г. Чита |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А10-445/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 августа 2023 года по делу N А10-445/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, 670000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Профсоюзная, дом 23, далее - заявитель, ПАО "ТГК-14", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН 1150327025386, 670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, дом 35, далее - административный орган, Госстройжилнадзор, служба) об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) от 18.01.2023 N 7/23.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 августа 2023 года по делу N А10-445/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме, по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает что, суд, установив факт составления протокола об административном правонарушении в отсутствии надлежащего извещения ПАО "ТГК-14", не применил разъяснения, изложенные в пункте 24 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004. Полагает, что административный орган, привлекая ПАО "ТГК-14" к административной ответственности, не исследовал вопрос о дате возникновения у общества обязанности по эксплуатации ОДПУ, не правильно применил ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; также не были рассмотрены вопросы способа управления многоквартирным домом N 16 по пр. Победы в г. Улан-Удэ, наличие в доме управляющей организации или ТСЖ, дата возникновения обязанности по эксплуатации ОДПУ у ПАО "ТГК-14". Кроме того, считает, что ПАО "ТГК-14" не является лицом, ответственным за надлежащее содержание общедомового прибора учета.
Служба отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.09.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в Республиканскую службу государственного строительного и жилищного надзора поступили материалы проверки по жалобе собственников помещений в многоквартирном доме N 16 по проспекту Победы, г. Улан-Удэ, о нарушениях обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений, из Управления муниципальной жилищной инспекции.
19 сентября 2022 года Госстройжилнадзором принято решение о проведении документарной проверки в рамках регионального государственного жилищного контроля.
По результатам проверки составлен акт внеплановой документарной проверки от 28.09.2022, в котором указано на то, что многоквартирный дом по пр. Победы, д.16 г. Улан-Удэ оборудован общедомовым прибором учета согласно актам повторного допуска от 01.12.2021 N 31-0000935, N 33-0001976. Индивидуальные приборы учета тепла в жилых и нежилых помещениях, отсутствуют.
В июне 2022 года собственникам помещений дома произведена корректировка размера платы за отопление за период с 01.07.2021 по 30.06.2022 по формуле 3(4) Приложений N 2 Правил N 354.
Многоквартирный дом имеет открытую систему теплоснабжения.
В соответствии с актами повторного допуска от 01.12.2021 N 31-0000935, N 33-0001976 общедомовой прибор учета в своем комплекте имеет 2 преобразователя расхода ЭРСВ-440ЛВ заводские номера 2112323, 212591 на общем вводе и 1 преобразователь расхода ЭРСВ-440ЛВ заводской номер 214232 на системе горячего водоснабжения.
Согласно отчетам о потреблении тепловой энергии и теплоносителя за период с 01.07.2021 по 30.06.2022 преобразователь расхода на системе горячего водоснабжения ведет учет массы и температуры теплоносителя, количество тепловой энергии (Гкал) не учитывает. Преобразователь расхода на системе горячего водоснабжения производит некорректный учет, расчет потребленной тепловой энергии по нему не производится.
По факту выявленного нарушения 06.12.2022 заместителем начальника отдела по жилищному надзору Степановой Н.Б. в отношении заявителя составлен протокол N 130-пр/22 об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя ПАО "ТГК-14", надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола (т.1 л.д.98-99).
Определением от 11.01.2023 административным органом назначено рассмотрение административного дела на 18.01.2023 в 09:00 в здании РСГЖИ по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, д.35, каб. 2. Указанное определение направлено на электронную почту заявителя (т.1 л.д.112).
18 января 2023 года вынесено вр.и.о. заместителя руководителя Юсудуровым Е.А. постановление о привлечении к административной ответственности ПАО "ТГК-14" с участием представителей Чердонова О.А. и Гармаевой Д.А. по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1, пункта 2 части 2 статьи 23.55 КоАП РФ, пункта 1.1 Положения о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 N 460, приказа Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора от 14.01.2016 N1 "Об утверждении перечня должностных лиц Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесены уполномоченными должностными лицами.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
Положения статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусматривают обязательные требования о наличии приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1), а также обязанность собственников помещений многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона, до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов, в том числе коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых ресурсов (часть 5).
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 указанной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 указанной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
На основании указанного закона, если собственниками в установленный срок не исполнена обязанность об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранено такое нарушение, то у организации, снабжающей или передающей ресурсы, возникает обязанность об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Диспозицией части 12 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Объектом правонарушения является система общественных отношений, связанных с обеспечением учета используемых энергетических ресурсов и применением приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.
Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:
необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения;
нарушение установленного порядка заключения такого договора;
несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Субъектами административной ответственности являются, в том числе юридические лица.
Таким образом, лицом, обязанным выполнять требования части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ и, следовательно, субъектом административного правонарушения по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ является ресурсоснабжающая организация.
Место совершения правонарушения - Республики Бурятия, г. Улан-Удэ, пр. Победы, д.16.
Госстройжилнадзором установлено, что в многоквартирном доме по пр. Победы, 16 произведена корректировка платы за отопление без учета фактического объема тепловой энергии по горячему водоснабжению.
В соответствии с актом проверки установлено, что преобразователь расхода не учитывает количество тепловой энергии (Гкал), что подтверждается отчетами о потреблении тепловой энергии и теплоносителя. Согласно данным отчетам ведется учет только массы и температуры теплоносителя.
Произведенная корректировка позволила доначислить значительные средства гражданам, поскольку в составе платы за отопление вошли тепловые потери горячего водоснабжения.
Согласно Рабочему проекту узла учета в системе горячего водоснабжения регистрируются параметры давления (стр. 2 проекта).
Теплосистема 1 - общий ввод. Теплосистема 2 - Горячее водоснабжение.
Также в проекте указано, что в теплосистеме 2, где учитывается расход горячего водоснабжения в описание настроек указано на давление, то есть предусмотрено определение параметра как давление (стр. 7 проекта в разделе "Описание настроек теплосистемы 2 (объемы потребления системы ГВС)).
На основании акта повторного допуска от 01.12.2021 N 31-0000935 преобразователь давления находится только на общем вводе, в акте повторного допуска от 01.12.2021 N 0001976 преобразователь давления на ГВС отсутствует.
Для определения количества тепловой энергии (Гкал) необходимо значение показателя как давление, где прибор самостоятельно высчитывает Гкал.
Таким образом, узел учета не обеспечивает учет тепловой энергии, затраченной на горячее водоснабжение при открытой системе теплоснабжения.
Довод общества о том, что управляющая организация обязана надлежащим образом осуществлять эксплуатацию общедомового прибора учета отклонен судом с учетом того, что рабочий проект узла учета согласовывает ресурсоснабжающая организация, которая обязана принять во внимание все параметры прибора учета и осуществить его допуск коммерческому учету.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что наличие у управляющей организации обязанности содержать в надлежащем состоянии общедомовое имущество, в том числе ОДПУ, не исключает обязанности ресурсоснабжающей организации приступить к эксплуатации прибора учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета в случае, если собственниками в установленный срок не исполнена обязанность об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранено такое нарушение.
Неуказание судом первой инстанции того обстоятельства, что управляющей организацией спорного МКД является ООО "ЖУ-1" на выводы о доказанности события правонарушения не влияют.
Более того, доводы апеллянта нельзя признать имеющими какое-либо правовое значение с учетом того, что акты повторного допуска N 31-0000935, N 33-0001976 составлены 01.12.2021, даты выявления нарушения обществом и установленной частями 9 и 12 статьи 13 Закона его обязанности по эксплуатации приборов учета в случае неисполнения собственниками (управляющей организацией) требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета.
Таким образом, событие вменяемого правонарушения доказано административным органом.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновность ПАО "ТГК-14" заключается в том, что общество знало, что в узле учета отсутствуют преобразователи (датчики) давления, соответственно, прибор не может подсчитать количество тепловой энергии (Гкал), поскольку проект узла согласовывал ПАО "ТГК-14"(имеется штемпель на титульном листе Рабочего проекта от 15.10.2021).
Доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения не имеется.
При таких обстоятельствах следует признать, что в действиях (бездействии) ТГК-14 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Вопреки утверждению апеллянта, в материалах дела имеются доказательства направления уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела (т.1 л.д.98-99, 110-112).
То обстоятельство, что уведомления от 05.12.2022 и 11.01.2023 были направлены по адресу электронной почты филиала "Теплоэнергосбыт Бурятии" ПАО "ТГК-14" (office@bursbyt.tgk-14.com) не свидетельствует о том, что такие уведомления являлись ненадлежащими. Судом учитывается, что ходатайства представителя по общей доверенности 01.01.2023 Чердонова О.А. также содержат аналогичный адрес электронной почты, как и исходящая переписка общества с административным органом.
Таким образом, протокол составлен в отсутствие законного представителя ПАО "ТГК-14", которое надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола (т.1 л.д.98-99).
Направление на рассмотрение материалов дела об административном правонарушении представителей по общей доверенности Чердонова О.А. и Гармаевой Д.А. (т.1 л.д.114-115) является правом надлежащим образом извещенного лица, привлекаемого к административной ответственности, и основанием для признания незаконным оспариваемого постановления не является.
Административное наказание установлено обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного им правонарушения.
Размер санкции определен обществу в минимальном размере с учетом требований части 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПАО "ТГК-14" привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ с учетом того, что данное правонарушение носит длящийся характер; в данном случае дата совершения правонарушения 27.10.2022 (письмо УМЖИ), установлено 06.12.2022 (протокол об административном правонарушении), срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.12.2018 N 305-АД18-13890).
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, в отношении заявителя судом не установлены.
Ссылка заявителя о прекращении производства по делу на основании пункта 5.1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ судом правомерно признана несостоятельной.
Оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, следует признать, что постановление об административном правонарушении от 18.01.2023 N 7/23 является законным и обоснованным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 августа 2023 года по делу N А10-445/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-445/2023
Истец: ПАО Территориальная генерирующая компания N 14
Ответчик: Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора