город Ростов-на-Дону |
|
12 октября 2023 г. |
дело N А32-46859/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей О.Ю. Ефимовой,М.В. Соловьевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2023 по делу N А32-46859/2022
по заявлению акционерного общества "Электросети Кубани"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю; Федеральной антимонопольной службе
при участии третьих лиц открытого акционерного общества "Российские железные дороги"; общества с ограниченной ответственностью "Энергопромсбыт"; публичного акционерного общества "Россети Кубань"; Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края
об оспаривании ненормативных правовых актов,
при участии представителей Федеральной антимонопольной службы Опруженкова А.В. по доверенности, АО " Электросети Кубани " Коваленко Л.В. по доверенности, ОАО "Российские железные дороги" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Дыдочкина М.В. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Электросети Кубани" (ранее АО "НЭСК-электросети", далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее управление, антимонопольный орган), Федеральной антимонопольной службе - об оспаривании постановления Краснодарского УФАС России от 08.12.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4374/2021 и решения ФАС России от 02.06.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги"; общество с ограниченной ответственностью "Энергопромсбыт"; публичное акционерное общество "Россети Кубань"; Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2023 суд признал незаконным и отменил постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 08.12.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4374/2021. В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене решения ФАС России от 02.06.2022 отказано. Суд первой инстанции пришёл к выводу, что несоблюдение обществом порядка технологического присоединения вызвано поведением вышестоящей сетевой организации, действия которой привели к объективной невозможности исполнить требования порядка технологического присоединения к электрическим сетям общества.
Открытое акционерное общество "Российские Железные Дороги" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило судебный акт в части удовлетворения требований отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что не представляется возможным определить, на основании чего АО "НЭСК - электросети" сделан вывод об отсутствии технической возможности технологического присоединения и определена необходимость заключения договора по индивидуальному проекту, поэтому оферта договора должна была быть направлена в адрес ОАО "РЖД" в сроки, предусмотренные абзацем 2 пункта 15 Правил ТП -20 рабочих дней, т. е. не позднее 26.01.2021. В случае, если техническая возможность отсутствует и договор ТП должен быть заключен по индивидуальному проекту, АО "НЭСК - электросети" также уклоняется от его заключения и не соблюло порядок, установленный разделом III Правил ТП, поскольку не направило заявление об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в порядке, предусмотренном пунктом 30.2. Правил ТП не позднее 23.01.2021.
Доводы о непредставлении ООО "Энергопромсбыт" оферты договора на осуществление технологического присоединения по заявке АО "НЭСК-электросетм" от 26.01.2021 N 005 необоснованны, поскольку обязанность проверки обоснованности сведений, содержащихся в документах, представляемых сетевой организацией, и их комплектности возложена на орган исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов, а из пункта 30.1 Правил следует, что сетевая организация прикладывает проект договора, заключаемого применительно к обстоятельствам настоящего дела с Абонентом, а не договор технологического присоединения, заключаемый сетевой организацией с вышестоящей сетевой организацией. Кроме того, антимонопольным органом было установлено, что Энергопромсбыт предоставил АО "НЭСК-электросети" недостающие документы к Заявке 24.12.2020.
Ссылку Заявителя и суда первой инстанции на постановление Краснодарского УФАС России от 08.12.2021 по делу N 023/04/9.21-4011/2021 об административном правонарушении нельзя признать обоснованной, поскольку, как следует из судебных актов по делу N А32-4929/2022, событием вменённого ОАО "РЖД" административного правонарушения явилось несоблюдение порядка технологического присоединения вновь возводимого объекта электросетевого хозяйства АО "НЭСК-электросети", который регламентирован разделом 2 Правил, а не порядка технологического присоединения в соответствии с разделом 4 Правил, который был бы обусловлен рассмотрением Обществом Заявки.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что суд не направил по подсудности требование о признании незаконным и отмене решения ФАС России от 02.06.2022.
Третье лицо общество с ограниченной ответственностью "Энергопромсбыт в отзыве поддерживает в полном объеме доводы апелляционной жалобы.
В пояснениях антимонопольного органа доводы апелляционной жалобы о необоснованности заявленных требований поддержаны. Также указано, что спорные требования были рассмотрены судом первой инстанции в соответствии с правилами о подсудности.
В отзыве на апелляционную жалобу акционерное общество "Электросети Кубани" просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, изложили свои правовые позиции.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В судебном заседании представители заявителя апелляционной жалобы, антимонопольного органа и АО "Электросети Кубани" пояснили, что судебный акт оспаривается в части признания ненормативного правового акта недействительным.
