город Ростов-на-Дону |
|
14 марта 2024 г. |
дело N А32-46244/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии от администрации Краснодарского края посредством веб-конференции: Радышевской В.А. по доверенности от 01.06.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Афипского городского поселения Северского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.12.2023 по делу N А32-46244/2021
по исковому заявлению администрации Краснодарского края
в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края
к администрации Афипского городского поселения Северского района
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Флексопечать"
о возмещении вреда,
УСТАНОВИЛ:
администрация Краснодарского края (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края) (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края (далее - ответчик) о взыскании вреда, причиненному выявленному объекту археологического наследия - "Поселение "Афипское-1" в результате проведенных на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0204004:10 земляных, строительных работ при строительстве объекта "Офисное помещение" в размере стоимости проведения спасательных археологических полевых работ (раскопок) в сумме 893 964,92 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Флексопечать" (далее - ООО "Флексопечать").
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2023 в удовлетворении ходатайства ответчика о назначении историко-культурной судебной экспертизы отказано. Исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить, в иске отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что из материалов дела следует, что на момент выдачи администрацией разрешения на строительство (13.07.2018) выявленный объект культурного наследия "Поселение Афипское-1" не был включен в перечень выявленных объектов культурного наследия. Администрация и пользователь земельного участка не были, в установленном законом порядке, уведомлены истцом о включении объекта в перечень выявленных с приложением копии решения о включении выявленного объекта в перечень в порядке пункта 6 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закона N 73-ФЗ). Границы выявленного объекта археологического наследия не были определены, утверждены и внесены в ЕГРН в порядке пункта 5 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ, сведения о границах выявленного объекта археологического наследия не были внесены в правила землепользования и застройки пгт. Афипский Северского района. Также заявитель жалобы полагает, что отказ суда первой инстанции в назначении судебной экспертизы является незаконным и нарушает права ответчика.
Администрация Краснодарского края в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с утвержденным Планом проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Краснодарского края на 2019 год, приказом администрации Краснодарского края от 26.08.2019 N 154-кн "О проведении плановой выездной проверки юридического лица в ходе осуществления государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия" управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) в период с 02.09.2019 по 27.09.2019 была проведена плановая выездная проверка администрации Афипского городского поселения Северского района.
По итогам проверки Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края установлен факт выдачи администрацией Афипского городского поселения Северского района разрешения на строительство от 13.07.2018 N 23-ru23527102-073-2018 на территории выявленного объекта культурного наследия без согласования с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, разработки и реализации предусмотренных законодательством мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия и учета императивного указания закона на запрет проведения земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия.
Проверкой установлено, что разрешение на строительство выдано ООО "Флексопечать" на земельный участок с кадастровым номером 23:26:0204004:10 на строительство объекта "Офисное помещение". Земельный участок расположен на территории выявленного объекта археологического наследия "Поселение "Афипское1", пос. Афипский, Западная окраина поселка, на расстоянии 1,05 км к юго-западу от пересечения ул. Лермонтова и ул. Воронова (азимут 240,14°) и на расстоянии 0,98 км к северо-западу от пересечения ул. Краснодарской и ул. Маяковского (азимут 299,80°).
Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, по результатам проведенного 20.11.2019 визуального осмотра выявленного объекта археологического наследия "Поселение "Афипское-1" на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0204004:10, составлен акт осмотра технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) от 21.11.2019.
Согласно акту осмотра от 21.11.2019 в соответствии с разрешением на строительство от 13.07.2018 N 23-ru23527102-073-2018 построен объект капитального строительства "Офисное помещение", в результате чего поврежден археологический культурный слой на площади 244,60 кв. м.
В ходе выполнения сплошной археологической разведки на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0204004:10, выполненной ООО "Кубаньохранкультура" на основании договора от 30.01.2020 N 06/2020, заключенного с ООО "Флексопечать", уточнена площадь повреждения культурного слоя выявленного объекта культурного наследия археологического наследия "Поселение "Афипское-1", которая согласно "Отчету о выполнении сплошной археологической разведки на земельном участке площадью 20 000 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, р-н Северский, пгт. Афипский (в районе очистных сооружений), ул. Краснодарская, 112, кадастровый номер 23:26:0204004:10" составила 97,21 кв. м.
ООО "Кубаньохранкультура" произведен расчет стоимости мероприятий по сохранению объекта археологического наследия (спасательных археологических полевых работ - раскопок), предусмотренных статьей 45.1 Закона N 73-ФЗ, с применением сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры (СЦНПР-91), который составил 893 964,92 руб.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика письмом от 14.12.2020 N 78-12-16404/20 была направлена досудебная претензия по возмещению вреда, причиненного объекту археологического наследия.
В ответ на претензию от 11.12.2020, администрация Афипского городского поселения Северского района указывает на несостоятельность доводов администрации Краснодарского края по возмещению вреда, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Письмом от 21.01.2021 N 01-09/160 (входящий управления от 25.01.2021 N 78-939/21-0) администрация Афипского городского поселения Северского района сообщила о том, что доводы досудебной претензии управления являются необоснованными, а разрешение на строительство от 13.07.2018 N 23-ru23527102-073-2018 было выдано ООО "Флексопечать" для строительство объекта "Офисное помещение" в том числе по результатам рассмотрения выданного ООО "Флексопечать" управлением по охране, реставрации и эксплуатации культурных ценностей (наследия) Краснодарского края заключения от 16.02.2009 N 404/09-02-16.
Так, меры по досудебному порядку урегулирования спора не привели к его разрешению, поэтому истец обратился в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 7 Закона N 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Закона N 73-ФЗ все объекты археологического наследия находятся в государственной собственности и отчуждению из государственной собственности не подлежат. Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством.
Согласно пункту 2 и 3 статьи 36 Закона N 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, а также на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 указанного Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 Закона N 73-ФЗ, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1, 5 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ на территории памятника запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия.
Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения указанных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия.
Согласно статьи 7 Закона Краснодарского края "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" от 03.07.2015 N 3223-КЗ в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае на стадии проведения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению.
Согласно части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В силу пункта 14 части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что в градостроительном плане земельного участка содержится информация, в том числе, о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (часть 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно данным Портала государственных и муниципальных услуг Краснодарского края, Афипское городское поселение оказывает муниципальную услугу "Выдача градостроительного плана земельного участка" с 2013 года.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Таким образом, администрация Афипского городского поселения Северского района, как орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, не только могла, но и обязана была при проверке документов-оснований для выдачи такого разрешения получить сведения об ограничениях в отношении рассматриваемого земельного участка из всех возможных источников.
Вместе с тем, информация о нахождении на территории муниципального образования Северский район объекта археологического наследия "Поселение "Афипское-1" подтверждается письмом Управления государственной охраны объектов культурного наследия от 30.12.2013 N 78-8218/13-0115, направленным по электронной почте главе муниципального образования Северский район для уведомления органов и учреждений, контролирующих градостроительную деятельность в муниципальном образовании Северский район.
В целях получения информации о доведении администрацией муниципального образования Северский район до сведения ответчика информации о памятнике, управлением письмом от 10.07.2022 N 78-12-11063/22 направлен запрос. В своем ответе от 27.07.2022 N 01-36/6295 (входящий управления от 28.07.2022 N 78) администрация муниципального образования Северский район сообщила управлению следующее. Письмо управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 30.12.2013 N 78-8218/13-0115 о выявленном объекте культурного наследия "Поселение "Афипское-1", согласно информации, размещенной в СИНКОПА (система интегрированного корпоративного учета, планирования и анализа), поступило в администрацию муниципального образования Северский район 30.12.2013 зарегистрировано под входящим N 01-05/9826 и перенаправлено на исполнение в администрацию Афипского городского поселения. Отмечено об исполнении администрацией Афипского городского поселения 28.03.2014 N 1177.
Таким образом, вопреки доводам заявителя жалобы, суд первой инстанции пришел правомерному к выводу, что в нарушение требований действующего законодательства об охране объектов культурного наследия и градостроительного законодательства, заведомо зная о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:26:0204004:10 расположен на территории выявленного объекта культурного наследия "Поселение "Афипское - 1", 13.07.2018 администрация Афипского городского поселения Северского района выдала ООО "Флексопечать" разрешение на строительство N 23-ru23527102-073-2018.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент выдачи администрацией разрешения на строительство (13.07.2018) выявленный объект культурного наследия "Поселение Афипское-1" не был включен в перечень выявленных объектов культурного наследия, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку данный объект являлся выявленным.
