г. Самара |
|
13 марта 2024 г. |
Дело N А55-5396/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Деминой Е.Г., Котельникова А.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесовой М.С.,
с участием:
от истца - Гапонов С.В., представитель (доверенность N 14-Д от 14.12.2022, диплом N 07626 от 07.07.2012);
от ответчика - Калинин Р.Г., представитель (доверенность N 209 от 23.11.2023, диплом N 17600 от 24.06.1998),
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 февраля 2024 года в зале N 3 помещения суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стэнли" на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2023 года по делу NА55-5396/2023 (судья Михайлова М.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Стэнли" (ОГРН 1036300992166, ИНН 6382019241), Самарская область, г. Тольятти,
к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232), г. Самара,
о признании договора N ТКО-41 ТЛТ от 01.01.2020 незаключенным, о признании договора N ТКО-41 ТЛТ от 23.04.2019 заключенным, об обязании ответчика произвести перерасчет вывозимых ТКО с 24,28 м3 на 0,75 м3 за период с 01.01.2020 по настоящее время
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс"
к обществу с ограниченной ответственностью "Стэнли"
о взыскании 423500 руб. 74 коп. - задолженности за период с 01.11.2020 по 31.03.2023, 90531 руб. 11 коп. - пени за период с 11.12.2020 по 31.03.2023 и далее по день фактического исполнения обязательства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Стэнли (далее - ООО Стэнли, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью ЭкоСтройРесурс (далее - ООО ЭкоСтройРесурс, ответчик) о признании договора ТКО-41 ТЛТ от 01.01.2020 незаключенным, о признании договора ТКО-41 ТЛТ от 23.04.2019 заключенным, об обязании ответчика произвести перерасчет вывозимых ТКО с 24,28 м на 0,75 м в период с 01.01.2020 по настоящее время.
Определением суда от 12.04.2023 для совместного рассмотрения с первоначальным иском принято к производству встречное исковое заявление ООО "ЭкоСтройРесурс" к ООО "Стэнли" о взыскании 514031 руб. 85 коп., в том числе: 423500 руб. 74 коп. - задолженности за период с 01.11.2020 по 31.03.2023, 90531 руб. 11 коп. - пеней за период с 11.12.2020 по 31.03.2023, и по день фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2023 в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано. Встречные исковые требования удовлетворены.
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, отзыве ответчика на апелляционную жалобу, заслушав выступления присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Самарской области осуществляется региональным оператором.
Статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" (далее - региональный оператор) по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу своей публичности считается заключенным с 01.01.2019 вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (статьи 425, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ), пункт 8(15) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156)) на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, а услуги подлежат оплате с 01.01.2019 - с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Между ООО "Стэнли" (потребитель, заказчик) и ООО "ЭкоСтройРесурс" (региональный оператор, исполнитель) был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-41 ТЛТ от 23.04.2019 (далее - договор от 23.04.2019).
Согласно приложению 1 к договору от 23.04.2019 стороны согласовали объем принимаемых ТКО в месяц: 0,75 м; место накопления ТКО: Самарская область, г.Тольятти, ул. Северная, д. 51; периодичность вывоза ТКО: один раз в месяц.
Первоначальные исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.
Стороны в течении года надлежащим образом исполняли условия договора от 23.04.2019, однако 01.01.2020 от регионального оператора поступило предложение о заключении нового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-41 ТЛТ от 01.01.2020 (далее - договор от 01.01.2020).
При этом в договоре от 01.01.2020 региональный оператор безосновательно изменяет объем принимаемых ТКО в месяц с 0,75 м на 24,28 м, потребитель с данными изменениями договора от 23.04.2019 не согласился.
Как указал истец, с 01.01.2019 по настоящее время объем вывозимых ТКО региональным оператором не изменился.
Также по настоящее время региональный оператор выставляет счета за объем ТКО в размере 24,28 м, однако по факту вывозит ТКО в объеме 0,75 м.
Как указал истец, в силу пункта 23 договора от 23.04.2019, настоящий договор заключается по 31.12.2019. Настоящий договор вступает в силу с даты начала оказания услуг - 01.01.2019.
В пункте 24 договора от 23.04.2019 указано, что настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
Ссылаясь на то, что в соответствии с вышеуказанными условиями договора от 23.04.2019 региональный оператор за месяц до его окончания не направил потребителю предложений о заключении нового договора либо о внесении изменений в старый (крайний срок был до 30.11.2019), истец считает, что по настоящее время договор от 23.04.2019 считается действующим.
Поскольку в договоре от 01.01.2020 региональный оператор безосновательно изменяет объем принимаемых ТКО в месяц с 0,75 м на 24,28 м, а потребитель с данными изменениями договора от 23.04.2019 не согласился, истец считает, что договор от 01.01.2020 является незаключенным.
При этом истец считает, что обязанность по заключению договора на вывоз ТКО с региональным оператором была исполнена истцом при заключении договора от 23.04.2019.
Истцом была направлена претензия ответчику с требованием произвести перерасчет, однако ответом от 09.02.2023 ответчик отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свой отказ тем, что проект договора от 01.01.2020 был направлен ответчиком 22.11.2019 и получен истцом 29.11.2019, то есть в срок, предусмотренный договором от 23.04.2019.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с первоначальным иском.
Ответчик заявил возражая против удовлетворения первоначального иска по доводам, изложенным в отзыве.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 12 договора от 23.04.2019 было установлено, что учет объема и (или) массы ТКО ведется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО. В приложении N 1 к договору от 23.04.2019 стороны указали место накопления ТКО по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Северная, д. 51.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Пунктом 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке содержит схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора также содержатся в территориальной схеме.
Таким образом, документом, регулирующим обращение с ТКО, образующимися на территории субъекта Российской Федерации, является территориальная схема обращения с ТКО, ориентированная на вовлечение всех ТКО в хозяйственный оборот. При этом территориальная схема обязательна для соблюдения всеми участниками, осуществляющими обращение с ТКО, в том числе лицами, в деятельности которых образуются ТКО (вывод подтверждается многочисленной судебной практикой, в частности, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.04.2021 по делу N А55-20473/2020).
Пунктом 9 Правил N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с ТКО. Территориальная схема Самарской области утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228, электронная модель территориальной схемы опубликована на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в разделе "Деятельность" (подраздел "Обращение с твердыми коммунальными отходами"). Изменения в действующую территориальную схему внесены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 279 от 27.12.2019 "О внесении изменений в приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Самарской области".
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", в соответствии с которым места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица.
Следовательно, до момента включения места накопления ТКО в территориальную схему у регионального оператора отсутствует обязанность осуществлять коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров.
Все места накопления ТКО Самарской области, включенные в территориальную схему, отражены в приложении N 1 к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 279 от 27.12.2019.
Контейнерная площадка, расположенная по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Северная, д. 51, в указанном приложении не значится, в территориальную схему не включена.
Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), установлен порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом, согласно пункту 6 Правил N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Следует отметить, что коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, применяется при наличии у потребителя собственной контейнерной площадки, включенной в территориальную схему и исключающей доступ к ней третьих лиц.
Доказательств наличия в спорный период собственной контейнерной площадки, включенной в территориальную схему и исключающей доступ к ней третьих лиц, не представлено, что свидетельствует о невозможности применения способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления (пункт 12 договора от 23.04.2019).
Таким образом, в данном случае применяется коммерческий учет ТКО, осуществляемый расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема (пункт 16 договора от 01.01.2020).
Приложением N 1 к договору от 23.04.2019 была установлена периодичность вывоза ТКО один раз в месяц.
До 01.03.2021 периодичность вывоза ТКО основывалась на пункте 2.2.1. "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88: срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
С 01.03.2021 периодичность вывоза ТКО основывается на пункте 11 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3:
срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
плюс 5 °С и выше - не более 1 суток;
плюс 4 °С и ниже - не более 3 суток.
Правилами N 1156 предписывается необходимость учета законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе при осуществлении накопления отходов.
Таким образом, СанПиН 42-128-4690-88 до 01.03.2021 и СанПиН 2.1.3684-21 с 01.03.2021 установлены ограничения срока временного накопления несортированных ТКО - не более 1 суток или не более 3 суток (в зависимости от среднесуточной температуры наружного воздуха).
При этом по общему правилу не предусмотрена возможность временного накопления несортированных ТКО с превышением указанных сроков.
Соответственно, осуществление временного накопления несортированных ТКО более 1 суток (при температуре наружного воздуха выше +5 °С) или более 3 суток (при температуре наружного воздуха ниже +4 °С) является нарушением требований санитарных правил и норм (требований санитарно-эпидемиологического законодательства).
