г. Вологда |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А44-2483/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 октября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная управляющая компания Окуловкасервис" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 24 июля 2023 года по делу N А44-2483/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная управляющая компания Окуловкасервис" (ОГРН 1085302000167, ИНН 5311006773; адрес: 174350, Новгородская область, Окуловский район, город Окуловка, Новгородская улица, дом 33; далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; адрес: 173008, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее - инспекция, ГЖИ) о признании недействительным предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 01.02.2023 N 62.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 24 июля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность управляющей компании по организации общего собрания жильцов многоквартирного дома (далее - МКД). Считает, что использовало порядок определения платы за жилое помещение, установленный Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ). Полагает, что надлежащим образом известило собственников об изменении размера платы, при этом запрос о предоставлении документов, обосновывающих указанные изменения, от собственников не поступал. Отмечает, что понуждение к распределению экономии не соответствует требованиям пункта 12 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и нарушает права общества.
Инспекция в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 08.11.2017 N 3 общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Новгородская область, город Окулова, улица Глинки, дом 4 (лист дела 19).
В связи с поступившим 19.01.2023 в инспекцию обращением Васильевой Н.Л., содержащим сведения о том, что собственниками МКД не утвержден перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества вышеуказанного МКД, а также не утверждена сумма расходов на содержание контейнерной площадки в размере 2,90 руб. за 1 кв. м общей площади помещения, взимаемая управляющей компанией, ГЖИ провела анализ представленных, в том числе обществом, документов.
По его результатам обществу выдано предостережение от 01.02.2023 N 62, которым обществу предлагалось в срок до 15.02.2023 организовать проведение общего собрания собственников помещений МКД с вопросами повестки дня об утверждении перечня услуг и работ по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества, в том числе в целях снижения платы за уборку контейнерной площадки; внесения изменений в договор управления в части распределения экономии, полученной управляющей организацией, между собственниками МКД в соответствии с частью 12 статьи 162 ЖК РФ; определения контейнеров, относящихся именно к МКД, и утверждения платы на содержание именно этих контейнеров.
Об исполнении предостережения необходимо было уведомить инспекцию до 06.03.2023.
Не согласившись с этим предостережением, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения.
Частью 6 статьи 20 ЖК РФ определено, что организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1670 утверждены (далее - Общие требования N 1670).
В соответствии с пунктом 5 Общих требований N 1670 объектами государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее соответственно - контролируемые лица, обязательные требования), в том числе товариществ собственников жилья.
В силу части 1 статьи 49 Закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
В соответствии с частью 3 данной статьи в случае принятия контрольным (надзорным) органом решения об объявлении контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес сайта в сети Интернет, позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований, при условии наличия самообследования в числе используемых профилактических мероприятий по соответствующему виду контроля.
Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166.
Проверив в установленном порядке предостережение инспекции от 01.02.2023 N 62, суд первой инстанции правомерно отметил следующее.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны в том числе порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 156 ЖК РФ определено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно пункту 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением в том числе следующих стандартов:
подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе:
разработка с учетом минимального перечня перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "в");
организация собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива, а в случаях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, управляющей организацией рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества или кооператива вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом ("г");
организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе: определение способа оказания услуг и выполнения работ ("д");
обеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе:
предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом;
раскрытие информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731;
прием и рассмотрение заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме;
обеспечение участия представителей собственников помещений в многоквартирном доме в осуществлении контроля за качеством услуг и работ, в том числе при их приемке ("з").
Согласно пункту 5 Правил N 416 проект перечня услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения в зависимости от способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответственно, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме - одним из таких собственников.
Согласно пункту 7 Правил N 416 в перечень услуг и работ могут быть внесены услуги и работы, не включенные в минимальный перечень.
