город Томск |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А02-763/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., |
|
|
Михайловой А.П., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Республики Алтай (07АП-7298/2023) на решение от 13.07.2023 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-763/2023 (судья Кириченко Е.Ф.), по иску Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай (ОГРН 1020400726631, ИНН 0400000291, пр-кт. Коммунистический, д. 15/1, пом. 4, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) к Комитету по обеспечению деятельности мировых судей Республики Алтай (ОГРН 1130411004910, ИНН 0411166669, ул. Промышленная, д. 3, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Чичиновой Быянсу Алексеевны (ул. Космонавтов, д. 35, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай),
без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай (далее - Фонд, истец) обратилось в суд иском к Комитету по обеспечению деятельности мировых судей Республики Алтай (далее - Комитет, ответчик) о взыскании излишне понесенных расходов на специальную социальную выплату в сумме 14598 рублей 03 копейки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Чичинова Быянса Алексеевна.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 13.07.2023 (резолютивная часть объявлена 11.07.2023) исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взысканы излишне понесенные расходы в сумме 14598 руб. 03 коп.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в полном объеме, ссылаясь, в том числе на то, что истцом не представлено доказательств того, что Чичинова Б.А. при наличии правовых оснований на получение пособия фактически не осуществляла в спорный период уход за своим малолетним ребенком, и то, что в данной семье не были созданы условия для гармоничного сочетания профессиональных и семейных обязанностей для того, чтобы она с учетом графика работы и характера трудовых отношений, в достаточной мере посвящала большую часть свободного времени за счет сокращенного рабочего дня (смены) уходу за своим ребенком; страховщиком также не доказано, что получение Чичиновой Б.А. пособия по уходу за ребенком приобрело для нее характер неосновательного материального стимулирования, по существу Чичинова Б.А. реализовала свое право одновременно как ухаживать за ребенком, так и работать на условиях неполного рабочего времени с условием одновременного получения гарантированного государством пособия, что не может расцениваться как злоупотребление правом.
От лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 26.05.2022 года по 18.07.2022 года главным специалистом-ревизором регионального отделения Карасевой Н.Ю. на основании решения о проведении выездной проверки страхователя от 26.05.2022 N 04002280000811 за период с 01.01.2019 года по 31.12.2021 года была проведена выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения.
В ходе проведения выездной проверки полноты и достоверности сведений, представленных Комитетом в региональное отделение для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком было установлено следующее.
Чичинова Б.А. осуществляла трудовую деятельность в Комитете по обеспечению деятельности мировых судей Республики Алтай в должности помощника судьи судебного участка N 2 мирового судьи Майминского района, с трудовой нагрузкой 1 (одна) ставка (служебный контракт от 10.01.2017 N 4/17).
Сотруднику была установлена ненормированная продолжительность служебного времени.
Согласно служебному распорядку государственных гражданских служащих (приказ Комитета от 09.01.2014 N 03/-п) в Комитете установлена пятидневная служебная неделя с двумя выходными днями - суббота, воскресенье. Нормальная продолжительность рабочего времени - 40 часов в неделю. Начало службы - 08:00,окончание службы - 17:00 (в пятницу- 16:00). Перерыв для отдыха и питания - с 13:00 до 13:48 (48 минут).
Чичиновой Б.А. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком Чичиновым Э.А. 22.05.2018 года рождения на период с 06.08.2018-22.11.2019 на основании ее заявления от 06.08.2018, приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком от 06.08.2018 N 117-о.
С 17.09.2019 Чичинова Б.А. вышла на работу на условиях неполного рабочего времени с сокращением продолжительности ежедневной работы на 1 (один) час, что составляет 0,88 ставки, на основании заявления от 16.09.2019 N б/н, приказа о выходе на работу из отпуска по уходу за ребенком от 17.09.2019 N 157-л/с. Оплата труда производилась пропорционально отработанному времени в соответствии с табелями учета рабочего времени и штатным расписанием.
Согласно служебному распорядку Комитета нормальная продолжительность рабочего времени у гражданских служащих 8 часов в день при пятидневной рабочей неделе.
По табелю учета рабочего времени за сентябрь 2019 Чичинова Б.А. работала на условиях неполного рабочего времени с 02.09.2019 года по 30.09.2019 года 7 часов 00 минут. По табелю учета рабочего времени за октябрь 2019 Чичинова Б.А. работала на условиях неполного рабочего времени с 01.10.2019 года по 31.10.2019 года 7 часов 00 минут. По табелю учета рабочего времени за ноябрь 2019 Чичинова Б.А. работала также на условиях неполного рабочего времени с 01.11.2019 года по 22.11.2019 года 7 часов 00 минут. Фактическое сокращение рабочего времени Чичиновой Б.А. с 17.09.2019 года по 22.11.2019 года составило 1 час в день.
Таким образом, с 17.09.2019 года по 22.11.2019 года у Чичиновой Б.А. не было фактической возможности осуществлять уход за ребенком Чичиновым Э.А. 22.05.2018 года рождения.
В соответствии со штатным расписанием на 2019 тарифная ставка (оклад) Чичиновой Б.А. составила 4643 рублей. Заработная плата Чичиновой Б.А., находящейся в отпуске по уходу за ребенком и работающей на условиях неполного рабочего времени, сократилось незначительно на 12 %, что в денежном выражении составляет не более 3600 рублей. При этом сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком составила 6635 рублей 47 копеек.
Фонд полагая, что страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком призвано компенсировать утраченный заработок, считает что назначение и выплата указанного пособия застрахованному лицу Чичиновой Б.А. произведена неправомерно.
В связи с сокрытием Комитетом сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом Чичиновой Б.А. ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а именно - не направлением Комитетом в региональное отделение уведомления о прекращении права застрахованного на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, региональным отделением излишне понесены расходы в размере 14598 руб. 03 коп.
По расчетам Фонда с 17.09.2019 года по 30.09.2019 года сумма назначенного и выплаченного пособия составила -3096 рублей 55 копеек, с 01.10.2019 года по 31.10.2019 года - 6635 рублей 47 копеек, с 01.11.2019 года по 22.11.2019 года -4866 рублей 01 копейка.
По результатам проведения выездной проверки страхователя заместителем управляющего региональным отделением Болдыревой Е.К. вынесено решение о возмещении страхователем излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 19.10.2022 N 04002280000815 (л.д. 46-48).
05.10.2022 Комитет направил в региональное отделение возражение на акт выездной проверки от 13.09.2022 N 04002280000813 (л.д. 128-130), в которым было указано, что Фондом не представлено доказательств того, что Чичинова Б.А. при наличии правовых оснований на получение пособия фактически не осуществляла в спорный период уход за своим малолетним ребенком, и то, что в данной семье не были созданы условия для гармоничного сочетания профессиональных и семейных обязанностей для того, чтобы она с учетом графика работы и характера трудовых отношений, в достаточной мере посвящала большую часть свободного времени за счет сокращенного рабочего дня (смены) уходу за своим ребенком. Также не доказано, что получение Чичиковой Б.А. пособия по уходу за ребенком приобрело для нее характер неосновательного материального стимулирования. По существу Чичинова Б.А. реализовала свое право одновременно как ухаживать за ребенком, так и работать на условиях неполного рабочего времени с условием одновременного получения гарантированного государством пособия, что не может расцениваться как злоупотребление право.
22.11.2022 региональным отделением было направлено требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 21.11.2022 N 040022800010101, в котором было предложено в добровольном порядке возместить излишне понесенные региональным отделением расходы в размере 14598 руб. 03 коп.
Ссылаясь на сокрытие, а также недостоверность представленных ответчиком (страхователем) сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами соответствующего вида пособия в отношении гражданки Чичиновой Б.А., в результате чего Фондом была произведена излишняя выплата суммы пособий по обязательному социальному страхованию, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации", Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Основными задачами, возложенными на Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай в соответствии с Положением о Фонде, является обеспечение застрахованных лиц пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, гарантированных государством.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Статьей 22 названного закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Постановлением N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения назначение и выплата страхового обеспечения осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
Пунктом 2 Постановления N 294 установлено, что с 01.07.2017 Республика Алтай участвует в реализации пилотного проекта "Прямые выплаты".
