г. Москва |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А40-273303/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей Попова В.И., Л.Г. Яковлевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Е. Нестеровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ООО "УК ХОРОШЕВКА" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2023 по делу N А40-273303/22, по заявлению ООО "УК ХОРОШЕВКА" (ОГРН: 1217700481833, Дата присвоения ОГРН: 11.10.2021, ИНН: 7726484509) к МОСЖИЛИНСПЕКЦИИ (ОГРН: 1027700066140, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: 7702051094) о признании незаконным Распоряжения N 12993-РЛ от 11.11.2022, третьи лица - 1) ГБУ "Жилищник Хорошевского района", 2) Иванова Г.Ю., 3) Прокуратура г. Москвы, 4) Генеральная прокуратура РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Устинов С.Л. дов. от 23.12.2022;
от третьих лиц: 1) Щеглова К.В. дов. от 26.09.2023, 2) не явился, извещен, 3) Ошкина А.Н. дов. от 14.09.2023, 4) Тушинок В.К. дов. от 02.08.2023.
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК ХОРОШЕВКА" (далее - об оспаривании распоряжения от 11.11.22 N 12993-РЛ и обязании ответчика устранить нарушенные права заявителя к МОСЖИЛИНСПЕКЦИИ.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.06.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "УК ХОРОШЕВКА" обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт с учётом доводов жалобы, требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы общество указало на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; полагает, что распоряжение МОСЖИЛИНСПЕКЦИИ незаконно.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей заявителя и третьего лица Иванова Г.Ю., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании явившиеся представители сторон озвучили свою позицию.
28.09.2023 от МОСЖИЛИНСПЕКЦИ поступили письменные пояснения по жалобе, которые в порядке статьи 81 АПК РФ приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, пояснения, заслушав позицию сторон, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2023.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, в рамках исполнения требований пунктов 2 и 3 Приказ N 938/пр ООО "УК Хорошевка" 16.09.2022 г. подало в Мосжилинспекцию 10 Заявлений о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы, в связи с заключением договора управления в отношении десяти МКД. Распоряжением Мосжилинспекции N 12993-РЛ от 11.11.2022.
Заявителю было отказано во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы и возврате заявлений от 16.09.2022 N N МЖИ-05-32353/22, МЖИ-05-32354/22, МЖИ-05-32355/22, МЖИ-05-32358/22, МЖИ-05-32364/22, МЖИ-05-32367/22, МЖИ-05-32368/22, МЖИ05-32370/22, МЖИ-05-32371/22, МЖИ-05-323 72/22 в отношении десяти многоквартирных домов.
Не согласившись с данным распоряжением, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд города Москвы, оснований для удовлетворения которого у суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно п. 6.3 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336- 1111, в целях осуществления своих полномочий Мосжилинспекция ведет реестр многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиатов.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Решение о внесении изменений в реестр лицензий принимается по результатам рассмотрения заявления и документов, в соответствии с требованиями приказа Минстроя Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок).
Согласно пунктам 4-6 Порядка рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в п. 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов. В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных п. 5 Порядка.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в п. 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с п. 7 Порядка.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" Мосжилинспекция формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном ст. 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в который вносятся изменения в случае смены управляющей организации в многоквартирном доме.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 938/пр от 25.12.2015 утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок). Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий. Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационной-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из представленных в дело доказательств, 16 сентября 2022 года в адрес Мосжилинспекции с заявлениями о включении в реестр лицензий города Москвы, на основании проведенных собраний по адресам: г. Москва, Хорошевское ш., д. 50, корп. 3, г. Москва, Хорошевское ш., д. 52, корп. 1, г. Москва, Хорошевское ш., д. 52, корп. 2, г. Москва, Хорошевское ш., д. 60, г. Москва, Хорошевское ш., д. 62, г. Москва, Хорошевское ш., д. 64, корп. 2, г. Москва, Хорошевское ш., д. 66, г. Москва, Хорошевское ш., д. 68, корп. 1, г. Москва, Хорошевское ш., д. 70, корп. 1, г. Москва, Хорошевское ш., д. 72, корп. 1 обратилось ООО "УК Хорошевка".
В целях исполнения части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации по внесению изменений в реестр лицензий Государственной жилищной инспекцией проведена проверка заявления и прилагаемых документов, которой была установлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах в связи с несоответствием заявлений и документов условиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка: выявлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях и представленных документах (в части соблюдения требований законодательства при принятии решений на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: г. Москва, Хорошевское ш., д. 50, корп. 3, г. Москва, Хорошевское ш., д. 52, корп. 1, г. Москва, Хорошевское ш., д. 52, корп. 2, г. Москва, Хорошевское ш., д. 60, г. Москва, Хорошевское ш., д. 62, г. Москва, Хорошевское ш., д. 64, корп. 2, г. Москва, Хорошевское ш., д. 66, г. Москва, Хорошевское ш., д. 68, корп. 1, г. Москва, Хорошевское ш., д. 70, корп. 1, г. Москва, Хорошевское ш., д. 72, корп. 1, результаты которых оформлены протоколами от 30.08.2022, 07.09.2022, 08.09.2022; по представленным документам не подтверждается заключение договоров управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в указанных многоквартирных домах, в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации); выявлено противоречие сведений, представленных Обществом с ограниченной ответственностью "УК Хорошевка" (ИНН 7726484509), сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявлений (многоквартирные дома по вышеуказанным адресам находятся в реестре лицензий города Москвы в списке многоквартирных домов, находящихся в управлении Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник Хорошевского района" (ИНН 7714342436), заявления о расторжении договоров управления указанными многоквартирными домами от Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник Хорошевского района" (ИНН 7714342436) в Мосжилинспекцию не поступали).