Согласно пункту 8 этих Правил перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), в соответствии с пунктом 31 которых управляющая организация обязана представить собственникам помещений предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в МКД посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в МКД должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
С учетом приведенных выше норм суд первой инстанции правильно отметил, что у управляющей организации имеется обязанность по представлению для утверждения собственникам помещений МКД перечня работ и услуг, соответственно управляющая организация обязана осуществить организацию общего собрания собственников помещений для утверждения данного перечня, что согласуется с нормами подпункта "г" пункта 4 Правил N 416.
В связи с этим суд правомерно отклонил довод общества об отсутствии у него обязанности по организации проведения общего собрания собственников помещений указанного МКД.
Предложенные инспекций вопросы для вынесения их на повестку общего собрания собственников суд также обоснованно признал правомерными.
Постановка таких вопросов обусловлена нормами, содержащимися в статье 154, части 1 статьи 156, части 7 статьи 156 ЖК РФ, подпункте "ж" пункта 11 Правил N 491, пункте 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Суд верно отметил, что услуги и работы по обслуживанию и очистке контейнерных площадок включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Соответственно, плата за услуги и работы по обслуживанию и очистке контейнерных площадок начисляется в составе платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Общество оспаривало предостережение инспекции в части постановки вопроса на общем собрании об определении "контейнеров, относящихся именно к МКД, и утверждении платы на содержание именно этих контейнеров" (лист дела 13), утверждая, что контейнеры являются собственностью регионального оператора и у общества нет обязанности по их определению.
При этом из пояснений представителя общества следует, что спорная плата в указанном выше размере решением собственников не принималась.
Помимо того, из текста предостережения и пояснений представителя инспекции, данных в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, обществу необходимо определить контейнеры для сбора отходов МКД, находящегося под его управлением, для установления контейнерной площадки, плату за уборку которой оно взимает по статье расходов "Работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов" в размере 2 руб. 90 коп. за 1 кв. м общей площади помещения.
Кроме этого, вопреки доводам жалобы, доказательств тому, что с целью соблюдения части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ общество извещало собственников помещений в МКД об изменении размера платы за содержание жилого помещения и представляла подтверждающие документы, обосновывающие расчет этого размера платы, в материалы дела не предъявлено.
Ссылка общества на приложение N 5.1 "Перечень услуг и работ по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества, необходимых для его надлежащего содержания в МКД" к протоколу общего собрания собственников помещений МКД от 31.05.2018 (лист дела 45) правомерно отклонена судом, поскольку общим собранием 31.05.2018 не рассматривался и не утверждался сам перечень услуг и работ по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества, необходимых для его надлежащего содержания в МКД (листы дела 43,45). Само по себе наименование в приложении к протоколу общего собрания от 31.05.2018: "5.1 "Перечень услуг и работ по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества, необходимых для его надлежащего содержания в МКД", не свидетельствует о том, что общее собрание рассматривало и утверждало данный перечень, включая стоимость работ, в нем отраженную, поскольку согласно протоколу общего собрания такой вопрос на повестке дня не стоял (лист дела 43).
При таких обстоятельствах обжалованное предостережение в рассматриваемой части не нарушает права общества, не возлагает на него обязанностей, не предусмотренных законом.
По вопросу предлагаемой инспекцией повестки дня по распределению экономии суд также верно отметил следующее.
Согласно части 12 статьи 162 ЖК РФ, если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.
В рассматриваемом случае общество взимает на содержание места накопления отходов плату в размере 2 руб. 90 коп. за 1 кв. м общей площади помещения, при этом согласно отчетам на указанные работы списывается 2 руб.
Общество как управляющая организация обязано донести до собственников указанную информацию, предложив к разрешению на общем собрании вопрос по порядку распределения экономии, получаемой управляющей организацией, отразив соответствующее решение путем внесения соответствующих изменений в договор управления.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительным предостережения ГЖИ о недопустимости нарушения обязательных требований от 01.02.2023 N 62.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как не опровергают правомерность его выводов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 24 июля 2023 года по делу N А44-2483/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная управляющая компания Окуловкасервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2483/2023
Истец: ООО "Межмуниципальная управляющая компания Окуловкасервис"
Ответчик: Инспекция государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области
Третье лицо: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд