г. Москва |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А41-89764/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Марченковой Н.В., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Жидок Д.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ИП Ивановой О.В. - Ивасык С.Ю. по доверенности от 13.04.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от заинтересованного лица по делу - Управления Росреестра по Московской области - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - Комитета лесного хозяйства Московской области - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области - извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ивановой О.В. на решение Арбитражного суда Московской области от 13 августа 2023 года по делу N А41-89764/22 по заявлению ИП Ивановой О.В. к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения, третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ИП Иванова Ольга Васильевна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо) с требованиями:
1. признать незаконными Уведомление Межмуниципального отдела по Можайскому и Рузскому районам Управления Росреестра по Московской области об отказе государственного кадастрового учета - N КУВД-001/2022-19976835/5 в отношении земельного участка 50:18:0050404:98;
2. обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить кадастровый учет и изменить вид разрешенного использования земельного участка 50:18:0050404:98 с вида "Для сельскохозяйственного производства" на вид "Растениеводство" (Код 1.1) на основании Заявлении Ивановой Ольги Васильевны N КУВД-001/2022-19976835 от 16.05.2022 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 августа 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ИП Иванова О.В. обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют нормам материального права.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ИП Ивановой О.В. в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050404:98. Земельный участок отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Согласно справке от 18.10.2021 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050404:98 с землями лесного фонда составляет 5520,61 кв.м.
В этой связи ИП Иванова О.В. обратилась в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением от 10.12.2021 привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств, в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050404:98, границы которого установлены в ЕГРН; исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050404:98.
По результатам рассмотрения заявления Комитетом лесного хозяйства Московской области принято решение от 23.12.2021 о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка.
В материалы дела также представлен акт от 18.05.2022 N 1416/2/01-02/2022/ЛА об изменении документированной информации государственного лесного реестра, согласно которому из состава Бородинского сельского лесничества исключены сведения о земельном участке, пересекающем границы земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050404:98, на площади 3520,6 кв.м. Следовательно, из состава земель лесного фонда исключены наложения границ, не соответствующие справке от 18.10.2021.
Вместе с тем, из справки от 24.02.2022 следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050404:98 накладывается на земли лесного фонда, площадь наложения - 5520,61 кв.м..
Решением Арбитражного суд Московской области по делу N А41-64042/22 дана оценка справке Комитета лесного хозяйства от 21.11.2022, которая содержит графические сведения о наложении границ спорного земельного участка на земли лесного фонда на площади 1679,12 кв.м. и 3841,49 кв.м., при этом отсутствует ссылка на номер протокола межведомственной рабочей группы по устранению противоречий. Справка признана ненадлежащим доказательством внесения сведений в РГИС.
Решением Арбитражного суд Московской области по делу N А41-64042/22 от 09.12.2002 г., вступившим в законную силу 26.02.2023 г., признано незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в не внесении изменений в государственный лесной реестр и непредставлении в РГИС сведений об отсутствии наложения на земли лесного фонда границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050404:98, в том числе на площади 2000,01 кв.м, не утвержденной актом от 18.05.2022 N 1416/2/01-02/2022/ЛА; на Комитет лесного хозяйства Московской области в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда возложена обязанность принять решение в рамках предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050404:98 на площади наложения 2000,01 кв.м, не утвержденной актом от 18.05.2022 N 1416/2/01-02/2022/ЛА.; на Комитет лесного хозяйства Московской области в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда возложена обязанность инициировать процедуру по предоставлению в РГИС сведений об исключении из государственного лесного реестра сведений о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050404:98 на площади 2000,01 кв.м., не утвержденной актом от 18.05.2022 N 1416/2/01-02/2022/ЛА.
