г. Москва |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А40-46444/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2023 по делу N А40-46444/23
по заявлению ПАО "Федеральная сетевая компания - Россетти"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании решения
при участии от заявителя: Цой А.И. по доверенности от 29.06.2023; от заинтересованного лица: Власов Д.Е. по доверенности от 24.01.2023;
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Россети" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенного в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 02.02.2023 N КУВД-001/2022-47519546/7.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2023 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по г. Москве, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных требований,
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали свои доводы и возражения.
Через канцелярию суда от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела в порядке ст.262 АПК РФ.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 13.12.2017 некоммерческой организацией Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий утверждены и внесены изменения в разрешение на строительство от 16.02.2017 N 060-Ф-62-РС, в соответствии с которыми Фондом "Сколково" выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства: "Создание интеллектуальной распределительной сети 20/0,4 кВ на территории инновационного центра "Сколково". II этап строительства. Здание трансформаторной подстанции 20 кВ (ТП-1)", расположенного по адресу: г. Москва, территория инновационного центра "Сколково".
Срок действия разрешения на строительство до 30.12.2020. 22.03.2017 Фондом "Сколково" в порядке ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении Здания выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 036-Ф-60-РВ.
В целях регистрации права собственности на Здание и постановки на государственный кадастровый учет ПАО "Россети" в порядке, предусмотренном ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлением от 24.10.2022 N КУВД-001/2022-47519546 о предоставлении государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее -государственная услуга).
К заявлению приложены: 1) технический план Здания от 29.07.2022 N б/н; 2) доверенность от 21.03.2022 N 611-22/ИД-2022, удостоверенная в нотариальном порядке; 3) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 22.03.2018 N 036-Ф-60-РВ; 4) платежное поручение от 03.12.2019 N 237737; 5) договор аренды от 15.09.2016 N 50108/01006/0040-2016; 6) дополнительное соглашение к договору аренды от 20.09.2018 N 50108/01006/0040-2016/1-18/394-м, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 24.10.2022 N MFC0558/2022-1669226-1.
Кроме регистрации права на Здание ПАО "Россети" обратилось с аналогичными заявлениями в отношении иных объектов капитального строительства (трансформаторных подстанции), указанных в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию (ТП-4; ТП-16; ТП-17; ТП-18). 08.12.2022, 11.01.2023 ПАО "Россети" были приобщены дополнительные документы к первоначальному заявлению, что подтверждается описями N MFC0558/2022-1927889-1, N MFC-0558/2022-24439-1.
В ходе правовой экспертизы представленных документов регистрирующий орган приостановил оказание государственной услуги в связи с наличием оснований, предусмотренных ст. 26, 27 ФЗ о государственной регистрации недвижимости, о чем свидетельствуют выданные в адрес заявителя уведомления от 11.11.2022 N КУВД001/2022-47519546/1, от 15.12.2022 N КУВД-001/2022-47519546/4, от 16.01.2023 N КУВД-001 /2022-47519546/6.
Среди оснований приостановления, указанных в уведомлении от 16.01.2023 N КУВД-001/2022-47519546/6, указано следующее: 1) п. 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости ("согласно полученному ответу выявлено, что к. 39 на 2 этаже не соответствует п. 19 Требований, а также пункту 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" согласно которому помещение должно представлять собой часть объема здания или сооружения, имеющую определенное назначение и ограниченную строительными конструкциями").
Решением от 02.02.2023 N КУВД-001/2022-47519546/7 регистрирующим органом было отказано ПАО "Россети" в предоставлении государственной услуги в отношении Здания по вышеуказанному основанию.
Заявитель не согласившись с указанным решением обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с мнением суда первой инстанции, при этом руководствуется следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Согласно п. 71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (утв. Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278), уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 13 ст. 24 ФЗ о государственной регистрации недвижимости форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативноправового регулирования.
Согласно ч. 10 ст. 40 ФЗ о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута.
Регистрирующий орган приостановил оказание государственной услуги, запросив у Фонда "Сколково" технический план от 20.02.2018, который не соответствует требованиям установленным законодательством Российской Федерации на момент обращения с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на Здание.
Описями документов, принятых для оказания государственных услуг от 08.12.2022 и 11.01.2023 подтверждено, что в целях устранения замечаний, выданных регистрирующим органом, Заявитель направлял скорректированные версии технических планов, соответствующих требованиям ст. 24 ФЗ о государственной регистрации недвижимости, Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений".
В частности, заявителем устранены нарушения п. 30 Требований, п. 8 ст. 24 ФЗ о государственной регистрации недвижимости, п. 23.4 Требований.
Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 40 Закона N 218-ФЗ дополнена положениями (части 13-15 статьи 40 Закона N 218-ФЗ) о пределах правовой экспертизы при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, помещения или машино-места в них на предмет наличия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, согласно которым представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта, введенного в эксплуатацию) и (или) проектной документации объекта капитального строительства (пункт 1 части 13 статьи 40 Закона N 218-ФЗ) (Письмо Управления Росреестра по Московской области от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21 "О применении отдельных положений действующего законодательства с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2020 М 404-ФЗ").
При этом сведения, указанные в техническом плане, проверяются на соответствие документам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 13 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, исключительно в отношении: площади объекта недвижимости (с учетом положений пункта 61 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ), количества этажей, количества жилых и (или) нежилых помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии).
Таким образом, не является предметом правовой экспертизы, осуществляемой в рамках рассмотрения названных документов, на предмет наличия/отсутствия оснований для приостановления, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, проверка на соответствие в техническом плане сведений об иных параметрах, указанных в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и (или) проектной документации объекта капитального строительства, акте приемочной комиссии, подтверждающем завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме, уведомлении о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в том числе при наличии в указанных документах ошибочных сведений (например: неверное указание кадастрового номера земельного участка, на котором возведен объект недвижимости).
Следовательно, в данном случае в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для осуществления государственной регистрации право собственности. Управление не доказало наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для вывода о законности и обоснованности оспариваемого решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.06.2023 по делу N А40-46444/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-46444/2023
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ - РОССЕТИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