В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней, со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
Согласно пункту 9 Положения выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений в электронном виде, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованною лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Согласно абзацу 2 пункта 9 Положения, первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в порядке и сроки, которые указаны в абзаце 1 пункта 9 Положения. Последующая выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие.
В соответствии с пунктом 17 Положения, контроль за полнотой и достоверностью сведений осуществляют территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном порядке.
Согласно статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения (часть 1). В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).
В силу пункта 16 Положения N 294 расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из буквального содержания статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ, пункта 16 Положения N 294 следует, что страхователь несет ответственность в виде возмещения излишне понесенных страховщиком расходов в том случае, если им (страхователем, в рассматриваемом случае - Центр) осуществляется сокрытие либо представление недостоверных сведений, влияющих на размер начисленного пособия.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными Фондом.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.
Как усматривается из материалов дела, в связи с представлением недостоверных сведений ответчиком у Чичиновой Б.А. за сентябрь, октябрь и ноябрь 2019 сумма фактически начисленной заработной платы в результате сокращения рабочего времени на 1 час и сумма назначенного и выплаченного пособия составляла больше ее заработной платы за полную ставку.
Согласно закону N 165-ФЗ страховое обеспечение предоставляется в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в связи с таким социальным страховым риском, утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.
Кроме того, в силу статьи 1 Закона N 165-ФЗ, обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Условия, размеры и порядок обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребенком определяются Законом N 255-ФЗ и Законом N 81-ФЗ, закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28.02.2017 N 329-О часть 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ, действуя во взаимосвязи с другими положениями данного Федерального закона, а также Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", направлена на создание условий для гармоничного сочетания профессиональных и семейных обязанностей посредством сохранения за застрахованным лицом возможности получения обеспечения по обязательному социальному страхованию названного вида, исходя из оценки страхователем и страховщиком обстоятельств страхового случая, характеризующих объем реализации социального страхового риска, при решении вопроса о наличии оснований для продолжения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Вместе с тем, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728, от 18.12.2017 N 314-ПЭК17 выражена правовая позиция, согласно которой сокращение рабочего времени на незначительный период (что имеет место быть в настоящем случае) не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, поэтому в такой ситуации пособие по уходу за ребенком уже не будет являться компенсацией утраченного заработка, а приобретет характер дополнительного материального стимулирования работника, т.е. злоупотреблением страхователем правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств страховщика.
Следовательно, по делам рассматриваемой категории споров установлению подлежат обстоятельства, касающиеся реализации работником права на ежемесячное пособие и, соответственно, возможности возмещения расходов работодателя на выплату таких пособий за счет средств Фонда исходя из доказанности либо недоказанности того, что:
застрахованное лицо исполняет трудовые обязанности на условиях неполного рабочего времени (неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя) либо на дому;
застрахованное лицо осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода;
значительная часть времени работника должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не собственной трудовой деятельности;
выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком компенсирует утраченный заработок.
Таким образом, сокращение рабочего времени должно быть сопоставимо с размером выплаченного работнику пособия, в противном случае выплаченные из бюджета суммы теряют компенсаторный характер.
Статья 18 Закона N 81-ФЗ предусматривает обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.
В отсутствие своевременно предоставленной информации Фондом произведено перечисление ежемесячного пособия застрахованному лицу в отсутствие права на его получение, что свидетельствует о вине ответчика вследствие неисполнения им установленных действующим законодательством обязанностей.
Трудовым кодексом Российской Федерации не предусмотрен минимальный размер снижения продолжительности рабочего дня.
Вместе с тем, выплата пособия при минимальном сокращении продолжительности рабочего дня противоречит целям установления и назначения самого ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, обстоятельства дела, принимая во внимание, что излишняя выплата суммы пособий по обязательному социальному страхованию произошла в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом и исчисление размера соответствующего вида пособия, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, фактически все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.07.2023 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-763/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-763/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ
Ответчик: Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Республики Алтай
Третье лицо: Чичинова Быянсу Алексеевна