город Ростов-на-Дону |
|
10 октября 2023 г. |
дело N А32-46756/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ПАО "Россети Кубань" посредством веб-конференции: Смотрикова О.А. по доверенности от 10.12.2020;
от УФАС по Республике Адыгея посредством веб-конференции: Ситимова А.Ю.
по доверенности от 06.03.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2023 по делу N А32-46756/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
(ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
при участии третьего лица: Сообцокова Азамата Аскеровича
о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - ПАО "Россети Кубань", общество, сетевая организация) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - управление, антимонопольный орган, УФАС по Республике Адыгея) о признании незаконными и отмене постановления от 06.09.2022 по делу об административном правонарушении N 001/04/9.21-413/2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 800 000 руб., представления от 06.09.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 001/04/9.21-413/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Сообцоков Азамат Аскерович.
Решением суда первой инстанции от 24.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что по результатам рассмотрения заявки на 3 рабочий день в личном кабинете заявителя было опубликовано уведомление о некомплектности заявки, поскольку не представлен корректный план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации. 04.07.2022 Сообцоков А.А. направил повторную заявку с приложением всех документов, предусмотренных законом. 01.08.2022 в адрес Сообцокова А.А. посредством почтовой связи направлены подписанные со стороны сетевой организации экземпляры договора N 21101-22-00751736-1 об осуществлении технологического присоединения, технические условия и счет на оплату, а также скан-копии вышеуказанных документов были размещены в личном кабинете заявителя. 26.08.2022 между сторонами заключен и действует договор об осуществлении технологического присоединения N 21101-22-00751736-1. Сообцоков А.А., с учетом заявленной мощности 150 кВт, не относится к категории заявителей, указанных в разделе 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), в связи с чем при направлении договора подлежали применению общие положения, предусмотренные разделом 2 Правил. Сообцоков А.А. в качестве плана расположения энергопринимающих устройств представил план из выписки из ЕГРН. В представленном плане не были указаны географические, адресные ориентиры: дороги, промышленные объекты, нанесенные на географическую основу (карта местности). Сведения из выписки из ЕГРН не являются планом расположения энергопринимающих устройств.
От УФАС по Республике Адыгея поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором управление просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 03.10.2023 в связи с нахождением судей Пименова С.В., Шимбаревой Н.В. в отпуске, в составе суда произведена замена на судей Соловьеву М.В., Глазунову И.Н., в связи с чем, рассмотрение жалобы начато сначала в порядке статьи 18 АПК РФ.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Определением суда от 26.09.2023 удовлетворено ходатайство ПАО "Россети Кубань" о проведении веб-конференции.
Определением суда от 02.10.2023 удовлетворено ходатайство УФАС по Республике Адыгея о проведении веб-конференции.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Кубань" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель УФАС по Республике Адыгея возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 12.06.2022 Сообцоков А.А. через личный кабинет на сайте ПАО "Россети Кубань" направил заявку на осуществление технологического присоединения, которая была зарегистрирована 16.06.2022.
Как указал Сообцоков А.А., 21.06.2022 рассмотрение его заявки было приостановлено, в его адрес направлено уведомление о необходимости представления дополнительных сведений; статус его заявки от 12.06.2022 был изменен 21.06.2022 согласно скриншоту личного кабинета.
Сообцоков А.А. обратился в УФАС по Республике Адыгея с заявлением на действия ПАО "Россети Кубань", по результатам рассмотрения которого установлено следующее.
Антимонопольным органом по результатам рассмотрения материалов, установлено, что ПАО "Россети Кубань" нарушило срок рассмотрения заявки и порядок расчета стоимости технологического присоединения, предусмотренный Правилами N 861.
Антимонопольным органом 11.08.2022 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 001/04/9.21-413/2022 по признакам нарушения ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 07.09.2022 N 001/04/9.21-413/2022 общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Антимонопольным органом вынесено представление от 07.09.2022 N 2837 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому ПАО "Россети Кубань" необходимо принять меры, направленные на надлежащее исполнение требований Правил N 861, для чего следует осуществить расчет стоимости технологического присоединения по заявке Сообцокова А.А. от 12.06.2022 в соответствии с требованиями законодательства и пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178, согласно ставкам, действовавшим на дату подачи заявки.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности и представление об устранении причин и условий, общество оспорило их в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
Согласно пункту 105 Правил N 861 (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или едином портале (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала) в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности, иную информацию.
Из обстоятельств дела следует, что 12.06.2022 Сообцоков А.А. подал заявку (зарегистрирована 16.06.2022) на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский районн, п. Прикубанский, ул. Ленина, д.63, к/н 01:05:3305001:961.