В свою очередь, нарушение (несоблюдение) установленных сроков временного накопления ТКО является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 6.35 КоАП РФ лиц, допустивших нарушение санитарно-эпидемиологических ь требований к накоплению отходов.
Таким образом, периодичность вывоза ТКО 1 раз в месяц (приложение N 1 к договору от 23.04.2019) не соответствует санитарно-эпидемиологическому законодательству, в связи с чем приложением N 1 к договору от 01.01.2020 установлена периодичность в соответствии с СанПиН.
Истец указал на то, что в настоящее время региональный оператор выставляет счета за объем ТКО в размере 24,28 м, а по факту вывозит ТКО в объеме 0,75 куб..
Данное утверждение истца не соответствует действительности, поскольку согласно приложению N 1 к договору от 01.01.2020 региональный оператор оказывает истцу услуги по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Самарской области.
С начала срока действия договора региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО с мест (площадок) накопления ТКО, расположенных согласно приложению N 1 к договору - в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Самарской области.
При этом оказание региональным оператором услуги по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям Самарской области с 01.01.2019 предполагает (пока не доказано иное), что данной услугой пользуются все потребители Самарской области.
Таким образом, условия договора от 01.01.2020 исполняются региональным оператором в полном объеме, доказательства обратного истцом не предоставлены.
Кроме того, указанные истцом обстоятельства не относятся к предмету разбирательства по настоящему делу и не подтверждают первоначальные исковые требования.
Довод истца о том, что региональный оператор за месяц до окончания срока договора от 23.04.2019 не направил потребителю предложений о заключении нового договора (крайний срок был 30.11.2019), в связи с чем по настоящее время договор от 23.04.2019 считается действующим, так как ни о одна из сторон в соответствии с договором не заявила о намерении о его расторжении, не соответствует обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, уведомление N ЭСР-17985/19 от 20.11.2019 о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на иных условиях и новый договор от 01.01.2020 были направлены региональным оператором в адрес потребителя 22.11.2019 и получены им 28.11.2019, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления от 22.11.2019 с почтовым идентификатором 80086342696473 и отчетом об отслеживании данного отправления от 17.03.2023 (т. 1, л.д. 27-29).
Таким образом, региональным оператором соблюден срок уведомления о заключении нового договора от 01.01.2020 на иных условиях, предусмотренный пунктом 8(20) Правил N 1156 и пунктом 24 договора от 23.04.2019.
При таких обстоятельствах договор от 01.01.2020 является действующим, а договор от 23.04.2019 прекратил свое действие.
Доводы истца о том, что в проекте нового договора от 01.01.2020 ответчик изменил объем вывозимых ТКО с 0,75 м на 24,28 м, в связи с чем потребитель отказался от заключения договора на указанных условиях, поэтому договор от 01.01.2020 считается незаключенным, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено правило, в соответствии с которым региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО.
При этом договор на оказание таких услуг является публичным для регионального оператора. Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Норма пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предписывает заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации с возможностью его дополнения, по соглашению сторон, иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребителями ТКО с региональным оператором и оплаты соответствующих услуг предусмотрена статьями 24.6 и 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктом 4 Правил N 1156.
В пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев:
- уклонения потребителя от заключения конкретного договора;
- неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям;
- ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
Согласно пункту 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписант указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Согласно пункту 8(15) Правил N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что договор от 01.01.2020 считается заключенным между сторонами на условиях типового договора, а услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Кроме того, заключение договора от 01.01.2020 и исполнение его условий ответчиком установлены вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Самарской области от 19.07.2022 по делу N А55-1043/2022 и от 09.03.2023 по делу N А55-317/2023, согласно которым с истца по данному договору взысканы сумма основного долга и неустойка.
Соответственно, договор от 01.01.2020 является заключенным, а доводы истца об обратном несостоятельными.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении первоначальных исковых требований.
Из материалов дела усматривается, что ответчик предъявил встречный иск о взыскании с истца 514031 руб. 85 коп., в том числе: 423500 руб. 74 коп. - задолженность за период с 01.11.2020 по 31.03.2023, 90531 руб. 11 коп. - пени за период с 11.12.2020 по 31.03.2023, и по день фактического исполнения обязательства.
