г. Чита |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А19-13431/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Цихоцкого Дмитрия Ивановича Беляевой Е.В. (доверенность от 02.03.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Цихоцкого Дмитрия Ивановича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 августа 2023 года по делу N А19-13431/2023,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Цихоцкий Дмитрий Иванович (ОГРНИП 304380406100041, г. Москва, далее - заявитель, предприниматель, Цихоцкий Д.И.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, 664073, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Канадзавы, д. 2, далее - министерство) о признании недействительным решения, выраженного в письме от 25.04.2023 N 02-53-6940/23-11.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 августа 2023 года по делу N А19-13431/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Министерство в отзыв с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.09.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Цихоцкий Д.И. в период с 23.12.2013 по 01.05.2021 осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров по маршрутам N 601 (г. Усть-Илимск (кассовый центр) - г. Иркутск (автовокзал)), N 605 (г. Братск (автостанция) - г. Иркутск (автовокзал)), N 609 (г. Усть-Кут (станция "Лена") - г. Иркутск (Автовокзал)), N 610 (г. Братск (станция "Гидростроитель") - г. Иркутск (автовокзал)), N 819 (г. Братск (автостанция) - г. Усть-Илимск (кассовый центр)), о чем с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области было заключено Соглашение на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту (маршрутам) в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области от 23.12.2013 N 51/9.
В период с 01.03.2021 по 30.04.2021 индивидуальный предприниматель Цихоцкий Д.И. осуществлял перевозки отдельных категорий граждан бесплатно, в связи с чем, им понесены затраты на общую сумму 3 184 868,98 руб.
Заявитель указывает, что он в полной мере соответствует критериям, установленным Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугороднем сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугороднем сообщении и внутреннем водном транспорте по местным маршрутам бесплатно, на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении и внутреннем водном транспорте по пригородным маршрутам бесплатно (либо с оплатой в размере 50 процентов от стоимости), утвержденным Постановлением правительства Иркутской области от 25.12.2015 N 680-пп (далее - положение N 680-пп).
Цихоцкий Д.И. направил в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области заявку от 24.03.2023 N 27 на заключение с ним соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении бесплатно.
Письмом от 25.04.2023 N 02-53-6940/23-11 "О направлении информации" министерство отказало ИП Цихоцкому Д.И. в заключении соглашения, указав, что заключение названного соглашения за прошлый период, а также возможность возмещения затрат перевозчику за прошедший финансовый период не предусмотрены действующим законодательством.
Цихоцкий Д.И., полагая, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям закона, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Абзацем пятым статьи 69 БК РФ определено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении и внутреннем водном транспорте по местным маршрутам бесплатно, на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении и внутреннем водном транспорте по пригородным маршрутам бесплатно (либо с оплатой в размере 50 процентов стоимости), утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2015 N 680-пп (ред. от 07.05.2020) "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении и внутреннем водном транспорте по местным маршрутам бесплатно, на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении и внутреннем водном транспорте по пригородным маршрутам бесплатно (либо с оплатой в размере 50 процентов стоимости)" (далее - Положение N 680-пп) одной из субсидий предоставляемых перевозчику является субсидия за счет средств областного бюджета в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении бесплатно.
Судом установлено, что по соглашению от 23.12.2013 N 51/9, заключенному между заявителем и Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, предприниматель Цихоцкий Д.И. являлся перевозчиком по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в Иркутской области и соответствует критериям, установленным пунктом 5 Положения N 680-пп, для получения субсидий.
Между Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и предпринимателем Цихоцким Д.И. на 2021 год были заключены соглашения:
от 30.12.2020 N 05-53-2462/20-11 - о предоставлении субсидии за период с 01.01.2021 по 28.02.2021;
от 03.06.2021 N 05-53-839/21-11 - о предоставлении субсидии за период с 01.05.2021 по 31.12.2021.
Документы, подтверждающие объемы оказанных услуг по льготному проезду за указанные периоды (копии корешков проездных документов (билетов), выданных получателям мер социальной поддержки, реестры выданных проездных документов (билетов), подписанные руководителем, главным бухгалтером и заверенные печатью перевозчика), были своевременно предоставлены заявителем в министерство. Субсидии по соглашениям от 30.12.2020 N 05-53-2462/20-11 и от 03.06.2021 N 05-53-839/21-11 в полном объеме предоставлены Цихоцкому Д.И.
В последствии Цихоцкий Д.И. в связи с осуществлением им в период с 01.03.2021 по 30.04.2021 льготных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении представил в министерство в требуемые сроки подтверждающие документы.
Вместе с тем, министерство субсидию из областного бюджета в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении за март и апрель 2021 предпринимателю не перечислило в связи с отсутствием заключенного соглашения за период с 01.03.2021 по 30.04.2021, изложив основания отказа в письме N 03-53-11811/21 от 21.06.2021.
Заявитель, полагая, что на его стороне возникли убытки в размере 3 184 868,98 руб. в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан бесплатно, обратился в арбитражный суд с соответствующим иском (дело N А19-17451/2021).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20.01.2022, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022, исковые требования Цихоцкого Д.И. удовлетворены.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования предпринимателя, исходили из доказанности факта оказания услуг по перевозке и наличии у Иркутской области обязанности по возмещению затрат истца при осуществлении перевозки граждан льготной категории.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.07.2022 N Ф02-2402/2022 решения судов первой и апелляционной инстанций по делу N А19-17451/2021 отменены, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Поскольку между перевозчиком и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Иркутская область) соглашение в спорный период не было заключено, суд кассационной инстанции признал неправомерным, основанным на неправильном толковании норм материального права (статьи 69, 78 БК РФ, пункт 6 Положения N 680-пп), выводы судов о наличии у субъекта Российской Федерации обязанности по компенсации истцу неполученных доходов в период март - апрель 2021 года лишь при доказанности факта оказания услуг по перевозке льготной категории граждан.
В настоящем деле заявитель просит признать незаконным отказ министерства в заключении соглашения о представлении субсидии за период с 01.03.2021 по 30.04.2021 по заявке, поданной предпринимателем в 2023 году.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в силу положений статей 5, 12, 65, 83 БК РФ акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным законом.
В этой связи согласно Закону Иркутской области "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" и пункту 3 Положения N 680-пп министерству доведены лимиты бюджетных обязательств на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении на 2023 год.
Следовательно, соответствующие расходные обязательства Иркутской области перед перевозчиками должны были быть выполнены за счет бюджетных лимитов, доведенных до Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, выделенных бюджетом Иркутской области на выплату бюджетных субсидий лицам, заключившим соглашения с министерством на будущий или текущий период.
Заключение подобного соглашения и направление публичным образованием средств субсидии, предоставленной в 2023 году, на погашение исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации прошлых лет противоречит нормам и принципам бюджетного законодательства.
Поскольку Цихоцким Д.И. заявлено о предоставлении субсидии на периоды, истекшие на момент подачи заявления о заключении соответствующего соглашения, отказ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 25.04.2023 N 02-53-6940/23-11 в заключении соглашения на предоставление субсидии за период с 01.03.2021 по 30.04.2021 является правомерным, соответствует действующему законодательству. Цихоцкий Д.И., регулярно осуществляя перевозки льготной категории граждан, не мог не знать о том, что основанием для предоставления субсидии является соглашение на предоставление субсидии, в связи с чем, не имея такового он не должен был осуществлять перевозку указанной категории граждан бесплатно.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о неправильном толковании приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 августа 2023 года по делу N А19-13431/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13431/2023
Истец: Цихоцкий Дмитрий Иванович
Ответчик: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области