гор. Самара |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А65-6949/2023 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04 октября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Харламова А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 октября 2023 года в зале N 7 апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.08.2023, принятое по делу N А65-6949/2023 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803), гор. Казань
к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (ОГРН 1101690053497, ИНН 1655200443), гор. Казань
об отмене Постановления от 02.03.2023 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Шабаева Е.А., представитель (доверенность от 01.08.2023);
от ответчика - Царева Н.В., представитель (доверенность от 09.01.2023).
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам об отмене постановления от 02.03.2023 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Определением арбитражного суда от 20.03.2023 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон. Электронные копии материалов дела были размещены в режиме ограниченного доступа на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Определением от 16.05.2023 арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.08.2023 заявление Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 02.03.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 031/23.
Заявитель - Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 04.10.2022 на 14 час. 25 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивая на отмене решения суда первой инстанции.
Представитель заявителя не согласился с жалобой по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.03.2023 Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в отношении заявителя вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 031/23, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. за нарушение порядка ценообразования, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным Постановлением N 031/23 от 02.03.2023, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
На основании части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 названного Кодекса при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Субъектами административного правонарушения являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является занижение регулируемых государством тарифов, установленных к ним надбавок, нарушение установленного порядка регулирования цен, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Как установлено арбитражным судом, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" осуществляет на территории Республики Татарстан регулируемую деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С 01.01.2019 заявитель обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО в Западной зоне деятельности в соответствии с Территориальной схемой, утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ от 13.03.2018 N 149 и нормативными актами Российской Федерации.
В границах зоны деятельности регионального оператора находится, в том числе и Лаишевский муниципальный район.
Как следует из материалов дела, в адрес органов исполнительной власти Республики Татарстан в августе 2022 года поступило коллективное обращение жителей д. Зимняя горка Лаишевского района Республики Татарстан по вопросу начисления платежей за фактически не оказанную услугу по обращению с ТКО (зарегистрировано Госкомитетом 15.08.2022 за номером N Кол-1221).
Исходя из содержания обращения следует, что в августе 2022 года порядка 106 домовладений д. Зимняя горка Лаишевского района Республики Татарстан региональным оператором ООО "УК "ПЖКХ" произведены начисления, выставлены квитанции за июль 2022 года от АО "Татэнергосбыт", в которых дополнительной строкой указана задолженность за услугу по обращению ТКО с 01.01.2019 в размере от 1 тыс.руб. до 20 тыс.руб.
Вместе с тем, по информации заявителей, в д. Зимняя горка фактически вывоз ТКО за указанный период не производился, договоры с региональным оператором ООО "УК "ПЖКХ" по обращению с ТКО не заключались.
Указанное подтверждается отсутствием на территории д. Зимняя горка контейнерной площадки для накопления ТКО, обращениями жителей в систему "Народный контроль".
ООО "УК "ПЖКХ" письмом от 31.08.2022 N 8281 представлена информация, что сумма начислений за услугу "Обращение с ТКО", оказанную потребителям д. Зимняя горка Лаишевского муниципального района в июле 2022 года составляет 230 133 руб. 20 коп. Сумма перерасчета начислений за период до июля 2022 года - 7 434 078 руб. 65 коп. Общая сумма выставленных требований оплаты, с учетом перерасчетов, корректировок в августе 2022 года за июль 2022 года составляет 7 664 211 руб. 85 коп.
При этом ООО "УК "ПЖКХ" не представлено сведений и документов, подтверждающих установление контейнеров (контейнерных площадок) на территории д. Зимняя горка, а также вывоз твердых коммунальных отходов с территории д. Зимняя горка. Исходя из представленного Обществом письма от 31.08.2022 N 8281 отчетов по фактически вывезенным объемам за период 2020 - 2022 гг. на территории Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района вывоз ТКО с территории д. Зимняя горка производился только 06 и 12 июля 2021 года.
06.09.2022 Госкомитетом по факту извлечения региональным оператором ООО "УК "ПЖКХ" необоснованной выгоды в связи с ненадлежащим оказанием услуг по обращению с ТКО путем начисления в отношении жителей д. Зимняя горка Лаишевского района Республики Татарстан платы за неоказанные услуги, в отношении ООО "УК "ПЖКХ" объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами N 158/22.
09.02.2023 в Госкомитет вновь поступило обращение жителя д. Зимняя горка (вх. N Б-292) по факту начисления платежей за фактически не оказанную услугу по обращению с ТКО.
