г. Санкт-Петербург |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А42-4159/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Новиковой Е.М., судей Пономаревой О.С., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пановой А.М.,
при участии:
от истца - не явился (извещен),
от ответчика - не явился (извещен),
от третьего лица - не явился (извещен),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28557/2023) федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.07.2023 по делу N А42-4159/2023, принятое по иску
федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
к акционерному обществу "Мурманская ТЭЦ"
о понуждении совершить действия,
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к акционерному обществу "Мурманская ТЭЦ" (далее - ответчик) о понуждении совершить действия.
Решением суда первой инстанции от 28.07.2023 в удовлетворении требований отказано.
Истец, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Оспаривая судебный акт, апеллянт указал на то, что оснований для отказа в заключении договора у ответчика не имелось.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили. Апелляционная коллегия считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 АПК РФ, предусматривающей пределы и полномочия суда апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что на основании приказа Директора департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 29.01.2021 N 222 за истцом на праве оперативного управления закреплено жилое здание, расположенное по адресу: г. Мурманск, ул. Героев Рыбачьего, д. 31/1. Право оперативного управления зарегистрировано в ЕГРН 02.07.2021.
Истцом 01.07.2021 было получено письмо ответчика о заключении договора теплоснабжения общежития, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Героев Рыбачьего, д. 31/1. Истцом 12.07.2021 направлена заявка исх. N 1/7-2/5477 на заключение договора теплоснабжения.
В связи с тем, что ответ на заявку не поступил, истцом 01.09.2021 направлено уведомление о направлении в его адрес подписанного экземпляра договора.
В письме от 06.09.2021 ответчик по результатам рассмотрения представленных истцом документов сообщил о невозможности заключения договора, поскольку заявка на заключение договора подписана неуполномоченным лицом, копии документов не заверены надлежащим образом, срок доверенности от 01.01.2021 N ФС-64 истек, а доверенность от 01.01.2021 N 01-85 не содержит удостоверенный образец подписи. Кроме того, не предоставлен акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, заверенный абонентом (руководителем) и теплоснабжающей/теплосетевой организацией, к сетям которой подключен объект договора.
Письмом от 17.11.2021 в дополнение к заявке о заключении договора истцом в адрес ответчика направлена копия доверенности и.о. начальника территориального отдела "Североморский", а также копии актов разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон по адресу: г. Мурманск, ул. Героев Рыбачьего, д. 31, к.1.
Письмом от 15.12.2021 ответчик сообщил о невозможности заключения договора в связи с отсутствием заявки на заключение договора теплоснабжения, подписанной уполномоченным лицом, документы не заверены надлежащим образом, в соответствии с пунктом 3 доверенности от 29.10.2021 N ФС-87 определено право подписи договора при условии письменного указания (согласования ФГАУ "Росжилкомплекс").
Истцом 14.03.2022 повторно направлена заявка о направлении договора на теплоснабжение на период с 01.04.2021 на 31.12.2021.
25.04.2022 поступил ответ ответчика о невозможности заключить договор в связи с отсутствием копии лицензии на осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД и решения госоргана жилищного надзора о внесении изменений в реестр лицензий субъекта.
Истец полагает, что поскольку согласно индивидуальной карточке здания и экспликации здание по адресу: г. Мурманск, ул. Героев Рыбачьего, д. 31, к.1, - является общежитием, кроме того, в соответствии с постановлением Администрации города Мурманска N 640 от 16.03.2017 г. адрес "г. Мурманск, ул. Героев Рыбачьего, д. 31. к. 1" присваивался зданию общежития, действующим жилищным законодательством не предусмотрена обязанность управляющей организации по получению лицензии на управление зданиями общежитий, а также отсутствует порядок определения способа управления таких зданий, истец заключает договоры с ресурсоснабжающей организацией, действуя как представитель собственника, отказ ответчика в заключении договора не обоснован.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с частью 5 статьи 38 указанного закона в отношении любого обратившегося потребителя гарантирующий поставщик обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями. Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным.
