13 статьи 55.32 ГрК РФ определено, что снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки в том числе в случае если в срок, установленный решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки либо решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, лицами, указанными в части 6 настоящей статьи, не выполнены соответствующие обязанности, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, при условии, что самовольная постройка создана или возведена на неделимом земельном участке, на котором также расположены объекты капитального строительства, не являющиеся самовольными постройками (подпункт 3).
Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает возможность принимать органом местного самоуправления решение об организации сноса в административном порядке с учетом наличия возможности судебного контроля за законностью такого решения, а также определяет последствиям неисполнения определенными лицами, в том числе осуществившими самовольную постройку, предусмотренных (возложенных) обязанностей по сносу такой постройки или по приведению ее в соответствие с установленными требованиями.
Процедура принятия органом местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки, его исполнение урегулирована постановлением Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым от 13.02.2020 N 84, которым утверждены порядок проведения проверок информации, содержащихся в уведомлениях о выявлении самовольных построек на территории Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, и принятия мер по устранению выявленных нарушений и положение о комиссии по вопросам выявления самовольных построек на территории Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым (далее - Порядок).
В целях выявления самовольных построек Администрацией Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики создается комиссия по вопросам выявления самовольных построек на территории Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики (далее - Комиссия) (пункт 2 Порядка).
Поступившее в Администрацию Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики уведомление вместе с документами, подтверждающими наличие признаков самовольных построек, регистрируется в день его поступления и не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации передается на рассмотрение Комиссии (пункт 5 Порядка).
В случае если Комиссией в процессе проведения мероприятий, указанных в настоящем Порядке, выявлены признаки самовольной постройки, Комиссия не позднее 3 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 9 настоящего Порядка, составляет акт проверки информации, содержащейся в уведомлении (далее - акт проверки), по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (пункт 11 Порядка).
Согласно пункту 13 Порядка, Комиссия не позднее 3 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 11 настоящего Порядка, направляет уведомление, протокол и акт проверки с прилагаемыми к ним материалами и документами в Администрацию Красногвардейского сельского поселения.
В силу подпункта 1 пункта 14 Порядка Администрация Красногвардейского сельского поселения не позднее 1 рабочего дня со дня поступления документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, рассматривает их и по результатам такого рассмотрения принимает решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольно возведенного объекта или приведении его в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку в срок, установленный постановлением N 321 "О сносе самовольных построек, расположенных на муниципальном земельном участке" от 17.06.2022 соответствующая обязанность ИП Сейтосмановым С.Н. не выполнена, Администрация на основании подпункта 3 части 13 статьи 55.32 ГрК РФ приняла постановление N 395 от 13.07.2022 "О начале процедуры по сносу самовольных построек, расположенных на муниципальном земельном участке", которым инициировала процедуру сноса самовольных построек, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 90:05:130401:8, а именно: самовольно возведенный бокс для технического обслуживания транспортных средств и три подсобных помещения для хранения материалов (лес, металл, ГСМ, строительные материалы).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении Администрацией процедуры принятия оспариваемых постановлений.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
При этом в силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания наличия обстоятельств, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований и возражений, в том числе, факта нарушенных оспариваемыми актом (действиями, бездействием) законных прав, лежит на лице, оспаривающем акт (действия, бездействие).
Из представленных заявителем в материалы дела доказательств судом не установлено нарушений прав и законных интересов ИП Сейтосманова С.Н. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с учетом того, что право собственности предпринимателя не зарегистрировано ни на одно из спорных строений и при этом их самовольный характер им не оспаривается, как и то обстоятельство, что строения возведены на земельном участке сельскохозяйственного назначения, собственником которого является муниципальное образование Красногвардейское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым. Более того, как установлено судом, на момент рассмотрения настоящего дела спорные объекты уже были демонтированы.
С учетом изложенного, арбитражный суд правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленного требования. В рассматриваемом случае отсутствует нарушенное право заявителя, подлежащее судебной защите в настоящем споре, как необходимая составляющая для удовлетворения требований в порядке главы 24 АПК РФ, что исключает удовлетворение заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, так как основаны на неправильном толковании норм материального права. Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, иное толкование заявителем положений законодательства и иная оценка установленных по делу обстоятельств не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебное решение подлежит оставлению без изменений.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.
Учитывая, что в соответствии с подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы предпринимателю следовало уплатить государственную пошлину в размере 150,00 руб., а фактически уплачено 3000,00 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2850, 00 руб. подлежит возврату заявителю жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 апреля 2023 года по делу N А83-14418/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сейтосманова Сервера Нориевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Сейтосманову Серверу Нориевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2850, 00 (две тысячи восемьсот пятьдесят) руб., излишне уплаченную по квитанции N 214 от 11.05.2023 через РНКБ Банк (ПАО) г. Симферополь, при подаче в арбитражный суд апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-14418/2022
Истец: Сейтосманов Сервкр Нориевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: отдел муниципального контроля администрации красногвардейского района, Сейтосманова Ленора Ваитовна, 21 ААС