Решением Арбитражного суд Московской области по делу N А41-13348/22, вступившим в законную силу, признано незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в непредоставлении в РГИС сведений о внесении изменении в государственный лесной реестр об отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050404:98 в соответствии с актом об изменении документированной информации в государственного лесного реестра от 18.05.2022 N 1416/2/01-02/2022/ЛА; на Комитет лесного хозяйства Московской области возложена обязанность инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050404:98 о наложении на земли лесного фонда в соответствии с актами об изменении документированной информации государственного лесного реестра от 18.05.2022 N 1416/2/01-02/2022/ЛА в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Указанным решением, была дана оценка справке от 24.02.2022 о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050404:98 накладывается на земли лесного фонда, площадь наложения - 5520,61 кв.м. Суд признал несостоятельными ссылки Комитета лесного хозяйства Московской области на справку от 09.11.2022 в подтверждение направления для внесения в РГИС сведений об отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами участка с кадастровым номером 50:18:0050404:98, поскольку в нарушение требований Порядка, утвержденного, распоряжением Мособлкомлеса от 18.12.2019 N 29РВ-19, данная справка содержала графические сведения о наложении границ спорного участка на земли лесного фонда на площади 1679,12 кв.м и 3841,49 кв.м, каталог координат наложения площадью 0,46 кв.м, отсутствовало указание на номер протокола межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров либо статус оказания государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости". Кроме того, данная справка содержала сведения о наложении границ участка на земли лесного фонда с иным описанием (выдел, квартал), чем указано в ранее представленных справках и акте от 18.05.2022 N 1416/2/01-02/2022/ЛА. В этой связи справка от 09.11.2022 была признана ненадлежащим доказательством внесения соответствующих сведений в РГИС.
16.05.2022 г. Заявитель обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования на вид "Растениеводство" (Код 1.1).
25.05.2022 г. государственный кадастровый учет земельного участка приостановлен.
14.07.2022 г. заявителем подано ходатайство о возобновлении кадастрового учета с приложением документов.
Уведомлением от 25.08.2023 N КУВД-001/2022-19976835/5 в осуществлении государственного кадастрового учета отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИП Иванова О.В. обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, фактически согласившись с правой позицией, изложенной заявителем, пришел к выводу о том, что земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям, изменение вида разрешенного использования которых допускается по выбору правообладателя и (или) запрещено. При этом, суд первой инстанции указал, что из справки с геопортала Подмосковья следует, что земельный участок имеет площадь пересечения с землями государственного лесного фонда 5521 кв.м., то есть 100%. Суд пришел к выводу о том, что согласно акту Комитета лесного хозяйства Москвой области N 1416/01-02/2022/ЛА исключаемая площадь составила лишь 3520,6 кв.м.. Сведения об исполнении решения суда по делу N А41-64042/22 от 09.12.2002 г., вступившего в законную силу 26.02.2023 г., об исключении сведений из государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050404:98 на площади наложения 2000,01 кв.м. не представлено. Решением Арбитражного суд Московской области по делу N А41-13348/22, вступившим в законную силу, дана оценка справке Комитета лесного хозяйства от 21.11.2022, которая содержит графические сведения о наложении границ спорного земельного участка на земли лесного фонда на площади 1679,12 кв.м. и 3841,49 кв.м., при этом отсутствует ссылка на номер протокола межведомственной рабочей группы по устранению противоречий. Справка признана ненадлежащим доказательством внесения сведений в РГИС. Таким образом, довод изложенный в оспариваемом уведомлении Управления Росреестра, о наличии пересечения земельного участка с землями лесного фонда не опровергнут материалами дела.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции связаны с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что во исполнение уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета заявитель представил в управление Правила землепользования и застройки территории (части территории) Можайского городского округа Московской области, утвержденные Решением Совета депутатов Можайского городского округа Московской области от 04.08.2020 N 679/40 (далее - Правила землепользования), согласно которым земельный участок с кадастровым номерам 50:18:0050404:98 включен в территориальную зону СХ-3 - зону сельскохозяйственного производства.
Вопреки доводам управления, вид разрешенного использования "Растениеводство", выбранный предпринимателем, предусмотрен для установленной территориальной зоны СХ-3 как основной.
