г. Москва |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А40-96818/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
И.В. Бекетовой, В.А. Яцевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.08.2023 по делу N А40-96818/23 (72-763)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Ребельская А.Н. по дов. от 22.11.20222 N 33-Д-989/22; |
от заинтересованного лица: |
Кудрицкая О.Г. по дов. от 20.07.2023 N Д-81/2023; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление), изложенного в уведомления от 17.02.2023 г. N КУВД-001/2022-25437194/21 об отказе в государственном кадастровом учете, в связи с изменением сведений о планировке и площади помещения и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением суда от 11.08.2023 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо ссылается, что решение об отказе правомерно, так как невозможностью однозначно установить факт наличия либо отсутствия работ по перепланировке (переоборудованию) ввиду отсутствия в органе регистрации прав экспликаций и поэтажных планов заявленных объектов.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Правительством Москвы и ООО "Агроинвест Компани" был заключен инвестиционный контракт от 01.04.1998 (реестровый N 12-001090-5001-0012-00001-98) на проведение работ по реконструкции с элементами реставрации по адресу: ул. Маросейка, д. 6/8, стр. 1.
Решением от 10.07.2020 Арбитражный суд города Москвы отказал Правительству Москвы в удовлетворении иска к ООО "Агроинвест Компани", а также во встречном иске ООО "Агроинвест Компани" к Правительству Москвы о подписании Акта о результатах реализации инвестиционного проекта отказано.
Постановлением от 07.12.2020 Девятый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменений, апелляционную жалобу Правительства Москвы без удовлетворения. При этом суд апелляционной инстанции изменил мотивировочную часть решения от 10.07.2020, указав, что помещения в здании, за исключением, тех, на которые уже оформлены права собственности других лиц, были и остаются в собственности города Москвы. Их статус не изменился. Помещения являются собственностью города Москвы.
Постановлением от 06.04.2021 Арбитражный суд Московского округа оставил решение от 10.07.2020 и постановление от 07.12.2020 без изменения, кассационные жалобы Правительства Москвы и ООО "Агроинвест Компани" без удовлетворения.
Судебные акты по делу N А40-51902/2017 вступили в законную силу.
В связи с изложенным, Департаментом в Управление Росреестра по Москве 20.06.2022 был представлен технический план для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимости площадью 60,1 кв.м. (этаж 2, пом. II, ком. 1, 2а).
Кроме того, для регистрации права собственности города Москвы Департаментом была представлена выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы от 16.06.2022 N 09:11337130, согласно которой, основанием возникновения права собственности города Москвы является Постановление Московской городской думы от 20.05.1998 N47 и Постановление Верхового Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991.
Таким образом, рассматриваемый объект недвижимости относится к муниципальной собственности в силу п. 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничений государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Управлением Росреестра по Москве уведомлением от 17.02.2023 N КУВД-001/2022-25437194/21 принято решение об отказе в проведении учетно-регистрационных действий в связи с невозможностью однозначно установить факт наличия либо отсутствия работ по перепланировке (переоборудованию) в виду отсутствия в органе регистрации прав экспликаций и поэтажных планов заявленных объектов.
Дополнительно орган регистрации прав проинформировал о том, что по информации ЕГРН доступ в образуемое помещение площадью 60,1 кв.м осуществляется через места общего пользования (коридор), однако частично коридор входит в состав помещения с кадастровым номером 77:01:0001034:2916, на которое зарегистрировано право собственности физического лица. При этом в Управлении Росреестра по Москве отсутствуют сведения о документах, подтверждающих согласование в установленном порядке всех проведенных работ по переустройству и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме.
Заявитель с указанным решением Управления не согласился, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Заявителем полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены в Управление документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ, Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п. 3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п. 5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно положениям п. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к государственной собственности осуществляется на основании закона.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Согласно п. 3 Постановления ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, п. 1 которого предусматривал, что для передачи объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни объектов.
Согласно п. 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности (нежилой фонд), расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 N 2265 "О гарантиях (местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от N 3020-1.
Постановлением Московской городской Думы от 20.05.1998 N 47 утвержден "Перечень объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений) учитываемых на балансе предприятий "Дирекция единого заказчика", в котором учтено спорное нежилое помещение.
Выписка из Реестра собственности города Москвы является документом, подтверждающим отнесение объектов учета к собственности города Москвы, а также правоустанавливающим документом для государственной регистрации права собственности города Москвы на объекты недвижимого имущества, возникшего до 31 января 1998 г.
Учитывая изложенное, на государственную регистрацию права собственности в регистрирующий орган представлены все документы,- необходимые для совершения регистрационных действий.
Осуществление государственного кадастрового учета зданий, строений и сооружений в общем порядке производится на основании технического плана кадастрового инженера, подготовленного с соблюдением требований ст. 24 Закона N 218-ФЗ, Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 и прочих подзаконных нормативных актов.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 11 ст. 24 Закона N 218-ФЗ если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации.
Таким образом, для осуществления государственного кадастрового учета здания в регистрирующий орган предоставлены все необходимые документы, в том числе технический план, декларация и судебный акт о признании права собственности города Москвы.
Технический план составлен на основании декларации об объекте недвижимости. Графическая часть обследуемого объекта отображена на плане, где также показано расположение в пределах этажа с нанесением контура, т.к. производилось обследование не полностью всего этажа, показать соседние помещения корректно не представляется возможным.
К техническому плану была приложена архивная документация (Поэтажный план от 09.03.2006 г.) подготовленный ГБУ МосгорБТИ, подтверждающая корректное отображение графической части плана этажа, входящего в состав технического плана. Также в состав приложения входит Распоряжение от 25.05.2010 N 1704-р, подтверждающее, что указанное помещение не относится к общему имуществу многоквартирного дома. Перепланировка и переоборудование в помещении не производились. Тех. план подготовлен на основании Декларации в соответствии с п.21.21. "При выполнении кадастровых работ и подготовке технического плана помещения, машино-места в случае, предусмотренном частью 15 статьи 70 Федерального закона N 218-ФЗ, в том числе при отсутствии проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, сведения о помещении, машино-месте указываются в техническом плане на основании Декларации, а также иных документов, предусмотренных федеральными законами."
На основании изложенного, кадастровым инженером при подготовке технического плана соблюдены все предъявляемые к его составлению требования, утвержденные ст. 23 Закона N 218-ФЗ и подзаконными нормативными актами. Технический план и приложенные к нему документы являются достаточными для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы на заявленный объект.
При таких обстоятельствах решение государственного регистратора от 17.02.2023 N КУВД-001/2022-25437194/21 нарушает требования ст. 26, 29 Закона N218-ФЗ, что выразилось в проведении ненадлежащей правовой экспертизы документов и отказе регистрирующим органом в государственном кадастровом учете по надуманным основаниям, а также необоснованно препятствует Департаменту в исполнении возложенных на него функциональных обязанностей по обеспечению учета и регистрации объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав Управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению доводов, заявленных Управлением в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции. Доводы жалобы отклоняются, так как основаны на неверном толковании норм права. Обособленность нежилого помещения достаточна для постановки на государственный кадастровый учет.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2023 по делу N А40-96818/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96818/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