В соответствии с пунктом 15 Порядка и Положением установленным Постановлением N 366-ПП от 26.07.2011 Мосжилинспекцией в адрес заявителя ООО "УК Хорошевка", и в адрес действующей управляющей организации, ГБУ города Москвы "Жилищник Хорошевского района", направлены запросы о предоставлении дополнительных доказательств, послуживших основанием для приостановления рассмотрения заявлений
На основании представленных ответов и документов, руководствуясь частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации подпунктом "б" пункта 7, подпунктом "б" пункта 9, пунктом 17 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, провела проверку Заявлений изготовила распоряжение N12993-РЛ об отказе во внесении в реестр лицензий города Москвы в связи с несоответствием заявлений и документов требованиям, установленными подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка, выявленным по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка: выявлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях и представленных документах (по представленным документам не подтверждается заключение договора управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, Хорошевское ш., д. 52, корп. 2, в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; не соблюден действующий порядок расторжения договоров управления многоквартирными домами от 15.06.2022 N N 64- 2/1, от 23.06.2022 NN 52-1/1, 68-1/1, 70-1/1, 72-1/1, от 15.08.2022 NN 50-3/Д, 52-2/Д, 60/Д, 62/Д, 66/Д, заключенных с Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Жилищник Хорошевского района" (ИНН 7714342436), в отношении спорных многоквартирных домов; выявлено противоречие сведений, представленных Обществом с ограниченной ответственностью "УК Хорошевка" (ИНН 7726484509), сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявлений (многоквартирные дома по адресам: г. Москва, Хорошевское ш., д. 50, корп. 3, г. Москва, Хорошевское ш., д. 52, корп. 2, г. Москва, Хорошевское ш., д. 60, г. Москва, Хорошевское ш., д. 62, г. Москва, Хорошевское ш., д. 66 находятся в реестре лицензий города Москвы в списке многоквартирных домов, находящихся в управлении Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник Хорошевского района" (ИНН 7714342436), в связи с заключением договоров управления указанными многоквартирными домами по результатам открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, оформленных протоколами от 27.07.2022 NN 2, 3.
В соответствии с частью 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники вправе отказаться от исполнения договора управления, заключенного по результатам открытого конкурса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора). Мосжилинспекцией принято распоряжение в рамках, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и 938\пр Порядка. Довод Заявителя о предоставлении им документов, подтверждающих заключение договора управления в соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ, неправомерен на основании следующего.
Как установлено ч. 3 ст. 45 ЖК РФ - Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в пунктах 4.5 и 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум).
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ - Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются белее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи, а также решения, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжаюшую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Необходимое количество голосов, для принятия решения по вопросам повестки собрания, определено положениями ст. 44-48 ЖК РФ.
Решение общего собрания собственников о размере платы за содержание жилого помещения в МКД считается принятым при условии наличия большинства голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, а не от количества проголосовавших "За" по отношению к проголосовавшим "Против" и воздержавшимся.
Данная позиция отражена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020).
В соответствии с п. 4.3 ст. 44 ЖК РФ - принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
То есть для принятия решения наделения полномочиями председателя совета на подписание договоров от имени всех собственников должно быть не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, что составляет 67%.
На основании ч. 1 ст. 162 ЖК РФ - Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
Как было установлено Мосжилинспекцией при рассмотрении заявления, по представленным документам не подтверждается заключение договора управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 162 ЖК РФ (к заявлению приложена и размещена в ТИС ЖКХ копия договора управления многоквартирным домом от 08.09.2022, заключенного с Ивановой Г.Ю., как Председателем Совета МКД (вопросом N 5 повестки дня ОССП, результаты которого оформлены протоколом от 08.09.2022, Иванова Г.Ю. выбрана Председателем Совета МКД - "за" проголосовали собственники, обладающие 92,58% от количества принявших участие в ОССП; вопросом N 11 повестки дня ОССП, результаты которого оформлены протоколом от 08.09.2022, не принято решение о наделении Председателя Совета МКД полномочиями на подписание договора управления МКД от имени всех собственников - "за" проголосовали собственники, обладающие 92,58% от количества принявших участие в ОССП, что составляет 6207,61 кв.м. голосов или 54,66 % от общего количества голосов в доме), также в ТИС ЖКХ размещен реестр собственников помещений в МКД, заключивших договор управления, согласно которому(по результатам пересчета) договор управления подписали собственники помещений в МКД, обладающие 5502,0 кв.м. или 48,45% от общего количества голосов в доме.).