В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ такой объект подлежит государственной охране до принятия решения о его включении в реестр.
Кроме того, управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края представлено подтверждение, что в составе генерального плана Афипского городского поселения Северского района, утвержденного решением Совета Афипского городского поселения Северского района от 09.12.2010 N 95 (в редакции от 26.11.2015 N 123), размещенного в свободном доступе на официальном сайте администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края в разделе "Градостроительная деятельность", подраздел "Документы территориального планирования", имеются сведения об объекте археологического наследия "Поселение "Афипское-1". Территория памятника нанесена на "Карту функциональных зон".
При сравнении "Карты функциональных зон" генерального плана Афипского городского поселения Северского района с графической частью учетной карты объекта археологического наследия "Поселение "Афипское-1", местоположение памятника на "Карте функциональных зон" и в учетной карте памятника совпадают.
При анализе местоположения и координат земельного участка с кадастровым номером 23:26:0204004:10 на публичной кадастровой карте и указанных материалов судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:26:0204004:10 расположен в границах объекта археологического наследия "Поселение "Афипское-1".
Исходя из информации, содержащейся на официальном сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования, сведения о генеральном плане Афипского городского поселения Северского района размещены 13.11.2017.
В составе генерального плана Афипского городского поселения Северского района имеется раздел, в котором отражена карта функциональных зон, размещенная 13.11.2017 и содержащая сведения об объекте археологического наследия.
Земельный участок с кадастровым номером 23:26:0204004:10 расположен в границах объекта археологического наследия "Поселение "Афипское-1".
Таким образом, удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции верно указал, что действия администрации Афипского городского поселения Северского района по выдаче разрешения на строительство (13.07.2018) противоречат нормам градостроительного законодательства и законодательства об объектах культурного наследия, разрешение выдано без согласования уполномоченного органа и учета императивного указания закона на запрет проведения земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия.
Отсутствие на официальном сайте ответчика сведений об объекте археологического наследия "Поселение "Афипское-1" не освобождает ответчика от ответственности за нарушение требований законодательства при выдаче разрешения на строительство.
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Объект культурного наследия восстановить или заменить вещью того же рода и качества невозможно ввиду уникальности этих объектов археологического наследия. Поэтому по обстоятельствам дела возмещение вреда возможно только в форме возмещения причиненных убытков.
Пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимает под убытками расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 61 Закона N 73-ФЗ лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 Федерального закона N 73-ФЗ, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.
Согласно статье 40 Закона N 73-ФЗ об объектах культурного наследия под сохранением объекта археологического наследия в исключительных случаях понимаются спасательные археологические полевые работы, осуществляемые в порядке, определенном статьей 45 Закона, с полным или частичным изъятием находок из раскопов с целью передачи обнаруженных культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации (пункт 9 статьи 45 Закона N 73-ФЗ).
В данном случае восстановление нарушенного права - сохранение объекта археологического наследия может быть осуществлено лишь путем проведения спасательных археологических полевых работ.
Проведение каких-либо восстановительных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объектов археологического наследия, существующими методиками не предусматривается.
Судом первой инстанции установлено, что истцом верно исчислена стоимость проведения спасательных археологических полевых работ (раскопок) в сумме 893 964,92 руб. В апелляционной жалобе доводов о неправомерности произведенного истцом расчета не заявлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возмещении администрацией Афипского городского поселения Северского района вреда, причиненный выявленному объекту археологического наследия "Поселение "Афипское-1" в размере 893 964,92 руб. стоимости проведения спасательных археологических полевых работ (раскопок).
Аналогичные выводы содержаться в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.07.2023 по делу N А32-48738/2021.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Администрация Афипского городского поселения Северского района, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2023 по делу N А32-46244/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46244/2021
Истец: Администрация Краснодаского края в лице управления государственной охраны объектов клуьтурного наследия, Администрация муниципального образования города Краснодар, Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края
Ответчик: Администрация Афипского городского поселения Северского района
Третье лицо: ООО "КУБАНЬОХРАНКУЛЬТУРА", ООО "Флексопечать", ООО "Флексопечать"