город Томск |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А67-2399/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Главы крестьянского фермерского хозяйства Кинева Глеба Викторовича (N 07АП-7288/2023) на решение от 27.07.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-2399/2023 (судья Чиндина Е.В.), принятое по заявлению Главы крестьянского фермерского хозяйства Кинева Глеба Викторовича (ИНН 701718503555, ОГРН 315701700003021) к Департаменту по социально-экономическому развитию села Томской области (634003, г. Томск, ул. Пушкина, дом 16/1; ИНН 7020014244, ОГРН 1027000882820) о признании незаконными действий конкурсной комиссии, выразившихся в отклонении заявки на участие в отборе для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы о признании недействительным протокола заседания конкурсной комиссии от 17.03.2023 в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы заявки Кинева Г.В. на участие в отборе о признании недействительным результатов конкурса по предоставлению грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы, проведенного 16-17 марта 2023 г. в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии заявки Кинева Г.В.,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, КФХ Алексеевым И.А., Ардашевым С.А., Недрогайловой Т.Г.
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Милованов И. Г. по дов. от 04.07.2022, диплом,
От иных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Кинев Глеб Викторович (далее также - Глава КФХ Кинев Г.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту по социально-экономическому развитию села Томской области (далее также - Департамент, ответчик) о признании недействительными:
- действий конкурсной комиссии, выразившихся в отклонении заявки на участие в отборе для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы;
- протокола заседания конкурсной комиссии от 17.03.2023 в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы заявки Кинева Г.В. на участие в отборе,
- результатов конкурса по предоставлению грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы, проведенного 16-17 марта 2023 г. в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии заявки Кинева Г.В.
Решением от 27.07.2023 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Глава КФХ Кинев Г.В. обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что все требования пункта 13 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие семейных ферм, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 N 205а, заявителем соблюдены; считает, что каких-либо ограничений на участие в отборе рассмотрения заявок данная норма не содержит; у конкурсной комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки на участие в отборе для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, с доводами заявителя не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя заинтересованного и третьих лиц.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в феврале 2023 года Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области объявлено о проведении дополнительного отбора для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия в Томской области", утверждённой постановлением Администрации Томской области N 338а от 26.09.2019.
Срок подачи заявок на участие в отборе и документов к ней, для рассмотрения комиссией по реализации проектов создания и (или) развития хозяйств, был установлен с 10.02.2023 до 13.03.2023. Информация о проведении отбора размещена на официальном сайте Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области.
10.03.2023 в Департамент поступила заявка Главы КФХ Кинева Г.В. на участие в отборе для предоставления гранта в форме субсидии на развитие семейной фермы.
По результатам рассмотрения поступившей заявки Департаментом выявлено несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 13 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие семейных ферм, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 N 205а: заявителем не достигнуты в полном объеме показатели деятельности ранее полученного гранта.
В связи с указанным обстоятельством конкурсной комиссией по развитию семейных ферм в Томской области было принято решение отклонить заявку и отказать во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Кинева Глеба Викторовича (протокол заседания конкурсной комиссии от 17.03.2023).
Информация о принятом конкурсной комиссией решении была размещена на сайте Департамента.
Глава КФХ Кинева Г.В., полагая, что действия конкурсной комиссии, выразившиеся в отклонении заявки на участие в отборе для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы, протокол заседания конкурсной комиссии от 17.03.2023 в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы его заявки на участие в отборе и результаты конкурса по предоставлению грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы, проведенного 16-17 марта 2023 г. не соответствуют законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правила предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на развитие семейных ферм определены Положением о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие семейных ферм, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 N 205а (далее - Положение N 205а).
В силу пункту 2 Положения N 205а понятия "грант на развитие семейной фермы", "семейная ферма", "грантополучатель", "проект грантополучателя", "плановые показатели деятельности" используются в значениях, указанных в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (приложение N 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - Государственная программа, Постановление N 717).
Согласно пункту 5 Положения N 205а категорией грантополучателей являются семейные фермы, признанные победителями отбора для предоставления грантов (далее - отбор).
Пунктом 8 Положения N 205а определен способ проведения отбора: конкурс (определение грантополучателя исходя из наилучших условий достижения результатов, в целях достижения которых предоставляется грант). Отбор осуществляется конкурсной комиссией по развитию семейных ферм в Томской области (далее - комиссия), порядок работы и состав которой утверждаются Департаментом (п. 12 Положения N 205а).
Пунктом 13 Положения N 205а предусмотрено, что к участию в отборе допускаются крестьянские (фермерские) хозяйства, число членов которых составляет 2 (включая главу) и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) главы крестьянского (фермерского) хозяйства, или индивидуальный предприниматель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, в состав членов которого входят 2 и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) указанного индивидуального предпринимателя, которые соответствуют на дату подачи заявки предусмотренным пункте 13 требованиям.
В соответствии с пунктом 17 Положения N 205а отбор проходит в два этапа: на первом этапе комиссия в течение 10 рабочих дней с даты окончания подачи заявок рассматривает заявки и документы к ним в порядке очередности их поступления, проводит экспертизу заявок на предмет их соответствия установленным в объявлении о проведении отбора требованиям и принимает решение о соответствии заявителя установленным в объявлении о проведении отбора требованиям или об отклонении заявки. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем комиссии.
