г. Москва |
|
10 октября 2023 г. |
Дело N А40-10579/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
В.И. Попова, Л.Г.Яковлевой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2023 по делу N А40-10579/23,
по заявлению ФГБОУ ВО РГАУМСХА имени К.А. Тимирязева (ОГРН: 1037739630697, Дата присвоения ОГРН: 13.02.2003, ИНН: 7713080682)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН: 1097746680822, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745)
об оспаривании решения, изложенного в уведомлении от 09.11.2022 N КУВД001/2022-31161073/9,
третьи лица: 1) ТУ Росимущества в городе Москве (ОГРН: 1097746349535, Дата присвоения ОГРН: 15.06.2009, ИНН: 7708701670); 2) Минсельхоз России (ОГРН: 1067760630684, Дата присвоения ОГРН: 06.12.2006, ИНН: 7708075454),
при участии:
от заявителя: |
Гамарца Н.М. дов. от 01.03.2023 |
от заинтересованного лица: от третьих лиц |
Кудрицкая О.Г. дов. от 20.07.2023 не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - ответчик, заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным отказ, изложенный в уведомлении от 09.11.2022 N КУВД-001/2022-31161073/9 в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении здания лаборатории плодоводства, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пасечная, д. 4а; об обязании устранить допущенные нарушения.
В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ТУ Росимущества в городе Москве и Минсельхоз России.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.04.2023 требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить с учётом доводов жалобы и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объёме.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
Управление поддержало доводы апелляционной жалобы, Учреждение поддержало выводы, изложенные в решении суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом в 1980 году Тимирязевской сельскохозяйственной академией, переименованной в дальнейшем в ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (далее - Университет), был построен и введен в эксплуатацию объект 3 недвижимого имущества - здание лаборатории плодоводства общей площадью 596,5 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Пасечная, д. 4а.
Здание лаборатории плодоводства находится на принадлежащем Университету на праве постоянного (бессрочного) пользования (запись в ЕГРН N 7701/05-49/2003-177 от 01.04.2003) земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003009:4, общей площадью 3 639 000 кв.м, по адресу: г. Москва, ул. Тимирязевская, вл. 49, вид разрешенного использования - для использования территории под эксплуатацию комплекса учебно-лабораторных зданий и сооружений академии в целях проведения научной, учебной, научно-исследовательской и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с Уставом.
Согласно выписке из РФИ N 42596/4 от 25.11.2022, правообладателем (балансодержателем) здания лаборатории плодоводства указан Университет. С момента ввода в эксплуатацию и до настоящего времени здание лаборатории плодоводства непрерывно используется Университетом в образовательной деятельности с целью проведения научно-исследовательских и производственных практик для студентов, из фактического владения и пользования Университета здание лаборатории плодоводства никогда не выбывало, Университет несет бремя содержания объекта.
Как указал заявитель, распоряжением и.о. ректора Университета Золиной Г.Д. от 11.12.2017 N 353 здание лаборатории плодоводства принято к бухгалтерскому учету Университета как выявленный объект недвижимости, объект учтен в составе нефинансовых активов, что подтверждается инвентарной карточкой N 10023 от 06.09.2022.
Для закрепления объекта за Университетом на праве оперативного управления в установленном законом порядке после его постановки на государственный кадастровый учет и осуществления государственной регистрации права федеральной собственности 31.01.2022 ТУ Росимущества в г. Москве выдало сотрудникам Университета доверенность N 77-15/2578 на представление интересов управления в регистрирующем органе по вопросам совершения регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, в т.ч. здания лаборатории плодоводства.
После подготовки необходимого комплекта документов 21.07.2022 ТУ Росимущества в г. Москве в лице сотрудника Университета Сергеевой Е.М. обратилось в регистрирующий орган с заявлением N MFC-0558/2022-1138112-1 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права федеральной собственности. К указанному заявлению были представлены подготовленный кадастровым инженером Хибатуллиным И.Ж. технический план на здание от 29.06.2022, выписка из РФИ от 22.06.2022 и доверенность представителя ТУ Росимущества в г. Москве.
Уведомлением от 08.08.2022 N КУВД-001/2022-31161073/1 проведение государственного кадастрового учета и государственной регистрации права было приостановлено в связи с наличием замечаний к выписке из РФИ и техническому плану на здание. 29.09.2022 ТУ Росимущества в г. Москве в лице сотрудника Университета Чепуренковой Л.В. было подано заявление N MFC-0558/2022-1526490-1 о приеме дополнительных документов. 03.10.2022 Управление Росреестра по г. Москве уведомило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права (уведомление от 03.10.2022 N КУВД-001/2022-31161073/5).
В связи с неустранением кадастровым инженером Хибатуллиным И.Ж. замечаний было принято решение о смене кадастрового инженера и подготовке нового технического плана на объект. 28.10.2022 кадастровым инженером Мисником С.В. с учетом указанных в уведомлениях от 08.08.2022 N КУВД-001/2022-31161073/1 и от 03.10.2022 N КУВД- 4 001/2022-31161073/5 замечаний был подготовлен технический план на здание, в тот же день технический план на здание был сдан ТУ Росимущества в г. Москве в регистрирующий орган вместе с заявлением N MFC-0558/2022-1693623 о приеме дополнительных документов.
Уведомлением от 02.11.2022 N КУВД-001/2022-31161073/7 Управление Росреестра по г. Москве указало на неустранении причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. Уведомлением от 09.11.2022 N КУВД-001/2022-31161073/9 в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права Управлением Росреестра по г. Москве отказано.
