г. Пермь |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А60-20254/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,
при участии:
от заявителя: Мехонцев В.Ю. удостоверение, доверенность от 21.12.2022.
от заинтересованного лица: Кутергина О.Ю., удостоверение, доверенность от 09.01.2023, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 июля 2023 года
по делу N А60-20254/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЕРЦ-96" (ИНН 6603008900, ОГРН 1026600628119)
к межрайонной ИФНС России N 29 по Свердловской области (ИНН 6683000011, ОГРН 1126603000017)
о признании незаконным решения N 3415 от 22.12.2022 в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЕРЦ-96" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, ООО "ТЕРЦ-96") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к межрайонной ИФНС России N 29 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения N 3415 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.12.2022 в части возложения на ООО "Терц-96" обязанности произвести оплату недоимки по налогу на имущество организаций за 2021 год в сумме 141 394 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 июля 2023 года требования общества удовлетворены, признано недействительным решение межрайонной ИФНС России N 29 по Свердловской области N 3415 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.12.2022 в части возложения на ООО "Терц-96" обязанности произвести оплату недоимки по налогу на имущество организаций за 2021 год в сумме 141 394 руб. На Межрайонную ИФНС России N 29 по Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с судебным актом заинтересованно лицо, обратилось с апелляционной жалобой в соответствии с которой просит решение суда отметить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы налоговый орган указывает, что решением Свердловского областного суда по делу N 3а-222/2022 не исследован вопрос объекта налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером 66:34:0502028:874 состоит из четырех помещений с кадастровыми номерами 66:34:0502028:11526, 66:34:0000000:6845, 66:34:0000000:6846 и 66:34:0000000:6847, которые принадлежат на праве собственности ООО "ТЕРЦ-96" и в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ являются объектами налогообложения. Каждое из указанных помещений имеет свою кадастровую стоимость. В ЕГРН содержится информации о зарегистрированных правах собственности ООО "Терц-96" на 4 помещения, которые в комплексе образуют здание с кадастровым номером 66:34:0502028:874, следовательно, именно спорные помещения являются объектами налогообложения в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ. Учитывая положения ст. 378.2 НК РФ, ООО "Терц-96" необходимо было исчислить налог на имущество организаций за 2021 год в отношении четырех помещений с кадастровыми номерами 66:34:0000000:6845, 66:34:0000000:6846, 66:34:0000000:6847 и 66:34:0502028:11526, из которых состоит здание с кадастровым номером 66:34:0502028:874, поскольку объект недвижимости определен торговым центром (комплексом) и включен в Перечень на 2021 год.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налогового органа на доводах апелляционной жалобы настаивал, представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статей 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 29 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций (номер корректировки - 2) за 2021 год, по результатам которой 02.11.2022 составлен акт N 5246.
22.12.2022 налоговым органом вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 3415, которым ООО "ТЕРЦ-96" доначислен налог на имущество организаций, в размере 141 394 руб.
Решением УФНС России по Свердловской области от 28.03.2023 N 13-06/08835@ апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решение Инспекции от 22.12.2022 N 3415 без изменения.
Общество с ограниченной ответственностью "ТЕРЦ-96", полагая, что решение N 3415 от 22.12.2022 в обжалуемой части является незаконным и не соответствует положениям Кодекса, нарушает его права и законные интересы, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судом принято приведенное выше решение.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (пункт 1 статьи 55 НК РФ).
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 58 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
На основании пункта 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 этого Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Признаки основных средств приведены в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
На основании пункта 1 статьи 376 НК РФ в редакции, действовавшей в 2016 году, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 378.2 НК РФ и статье 1-1 закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-03 "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" налоговая база налога на имущество организацией определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), общая площадь которых составляет свыше 5000 квадратных метров, и помещения в них.
Постановлением Правительства Свердловской области от 10.12.2020 г. N 917-ГШ "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" утвержден перечень объектов недвижимости, в который под пунктом 8 включено здание 66:34:0502028:874 (Свердловская область, город Асбест, ул. Ленинградская, дом 41).
Из материалов дела следует, что ООО "Терц-96" являлось собственником 4-х нежилых помещений, образующих здание 66:34:0502028:874:
- нежилое помещение, кадастровый номер 66:34:0000000:6845;
- нежилое помещение, кадастровый номер 66:34:0000000:6846;
- нежилое помещение кадастровый номер 66:34:0000000:6847;
- нежилое помещение кадастровый номер 66:34:0502028:11526.
Иные помещения в состав здания не входили, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Из положений части 4 статьи 378.2 НК РФ следует, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам.
15.02.2022 налогоплательщиком в налоговый орган была представлена декларация по налогу на имущество организаций за 2021 г., согласно которой был исчислен налог в размере 1 050 815 рублей, исходя из кадастровой стоимости принадлежащего налогоплательщику нежилого здания с кадастровым номером 66:34:0502028:874 (Свердловская область, город Асбест, ул. Ленинградская, дом 41).
Кадастровая стоимость здания 66:34:0502028:874 составляла 52 540 739 рублей.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-03 налоговая ставка составляет 2%.
52 540 739 х 2% = 1 050 815 рублей.
Налоговая декларация за 2021 была принята налоговым органом без замечаний, нарушений налогового законодательства выявлено не было.
Порядок расчета и сам расчет налога, произведенный налогоплательщиком, при подаче декларации 15.02.2022 был признан налоговым органом верным.
В последующем решением Свердловского областного суда от 27.04.2022 по делу N 3а-222/2022 в целях налогообложения по заявлению ООО "Терц-96" кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 66:34:0502028:874 была установлена равной рыночной в размере 50 924 093 рублей.
Изменение кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 66:34:0502028:874 было внесено в ЕГРН.
Согласно пункту 15 статьи 378.2 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьей 378 НК РФ, налогоплательщиком в налоговый орган 22.07.2022 была подана уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организацией за 2021 г., которая повлекла снижение суммы налога на имущество организаций.
Согласно уточненной налоговой декларации подлежал оплате налог в размере 1 018 482 рубля (50 924 093 х 2% = 1 018 482).
С учетом поданной уточненной декларации, возникла переплата налога в сумме 32 333 рубля.
Данная сумма переплаты была учтена налоговым органом в расчетах по налогам.
До подачи уточненной декларации налоговый орган признавал верным расчет налога, исходя из кадастровой стоимости здания 66:34:0502028:874 в целом, а не в отношении его отдельных помещений.
После подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации налоговый орган стал исходить, что налог должен оплачиваться из кадастровой стоимости каждого отдельного нежилого помещения, входящего в состав здания, а не исходя из кадастровой стоимости здания в целом, принадлежащего налогоплательщику, с чем налогоплательщик не согласен.
Между тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, в хозяйственной деятельности налогоплательщика используется все здание, а не отдельные его помещения.
Здание используется для организации розничного рынка "Нептун", внесенного в реестр рынков по Свердловской области (под N 2).
Схема торговых мест на рынке утверждена, исходя из всего здания, а не отдельных помещений в здании.
Согласно статье 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание; налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
Финансовым результатам деятельности налогоплательщика является итоговая стоимость имущества, что отвечает основным началам законодательства о налогах и сборах, закрепленным в ст. 3 НК РФ.
Конституционный суд РФ неоднократно указывал, что в основе оплаты любого налога является результат хозяйственной деятельности, что соотносится со статьей 3 НК РФ (налоги и сборы должны иметь экономическое основание).
Возлагая на налогоплательщика обязанность оплачивать налог, исходя из кадастровой стоимости каждого отдельного нежилого помещения без учета того, что собственником всего здания является сам налогоплательщик, налоговый орган возлагает на налогоплательщика обязанность оплачивать налог в большем размере и без учета фактической стоимости имущества, принадлежащего налогоплательщику, что нарушает требования статьи 3 ПК РФ.
Кроме того, судом справедливо принято во внимание то, что в целях исключения спора о принадлежности налогоплательщику здания с кадастровым номером 66:34:0502028:874, налогоплательщик в октябре 2022 г. обратился в Управление Россрестра по Свердловской области с заявлением о прекращении регистрации права собственности в отношении каждого отдельного нежилого помещения и регистрации права собственности на здание целиком с кадастровым номером 66:34:0502028:874.
С регистрацией права собственности на здание: состав, объем и стоимость имущества у налогоплательщика не изменились.
При этом, судом принято во внимание, что в силу положений ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" закреплено право, а не обязанность, собственника всех помещений в здании избрать правовой режим здания как единого объекта.
Согласно части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В целях оплаты налога на имущество организацией исходя из кадастровой стоимости, равной рыночной, налогоплательщик обращался с административным иском в Свердловский областной суд.
Свердловский областной суд при рассмотрении дела N За-222/2022 исходил из того, что налогоплательщик является собственником всего здания с кадастровым номером 66:34:0502028:874, налог на имущество оплачивается исходя из кадастровой стоимости на здание, изменение кадастровой стоимости влечет к уменьшению уплачиваемого налогоплательщиком налога. При этом, кадастровая стоимость пересматривалась в отношении всего здания, а не отдельных помещений в здании.
Решением Свердловского областного суда от 27.04.2022 было установлено, что ООО "Терц-96" принадлежат нежилые помещения, входящие в состав здания 66:34:0502028:874,
- в целях осуществления налогообложения и кадастрового учета здание поставлено на кадастровый учет,
- с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на нраве собственности,
- суд принимает во внимание экономический эффект для административного истца от пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости поскольку, установленная решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, бесспорно, привела к уменьшению налоговых обязательств ООО "Тсрц-96".
Таким образом, Свердловский областной суд при рассмотрении вопроса о пересмотре кадастровой стоимости здания 66:34:0502028:874, пришел к выводу, что пересмотр кадастровой стоимости здания влияет на права и обязанности ООО "Терц-96" как налогоплательщика и уменьшение стоимости приводит к уменьшению налоговых обязательств.
Доводы налогоплательщика о неверной площади отдельных помещений в здании судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, поскольку соответствующие изменения в правоустанавливающие документы не внесены. Кроме того, данное обстоятельство при изложенных обстоятельствах правового значения не имеет.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 июля 2023 года по делу N А60-20254/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-20254/2023
Истец: ООО "ТЕРЦ-96"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 29 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