г. Воронеж |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А48-11568/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Письменного С.И.,
Воскобойникова М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поваляевым Е.С.,
при участии:
от Министерства обороны Российской Федерации: Ефремов А.М представитель по доверенности N 207/10/010/д1453 от 11.10.2022, предъявлен паспорт гражданина РФ, диплом,
от индивидуального предпринимателя Сергея Борисовича Солосовского: Захаров Г.Н. представитель по доверенности б/н от 01.12.2022, предъявлен паспорт гражданина РФ, диплом,
от Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Лежепёкова Анатолия Андреевича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области", Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 10.07.2023 по делу N А48-11568/2022 по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Сергея Борисовича Солосовского (ОГРНИП 314574904400142, ИНН 575300062990) к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Орловской области" (ОГРН 1025700831320, ИНН 5753019070),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: 1. Министерство обороны Российской Федерации (119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284), 2. Лежепёков Анатолий Андреевич (г. Орел ул. Октябрьская дом 127 кв.70) о взыскании 41 196,00 руб. задолженности,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Солосовский Сергей Борисович (далее - истец, ИП Солосовский С.Б.) обратился в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Орловской области" (далее - ответчик, Военный комиссариат Орловской области, комиссариат) о взыскании расходов на увековечивание памяти участника Великой Отечественной войны в размере 41 196 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации и Лежепёков Анатолий Андреевич.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 10.07.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Министерство обороны Российской Федерации и Военный комиссариат Орловской области обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами, в которых считают решение суда незаконным и необоснованным, просили его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Военный комиссариат Орловской области и Лежепёков Анатолий Андреевич явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом. От Военного комиссариата Орловской области поступило заявление о рассмотрении настоящего дела в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судом приобщен к материалам дела поступивший от ИП Солосовского С.Б. отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы апелляционных жалоб, просил обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ИП Солосовского С.Б. возражал против доводов апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционных жалоб, отзыва на нее, заслушав явившихся представителей, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 02 апреля 2022 года между Лежепёковым А.А. (заказчик) и ИП Солосовским С.Б. (исполнитель) был заключен договор N 10 на изготовление и установку надгробного памятника, согласно которому исполнитель гарантирует заказчику своевременно изготовить и установить по выбранному проекту типовой надгробный памятник на месте погребения умершего (погибшего) (л.д. 60).
Проект надгробного памятника (с указанием стандарта, материала, технических условий, цены, и пр.), а также стоимость его изготовления и установки оформляется при заключении договора наряд - заказом (пункт 2.1.1. договора).
Установка памятника производится после приемки его заказчиком в согласованные сторонами сроки и оформляется наряд - заказом.
Согласно пункту 2.2.4 договора заказчик, имеющий право на льготы, доверяет исполнителю получение (истребование) от его имени денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации для возмещения расходов, связанных с изготовлением, установкой надгробного памятника на месте погребения умершего (ей) (погибшего (ей)), что является гарантией оплаты работ, предусмотренной пунктом 1.1 настоящего договора.
Согласно квитанции N 576001 стоимость работ (установка памятника (стелы), подставки (тумбы) и цветника из гранита, изготовление названных атрибутов захоронения, граверные работы) составила 44 276 руб. (л. д. 7).
07 июля 2022 года между Лежепёковым А.А. и ИП Солосовским С.Б. был подписан акт приема-сдачи выполненных работ о том, что весь комплекс работ по изготовлению и установке памятника выполнен в полном объеме, претензий по качеству изготовления и установки нет (л.д. 9).
Лежепёков А.А. в 2022 году обратился в военный комиссариат Кромского и Троснянского района Орловской области с заявлением о возмещении расходов и установления надгробного памятника участнику ВОВ Щеголеву Ивану Михайловичу, однако письмом за N 8/2331 от 22 ноября 2022 года указанное заявление было возвращено заявителю, поскольку не представлен полный пакет документов в соответствии с приказом МО РФ от 13 января 2018 года N 5.
Поскольку в пакете документов отсутствовало свидетельство о смерти Щеголева Ивана Михайловича ИП Солосовский С.Б. 15 декабря 2022 года обратился в Межрайонный сектор ЗАГС N 10 Управления ЗАГС Орловской области с заявлением о выдаче повторного свидетельства о смерти в отношении Щеголева Ивана Михайловича.
Письмом от 15.12.2022 Межрайонный сектор ЗАГС N 10 Управления ЗАГС Орловской области отказал ИП Солосовскому С.Б. в выдаче повторного свидетельства о смерти Щеголева И.М.
В связи с выполнением обязательств по вышеуказанному договору истец обратился в Военный комиссариат Орловской области за возмещением расходов, связанных с оказанием ритуальных услуг.
Удовлетворяя заявленные истцом требования суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу положений статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N8-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 8-ФЗ погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона N 8-ФЗ умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
В соответствии с п. 35 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении и похоронном деле" (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 февраля 2008 г. N 11151), который утверждает Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (далее - Порядок погребения), оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечивания памяти льготной категории лиц производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
В соответствии с п. 2 Порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
Согласно пункту 36 Порядка погребения родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 38 Порядка погребения для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления. Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего). Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации (п. 39 Порядка погребения).
Как усматривается из материалов дела и не опровергается ответчиком, ИП Солосовским С.Б. был изготовлен и установлен надгробный памятник Щеголеву И.М. Размер фактически понесенных затрат на изготовление и установку памятников составил 41 196 руб.
Согласно пункту 38 Порядка погребения документом, подтверждающим право на государственную гарантию по увековечиванию памяти, являются не только удостоверения (участника войны, инвалида войны), но и иные документы, подтверждающие участие лица в Великой Отечественной войне.
Материалами дела подтверждается, что по состоянию на дату изготовления и установки памятника Щеголеву И.М. в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О ветеранах", данный гражданин обладал статусом ветерана участников Великой Отечественной войны, что подтверждается пояснениями ответчика и материалами дела, ответчиком представлен список участников Великой Ответственной войны, находящийся в военном комиссариате, в котором значится Щеголев Иван Михайлович.
Затраты на изготовление и установку памятника заявлены к возмещению с учетом размера выплаты и индексации определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 460. Размер выплаты, определен в сумме 41 196 руб.
Представителем ответчика подтверждено в судебном заседании, что ранее указанных выплат родственникам Щеголева И.М. или иным лицам произведено не было.
При таких обстоятельствах истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробного памятника, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в Постановлении Президиума от 28 июля 2009 года N 5622/09.
Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
О наличии понесенных предпринимателем расходов свидетельствует представленный в материалы дела акт приема-сдачи выполненных работ от 07 июля 2022 года (л.д. 9). Кроме того, факт установления надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны Щеголеву И.М. подтвержден в том числе, фотографией с места захоронения и ответчиком не опровергнут.
Поскольку судом установлено, что указанные выплаты родственникам Щеголева И.М. не производились, требование истца обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители апелляционной жалобы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь статьями 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 10.07.2023 по делу N А48-11568/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области", Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.П. Афонина |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-11568/2022
Истец: ИП Солосовский Сергей Борисович
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Лежепеков Анатолий Андреевич, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2024 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5152/2023
30.01.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6947/2023
12.10.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5152/2023
10.07.2023 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-11568/2022