В силу пункта 18 Положения N 205а основанием для отклонения заявки является, в частности, несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 13 Положения.
О принятом решении об отклонении заявки Департамент в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения уведомляет заявителя путем размещения информации об отклонении и причинах отклонения на официальном сайте Департамента (пункт 19 Положения).
Согласно абзаца 2 подпункта 11 пункта 13 Положения N 205а заявители, ранее получившие грант на поддержку начинающего фермера, реализовавшие соответствующий проект в полном объеме и достигшие плановых показателей деятельности, могут получить грант на развитие семейных ферм не ранее чем через 36 месяцев с даты получения предыдущего гранта.
Кроме того, пунктом 33 Положения N 205а предусмотрено, что повторное получение гранта возможно после полного освоения ранее предоставленного гранта при условии завершения реализации проекта грантополучателя, на который ранее был получен грант (достижения плановых показателей деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя в полном объеме), отсутствия внесения изменений в плановые показатели деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя либо при условии внесения изменений в плановые показатели деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя вследствие наступления чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила) не более чем на 10 процентов, но не ранее чем через 36 месяцев с даты получения предыдущего гранта.
Аналогичные нормы закреплены абзацем 8 подпункта а) пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (приложение N 8 к Государственной программе).
Из указанных норм Положения N 205а следует, что повторное получение гранта является возможным только в случае реализации проекта грантополучателя, на который ранее был получен грант, а именно при достижении плановых показателей деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя в полном объеме. При этом, получение повторного гранта в этом случае возможно не ранее чем через 36 месяцев с даты получения предыдущего гранта.
Таким образом, при реализации проекта, на который ранее был получен грант, в ходе которого не были достигнуты плановые показатели деятельности, возможность повторного получения гранта исключена, не зависимо от количества времени, прошедшего с даты получения предыдущего гранта.
Судом установлено, что КФХ Кинева Г.В. ранее являлось участником государственной программы и получателем гранта "начинающий фермер" на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства на основании решения конкурсной комиссии по отбору участников программы. В частности, по соглашению от 12.05.2015 N 4, заключенному между Департаментом и заявителем, последнему был предоставлен грант на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства по направлению деятельности рыбоводства и увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции в размере 1 456 230 руб.
Согласно абзаца 10 пункта 2 Постановления N 717 "плановые показатели деятельности" - это производственные и экономические показатели, предусмотренные проектом создания и (или) развития хозяйства грантополучателя, в том числе, объем производства и реализации сельскохозяйственных продукции, выраженный в натуральных и денежных показателях.
Как верно установлено судом первой инстанции, из анализа показателей, указанных в проекте грантополучателя (заявителя), в соответствии с которым ему в 2015 году был предоставлен грант, и фактически достигнутых показателей по результатам его реализации, предоставленных в Департамент заявителем (отчетность за период с 2015 г. по 2022 г.), следует, что заявителем не были достигнуты плановые показатели деятельности ранее реализованного проекта КФХ Кинева Г.В.
Данные выводы были сделаны Департаментом на основании о фактически достигнутых показателях по результатам реализации граната по соглашению N 4 от 12.05.2015 исходя из представленных заявителем: бизнес-плана от 10.03.2015, отчетов заявителя за декабрь 2015 г., декабрь 2016 г., 2017 г., 2018 г., 4 кв. 2019 г., сравнительной таблицы (анализ отчетной документации за период с 2015 по 2022 годы по достижению показателей КФХ Кинева Г.В. по проекту на создание и развитие КФХ по направлению деятельности рыбоводства и увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции) ( л.д. 30).
В связи с изложенным, Кинев Г.В. не может быть признан соответствующим требованиям, предусмотренным абзацем 2 подпункта 11 пункта 13 Положения N 205а, и не мог быть допущен к участию в отборе на получение гранта.
Таким образом, действия конкурсной комиссии, выразившиеся в отклонении заявки Главы КФХ Кинева Г.В. на участие в отборе для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы, обоснованно признаны судом первой инстанции соответствующими положениям пункта 18, абзаца 2 подпункта 11 пункта 13 Положения N 205а.
Суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", а также на Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, правомерно указал на то, что ссылки заявителя на положения норм Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" подлежат отклонению, поскольку в сфере поддержки развития сельского хозяйства действуют специальные нормы, устанавливающие определенные правила предоставления поддержки в виде субсидий (грантов).
На основании изложенного, с учетом обоснованности отклонения конкурсной комиссией по развитию семейных ферм в Томской области заявки главы КФХ Кинева Г.В. и отказа в его включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для признания недействительными протокола заседания конкурсной комиссии от 17.03.2023 в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы заявки Кинева Г.В. на участие в отборе, а также результатов конкурса по предоставлению грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы, проведенного 16-17 марта 2023 г. в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии заявки Кинева Г.В.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал Главе КФХ Кинев Г.В. в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на апеллянта; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.07.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-2399/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главы крестьянского фермерского хозяйства Кинева Глеба Викторовича - без удовлетворения.
Возвратить Киневу Глебу Викторовичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1350 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 14.08.2023 N 72.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2399/2023
Истец: Кинев Глеб Викторович
Ответчик: Департамент по социально-экономическому развитию села ТО
Третье лицо: Глава ГФХ Алексеев Илья Александрович, Глава КФХ Ардашев Сергей Андреевич, Глава КФХ Недрогайлова Татьяна Григорьевна