Также судом первой инстанции установлено, что земельный участок не относятся к сельскохозяйственным угодьям, изменение вида разрешенного использования которых допускается по выбору правообладателя и (или) запрещено.
Из отзывов Комитета лесного хозяйства (т. 1 л. д. 65, 80-81, т. 2 л. д. 4-5) следует, что границы земель лесного фонда в местах пересечения с границами участка с кадастровым номером 50:18:0050404:98 приведены в соответствие со сведениями ЕГРН, то есть пересечения устранены.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Региональной государственной информационной системе Московской области (РГИС Московской области), земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050404:98 имеет фактическое пересечение со слоем Лесфонда (Бородинским лесничеством), составляющее площадь в 5 520,6 кв.м. (процент пересечения: 100%).
Однако 23.12.2021 ИИ Ивановой О.В. получено положительное решение Комитета лесного хозяйства Московской области о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, а 18.05.2022 и 30.06.2022 оформлены акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра, согласно которым сведения государственного лесного реестра в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050404:98 приведены в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (акт N 1416/2/01-02/2022/ЛА от 18.05.2022 (исключаемая площадь: 3520,6 кв.м.) и акт N 4/2/01 -10/2022/ЛА от 30.06.2022 (исключаемая площадь: 2000 кв.м.). Данные обстоятельства также подтверждены отзывом Комитета лесного хозяйства Московской области, который представлен в суд апелляционной инстанции, в котором комитет, как и ранее (в суде первой инстанции), не возражал против удовлетворении заявленных требований.
При наличии указанных достоверно установленных обстоятельств дела, судом сделан ошибочный вывод о том, что довод, изложенный в оспариваемом уведомлении Управления Росреестра, о наличии пересечения земельного участка с землями лесного фонда, не опровергнут материалами дела, который привел к принятию неправильного решения об отказе в удовлетворении требований Заявителя.
Однако, вопреки выводу суда первой инстанции по заявлению ИП Ивановой О.В., Комитет лесного хозяйства Московской области принял решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050404:98. Процедура по приведению сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН предусмотрена Распоряжением Мособлкомлеса от 26.03.2021 N 28РВ-5.
Комитетом лесного хозяйства Московской области, в соответствии с указанным Распоряжением был утвержден Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в отношении земельного участка 50:18:0050404:98.
Указанные обстоятельства установлены Решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-64042/22. В рамках указанного дела рассматривались требования ИП Ивановой к Комитету лесного хозяйства Московской области в рамках государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Распоряжением Мособлкомлеса от 26.03.2021 N 28РВ-5 в целом с целью исключения противоречивой информации в публичных реестрах и информационных системах.
Решение по указанному делу не может влиять на права и обязанности лиц по спору между Ивановой О.В. с Управлением Росреестра по Московской области и не препятствует рассмотрению настоящего спора, так как с целью исключения пересечения границ земельного участка с землями лесного фонда Заявителем было подано заявление в Комитет лесного хозяйства Московской области, Комитетом по указанному заявлению было принято положительное решение, оформленное письмом от 23.12.2021 г., что установлено указанным решением и является достаточным основанием для осуществления кадастрового учета.
Согласно представленному в материалы дела Уведомлению Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 19.05.2020 г. N 08-16-0032 (т. 1 л. д. 84-88) в рамках исполнения требований частей 15 и 16 статьи 34 Закона о регистрации органом регистрации прав внесены изменения в сведения ЕГРН о местоположении границы Бородинского лесничество Московской области, 50.18.2.252 в соответствии с описанием местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами, не включаемых в территорию лесничества, в числе которых перечислен земельный участок Заявителя, на стр. 96 указанного уведомления, строка 2398.