Спорный договор является публичным и должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В порядке пунктов 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из смысла пункта 17 Правил N 354, следует, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при непосредственном управлении многоквартирным домом, в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, в жилых домах (домовладениях).
Таким образом, указанная обязанность возлагается на управляющую организацию в случае, если она на основании заключенного договора управления осуществляет управление многоквартирным домом.
В соответствии с требованиями статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать, в том числе порядок организации заключения договоров между теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, функционирующими пределах одной системы теплоснабжения.
Такие Правила организации теплоснабжения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 35 данных Правил для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения.
Вместе с тем, при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, применяются Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Согласно пункту 6 данных Правил к заявке (оферте) прилагаются документы или их копии, заверенные руководителем исполнителя или уполномоченным им лицом, в том числе лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и решение органа государственного жилищного надзора о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - для управляющих организаций.
Согласно статье 94 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о назначении жилых помещений в общежитии определено, что специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Суд первой инстанции установил, что приказом ГЖИ Мурманской области N 328 от 29.04.2021 здание общежития, расположенное по адресу: г. Мурманск, ул. Героев Рыбачьего, д.31. корп.1, 29.04.2021 полностью исключено из реестра, т. к. не является МКД и имеет статус "общежитие". При этом решение об изменении статуса общежития уполномочен принимать только собственник. Вместе с тем, в отношении общежития, расположенное по адресу: г. Мурманск, ул. Героев Рыбачьего, д.31, корп.1, решение об изменении статуса на МКД собственником не принималось.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно заключил, что требования ответчика о представлении истцом лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД для заключения договора теплоснабжения общежития не обоснованы.
Учитывая, что из буквального толкования доверенностей право на заключение и подписание договоров, касающихся деятельности территориального отдела (отделения), от имени учреждения предоставлено лишь при условия предварительного письменного указания (согласования) ФГАУ "Росжилкомплекс", суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ ответчика в удовлетворении заявок истца при непредставления документов, подтверждающих полномочия на заключение договора теплоснабжения в отношении общежития, расположенное по адресу: г. Мурманск, ул. Героев Рыбачьего, д.31, корп.1, правомерны и обоснованы.
Ссылки истца на незаконный отказ ответчика в заключении договора теплоснабжения несостоятельны, при подаче заявки на заключение договора истцом не представлен полный пакет прилагаемых документов, о чем сообщалось ответчиком ответными письмами с указанием допущенных нарушений.
При этом судом первой инстанции принято во внимание, что пунктом 3 доверенности от 29.10.2021 N ФС-87 и доверенности от 19.01.2022 N ФС-41, приложенным к заявкам истца на заключение договора теплоснабжения, определено право подписи и заключения договоров при условии письменного указания (согласования ФГАУ "Росжилкомплекс"). Доказательств того, что указанное согласование имело место при подаче заявок на заключение договора теплоснабжения в отношении общежития, расположенное по адресу: г. Мурманск, ул. Героев Рыбачьего, д.31, корп.1, истцом в материалы дела не представлено.
Судом первой инстанции также правомерно отмечено, что изложенные в письме от 12.07.2022 о том, что письменное согласование согласно сложившейся практике ФГАУ "Росжилкомплек" осуществляется посредством программного продукта "1С: Документоборот" в отношении поступивших проектов договоров от контрагентов, документально не обоснованы.
Установленные надлежащим образом и оцененные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно такого решения, которое является предметом обжалования, в силу чего доводы апелляционной жалобы не влекут ее удовлетворение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 АПК РФ доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.07.2023 по делу N А42-4159/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Новикова |
Судьи |
О.С. Пономарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4159/2023
Истец: ФГАУ "Росжилкомплекс" - ф-л "Северный", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "МУРМАНСКАЯ ТЭЦ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