Посчитав отказ Управления Росреестра по г. Москве в проведении кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении здания лаборатории плодоводства, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пасечная, д. 4а, незаконным и нарушающим права и законные интересы Университета, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 214, ст. 294 и 296 Гражданского кодекса РФ (далее -ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
Пунктом 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление Верховного Совета РФ N 3020-1) предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно п. 2-3 раздела II приложения 1 к постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1, имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из государственного бюджета СССР, отнесено исключительно к федеральной собственности. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, имущество высших учебных заведений с 27.12.1991 находится исключительно в федеральной собственности, право собственности Российской Федерации на используемые в деятельности учебного заведения объекты недвижимости возникает у последней в силу закона.
В силу п. 2 ст. 102 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы государственных и муниципальных образовательных организаций, могут быть закреплены за ними исключительно на праве оперативного управления.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).
Поскольку право федеральной собственности и производное от него право оперативного управления на здание лаборатории плодоводства, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Пасечная, д. 4а, возникли не позднее 27.12.1991 и до введения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, они признаются действительными и при отсутствии государственной регистрации на основании п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности - технического плана.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 24 Закона N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются: 1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости; 2) сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости в связи с установлением ограничений прав на такие объекты недвижимости или обременений на такие объекты недвижимости, а также в случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (ч. 2 ст. 24 Закона N 218-ФЗ).
С целью постановки спорного объекта на государственный кадастровый учет и надлежащего оформления прав на него за Российской Федерацией с последующим изданием распорядительного акта о закреплении объекта за Университетом, ТУ Росимущества в г. Москве обратилось с соответствующим заявлением в регистрирующий орган.
Материалами дела подтверждается, что наличие в подготовленном кадастровым инженером Хибатуллиным И.Ж. техническом плане на здание замечаний, отраженных в уведомлениях от 08.08.2022 N КУВД-001/2022-31161073/1 и от 03.10.2022 N КУВД001/2022-31161073/5, были в полном объеме устранены подготовленным кадастровым инженером Мисником С.В. техническим планом на здание от 28.10.2022.
Однако отказывая в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, Управление Росреестра в г. Москве в уведомлении от 09.11.2022 сослалось на все замечания, указанные в уведомлении от 03.10.2022 N КУВД-001/2022-31161073/5 и устраненные новым техническим планом на здание от 28.10.2022.
Представленный в Управление Росреестра в г. Москве технический план на здание от 28.10.2022 соответствует требованиям к техническому плану, утв. Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Требования): 1) документы в составе технического плана оформлены в соответствии с п. 23.4 Требований в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF/A, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера Мисника С.В., подготовившего технический план на здание от 28.10.2022 (сертификат ЭП N 012596760035AF8834B1E6F819B23BEB2 выдан ООО "ТАКСКОМ" на период с 21.10.2022 по 20.10.2023); 2) в разделе "Заключение кадастрового инженера" в соответствии с п. 58 Требований ссылки даны на действующие нормативные акты: приказ Росреестра от 04.03.2022 N П/0072 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" и постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Указанные нормативные акты ни на момент вынесения оспариваемого отказа, ни в настоящее время не утратили силу; 3) графическая часть технического плана на здание подготовлена в соответствии с п. 60-61 Требований, кадастровым инженером учтено, что фактическая этажность здания составляет 3 этажа (2 наземных и 1 подземный этаж (подвал)).
В подтверждение факта существования 3-х этажей в здании в состав технического плана на здание включены поэтажные планы и декларация об объекте недвижимости; 4) раздел "Схема геодезических построений" оформлен в соответствии с п. 62 Требований в соответствии с материалами измерений, содержащими сведения о геодезическом обосновании кадастровых работ; 5) поскольку в xml-схеме все поля об адресе объекта недвижимости заполнить невозможно, в техническом плане на здание сведения об адресе были внесены до максимально возможного уровня в соответствии с приказом Росреестра от 06.04.2016 N П/0159 "О внесении изменений в приложение к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.07.2015 N П/367 "Об организации работ по предоставлению в орган кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа"; 7 6) адрес объекта указан в разделе "Характеристики объекта недвижимости" в соответствии с п. 51 Требований на основании находящихся в составе технического плана на здание документов.
В части наличия в выписке из РФИ от 22.06.2022 сведений о том, что здание является 2-х этажным, кадастровый инженер Мисник С.В. в техническом плане на здание от 28.10.2022 указал, что фактическая этажность здания составляет 3 этажа, в т.ч. подземный этаж (подвал), что подтверждается включенными в состав технического плана поэтажными планами и декларацией об объекте недвижимости. Данное несоответствие могло возникнуть в результате внесения ошибочных сведений в РФИ об объекте.
Указание регистратором на некорректное заполнение полей в выписке из РФИ от 22.06.2022 необоснованно, поскольку само по себе включение имущества в РФИ с указанием на постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 свидетельствует о наличии права собственности Российской Федерации, а указание в выписке из РФИ Университета как правообладателя указывает лишь на наличие вещного права.
Отказ Управления Росреестра в г. Москве в проведении государственного кадастрового учета не отвечает требованиям п. 71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утв. Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, поскольку из его содержания не представляется возможным понять какие именно недостатки содержат представленные на регистрацию документы, в чем их несоответствие предъявляемым требованиям или каким образом заявителю исправить допущенные ошибки.
Кроме того, отказ Управления Росреестра по г. Москве в проведении кадастрового учета и государственной регистрации права нарушает права и законные интересы Университета, поскольку препятствует оформлению права оперативного управления за Университетом на объект в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, отказ Управления Росреестра по г. Москве в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении здания лаборатории плодоводства, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пасечная, д. 4а, изложенный в уведомлении от 09.11.2022 N КУВД-001/2022- 31161073/9, является незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
С учётом вышеизложенного, апелляционный суд полагает, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.04.2023 по делу N А40-10579/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10579/2023
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