г. Пермь |
|
10 октября 2023 г. |
Дело N А60-22539/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Якушева В. Н.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя: Фокша Т.Л., паспорт, доверенность от 30.12.2022, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 августа 2023 года по делу N А60-22539/2023
по заявлению акционерного общества "ГАЗЭКС" (ИНН 6612001379, ОГРН 1036600620440)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928),
третье лицо: Губарева Елена Александровна
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ГАЗЭКС" (далее - заявитель, АО "ГАЗЭКС", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Свердловское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.03.2023 г. о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-423/2023 об административном правонарушении (часть 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.08.2023 заявленные требования удовлетворены. Постановление Свердловского УФАС России от 14.03.2023 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-423/2023 об административном правонарушении (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ), вынесенное в отношении АО "ГАЗЭКС", признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы настаивает на том, что у суда первой ин станции отсутствовали основания для удовлетворения требований АО "ГАЗЭКС", решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, отмечает, что АО "ГАЗЭКС" направило акт от 22.11.2022 о подключении (технологическом присоединении) только 01.12.2022, т.е за пределами установленного пунктом 138 Правил 1547 срока.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, о ме6сте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Свердловским УФАС России вынесено постановление от 14.03.2023 г. о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-423/2023 об административном правоотношении (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ), которым общество "ГАЗЭКС" признано виновным в совершении административного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что вынесенное постановление о привлечении к административной ответственности являются незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Заявленные требования признаны судом обоснованными и удовлетворены, оспоренное постановление Свердловского УФАС России признано незаконным. При этом суд исходил из того, что событие вменяемого административного правонарушения антимонопольным органом не доказано.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 5 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полномочия должностных лиц антимонопольного органа по составлению протокола об административном правонарушении и рассмотрению дела, предусмотрены статьей 23.48 КоАП РФ, приказом ФАС России от 19.11.2004 N 180.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом указанного правонарушения являются охраняемые общественные отношения в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, обязанные соблюдать правила недискриминационного доступа к сетям и установленный порядок подключения (присоединения).
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, проявляется в нарушении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила 1547).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, исследование вопроса о наличии события и состава административного правонарушения, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об административном правонарушении.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Законом о газоснабжении.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определяют Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
Пунктом 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществам и иными газораспределительным организациям поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).
Во исполнение указанного поручения Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила N 1547).
Правила N 1547 определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения (далее - объект капитального строительства).
Подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 5 Правил N 1547).
Согласно пункту 128 Правил N 1547 собственник или иной законный владелец ранее присоединенных объектов капитального строительства вправе обратиться к исполнителю лично или через своего представителя с заявлением о переоформлении документов (далее -лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) в случае:
а) утраты документов о подключении (технологическом присоединении);
б) с целью указания в документах о подключении (технологическом присоединении) информации о максимальном часовом расходе газа;
в) в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенного объекта капитального строительства;
г) в иных случаях, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с присоединением через сети основного абонента.
В соответствии с пункта 131 Правил N 1547 к заявлению о переоформлении документов прилагаются следующие документы:
а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на объект капитального строительства;
б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, в случае если заявление о переоформлении документов подается представителем заявителя;
в) технические условия на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (при наличии);
г) акт о подключении (при наличии);
д) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий (прилагаются при отсутствии технических условий или при отсутствии в них и имеющихся документах о подключении информации о мощности ранее присоединенного объекта капитального строительства, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной);
е) копия договора поставки газа (при наличии);
ж) копии иных документов, подтверждающих факт подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям газораспределения (в том числе оформленных на предыдущего собственника объекта капитального строительства), в случае отсутствия документа, предусмотренного подпунктом "г" пункта 131 Правил N 1547.
Копии документов, предусмотренных пунктом 131 Правил N 1547, представляются исполнителю лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, с предъявлением оригиналов, которыми располагает соответствующее лицо. При отсутствии документов, предусмотренных подпунктами "в" - "е" пункта 131 Правил N 1547, у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, в заявлении о переоформлении документов делается отметка об отсутствии соответствующего документа (документов).
Согласно пункту 135 Правил N 1547 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенного объекта капитального строительства или в связи с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью уточнения информации о пропускной способности сетей газораспределения, величине максимального часового расхода газа, если заявителем представлены в газораспределительную организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 131 Правил N 1547, или такие документы имеются в наличии у исполнителя, исполнитель не позднее 5 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении.
В соответствии с пунктом 138 Правил N 1547 при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и у исполнителя документов, предусмотренных подпунктами "в" и "г" или "е" пункта 131 Правил N 1547, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении документов совместно с указанным лицом проводит осмотр сетей газопотребления объекта капитального строительства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения объекта капитального строительства к газораспределительным сетям исполнителя.
По результатам осмотра исполнитель и лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, составляют и подписывают акт осмотра (обследования) объектов капитального строительства, включающий схему газопроводов с указанием границы разграничения имущественной принадлежности.
Исполнитель в течение 7 рабочих дней со дня подписания акта осмотра (обследования) объектов капитального строительства, включающего схему газопроводов с указанием границы разграничения имущественной принадлежности, подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия, акт о подключении, содержащий информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Как установлено судами, Губарева Е.А. направила в АО "ГАЗЭКС" заявление от 25.10.2022 N 41 о переоформлении документов в связи со сменой собственника.
