г. Москва |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А41-19452/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатовой Е.А., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от истца: Масликова Д.С., доверенность от 21.02.2023,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14.07.2023 по делу N А41-19452/23, по иску акционерного общества "СПАР РИТЭЙЛ" (ИНН 7729395624, ОГРН 1027700056922) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299, ОГРН 1047727043561) о признании незаконным уведомления от 06.12.2022 N КУВД-001/2022-38376334/6, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "СПАР РИТЭЙЛ" (далее - заявитель, общество, АО "СПАР РИТЭЙЛ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Росреестр, Управление) с требованиями:
- признать незаконным отказ Управления Росреестра по Московской области в государственном кадастровом учете изменений сведений о внутренней планировке нежилого помещения с кадастровым номером 50:12:0101102:2779, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Мытищи, пр-кт Олимпийский, стр. 10, выраженный Уведомлением об отказе государственного кадастрового учета от 06.12.2022 N КУВД-001/2022-38376334/6.
- обязать Управление Росреестра по Московской области в течение тридцати дней с даты вступления решения в законную силу осуществить государственный кадастровый учет изменений сведений о внутренней планировке нежилого помещения с кадастровым номером 50:12:0101102:2779, расположенного по адресу: Московская область, г. о. Мытищи, пр-кт Олимпийский, стр. 10.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.07.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, АО "СПАР РИТЭЙЛ" на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 50:12:0101102:2779, расположенное по адресу: Московская область, г. о. Мытищи, г. Мытищи, пр-кт Олимпийский, стр. 10.
01.09.2022 АО "СПАР РИТЭЙЛ" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением N MFC-2558/2022-1365638-1 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество с предоставлением Технического плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ, в связи с изменением внутренней планировки нежилого помещения с кадастровым номером 50:12:0101102:2779.
06.09.2022 Уведомлением Управления Росреестра по Московской области N КУВД-001/2022-3837334/1 осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости было приостановлено до 06.12.2022.
В качестве оснований для вынесения решения о приостановлении Управлением Росреестра по Московской области было указано на следующее:
1. Нарушен п. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию по завершению реконструкции объекта капитального строительства;
2. Не приведены формулы, примененные для расчета СКП площади в разделе технического плана "Заключение кадастрового инженера".
3. Нарушен п. 61 Требований N П/0082, при оформлении графической части технического плана не применялись специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям;
4. Технический план оформлен с нарушением п. 19 Требований;
5. Нарушен п. 67, 72 Требований, на планах этажа отображены не все линейные размеры.
В целях устранения обнаруженных недостатков, послуживших основанием для приостановления действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости, кадастровым инженером были проведены дополнительные работы и 22.11.2022 АО "СПАР РИТЭЙЛ" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением N MFC-0558/2022-1830350-1 о предоставлении дополнительных документов, с приложением скорректированного с учетом обоснованных замечаний Технического плана.
06.12.2022 Уведомлением Управления Росреестра по Московской области КУВД-001/2022-38376334/6 было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета по следующим причинам:
1. Нарушен п. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию по завершению реконструкции объекта капитального строительства;
2. Нарушен п. 61 Требований N П/0082, при оформлении графической части технического плана не применялись специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям;
3. Нарушен п. 67, 72 Требований, на планах этажа отображены не все линейные размеры;
4. Представленный технический план оформлен с нарушением п. 21.26 Требований.
Не согласившись с решением Росреестра, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Согласно части 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Требования к заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета установлены статьями 18 и 21 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Частью 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как было указано выше, основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета послужили выводы Росреестра о непредставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по завершению реконструкции объекта капитального строительства; о нарушении пунктов 61, 67, 72 Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Приказ N П/0082) при оформлении технического плана.
Однако данные основания не соответствуют действительности, что подтверждается представленным Техническим планом.
Материалами дела подтверждается, что работы по изменению внутренней планировки помещения выполнены в соответствии со статьей п. 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, изменения не нарушают несущую способность здания и другие характеристики его надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно Техническому заключению, существующая перепланировка помещения не несет изменений в конструктивной схеме здания и не оказывает влияние на несущую способность основных конструкций перекрытий, покрытия, ограждающих конструкций, в том числе, внутренних и наружных стен; не затрагивает конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не превышает предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом (ст. 51, Градостроительного кодекса РФ пункт 17 подпункт 4), а так же не нарушает санитарные, пожарные и другие правила, действующие на территории РФ.
Согласно Техническому заключению N ТЗ 20-03-02 от 04.03.2020 работы не влияют на изменение параметров объекта капитального строительства и его частей:
- не изменяется высота здания, количество этажей, площадь и объем;
- не происходит его надстройка, перестройка или расширение;
- не происходит замена и(или) восстановление несущих строительных конструкций;
- изменения не угрожают безопасности здания, не несут вреда жизни и здоровью людей, не затрагивают интересы других лиц и так как такие работы не являются реконструкцией, то получение разрешения на строительство (реконструкцию) в порядке п. 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не предусмотрено.
На основании п. 61 Приказа N П/0082 применены специальные условные знаки в соответствии с приложением N 2 к настоящим требованиям. Для отражения в графической части Технического плана необходимой информации допускается применение иных (не указанных в приложении N 2 к настоящим требованиям) условных знаков при условии отражения информации о них в условных обозначениях, примененных в соответствующем разделе графической части Технического плана. Согласно стандарту ГОСТ 21.201-2011 требования не запрещают использование иных условных знаков, не указанных в разделе "Специальные условные знаки", включенном в Приложение к требованиям, если описываемый объект недвижимости имеет иные, необходимые для включения в раздел "План этажа" либо "План объекта недвижимости" конструктивные элементы.
Согласно п. 72 Приказа N П/0082 от 15.03.2022 на плане здания, сооружения, Плане этажа, фрагменте Плана здания, сооружения, этажа параллельно направлению соответствующих стен и перегородок отображаются соответствующие линейные размеры. Допускается не отображать отдельные линейные размеры, если размер соответствующей надписи превышает изображение элемента, к которому необходимо указать такой линейный размер.
На плане этажа, приложенного к Техническому плану, отображены все соответствующие линейные размеры.
При этом заинтересованное лицо не пояснило, какие именно линейные размеры не были указаны кадастровым инженером. Тогда как Технический план был подготовлен в соответствии с п. 72 Приказа N П/0082 - все линейные размеры в нем отображены в соответствии с нормами действующего законодательства.
Таким образом, заявителем были представлены все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета изменений сведений о внутренней планировке нежилого помещения с кадастровым номером 50:12:0101102:2779, расположенного по адресу: Московская область, г. о. Мытищи, пр-кт Олимпийский, стр. 10. Доказательств обратного суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, оспариваемое решение Управления не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы оспариваемого отказа, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Десятый арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.07.2023 по делу N А41-19452/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19452/2023
Истец: АО СПАР РИТЭЙЛ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