Доводы апелляционной жалобы в части неподсудности спора об оспаривании ненормативного акта ФАС подлежат отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по адресу или месту жительства заявителя либо по адресу административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.
Согласно пункту 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, и применительно к разъяснениям, содержащимся в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", дело об оспаривании решения, вынесенного вышестоящим органом, должностным лицом по жалобе на постановление (определение) по делу об административном правонарушении, подлежит рассмотрению судом исходя из подсудности дела об обжаловании указанного постановления (определения), поскольку при рассмотрении соответствующего заявления арбитражным судом оценивается также и само постановление (определение).
Оспариваемое АО "НЭСК-электросети" постановление вынесено Краснодарским УФАС России, местом нахождения которого согласно Приложению N 2 Перечня территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, являющимся приложением к Положению о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утверждённому приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, является: 350020, г. Краснодар, ул. Коммунаров, д. 235.
Согласно информации, содержащейся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, адресом (местом нахождения) АО "НЭСК-электросети" является: 350033, г. Краснодар, пер. Переправный, д. 13, оф. 101 А.
Таким образом, заявленные требования правомерно рассмотрены Арбитражным судом Краснодарского края.
В части отказа в удовлетворении заявленных требований решение суда не пересматривается.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 268, 269, 270 АПК РФ в обжалованной части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.12.2020 в адрес Общества поступила заявка на технологическое присоединение N 50-00386 (далее - Заявка) энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: г. Тимашевск, кад. N 23:31:1101001:0014.
В Заявке указана максимальная присоединяемая мощность 1400 кВт, в том числе 500 кВт - ранее присоединенная мощность, уровень напряжения - 10 кВ, категория надежности - III.
По результатам рассмотрения данной заявки в адрес Заявителя направлены замечания письмом от 09.12.2020 N 50.НС-08/552.
Письмом от 16.12.2020 N 3229и-КИП/ЭПС (вх. от 24.12.2020 N 50.НС-09/640) в адрес Общества предоставлены недостающие документы по заявке.
В соответствии с требованиями разделов 3 и 5 Правил N 861, в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения, а также отсутствия величины максимальной мощности в границах раздела с вышестоящей сетевой организацией (ОАО "РЖД"), заявка N 50-00386 рассматривается по индивидуальному проекту, в связи с чем Обществом была подана заявка от 26.01.2021 N 005 на технологическое присоединение в вышестоящую сетевую организацию ООО "Энергопромсбыт". Кроме того, в адрес Заявителя было направлено уведомление о рассмотрении заявки по индивидуальному проекту письмом от 25.01.2021 N 12.1НС-08/488.
В дальнейшем на письма Заявителя от 18.02.2021 N 48и-КИП/ЭПС, от 16.03.2021 N 275и-КИП/ЭПС и от 21.06.2021 N 1068и-КИП/ЭПС по вопросу рассмотрения Заявки и направления оферты договора были направлены ответы от 26.02.2021 N 12.1НС-08/1436, от 30.03.2021 N 12.1НС-08/2381 и от 29.06.2021 N 12.1НС-08/5116 с обоснованием позиции и указанием на проведение работы с вышестоящей сетевой организацией ООО "Энергопромсбыт" для заключения договора в целях технологического присоединения объекта заявителя по заявке N 50-00386.
По жалобе ООО "Энергопромсбыт" возбуждено дело об административном правонарушении N 023/04/9.21-4374/2021 Краснодарским УФАС России по факту нарушения Сетевой организацией п. 15 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), путем ненаправления проекта договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Тимашевск, кад. N 23:31:110101.0014, и вынесено постановление от 08.12.2021 о наложении административного штрафа, в связи с отказом в направлении договора в адрес Общества по вышеуказанной заявке на технологическое присоединение.
Решением ФАС России от 02.06.2022 отказано АО "НЭСК-электросети" (далее - Общество) в удовлетворении жалобы о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - УФАС по КК) от 08.12.2021 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4374/2021.
Общество, полагая вынесенное решение ФАС России и постановление УФАС по КК незаконными, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правильно квалифицировал заявленные требования и с учетом положений статей 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), 1.5, 2.1, 30.6 КоАП РФ, разъяснений, данных в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" пришел к обоснованному выводу в части требований о незаконности постановления УФАС по КК.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в действующей редакции) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектами административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются, в том числе юридические лица.
Согласно статье 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.
Пунктом 3 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил N 861.
В соответствии со статьей 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (часть 1).
В случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются (абзац первый части 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ).
Процедура технологического присоединения включает подачу заявки заявителем, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям.
При осуществлении первичного технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя все технические параметры такого присоединения закрепляются за присоединенными энергопринимающими устройствами и фиксируются в документах о технологическом присоединении, в частности в акте об осуществлении технологического присоединения.
Такими техническими параметрами являются: максимальная мощность энергопринимающих устройств, категория надежности, количество точек присоединения, уровень напряжения, на котором присоединены энергопринимающие устройства.
В соответствии с п. 30(1) Правил если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). В случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети сетевая организация обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 15 месяцев с даты заключения соглашения о порядке взаимодействия заявителя и сетевой организации в целях выполнения мероприятий по технологическому присоединению по индивидуальному проекту (далее - соглашение о порядке взаимодействия), заключенного в соответствии с пунктом 30(1-2) настоящих Правил. К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы:
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.08.2013 N 691, от 13.04.2015 N 350, от 19.04.2019 N 470)
а) проект договора;
б) проектная документация (в случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети);
в) индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором);
г) калькуляция затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления сетевой организацией технологического присоединения по индивидуальному проекту;
д) расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с п. 30(5) Правил N 861 в случае если для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя по индивидуальному проекту сетевой организации необходимо осуществление строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) сетевой организации необходимо подать заявку на осуществление технологического присоединения в вышестоящую сетевую организацию, срок направления сетевой организацией заявителю проекта договора, индивидуальных технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору, и расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту продлевается на срок, установленный для заключения договора с вышестоящей сетевой организацией, и на срок расчета уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, определяемой для вышестоящей сетевой организации в отношении объектов указанного заявителя.
Позиция антимонопольного органа, что обязанность проверки обоснованности сведений, содержащихся в документах, представляемых сетевой организацией, и их комплектности возложена на орган исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов, не свидетельствует о составе правонарушения в действиях общества по следующим основаниям.
На письма заявителя от 18.02.2021 N 48и-КИП/ЭПС, от 16.03.2021 N 275и-КИП/ЭПС и от 21.06.2021 N 1068и-КИП/ЭПС по вопросу рассмотрения заявки и направления оферты договора, обществом были направлены ответы от 26.02.2021 N 12.1НС-08/1436, от 30.03.2021 N 12.1НС-08/2381 и от 29.06.2021 N 12.1НС-08/5116 с обоснованием позиции и указанием на получение договора от вышестоящей сетевой организации ООО "Энергопромсбыт" в целях технологического присоединения объекта заявителя по заявке N 50-00386.
Доводы о том, что антимонопольным органом было установлено, что Абонент предоставил АО "НЭСК-электросети" недостающие документы к Заявке 24.12.2020 при наличии неподтверждения направления договора по заявке вышестоящей сетевой организацией, не могут быть приняты апелляционным судом.
В целях понуждения ООО "Энергопромсбыт" к выдаче договора по заявке Общества от 26.01.2021 N 005 в адрес УФАС по КК направлена жалоба на действия ООО "Энергопромсбыт", по результатам рассмотрения которой УФАС по КК было возбуждено дело об административном правонарушении N 023/04/9.21-4011/2021 и вынесено постановление от 08.12.2021 о наложении административного штрафа, в связи с отказом в направлении договора в адрес Общества по вышеуказанной заявке на технологическое присоединение.
Неправомерность отказа в направлении ООО "Энергопримсбыт" договора по заявке Общества подтверждена в судебном порядке при рассмотрении заявления ОАО "РЖД" о признании незаконным постановления УФАС по КК от 08.12.2021 по делу N 023/04/9.21-4011/2021 в рамках дела N А32-4929/2022.
Позиция антимонопольного органа о том, что событием вменённого ОАО "РЖД" административного правонарушения явилось несоблюдение порядка технологического присоединения вновь возводимого объекта электросетевого хозяйства АО "НЭСК-электросети", поэтому правовые выводы судебных актов по делу N А32-4929/2022 неправомерно приняты судом первой инстанции, отклоняется апелляционным судом.
В данном случае, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы и антимонопольного органа, что непредставление вышестоящей сетевой организацией обществу проекта договора не является объективным препятствием для выполнения обязанности по обращению в орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, поскольку указанный проект договора не является приложением к заявке в орган тарифного регулирования по заявлению Абонента, до получения ответа вышестоящей сетевой организации направление в орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов неполного комплекта документов не свидетельствовало бы о соблюдении порядка, предусмотренного нормами Правил N 861, и никаким образом не восстанавливало права соответствующего абонента.
Апелляционный суд в данной части поддерживает выводы суда первой инстанции, поскольку в соответствии с п. 30 (5) Правил N 861 в связи с ненаправлением ООО "Энергопромсбыт" в адрес общества оферты договора по заявке Общества от 26.01.2021 N 005 не представлялось возможным следующее: Подготовить калькуляцию затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, так как отсутствуют затраты для подключения к сетям вышестоящей сетевой организации (далее - ВСО); подготовить индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения, так как отсутствуют договор и технические условия, выданные ВСО; подготовить проект договора об осуществлении технологического присоединения, так как отсутствует размер платы, рассчитанный для подключения к сетям ВСО; направить в Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края заявление об установлении платы по индивидуальному проекту, в связи с отсутствием указанных в пунктах 1 - п. 3 документов, обязательных в качестве приложения к данному заявлению.
Обществом соответственно не могло уведомить заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему документами в адрес Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края.
Указанные выводы подтверждаются предоставленным в материалы дела письмом Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 10.10.2022 N 57.05-16-5849/22.
Арбитражным судом Краснодарского края в решении правомерно указано на то, что УФАС по КК в постановлении неверно сделан вывод, что обществом не предоставлены доказательства невозможности обеспечения запрашиваемой ОАО "РЖД" мощности посредством имеющегося сетевого имущества, поскольку Обществом направлялись пояснения, что в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения по существующей схеме присоединения от ПС 110/35/10 кВ "Тимашевская", а также в целях сохранения условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшения условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства для технологического присоединения объектов Заявителя были разработаны технические условия с присоединением от центра питания ПС 110/27,5/10 кВ "Тимашевская тяговая".
Доводы антимонопольного органа и ОАО "РЖД", что общество должно было не позднее 23.01.2021 направить в уполномоченный орган в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы по индивидуальному тарифу, не принимаются апелляционным судом, поскольку противоречат изложенным выше нормам.
Уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при расчете платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в составе указанной платы учитывается размер платы за технологическое присоединение, утвержденный (рассчитанный) для присоединения сетевой организации к вышестоящей сетевой организации в целях присоединения указанного заявителя в запрошенных им объемах.
В заявке на технологическое присоединение от 08.12.2020 N 50-000386 указана 1 точка присоединения - ВЛ-10 кВ на опоре N 1 от КЛ-10 кВ фидера "Т-3" ПС 110/35/10 кВ "Тимашевская".
Доводы апелляционной жалобы в части отсутствия оснований по рассмотрению заявки ОАО "РЖД" на технологическое присоединение N 50-00386 по индивидуальному проекту, противоречат выводам, содержащимся в постановлении Арбитражного суда СевероКавказского округа от 31.10.2022 по делу N А32-4929/2022.
Суд первой инстанции правомерно учел, что в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения по существующей схеме присоединения от ПС 110/35/10 кВ "Тимашевская", а также в целях сохранения условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшения условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства для технологического присоединения объектов Заявителя были разработаны технические условия с присоединением от центра питания ПС 110/27,5/10 кВ "Тимашевская тяговая". Заявителем жалобы не опровергнуты доводы общества, что мероприятия предусматривают прокладку КЛ-10 кВ от указанного центра питания до БКРП-10 кВ, которая будет располагаться по адресу г. Тимашевск, ул. Калинина, 22 А и прокладку КЛ-10 кВ от БКРП-10 кВ до существующих объектов электросетевого хозяйства Заявителя.
Суд первой инстанции правильно указал, что действия АО "НЭСК-электросети" не противоречат сведениям таблицы (т. 1, л.д. 30 - 31) о мощности ТП 71, абзацу 2 пункта 41, абзацу 1 пункта 42 Правил N 861 об обязанности сетевой организации подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в этом случае. В материалы дела не представлены доказательства того, что технологическое подключение запрошено АО "НЭСК-электросети" в отношении ранее подключенного объекта соответствующей мощности, а не вновь возводимого "ЭПУ земельного участка для строительства БКРП-10 кВ".
Доказательства отсутствия у ОАО "РЖД" и его агента возможности соблюдения установленных законом N 35-ФЗ и Правил N 861, в материалы дела также не представлены.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие препятствий для осуществления обществом направления в уполномоченный орган соответствующего обращения, принятием обществом всех возможных мер для выполнения нормативных положений Правил N 861, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности управлением вины общества в совершении вмененного нарушения и, соответственно, состава административного правонарушения.
Указанное обстоятельство в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное обществом требование, признав незаконным и отменив оспариваемое постановление антимонопольного органа. Решение суда в обжалованной части отмене, изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2023 по делу N А32-46859/2022 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46859/2022
Истец: АО "НЭСК", АО "Электросети Кубани", ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК, ФАС России, Федеральная антимонопольная служба
Третье лицо: АО "РЖД", Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края, ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ООО "Энергопромсбыт, ПАО "Россети Кубань"