Из обращения следует, что в адрес гражданина региональным оператором ООО "УК "ПЖКХ" произведены начисления, выставлена квитанция за декабрь 2022 года от АО "Татэнергосбыт", в которой указаны начисления за услугу по обращению с ТКО по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, д. Зимняя горка, ул. Цветочная, д. 32, в размере 21 518 руб. 94 коп. (в том числе задолженность в размере 20 955 руб. 29 коп.), пени 657 руб. 95 коп.
Вместе с тем, по информации заявителя, в д. Зимняя горка фактически вывоз ТКО не производится, договор с региональным оператором ООО "УК "ПЖКХ" по обращению с ТКО не заключался, в деревне нет ни одного мусорного контейнера.
Согласно представленной ООО "УК "ПЖКХ" информации письмом от 02.03.2023 N 2026 по лицевому счету N 5628631838 (Республика Татарстан, Лаишевский район, д. Зимняя горка, ул. Цветочная, д. 32) начислено с марта 2019 года по декабрь 2022 года - 22 084 руб. 35 коп., сумма платежей за период - 565 руб. 41 коп., сумма задолженности - 21 518 руб. 94 коп., пени - 657 руб. 95 коп.
По информации регионального оператора вывоз ТКО на территории Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района осуществляется с мест (площадок) накопления ТКО д. Кзыл-Иль, д. Каипы, с. Егорьево, с. Бима, с. Новая Бима, п. Пальцовка, что подтверждается представленными отчетами по фактически вывезенным объемам.
При этом ООО "УК "ПЖКХ" не представлено сведений и документов, подтверждающих вывоз твердых коммунальных отходов с территории д. Зимняя горка.
Таким образом, региональным оператором не осуществлялось фактической деятельности по обращению с ТКО в д. Зимняя горка (общество не предоставляет услугу по сбору, транспортировке и размещению ТКО, поскольку отсутствует площадка для сбора ТКО, а также доказательства сбора (накопления) ТКО в указанном населенном пункте).
Административным органом установлено, что ООО "УК "ПЖКХ" в счете за декабрь 2022 года по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, д. Зимняя горка, ул. Цветочная, д. 32, выставило плату за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, включающую, в том числе, перерасчет за предшествующие периоды.
Извлечение региональным оператором ООО "УК "ПЖКХ" необоснованной выгоды в связи с ненадлежащим оказанием услуг по обращению с ТКО путем начисления в отношении гражданина, проживающего в д. Зимняя горка Лаишевского района Республики Татарстан, платы за не оказанные услуги является нарушением действующего порядка ценообразования, поскольку в отсутствие фактически вывезенных ТКО с территории населенного пункта, ООО "УК "ПЖКХ" не несло затрат на перевозку отходов.
При указанных обстоятельствах административным органом сделаны выводы о том, что региональным оператором не осуществлялось фактической деятельности по обращению с ТКО в д. Зимняя горка (общество не предоставляет услугу по сбору, транспортировке и размещению ТКО, поскольку отсутствует площадка для сбора ТКО, а также доказательства сбора (накопления) ТКО в указанном населенном пункте), следовательно, начисления в отношении гражданина, проживающего в д. Зимняя горка Лаишевского района Республики Татарстан, платы за не оказанные услуги является нарушением действующего порядка ценообразования, поскольку в отсутствие фактически вывезенных ТКО с территории населенного пункта, ООО "УК "ПЖКХ" не несло затрат на перевозку отходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4.1 - 4.3, ч. 2 ст. 14.6, ст. 23.51, ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, п. 4.8.21 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 N 468 "Вопросы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам", Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в отношении заявителя вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 031/23 от 02.03.2023, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. за нарушение порядка ценообразования, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом не представлено надлежащих доказательств взимания ООО "УК "ПЖКХ" платы за услуги по обращению с ТКО с нарушением установленного тарифа.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение, в том числе в сфере в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу пункта 1 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.
Согласно пункту 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Как установлено арбитражным судом, вмененное Обществу нарушение, выразившееся в ином нарушении порядка ценообразования, фактически сведено административным органом к взиманию платы при ненадлежащем, по его мнению, оказании Обществом услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
Однако, как верно указано арбитражным судом, ненадлежащее оказание услуг не входит в объективную сторону части 2 ст. 14.6 КоАП РФ и не свидетельствует о нарушении порядка ценообразования.
Кроме того, оказание Обществом услуг по вывозу ТКО и выставление платы по установленным нормативам презюмируется в силу закрепленного за ним статуса регионального оператора.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Такой договор является публичным для регионального оператора.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, разделом I (1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 настоящих Правил.
При этом положениями Правил N 1156 установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу пунктов 8 (4) - 8 (5) Правил N 1156 договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
В силу пункта 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами N 1156 и условиями типового договора не предусмотрено.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 10 пункта 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее: фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 4 данной статьи органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Тем самым, данные о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов должны быть внесены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов органом, уполномоченным на осуществление этих действий.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию указанного реестра регулируются Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039.
