г. Пермь |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А60-8141/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Герасименко Т.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции при использовании информационной системы "Картотека арбитражных дел": от заинтересованного лица: Лупин В.М., паспорт, доверенность N 17 от 04.05.2022, диплом;
от заявителя: представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Колмакова Игоря Сергеевича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 июня 2023 года
по делу N А60-8141/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Колмакова Игоря Сергеевича (ИНН 660205645974, ОГРН 322665800073176)
к Администрации Режевского городского округа (ИНН 6628003011, ОГРН 1026601691247)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Колмаков Игорь Сергеевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Колмаков И.С.) обратился в суд с заявлением к Администрации Режевского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении в схему размещения нестационарных торговых объектов следующего места размещения нестационарного торгового объекта: киоска быстрого питания по адресу: Свердловская обл., г. Реж, ул. Зеленая, придомовая территория дома N 60 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 июня 2023 года в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель ссылается на то, что отказ Администрации во включении в схему размещения НТО на территории Режевского городского округа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Суд не дал правовой оценки наличию оснований для принятия оспариваемого решения, а заинтересованное лицо не доказало его законность.
Администрация в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами заявителя, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 01.11.2022 ИП Колмаков И.С. обратился в Администрацию Режевского ГО с заявлением о внесении дополнения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Режевского ГО по адресу: Свердловская область, г. Реж, ул. Зеленая, д.60 и заключении договора на размещение по указанному адресу объекта торговли в виде киоска для быстрого питания.
18.11.2022 в ответ на указанное заявление Администрацией Режевского ГО вынесен отказ на использование земельного участка (письмо N 6129 от 18.11.2022).
Не согласившись с вынесенным отказом, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции не установил правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ граждане при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65 АПК РФ).
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Согласно части 3 статьи 3, части 1 статьи 10, части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение Закона N 381-ФЗ Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 19 Порядка Схема размещения разрабатывается и утверждается уполномоченным органом местного самоуправления.
Разработка Схемы размещения осуществляется с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в том числе в следующих целях:
1) достижение и последующее соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Свердловской области площадью нестационарных торговых объектов;
2) соблюдение прав и законных интересов населения по обеспечению требований безопасности при размещении нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области;
3) обеспечение единства требований к размещению нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области;
4) формирование многоформатной торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Внесение изменений и дополнений в Схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по основаниям, указанным в пункте 33 Порядка, и с учетом требований, установленных в пункте 32 Порядка.
В случае отказа во включении места размещения в Схему размещения, в изменении сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта и (или) нестационарном торговом объекте указываются соответствующие основания для отказа, предусмотренные пунктом 26 Порядка.
Основаниями для внесения изменений и дополнений в Схему размещения являются:
1) реализация долгосрочных стратегических и целевых программ муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;
2) необходимость достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
3) новая застройка отдельных элементов планировочной структуры населенных пунктов, районов, микрорайонов, иных элементов, повлекшая изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
4) прекращение деятельности нестационарных торговых объектов, принятие органом местного самоуправления решения по предложениям о включении в Схему размещения мест размещения нестационарных торговых объектов;
5) ремонт и реконструкция автомобильных дорог и (или) реализация мероприятий по благоустройству территории, повлекшие необходимость переноса места размещения нестационарного торгового объекта, иные случаи возникновения необходимости использования земельного участка, на котором расположено место размещения нестационарного торгового объекта, для государственных или муниципальных нужд;
6) место размещения нестационарного торгового объекта перестало соответствовать требованию, указанному в пункте 16 настоящего порядка.
Как следует из материалов дела, уведомлением 18.11.2022 N 6129 заявителю отказано в размещении нестационарного торгового объекта на ул. Зеленая, 60.
Основанием для отказа в размещении нестационарного торгового объекта на ул. Зеленая, 60 г. Реж послужило следующее.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Режевского городского округа, утвержденными решением Режевской Думы от 23.06.2021 N 23, земельный участок, расположенный по адресу: г. Реж, ул. Зеленая, напротив дома 60, относится к зоне общего пользования, в которой определены следующие виды разрешенного использования:
1) основные виды: земельные участки (территории) общего пользования (улично-дорожная сеть; благоустройство территории);
2) вспомогательные виды: предоставление коммунальных услуг.
Из вышеперечисленного следует, что данными Правилами не предусмотрен вид разрешенного использования под размещение нестационарных торговых объектов.
Подпунктом 2.21.3 решения Режевской Думы от 19.12.2018 N 74 "Об утверждении Правил благоустройства территории Режевского городского округа" установлены требования к размещению нестационарных торговых объектов (далее - нестационарные объекты) на территории муниципального образования:
1) размещение нестационарных объектов должно соответствовать градостроительным условиям использования территории, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной безопасности и другим требованиям федерального и регионального законодательства, нормативным правовым актам органов городского самоуправления и обеспечивать:
- сохранение архитектурного, исторического и эстетического облика муниципального образования;
- возможность подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (при необходимости);
- удобный подъезд автотранспорта, не создающий помех для прохода пешеходов, возможность беспрепятственного подвоза товара;
- беспрепятственный проезд пожарного и медицинского транспорта, транспортных средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) к существующим зданиям, строениям и сооружениям, возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае аварийных или чрезвычайных ситуаций;
- беспрепятственный доступ покупателей к местам торговли;
- нормативную ширину тротуаров и проездов в местах размещения;
- безопасность покупателей и продавцов;
- соблюдение требований в области обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования;
2) не допускается размещение некапитальных объектов на газонах (без устройства специального настила), площадках (детских, для отдыха, спортивных, транспортных стоянках), посадочных площадках пассажирского транспорта (за исключением сблокированных с остановочным павильоном), в охранной зоне водопроводных, канализационных, электрических, кабельных сетей связи, трубопроводов, а также ближе 5 м от остановочных павильонов, 25 м - от вентиляционных шахт, 20 м - от окон жилых помещений, перед витринами торговых организаций, 3 м - от ствола дерева, 1,5 м - от внешней границы кроны кустарника;
3) размещение автоприцепов (тонаров) осуществляется в местах, имеющих возможность заезда на отведенное место.
В рассматриваемом случае, размещение нестационарного торгового объекта на ул. Зеленая, 60 нарушает требование по сохранению архитектурного, исторического и эстетического облика муниципального образования, требование по организации удобного подъезда автотранспорта, не создающего помех для прохода пешеходов (отсутствует тротуар), требование беспрепятственного доступа покупателей к местам торговли и расстояние до нестационарного торгового объекта от окон жилых помещений.
В соответствии с законом N 381-ФЗ целью развития торговой деятельности является достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов - основных критериев оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары.
Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов Российской Федерации, в том числе для входящих в их состав муниципальных образований, разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, региональных и муниципальных программах развития торговли, схемах размещения нестационарных торговых объектов.
В приказе Министерства Агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 07.09.2022 N 471 "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Свердловской области и о признании утратившими силу отдельных правовых актов Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области" (далее - Приказ N 471) определен норматив минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов, в том числе, и для Режевского городского округа.
На 01.01.2023 фактическое количество торговых объектов на 10000 человек (норматив) составило 1,7, что в 2, 4 раза превышает норматив, указанный в Приказе N 471, который составляет 0,7, следовательно, на территории г. Реж в настоящее время отсутствует необходимость в размещении нестационарных торговых объектов.
Кроме того, из материалов дела следует, что согласно исполнительной съемке газопроводов низкого давления микрорайона "Гавань" г. Реж в непосредственной близости от планируемого места размещения нестационарного торгового объекта по ул. Зеленая напротив дома 60 проходит подземный газопровод низкого давления, что создает угрозу жизни и здоровья граждан.
Согласно п. 7 "б" Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства N 878 от 20.11.2000 для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны.
На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается, в том числе, строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.
В непосредственной близости от места размещения нестационарного торгового объекта размещена выгребная яма.
Согласно СНиПу 2.04.02-84 выгребная яма может быть размещена: от газомагистрали на расстоянии более 5 метров; от дома на участке и от домов и сооружений, расположенных на соседних участках на расстоянии не менее 10-12 метров; к водопроводу из асбестоцементных труб не ближе чем на 5 м; к чугунной магистрали на расстояние в 1,5 м и более; к магистрали из пластмассовых труб не ближе чем на 1,5 м.
Вышеуказанные факты исключают нахождение спорного объекта на данном земельном участке.
Суд апелляционной инстанции не усматривает наличия оснований для иной правовой оценки доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со статьей 270 АПК РФ не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (статья 110 АПК РФ).
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в порядке статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 июня 2023 года по делу N А60-8141/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Колмакову Игорю Сергеевичу (ИНН 660205645974, ОГРН 322665800073176) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) руб., излишне уплаченную по чеку от 28.08.2023.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8141/2023
Истец: Колмаков Игорь Сергеевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ РЕЖЕВСКОГО ГО