Расчет в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:
В ОССП приняли участие собственники МКД обладающие 6705,14 кв.м., что составляет 59,05 % от общего количества собственников МКД.
Согласно протоколу за наделение полномочиями председателя на подписание договоров с управляющей компанией проголосовало 92,58% от количества принявших участие в голосовании (6705,14 кв.м.). Таким образом количество голосов проголосовавших за наделение полномочий председателя составляет 6207,61 кв.м. (6705,14 X 92,58% : 100%). 6207,61 кв.м. голосов составляет 54,66 % от общего количества голосов в МКД. (6207,61 *100%:11355,10 кв.м.).
На основании вышеуказанного, инициатором собрания неправильно произведен расчет процентов голосов по вопросу N 11 собрания собственников помещений.
Данная позиция подтверждается определениями Верховного суда Российской Федерации от 06.03.2020 N 302-ЭС20-285, от 10.04.2019 N 301-ЭС19-1576, от 18.05.2018 N 307-ЭС-5142. N 305-ЭС21-1517 от 18.03.2021, N 307-ЭС21-986 от 15 марта 2021 г.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр подпунктом "е" пункта 3 установлена обязанность лицензиатов по предоставлению Мосжилинспекции копии направленного уведомления о расторжении договора управления многоквартирным домом или копия вступившего в законную силу соответствующего решения суда или копия заключенного соглашения о расторжении договора управления многоквартирным домом. В соответствии с ч. 8 и ст. 162 ЖК РФ, расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 450.1 ГК РФ, предоставленное законом или договором право на односторонний отказ от договора может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 8.2. ст. 162 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственниковпомещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Согласно п. 7.1.1 договоров управления от 15.06.2022 N N 64-2/1, от 23.06.2022 NN 52-1/1, 68-1/1, 70-1/1, 72-1/1, от 15.08.2022 NN 50-3/Д, 52-2/Д, 60/Д, 62/Д, 66/Д, заключенных с ГБУ "Жилищник Хорошевского района", данные договора считаются расторгнутыми по истечении 2-х месяцев после получения ГБУ "Жилищник Хорошевского района" уведомления о расторжении указанного договора управления в виде направленной копии протокола о смене управляющей организации.
Заявителем не представлены сведения о расторжении договоров управления в соответствии с пунктом 7.1.1 данных договоров несмотря на то, что в соответствии с пунктом 15 приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, в Запросе от 29.09.2022 Мосжилинспекция сообщила ООО "УК Хорошевка" о необходимости предоставления сведений и документов о получении копий уведомлений о прекращении/расторжении договоров управления МКД с ГБУ "Жилищник Хорошевского района", а также сведения, подтверждающие направление указанных уведомлений способом, позволяющим достоверно подтвердить получение уведомлений.
Также следует отметить, что Договора управления многоквартирным домом от 15.08.2022 N N 50-3/Д, 52-2/Д, 60/Д, 62/Д, 66/Д заключены сроком на 3 (три) года в соответствии с подпунктом 2 части 5 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому срок действия договора управления многоквартирным домом в случае заключения его по итогам открытого конкурса по отбору управляющей организации может составлять от одного (но не менее одного) до трех лет.
При этом право на односторонний отказ от исполнения таких договоров, и, соответственно выбор новой управляющей организации, предоставляется собственникам помещений в многоквартирном доме не ранее, чем по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора (часть 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышесказанное, ГБУ "Жилищник Хорошевского района" уполномочено осуществлять управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: по адресам: Хорошевское шоссе, д. 50, корп. 3, Хорошевское шоссе, д. 52, корп. 2, Хорошевское шоссе, д. 60, Хорошевское шоссе, д. 62, Хорошевское шоссе, д. 66, в течение года, начиная с 15.08.2022 (дата заключения договоров).
Также, проведенный Управой конкурс по выбору управляющей организации по спорным адресам МКД - в судебном порядке не оспорен.
Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2022 N 306-ЭС22-3557, отражённое в заявлении ООО "УК Хорошевка", закрепляет, что согласно части 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Вместе с этим, частью 8.2 данной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Из положений статьи 162 Жилищного кодекса не следует, что часть 8.1 является специальной нормой по отношению к части 8.2, равно как и ограничение по срокам в реализации.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 1027/10 по делу N А11- 10018/2008 установлено, что системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования. Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, которые установлены в ч. 8.1 и 8.2 ст. 162 ЖК РФ, а также определены в соглашении сторон.
Ввиду того, что отсутствуют сведения о невыполнении ГБУ "Жилищник Хорошевского района" условий договора, Мосжилинспекция обоснованно пришла к выводу о несоблюдении порядка расторжения договоров.
Кроме того, согласно ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания недействительным оспариваемых решений необходимо наличие двух указанных условий одновременно.
В данном случае судами установлено, что оспариваемые акты нормам действующего законодательства не противоречат. Нарушение своих прав и законных интересов данными актами в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявитель также не доказал.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. Доказательств в опровержении выводов суда заявителем в материалы дела не предоставлено, чем принят на себя риск наступления последствий несовершения процессуальных действий.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2023 по делу N А40-273303/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-273303/2022
Истец: ООО "УК ХОРОШЕВКА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