Вопросы обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан урегулированы Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.12.2018 N 1202 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Татарстан".
В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п.1 данной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к правильному выводу, что создание и содержание контейнерных площадок (мест накопления ТКО) площадок в соответствии с действующим законодательством не входит в обязанности регионального оператора.
Согласно разделу 3 Территориальной схемы N 149 места накопления ТКО нанесены на карту Республики Татарстан, включенную в состав электронной модели Территориальной схемы, которая размещена в сети Интернет, при этом соответствующее место накопления ТКО в д. Зимняя Горка Территориальной схемой N 149 не определено.
При этом, заявитель осуществляет оказание услуг как региональный оператор на территории Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, куда входит и д. Зимняя Горка.
Как установлено в рамках административного дела, в 2021 году органами местного самоуправления Егорьевского сельского поселения в д. Зимняя горка была обустроена контейнерная площадка для накопления ТКО, откуда заявитель начал осуществлять вывоз ТКО, однако она была самовольно демонтирована.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении СК ВС РФ от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, процесс образования отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека. Соответственно, обязанность населения по внесению платы за обращение с отходами является императивно установленной в силу действующего законодательства.
В соответствии с нормами действующего законодательства, право на взимание такой платы предоставлено только региональному оператору, определенному в установленном законом порядке.
Поскольку ООО "УК "ПЖКХ" на территории Лаишевского муниципального района осуществляет регулируемую деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, следовательно только ему предоставлено право на выставление счетов за вывоз ТКО проживающим, в том числе в населенном пункте - д. Зимняя Горка.
Оснований полагать, что у жителей д. Зимняя Горка не образуются ТКО, не имеется, при этом законодательно установлено отсутствие возможности утилизации ТКО жителями самостоятельно.
Доказательств того, что имеет место явное уклонение регионального оператора от оказания услуг, испрашиваемых абонентом, вынужденного в такой ситуации заключить договор на вывоз ТКО с иным лицом, ответчиком в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о недоказанности факта ненадлежащего оказания услуг по обращению с ТКО со стороны ООО "УК "ПЖКХ".
Довод ответчика о необоснованном получении прибыли в отсутствие затрат был подробно изучен арбитражным судом и правомерно отклонен.
Тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с ТКО, по существу представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с ТКО всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных обо всех источниках образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации. Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение ТКО в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль. Сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (пункт 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Ответчиком приведены расчеты, свидетельствующие по его мнению, о том, что затраты по вывозу ТКО с территории д. Зимняя Горка не учитывались при установлении тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Однако, как обоснованно указывает заявитель со ссылкой на п. 18 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 2.1 Экспертного заключения по установке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО "УК "ПЖКХ" на 2023 год, при установлении расходов на транспортирование на 2023 год Госкомитетом по тарифам РТ утверждена сумма расходов на транспортирование без расшифровки стоимости за 1 куб.м и объема на транспортирование ТКО. При этом общий объем ТКО на 2023 год принят в соответствии с Территориальной схемой в области обращения с отходами Республики Татарстан, и, в частности, учтен объем ТКО в целом по Лаишевскому району без разделения на отдельные населенные пункты. Расчет тарифа осуществлен с учетом объема ТКО согласно данным Территориальной схемы на основании данных о расстоянии от центра муниципального района, а не конкретного места сбора ТКО, до объектов размещения отходов (полигон).
Соответственно, при расчете тарифа регионального оператора для заявителя учтены расходы на транспортирование ТКО, в т.ч. все расходы по Лаишевскому муниципальному району в соответствии с Территориальной схемой.
Принимая во внимание, что объемы ТКО определены на основании расчетных и прогнозируемых данных, и не учитывают количество жителей, проживающих в конкретном населенном пункте, оснований полагать, что заявитель в этой ситуации получает какую-либо необоснованную прибыль, у суда не имеется.
Тарифы в отношении регулируемого вида деятельности устанавливаются именно ответчиком, и заявитель не может нести ответственность за правильность установления тарифа регулятором.
Доказательств взимания платы за услуги с нарушением установленного тарифа ответчиком суду также не представлено.
Установив, что ответчиком не доказано наличие в действиях заявителя иного нарушения порядка ценообразования, арбитражный суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя и признал незаконным постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 02.03.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 031/23.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем, вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановление на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.08.2023, принятое по делу N А65-6949/2023, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6949/2023
Истец: ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань
Ответчик: Государственный комитет по тарифам Республики Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд