г. Хабаровск |
|
10 октября 2023 г. |
А73-6946/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Козловой Т.Д., Самар Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К., в судебном заседании принимали участие: от Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района: Фесик Г.М., председатель Комитета (выписка от 04.10.2023), Маркова Г.В., по доверенности от 07.02.2023; от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Зарецкая Д.А., по доверенности от 02.12.2022, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.08.2023 по делу N А73-6946/2023 по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) к комитету по обеспечению жизнедеятельности населения Администрации Хабаровского муниципального района (ОГРН 1122720002624, ИНН 2720047246) о взыскании 60 276 279,01 руб., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края; Министерство финансов Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения Администрации Хабаровского муниципального района (далее - КОЖД Хабаровского района) о компенсации убытков в размере 60 276 279,01 руб., связанных с применением в период с 01.01.2023 по 31.03.2023 регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Хабаровский край в лице
Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ края и Минфин края).
Минфином края и Министерством ЖКХ края представлены сведения об ассигнованиях краевого бюджета для финансирования соответствующих расходов, предусмотренные на основании данных, предоставляемых муниципалитетами, сведения об их исполнении. Указано, что все ежегодно предусматриваемые на основании расчетов муниципалитетов средства из краевого бюджета доводятся до муниципалитетов для перечисления РСО.
Решением суда от 11.08.2023 исковые требования удовлетворены. Взыскана с КОЖД Хабаровского района в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" компенсация убытков в размере 60 276 279,01 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, КОЖД Хабаровского района обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на не заключение истцом соглашения на предоставление гранта в форме субсидии на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию.
В письменном отзыве ФГБУ "ЦЖКУ" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Минфином края и Министерством ЖКХ края представлены сведения об ассигнованиях краевого бюджета для финансирования соответствующих расходов, предусмотренные на основании данных, предоставляемых муниципалитетами, сведения об их исполнении. Ответчик не обеспечил исполнение переданных ему государственных полномочий, имея на это необходимые средства. Доказательства недофинансирования муниципалитета (исходя из представляемых им в краевые органы расчетов) суду не были представлены. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец, осуществив в спорный период деятельность по теплоснабжению населения по установленным льготным тарифам, вправе требовать возмещения потерь в соответствии с вышеназванными нормами с КОЖД Хабаровского района.
В судебном заседании представители КОЖД Хабаровского района просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ФГБУ "ЦЖКУ" просил оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, выслушав представителей сторон, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ФГБУ "ЦЖКУ" является теплоснабжающей организацией.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 N 41/28 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) в Хабаровском крае на 2021 - 2025 годы" (с изменениями от 23.11.2022 N 45/190) утвержден и введен в действие экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для потребителей ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Росси, на период: с 01.01.2023 по 30.06.2023 - в размере 6 577,23 руб./Гкал (без учета НДС).
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.11.2022 N 118 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2023 год" установлен предельный максимальный тариф для производства и передачи тепловой энергии на нужды населения с 01.01.2023 по 31.12.2023 в размере 2 243,30 руб./Гкал без учета НДС.
В период с 01.01.2023 по 31.03.2023 ФГБУ "ЦЖКУ" осуществляло снабжение тепловой энергией жилых многоквартирных домов, расположенных на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края (с. Анастасьевка, с. Князе-Волконское, с. Вятское, с. Сергеевка, г. Хабаровск-47).
Отчеты об объемах тепловой энергии, отпущенной населению направлены в адрес ответчика письмами N 370/У/4/1/5/413 от 06.02.2023, N 370/У/4/1/5/797 от 09.03.2023, N 370/У/4/1/5/1137 от 04.04.2023.
Соглашение на возмещение выпадающих доходов, направленное истцу письмом от 07.08.2023 N 1-17/1596, между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и КОЖД Хабаровского района не заключено.
Поскольку ответчик претензионное требование о компенсации убытков в размере 60 276 279,01 руб., связанных с применением в период с 01.01.2023 по 31.03.2023 регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, не исполнил, ФГБУ "ЦЖКУ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался следующим.
В силу ч. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу ч. 4 ст. 154, ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по установленным для данной организации тарифам на товары и услуги.
Статьей 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ предусмотрено, что общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: - достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; - установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; - полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ. Федеральным законом от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" (ст. 5, 7) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) отнесено осуществление полномочий по установлению тарифов, перечень которых приведен в ст. 8 настоящего Федерального закона (в частности, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим организациями потребителям), за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Межтарифная разница, принимая во внимание принципы тарифообразования (включение только обоснованных расходов в необходимую валовую выручку регулируемой организации) и установленные законодательством полномочия регулирующих органов по установлению "льготного" тарифа для населения, является расходами компании, не компенсированными ей в связи с установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 29.03.2011 N 2-П), а также разъяснениям п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
В соответствии со ст. 157.1 ЖК РФ, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ.
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ. Согласно подп. 55, 67 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением, в том числе в сфере теплоснабжения согласно ФЗ "О теплоснабжении", относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов. По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах установлен Законом края N 222, а обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать РСО соответствующие убытки в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, предусмотрена Законом N150.
Вопросы возмещения разницы в тарифах на территории Хабаровского края регламентированы нормами Закона N 222, Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 150), постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Постановление N 35-пр) и утвержденными им Порядком расчета компенсации убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению и Порядком предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В соответствии со ст. 2, 3 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 (в редакции Закона от 27.11.2013 N7) возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Согласно ст. 4 Закона N 222 определение размера компенсации убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения.
Нормативы потребления тепловой энергии на отопление и расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, порядок расчета компенсации убытков устанавливаются Правительством края.
Частью 4 ст. 5, ч. 1 ст. 8 Закона края N 150 установлено, что Порядок и условия предоставления субвенций, являющихся финансовым обеспечением государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления настоящим законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета (ч. 1 ст. 5 Закона края N 150) устанавливаются Правительством края.
Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета, урегулирован в постановлении Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Порядок N 35-пр).
Согласно п. 1 постановления Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В соответствии с п. 2.1. Порядка N 35-пр субвенции предоставляются министерством жилищно-коммунального хозяйства края (далее также - министерство) в соответствии с распределением субвенций и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на указанные цели в текущем финансовом году.
Согласно п. 2.2 Порядка предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр расчет субвенции, подлежащей перечислению в бюджет муниципального образования края в текущем месяце, осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2.3. Порядка N 35-пр перечисление субвенций местным бюджетам осуществляется на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.
В соответствии с п. 2.5. Порядка N 35-пр, по итогам отчетного финансового года и по результатам рассмотрения расчетов, отчетов и (или) документов министерством между министерством и администрацией муниципального образования составляется акт сверки расчетов.
Согласно разделу 2 Порядка расчета компенсации убытков определенной организации от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, также утвержденного постановления Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Порядок расчета), расчет плановой суммы компенсации убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, применяемого при формировании краевого бюджета; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; отапливаемую площадь жилого фонда по состоянию на 01 января текущего года; норматива потребления тепловой энергии на отопление, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края.
Расчет плановой суммы возмещения на тепловую энергию, поставляемую на горячее водоснабжение, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения по состоянию на 01 января текущего года; норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" установлена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края. Как следует из вышеизложенного, органы местного самоуправления Хабаровского муниципального района Хабаровского края самостоятельно осуществляют расчет и компенсацию убытков теплоснабжающим организациям района. Порядок перечисления организациям средств на компенсацию убытков определяется органами местного самоуправления. Отношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии, регулируются как нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (в силу субъектного состава одного из участников правоотношений), так и общими положениями ГК РФ.
В силу ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением администрации Хабаровского муниципального района N 1111 от 06.11.2020 утвержден "Порядок предоставления организациям субсидий на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Порядок).
Согласно Порядку, главным распорядителем средств бюджета муниципального района по предоставлению субсидии является Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района (далее - КОЖД Хабаровского района). Ответчик как главный распорядитель осуществляет расчеты необходимых бюджетных средств на соответствующие цели и распределяет полученные из краевого бюджета средства между организациями в соответствии с заключенными соглашениями и произведенными ранее расчетами плановой потребности.
Судом правильно установлено, что в силу ст. 158 БК РФ, КОЖД как главный распорядитель, является обязанным лицом по предоставлению расчетов Министерству ЖКХ края и последующему доведению средств РСО и надлежащим ответчиком по делу.
Установлено, что Хабаровский район перефинансирован в 1 квартале 2023 г. (предусмотрено 529 779 080 руб., по состоянию 01.04.2023 предоставлено 239 900 529,44 руб., за 2022 г. район перефинансирован на 22 524 078,38 руб.). Из отчета за период январь - март 2023 г. денежные средства РСО предоставлены ответчиком со значительным перефинансированием фактического объема отпущенной той или иной РСО тепловой энергии, на общую сумму более 70 млн. руб.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что ответчик не обеспечил исполнение переданных ему государственных полномочий, имея на это необходимые средства.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2014 N 1445/14, финансовые потери, связанные с применением мер государственного регулирования, публично-правовое образование должно компенсировать ресурсоснабжающим организациям, поскольку именно в отношении их деятельности осуществляется государственное регулирование цен, а не управляющим организациям.
При таких обстоятельствах, решение суда от 11.08.2023 о взыскании с КОЖД Хабаровского района в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" компенсации убытков в размере 60 276 279,01 руб. соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о вине истца, своевременно не заключившего соглашение на возмещение выпадающих доходов (подписано только после принятого судом обжалуемого судебного акта) не является основанием для освобождения ответчика от обязанности компенсировать убытки ресурсоснабжающей организации, связанные с применением мер государственного регулирования, и не является основанием для отмены судебного акта.
Доводы ответчика о компенсации истцу убытков в размере 60 276 279,01 руб. на основании заключенного позднее соглашения, также не являются основанием для отмены обжалуемого судебного решения.
Исполнение судебного акта ответчиком после его принятия должно быть учтено взыскателем и соответствующим финансовым органом.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.08.2023 по делу N А73-6946/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6946/2023
Истец: ФГБУ ЖКС N 1 г.Хабаровск филиала "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖКХ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