г. Вологда |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А13-3801/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 октября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Колтаковой Н.А., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 июля 2023 года по делу N А13-3801/2023,
УСТАНОВИЛ:
комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области (ОГРН 1033500887562, ИНН 3523001928, адрес: 162605, Вологодская область, город Череповец, улица Первомайская, дом 58; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" (ОГРН 1023502295442, ИНН 3523011161, адрес: 162602, область Вологодская, город Череповец, улица Пролетарская, дом 59; далее - Общество) о возложении обязанности по заключению договора аренды тепловых сетей.
Решением арбитражного суда от 06.07.2023 в иске отказано.
Комитет с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы оспаривает вывод суда о необязательности заключения договора аренды, считает, что такая обязанность предусмотрена законом. Также указывает на то, что отказ в заключении договора аренды ведет к срыву процесса подготовки отопительного сезона.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в собственности Череповецкого муниципального района находится тепловая сеть деревни Ирдоматка с кадастровым номером 35:22:0302005:1594 и насосная станция с кадастровым номером 35:22:0302005:1481.
Истец 12.10.2022 направил Обществу предложение о заключении договора аренды указанных объектов на основании пункта 8 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), сославшись на то, что названные объекты технологически связаны с объектами ответчика (котельной N 2).
Общество письмом от 13.10.2022 отказалось заключать договор аренды, что явилось поводом для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в иске.
Апелляционный суд считает выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, верными.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу статьи статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190 "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Как верно указано судом, данная норма определяет способы передачи муниципальных объектов теплоснабжения во владение и (или) пользование третьих лиц, но не возлагает на третьих лиц обязанности принимать муниципальные объекты теплоснабжения во владение и (или) временное пользование.
Отношения, возникающие между теплоснабжающей организацией и собственником (законным владельцем) тепловых сетей, в ситуации, когда источник тепловой энергии и/или тепловые сети теплоснабжающей организации присоединены к теплопотребляющей установке и/или тепловым сетям потребителя опосредованно, через промежуточные участки тепловых сетей, принадлежащих третьим лицам, регулируются специальными положениями Закона N 190-ФЗ, а именно: частью 1 статьи 17 Закона N 190-ФЗ, согласно которому передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании заключенного между теплосетевой организацией (собственником тепловых сетей) и теплоснабжающей организацией договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
При этом обязательное заключение договора аренды задействованных в теплоснабжении участков тепловых сетей действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В соответствии с частью 18 статьи 2, частью 6 статьи 13, частью 5 статьи 17 Закона N 190-ФЗ оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя относится к регулируемым видам деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Установление платы за передачу тепловой энергии по тепловым сетям иным способом/в ином размере (например, в размере рыночной стоимости арендной платы за пользование задействованными в теплоснабжении участками тепловых сетей) действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно части 6 статьи 17 Закона N 190-ФЗ собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Законом N 190-ФЗ не предусматривается обязанность сетевой организации заключить договор аренды тепловых сетей с собственником этого имущества, не оказывающим услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, что исключает взыскание платы с лица, отказавшегося заключить подобный договор, отразив тем самым позицию, изложенную в сложившейся судебной практике.
Также, при вынесении решения суд первой инстанции правомерно принял во внимание тот факт, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 03.07.2023 тепловая сеть в деревне Ирдоматке с кадастровым номером 35:22:0203005:1594 закреплена на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Водоканал Череповецкого муниципального района", соответственно ее передача по договору аренды иному лицу будет противоречить положениям статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, поскольку согласно части 1 названной статьи переход прав владения и (или) пользования возможен только в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Довод подателя жалобы об угрозе процессу подготовки отопительного сезона в связи с не заключением договора аренды также отклоняется судом апелляционной инстанции, так как заключение договора аренды не может повлиять на ход подготовительного процесса. В то же время обязанность по подготовке отопительного сезона и организации надежного теплоснабжения, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ, возложена на органы местного самоуправления.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и приведенные ими доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Причин не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционного суда отсутствуют.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, обстоятельствам дела, нормы материального права применены судом правильно.
Ввиду изложенного апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 июля 2023 года по делу N А13-3801/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Колтакова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3801/2023
Истец: Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района
Ответчик: ООО "Газпром теплоэнерго Вологда"