город Воронеж |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А14-15359/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР": Зинковская А.В. - представитель по доверенности N Д-ВР/279 от 18.10.2022, сроком действия до 18.10.2024, предъявлен паспорт, диплом;
от УФАС по Воронежской области: Бурахина И.В.- представитель по доверенности N ДЧ/6323/23 от 16.08.2023, сроком действия до 16.08.2024, предъявлен паспорт, диплом;
от ООО "Энерговид": представитель не явился, извещены надлежащим образом,
публичного акционерного общества "РОССЕТИ ЦЕНТР" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.08.2023 по делу N А14-15359/2022 по заявлению публичного акционерного общества "РОССЕТИ ЦЕНТР" (ОГРН 1046900099498 ИНН 6901067107) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908 ИНН 3664022568) от 08.08.2022 по делу N 036/04/9.21-738/2022 об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Энерговид" (ОГРН: 1033600057325, ИНН: 3661016326),
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россетти Центр" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления и представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - антимонопольный орган, Воронежское УФАС России) от 08.08.2022 по делу N 036/04/9.21-738/2022 об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде 850 000 руб. штрафа.
Дело рассматривалось при участии третьего лица общество с ограниченной ответственностью "Энерговид" (далее - ООО "Энерговид").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.08.2023 постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 08.08.2022 по делу N 036/04/9.21-738/2022 было изменено в части назначения наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
В удовлетворении остальной части ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Считает, что возбуждение дела об административном правонарушении не допускается должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.
Указывает, что антимонопольным органом неправомерно вынесено постановление, поскольку за данное правонарушение было привлечено должностное лицо Общества.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Центр" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель УФАС по Воронежской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Энерговид" явку своего представителя не обеспечила, о месте и времени судебного заседания, извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На территории Воронежской области деятельность по технологическому присоединению к электрическим сетям осуществляет филиал ПАО "Россети Центр" - "Воронежэнерго".
02.06.2020 ООО "Энерговид" направило в сетевую организацию заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям двух КЛ 6-15 и КЛ 6-86 от ПС 110/6 кВ N 45, в связи с увеличением максимальной мощности.
09.06.2020 ПАО "Россети Центр" направило ООО "Энерговид" письмо (исх. MP 1-ВР/26-1/4772) о предоставление недостающей информации и документов, а именно: максимальную мощность присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных; копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя.
22.06.2020 ООО "Энерговид" письмом (исх. N 307) направило ПАО "Россети Центр" запрашиваемую информацию и документы.
21.03.2022 в Управление поступило обращение ООО "Энерговид" по вопросу нарушения ПАО "Россети Центр" срока направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технических условий и счета на оплату, предусмотренного Правилами N 861.
Антимонопольным органам было установлено, что оферта договора была не была направлена в установленный срок, что свидетельствует о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Уведомлением от 21.07.2022 N СМ/5295/22 общество было извещено о составлении протокола об административном правонарушении 27.07.2022 в 10 час. 00 мин.
27.07.2022 уполномоченным должностным лицом УФАС по Воронежской области в отношении ПАО "Россети Центр", в отсутствии представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения антимонопольного дела.
Как следует из протокола, обществу вменено нарушение п. 105 Правил технологического присоединения N 861, выразившееся в нарушении срока (20 дней) размещения оферты договора об осуществлении технологического присоединения с момента установления необходимых ставок платы приказом ДГРТ ВО от22.07.2021 N 37/6.
08.08.2022 постановлением УФАС по Воронежской области по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21-738/2022 ПАО "Россети Центр" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 850 000 рублей.
Не согласившись с размером назначенного наказания, ПАО "Россети Центр" обратилось в суд с заявлением о признании постановления незаконным в части назначения наказания.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
Субъектом правонарушения являются, в том числе, юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает, как указано выше, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила ТП N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, регламентируют процедуру технологического присоединения, устанавливают существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения.
В силу пункта 105 Правил ТП N 861 технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию).
Как усматривается из материалов дела, ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" должно было направить ООО "Энерговид" оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату в срок не позднее 19.08.2021.
ПАО "Россети Центр" установленные Правилами ТП N 861 сроки были нарушены. Оферта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату были направлены 22.06.2022 (с учетом установления необходимых ставок приказом ДГРТ ВО от 22.07.2021 N37/6).
Факт нарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 27.07.2022; информацией о поданной заявке на технологическое присоединение к электросетям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Наличие повторности как квалифицирующего признака вмененного правонарушения подтверждено.
Таким образом, деяние квалифицировано правильно.
В постановлении указано на привлечение ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" к административной ответственности от 04.02.2021 по делу N 036/04/9.21-15/2021, от 08.02.2021 по делу N 036/04/9.21-16/2021, от 04.02.2021 по делу N 036/04/9.21-17/2021, от 21.04.2021 по делу N 036/04/9.21-19/2021, от 08.02.2021 по делу N 036/04/9.21-20/2021, от 05.03.2021 по делу N 036/04/9.21-72/2021 об административном правонарушении.
Административным органом доказано наличие в деянии лица объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Наличие объективной стороны правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
Процессуальных нарушений, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности события и состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции снизил размер административного штрафа, назначенного антимонопольным органом, до минимального из предусмотренного санкцией - 600 000 рублей.
Оснований для дальнейшего снижения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод Общества о применении части 4 статьи 2.1 КоАП РФ (юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности) - несостоятелен, так как не доказано, что юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, то есть не доказано принятие действенных мер и создания условий, в результате чего нарушения закона прекратились. Такого результата не достигнуто, необходимых организационных мер не принято.
Поэтому апелляционная коллегия соглашается с тем, что определение конкретных должностных лицо, ответственных за соблюдение правил и сроков технологического присоединения не является достаточным мерой со стороны юридического лица и не является безусловным основанием освобождения от ответственности юридического лица.
Дело об административном правонарушении N 036/04/9.21-816/2022 было возбуждено Воронежским УФАС России правомерно, на основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, ввиду получения достаточных данных, указывающих на наличие признаков правонарушения. Данный вывод признан верным судом кассационной инстанции (дело N А62-2627/2022).
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ административный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Поскольку оспариваемое представление вынесено по результатам рассмотрения административного дела N 036/04/9.21-738/2022, состав административного правонарушения по которому доказан, данное представление также отмене не подлежит.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности события и состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Тот факт, что Обществу не разъяснены в постановлении положения статьи 32.2 КоАП РФ не является основанием для его отмены или изменения, так как Общество реализовало все права, предоставленные ему как лицу, привлекаемому к административной ответственности, в том числе конституционное право знать, в чем обвиняется и гарантии защиты, которые ущемлены не были. Защита осуществлялась квалифицированными юристами. Вопрос о применении указанной нормы относится к стадии исполнения наказания.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.08.2023 по делу N А14-15359/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15359/2022
Истец: ПАО "Россети Центр"
Ответчик: УФАС по ВО
Третье лицо: ООО "Энерговид"