Согласно материалам дела, к заявке Сообцоков А.А. представлены следующие документы: план расположения энергопринимающих устройств, содержащий информацию об адресных и географических ориентирах, перечень и мощность энергопринимающих устройств, присоединяемых к устройствам противоаварийной автоматики; документ, подтверждающий право собственности на объект (т. 1 л.д. 44-45).
Сетевая организация по результатам рассмотрения заявки Сообцокова А.А. 03.06.2022 направила уведомление, в котором указало на необходимость предоставления плана расположения энергопринимающих устройств (т. 1 л.д. 46).
Согласно пункту 15 Правил N 861, Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9,10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
С учетом праздничных дней (дата 12.06.2022 (воскресенье) являлась праздничной и переносилась на 13.06.2022 (понедельник), первый рабочий день после подачи заявки - 14.06.2022, крайним сроком направления заявителю письма о некомплектности заявки являлось 16.06.2022.
Рассмотрение заявки 21.06.2022 было приостановлено и в адрес заявителя направлено письмо о необходимости представления дополнительных сведений. Указанное письмо, представленное сетевой организацией в УФАС по Республике Адыгея (т. 1 л.д. 46), не содержит сведений о дате его направления заявителю, в то время как заявителем представлены скриншоты страницы личного кабинета с сайта ПАО "Россети Кубань" согласно которым статус заявки от 12.06.2022 был изменен 21.06.2022.
Таким образом, сетевой организацией нарушены требования пункта 15 Правил N 861 в части сроков рассмотрения заявки.
Как указано сетевой организацией, 04.07.2022 в адрес ПАО "Россети Кубань" поступила комплектная заявка, по результатам рассмотрения которой, в соответствии с пунктом 15 Правил N 861, в срок 20 рабочих дней, в адрес заявителя были направлены проект договора и технических условий, сопроводительным письмом от 01.08.2022. Стоимость мероприятий составила 4 751 877,73 руб., кроме того НДС 719 979,62 руб., в соответствии с изменениями в законодательстве, вступившими в силу с 01.07.2022.
Как верно указано судом первой инстанции, с учетом даты подачи заявки на технологическое присоединение (12.06.2022), подлежала применению редакция Правил N 861, а также расчет стоимости технологического присоединения, действовавшие до 01.07.2022, а не примененная обществом.
Из указанного следует, что ПАО "Россети Кубань" не выполнило мероприятия, подтверждающие соблюдение п. 15, 17 Правил N 861 при выполнении своих обязанностей по рассмотрению заявки и расчету стоимости технологического присоединения.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: заявкой, приложением к заявке, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что с заявителем был заключен договор на технологическое присоединение без каких-либо возражений, не принимаются судом, поскольку факт принятия обществом мер по устранению нарушений не освобождает его от ответственности, поскольку устранение нарушений является возложенной на него обязанностью.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом совершения административного правонарушения - 30.06.2022 (дата, следующая за той, когда общество должно было разместить сведения, предусмотренные п. 105 Правил N 861).
Судом установлено, что общество ранее было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (вступившее в законную силу постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 по делу N А01-988/2021).
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также систематическое совершение обществом однородных правонарушений (дела N N А32-35563/2021, А32-32507/2021, А53-9333/2022, А32-883/2022, А32-39817/2021 и иные), степень вины правонарушителя и его доминирующее положение на рынке оказания спорных услуг, суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб. соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку в сфере спорных правоотношений на стороне лиц, занимающих доминирующее положение, выступают, как правило, устойчивые и крупные с экономической точки зрения субъекты, от законности действий которых на рынке оказания спорных услуг во многом зависит возможность нормального осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности другими субъектами.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 800 000 рублей.
Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений ст. 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ.
В ряде актов Верховного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 05.09.2018 N 303-АД18-5207 и N 303-АД18-5141) разъяснены особенности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ. В том числе, помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Соответственно, рассматриваемое в настоящем деле правонарушение, совершенное обществом, не является впервые совершенным в силу норм статьи 4.6 КоАП РФ, поскольку ранее общество уже привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в (дела N А01-988/2021, А32-4936/2022). По этой причине замена штрафа на предупреждение по оспариваемому в настоящем деле постановлению невозможна.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
С учетом доказанности совершения обществом правонарушения также является законным представление от 06.09.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2023 по делу N А32-46756/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46756/2022
Истец: ПАО "Россети Кубани", ПАО "Россети Кубань"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республика Адыгея, УФАС по респ.Адыгея
Третье лицо: Сообцоков Азамат Аскерович