В соответствии с пунктом 2 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО, в том числе крупногабаритные отходы (далее - КТО), в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 6 договора под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Сведения о размере единого тарифа на услугу регионального оператора доступен на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также приказами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 95 от 28.03.2019, N 781 от 19.12.2019, N830 от 18.12.2020, N 820 от 25.11.2022, утверждены предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в размере:
- 498,47 руб./куб. м (без учета НДС) или 598,16 руб./куб. м (с учетом НДС) (период с 01.01.2019 по 30.11.2022);
- 518,39 руб./куб. м (без учета НДС) или 622,07 руб./куб. м (с учетом НДС) (период с 01.12.2022 по 31.12.2023) (далее - тариф).
В соответствии с пунктом 16 договора стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, следующим способом: в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору.
В соответствии с приложением N 1 к договору учет ТКО производится исходя из норматива накопления ТКО.
Согласно пункту 6.1. договора в случае если оплата услуг производится исходя из норматива накопления ТКО, утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области для потребителей, осуществляющих свою деятельность в помещениях, расположенных в многоквартирных домах и жилых домах, а также в отдельно стоящих зданиях и нежилых помещениях (за исключением многоквартирных и жилых домов) расчет размера платы в месяц по настоящему договору производится по формуле:
Pi = К х 1/12 х Njo х Тотх,
где:
Pi - размер платы за услугу по обращению с ТКО;
Ki - количество расчетных единиц (указывается в Приложении N 1 к Договору);
Njo - норматив накопления ТКО, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области (указывается в Приложении N 1 к Договору);
Тотх - цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО;
"12" - количество месяцев в году.
Нормативы накопления ТКО для объектов общественного назначения на территории Самарской области утверждены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 N 804 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области", для складов промышленных товаров норматив составляет 0,18 куб. м в год на 1 кв. м общей площади.
Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО по договору, согласно указанной выше формуле, выглядит следующим образом:
1) 1619 кв. м Х 0,18 куб. м/год на 1 кв. м/12 месяцев Х 598,16 руб./куб. м = 14523,42 руб. в месяц, где:
- 1619 кв. м - количество расчетных единиц в соответствии с приложением N 1 к договору;
- 598,16 руб./куб. м - тариф;
- 14523,42 руб. в месяц - сумма ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2020 по 30.11.2022;
2) 1619 кв. м Х 0,18 куб. м/год на 1 кв. м/12 месяцев Х 622,07 руб./куб. м = 15103,81 руб. в месяц, где:
- 1619 кв. м - количество расчетных единиц в соответствии с приложением N 1 к договору;
- 622,07 руб./куб. м - тариф;
- 15103,81 руб. в месяц - сумма ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО за период с 01.12.2022 по 31.03.2023.
Заключенный сторонами договор от 01.01.2020 является договором возмездного оказания услуг и регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Закона N 89-ФЗ, Правилами N 1156 и Правилами N 505.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Таким образом, исходя из существа регулируемых названными нормами обязательств, отказ заказчика от оплаты оказанных ему исполнителем услуг при условии их надлежащего исполнения не допускается. При этом по смыслу указанных норм исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 48 от 29.09.1999 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание юридических услуг").
В подтверждение факта оказания услуг ответчиком в материалы дела представлены подписанные им в одностороннем порядке универсальные передаточные документы (УПД) на оплату услуг по обращению с ТКО за период с 01.11.2020 по 31.03.2023: КУ11- 005668 от 30.11.2020, КУ12-023618 от 31.12.2020, КУ01-011063 от 31.01.2021, КУ02-012214 от 28.02.2021, КУОЗ-012828 от 31.03.2021, КУ04-013736 от 30.04.2021, КУ05-018767 от 31.05.2021, КУ06-009184 от 30.06.2021, КУ07-015360 от 31.07.2021, КУ08-016222 от 31.08.2021, КУ09-016243 от 30.09.2021, КУ10-016169 от 31.10.2021, КУ11-005742 от 30.11.2021, КУ12-013768 от 31.12.2021, КУ01-015420 от 31.01.2022, КУ02-017794 от 28.02.2022, КУ03-017075 от 31.03.2022, КУ04-016809 от 30.04.2022, КУ05-015537 от 31.05.2022, КУ06-015260 от 30.06.2022, КУ07-014539 от 31.07.2022, КУ08-014379 от 31.08.2022, КУ09-014668 от 30.09.2022, КУ10-015056 от 31.10.2022, КУ11-014559 от 30.11.2022, КУ12-032616 от 31.12.2022, КУ01-007536 от 31.01.2023, КУ02-013580 от 28.02.2023, КУ03-028814 от 31.03.2023.
Согласно статье 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В силу пунктов 1 и 5 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации именно на заказчика возлагается обязанность принять выполненные работы по объему, стоимости и качеству, а в случае наличия разногласий относительно выполненных работ, должна быть назначена экспертиза.
Из материалов дела следует, что УПД на оплату услуг по обращению с ТКО за спорный период направлялись ответчиком в адрес истца, и их получение истцом не оспаривается.
При этом доказательств направления отвектчику в срок, установленный пунктом 9.1. договора, мотивированных возражений по поводу качества, объемов и стоимости оказанных услуг, указанных в спорных УПД, истец не представил.
Как следует из пункта 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 51 от 24.01.2000 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" (которое подлежит применению в данном случае по аналогии), односторонний акт приемки результата работ является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору, и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
В пункте 10 договора предусмотрено, что в случае отсутствия со стороны потребителя в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документально подтвержденных возражений, заявленных в порядке раздела VI договора относительно исполнения обязательств по договору, в том числе объема и качества оказанных региональным оператором услуг по обращению с ТКО по договору, услуги считаются надлежаще оказанными и подлежат оплате потребителем в полном объеме.
Исследовав и оценив представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, суд апелляционной инстанции считает, что мотивы отказа истца от подписания спорных УПД являются необоснованными, в связи с чем оснований для признания их недействительными не имеется.
Таким образом, представленные ответчиком односторонние УПД на оплату услуг по обращению с ТКО за период с 01.11.2020 по 31.03.2023 на общую сумму 423500 руб. 74 коп. являются надлежащими доказательствами, удостоверяющими факт оказания ответчиком услуг истцу в спорный период.
Доказательств того, что услуги по обращению с ТКО в период с 01.11.2020 по 31.03.2023 были оказаны истцу не ответчиком, а иным лицом, не оказаны либо оказаны ненадлежащим образом, истцом в материалы дела не представлено (статьи 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах основания полагать, что ООО "ЭкоСтройРесурс" не исполнило обязательства по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО, образовавшихся в результате деятельности истца в спорный период, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 7 договора потребитель ежемесячно оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Пунктом 17 договора предусмотрено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 (Трех) рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Потребителем не предоставлено надлежащих доказательств, подтверждающих оказания региональным оператором услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. При этом услуги по обращению с ТКО так и не были оплачены потребителем.
Таким образом, потребителем по договору за период с 01.11.2020 по 31.03.2023 обязательства по оплате оказанных Региональным оператором услуг не исполнены, в связи с чем у Потребителя образовалась задолженность в размере 423500 руб. 74 коп.
Принимая во внимание, что факт оказания услуг, наличие и размер задолженности, а также факт просрочки оплаты оказанных услуг подтверждены документально и истцом не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции, установив период просрочки исполнения обязательств, проверив представленный ответчиком расчет пени с учетом действовавших в спорный период мораториев и признав его верным, на основании статей 307-309, 310, 329, 330, 332, 401, 421, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно удовлетворил встречные исковые требования, взыскав с истца в пользу ответчика задолженность за период с 01.11.2020 по 31.03.2023 в размере 423500 руб. 74 коп., пени за период с 11.12.2020 по 31.03.2023 в размере 90531 руб. 11 коп. и неустойку по день фактического исполнения обязательства, не установив оснований для снижения размера неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Дакант", подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
То есть основанием для вступления в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновение права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между одной из сторон и третьим лицом.
Общество с ограниченной ответственностью "Дакант" не является участником материально-правовых отношений между истцом и ответчиком, в связи с которыми возник настоящий спор, поскольку в силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон.
Таким образом, удовлетворение настоящего иска не может повлиять на конкретные права или обязанности указанного лица по отношению к одной из сторон спора.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения общества с ограниченной ответственностью "Дакант" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не имеется.
Из представленных материалов не усматривается, что оспариваемое решение принято непосредственно о правах и обязанностях общества с ограниченной ответственностью "Дакант", и что указанное лицо лишено возможности обратиться самостоятельно за судебной защитой в случае нарушения какого-либо из его прав и законных интересов.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а по существу, сводятся к несогласию истца с оценкой судом представленных в материалы дела доказательств и исследованных обстоятельств, что не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, истцом не представлено.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2023 года по делу N А55-5396/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стэнли" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5396/2023
Истец: ООО "СТЭНЛИ"
Ответчик: ООО "ЭкоСтройРесурс"