К заявлению были приложены следующие документы в соответствии с пунктом 131 Правил N 1547:
а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на объект капитального строительства:
- газопровод 670 м. кадастровый N 66:25:2702001:1655;
- здание оператора котельной кадастровый N 66:25:2702001:1648; -здание газораспределительной станции кадастровый N 66:25:2702001:1647;
- здание котельной кадастровый N 66:25:2702001:967.
б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, в случае если заявление о переоформлении документов подается представителем заявителя - отсутствует;
в) технические условия на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (при наличии) - отсутствуют:
г) акт о подключении (при наличии) - справка от 30.06.2022 АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" о существующем технологическом присоединении ИП Губарева Е.А. на 1 л.;
д) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий (прилагаются при отсутствии технических условий или при отсутствии в них и имеющихся документах о подключении информации о мощности ранее присоединенного объекта капитального строительства, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной):
- акт о приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта со ссылкой на проектную документацию N 23-1-ГЗ-ГСН на 2 л.;
- акт о монтаже газопровода в траншею на 1 л.;
- акт о готовности траншей, опорных конструкций к укладке трубопроводов на 1 л.;
е) копия договора поставки газа (при наличии) - договор N 37-75-530/99 от 04.12.1998 на 1л.;
ж) копии иных документов, подтверждающих факт подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям газораспределения (в том числе оформленных на предыдущего собственника объекта капитального строительства), в случае отсутствия документа, предусмотренного подпунктом "г" пункта 131 Правил N 1547:
- акты о приемке газопровода в эксплуатацию на 2 л.;
- распоряжение от 25.06.1991 N 55 Трест "Полевскоймежрайгаз" о приемке газопровода в эксплуатацию и пуске газа на 1 л.;
- паспорт распределительного газопровода архивный N 948 Трест "Полевскоймежрайгаз" на 1 л.
Заявление от 25.10.2022 N 41 получено АО "ГАЗЭКС" 27.10.2022 (почтовый идентификатор 62002767401526), зарегистрировано (вх. N 3587 от 01.11.22).
В ответ АО "ГАЗЭКС" направило письмо (исх. N 2775 от 09.11.2022), к которому приложило акт от 08.11.2022 осмотра сетей газопотребления (последний день для проведения осмотра 07.11.2022).
Губарева Е.А. направила письмо от 14.11.2022 N 51, к которому приложила подписанный акт осмотра сетей газопотребления и схему разграничения имущественной принадлежности газораспределительных сетей.
01.12.2022 АО "ГАЗЭКС" посредством почтовой связи в адрес Губаревой Е.А. был направлен акт от 22.11.2022 о подключении (технологическом присоединении, что, по мнению антимонопольного органа, является нарушением действующих норм законодательства.
Вместе с тем, согласно материалам дела, акт о подключении (технологическом присоедини) от 22.11.2022, подписанный АО "ГАЗЭКС" и представителем ИП Губаревой Е.А по доверенности от 25.04.2017 N 66 АА 4355129, содержащий информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также технические условия, был передан АО "ГАЗЭКС" представителю ИП Губаревой Е.А., действующему по доверенности, нарочно в день подписания, т.е. 22.11.2022, т.е. в пределах срока, установленного пунктом 138 Правил 1547.
При этом суд первой инстанции признал противоречащей действующему законодательству позицию антимонопольного органа о том, что вручение акта от 22.11.2022 о подключении (технологическом присоединения) и технических условий представителю ИП Губаревой Е.А. не является надлежащим исполнением обществом обязанности, предусмотренной пунктом 138 Правил 1547, и требует обязательного направления вышеназванных документов в адрес заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Гражданским законодательством предусмотрено, что доверенностью является письменный документ, оформленный надлежащим образом и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такого рода документам, содержащий указание на наделение полномочиями по представлению одним лицом интересов другого лица или группы лиц (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014).
В своих пояснениях в антимонопольный орган от 28.02.2023 N 09-685 обществом была предоставлена доверенность, выданная ИП Губаревой Е.А., содержащая полномочия на представление ее интересов как индивидуального предпринимателя в отношениях с организациями любых форм собственности.
Кроме того, ИП Губаревой Е.А. было направлено в Свердловское УФАС России письмо, представленное в материалы дела, подтверждающее получение ею акта о подключении (технологическом присоединении) от 22.11.2022 и технических условий дважды, в т.ч. 22.11.2022.
Содержание пункта Правил, нарушение которого вменяется обществу, не содержит указаний на обязательность направления акта именно по адресу заявителя/его представителя посредством почтовой связи, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество выполнило свою обязанность по направлению акта заявителю в порядке, установленном пунктом 138 Правил N 1547.
Соответственно, оспариваемое постановление Свердловского УФАС России признано судом первой инстанции незаконным в связи с недоказанностью административным органом события вмененного обществу административного правонарушения.
Аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу. Каких-либо обстоятельств, существенно влияющих на правовую оценку спорных правоотношений и результат разрешения исковых требований, в апелляционной инстанции не установлено.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда не является основанием для отмены (изменения) судебного акта, основанного на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя, отклоненным по изложенным выше мотивам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу Свердловским УФАС России апелляционной жалобы не требует разрешения, поскольку антимонопольный орган в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 августа 2023 года по делу N А60-22539/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Н.Якушев |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-22539/2023
Истец: АО "ГАЗЭКС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Губарева Елена Александровна