В соответствие с частью 7.1 ст. 10 Федерального закона N 280-ФЗ Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" с даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесничеств в соответствие с частями 15 и 15.1. ст. 34 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для осуществления территориального планирования, оказания государственных услуг и осуществления государственных функций в сфере лесных отношений применяются сведения о границах лесничеств, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 16 ст. 34 ФЗ-218 орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в частях 15 и 15.1. ст. 34 ФЗ-218 сведения о местоположении границ лесничеств таким образом, чтобы границы лесничества не пересекали границы населенного пункта, земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда.
Принятие Федерального закона N 280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Указанные нормы права не были применены судом первой инстанции.
Таким образом, границы Бородинского лесничества Московской области внесены в ЕГРН без пересечений с земельным участком с кадастровым номером 50:18:0050404:98.
В соответствии со ст. 3.1. Правил землепользования и застройки Можайского городского округа Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Можайского городского округа Московской области от 04.08.2020 N 679/40, на карте градостроительного зонирования отображены территории пересечения государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости. При наличии Акта об изменении документированной информации государственного лесного реестра, утвержденного Комитетом лесного хозяйства Московской области, или предоставления Комитетом лесного хозяйства Московской области информации, что земельный участок не пересекает границы государственного лесного фонда, или судебного акта, вступившего в законную силу, в отношении земельного участка, расположенного на территории пересечения сведений государственного лесного реестра со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, применяются градостроительные регламенты соответствующей территориальной зоны.
Сведения о расположении земельного участка 50:18:0050404:98 в территории двойного учета (пересечение с ГЛР), на которых градостроительные регламенты не распространяются, не соответствует действительности, так как земельный участок не имеет пересечений с землями лесного фонда.
23.12.2021 г. Комитетом лесного хозяйства Московской области принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и вынесен Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра N 1416/2/01- 02/2022/ЛА от 18.05.2022 г., который отображен в ИСОГД МО.
При наличии Решения Комитета лесного хозяйства Московской области и Акта об изменении документированной информации государственного лесного реестра, утвержденного Комитетом лесного хозяйства Московской области, к земельному участку 50:18:0050404:98 применяются градостроительные регламенты территориальной зоны СХ-3.
Вывод суда первой инстанции о том, что сведения об исполнении решения суда по делу N А41-64042/22 от 09.12.2002 г., вступившего в законную силу 26.02.2023 г., об исключении сведений из государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050404:98 на площади наложения 2000,01 кв.м., не представлено, не может быть принят во внимание, поскольку согласно ст. 16 АПК вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Поэтому независимо фактического исполнения указанного судебного акта, при наличии соответствующих выводов, содержащихся во вступившем в законную силу судебном акте, следует прийти к выводу, что наложение земель лесного фонда на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050404:98 на площади 2000,01 кв.м отсутствует. Данный вывод изложен в решения суда по делу N А41-64042/22 от 09.12.2002 г.
Таким образом, у Управления отсутствовали основания для отказа предпринимателю в изменении вида разрешённого использования земельного участка.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 23.05.2023 по делу N А41-52041/22, от 08.06.2023 по делу N А41-55107/22, от 15.06.2023 по делу N А41-52046/22, 08.08.2023 по делу N А41-89755/22.
Учитывая изложенное, решение от 13 августа 2023 года подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
На основании ст. 110 АПК РФ расходы предпринимателя по оплате госпошлины, понесенные в первой и апелляционной инстанциях, подлежат возмещению заинтересованным лицом.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.08.2023 по делу N А41-89764/22 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным уведомление Управления Росреестра по Московской области от 25.08.2022 N КУВД-001/2022-19976835/5.
Обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить кадастровый учет и изменить вид разрешенного использования земельного участка 50:18:0050404:98 с вида "для сельскохозяйственного производства" на вид "растениеводство".
Взыскать с Управления Росреестра Московской области в пользу индивидуального предпринимателя Ивановой Ольги Васильевны 750 руб. расходов по госпошлине.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-89764/2022
Истец: Иванова Ольга Васильевна, Комитет лесного хозяйства МО, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Упр. Росреестра по МО
Третье лицо: Упр. Росреестра по МО