г. Вологда |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А66-7588/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 октября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Селивановой Ю.В. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от истца Рогозиной С.В. по доверенности от 07.08.2023 N 304, от ответчика Салтыкова Ю.Ю. по доверенности от 26.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы веб-конференции апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" и товарищества собственников жилья "Мамулино, 13" на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 июня 2023 года по делу N А66-7588/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" (ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179; адрес: 170003, Тверская область, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2, кабинет 12; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Мамулино, 13" (ОГРН 1066900007712, ИНН 6950024160; адрес: 170027, Тверская область, город Тверь, улица Оснабрюкская, дом 13; далее - Товарищество) о взыскании 229 946 руб. 39 коп. долга за поставленные с августа 2020 года по январь 2021 года тепловую энергию на отопление и горячую воду и 81 229 руб. 05 коп. пеней, начисленных с 21.01.2021 по 31.03.2022, с 03.10.2022 по 05.06.2023, а также пеней, начисленных с 06.06.2023 по день фактической уплаты долга.
Определением суда от 29.11.2022 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий Общества Игнатенко Алексей Алексеевич (в настоящее время конкурсный управляющий Общества).
Решением суда от 21 июня 2023 года с Товарищества в пользу Общества взыскано 208 547 руб. 23 коп. долга и 73 611 руб. 77 коп. пеней, а также пени, начисленные на сумму долга по день его фактического погашения. В удовлетворении остальной части исковых требований Обществу отказано. С Товарищества в доход федерального бюджета взыскано 8 363 руб. 88 коп. государственной пошлины. С Общества в доход федерального бюджета взыскано 859 руб. 63 коп. государственной пошлины.
Стороны с решением суда не согласились, обратились с апелляционными жалобами.
Общество просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы выражает несогласие с выводами суда: о необходимости применения в расчетах сторон норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды в размере 0,051 Гкал/ куб. м; о доказанности ответчиком факта некачественного предоставления истцом в период с 25.09.2020 по 29.09.2020 услуги горячего водоснабжения.
Товарищество просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на необходимость определения при расчетах сторон объема горячей воды по общедомовым приборам учета. Заявляет, что, исходя из показаний общедомовых приборов учета, оно оплатило поставленный ресурс в полном объеме и своевременно.
Представители Общества и Товарищества в судебном заседании апелляционной инстанции доводы своих жалоб поддержали, с доводами жалоб друг друга не согласились. Товарищество представило отзыв на жалобу Общества.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, свое участие в судебном заседании не обеспечило, в связи с чем дело рассматривается в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заслушав представителей сторон, суд апелляционный инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается в материалах дела, Общество в отсутствие заключенного сторонами договора в период с августа 2020 года по январь 2021 года осуществляло поставку Товариществу на нужды многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Оснабрюкская, д. 13 (далее - МКД), горячей воды и тепловой энергии на отопление.
Наличие у ответчика долга по оплате поставленных ресурсов послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 548 ГК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки истцом ответчику в исковой период коммунальных ресурсов подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
Разногласия сторон сводятся к порядку определения объема поставленной на нужды горячего водоснабжения воды.
При разрешении данного спора судебная коллегия исходит из следующего.
Поскольку поставляемыми истцом ресурсами обеспечивалось предоставление коммунальных услуг потребителям, к правоотношениям сторон применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), и Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. При этом исключение из данного правила может быть установлено жилищным законодательством, как это сделано в отношении объема коммунального ресурса, израсходованного на предоставление соответствующих коммунальных услуг на общедомовые нужды, который, по общему правилу, не подлежит распределению между конечными потребителями в той части, которая превышает объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 44 Правил N 354).
Изложенное, в частности, означает, что объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение N 2 к Правилам N 354). Применительно к горячему водоснабжению указанными Правилами предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (раздел IV приложения N 2), либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2).
В последнем случае установлен различный порядок определения объема подлежащей оплате горячей воды в зависимости от оборудования помещений многоквартирного дома приборами учета, а также в зависимости от того, какой установлен тариф на горячую воду - однокомпонентный или двухкомпонентный. Таким образом, указанный порядок подлежит применению при расчетах исполнителя коммунальной услуги с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей в многоквартирный дом горячую воду.
Изложенная правовая позиция приведена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381 по делу N А41-32043/2018.
В рассматриваемом случае в МКД имеется зависимая закрытая система горячего водоснабжения.
Исходя из предметов регулирования Федеральных законов от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, регулируются Законом N 416-ФЗ.
Согласно пункту 27 статьи 2 Закона N 416-ФЗ закрытая система горячего водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
В силу пункта 9 статьи 32 Закона N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения в закрытой системе устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Приказами Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - РЭК) от 26.12.2019 N 98-нп и от 30.10.2020 N 74-нп Обществу, обеспечивающему горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, на 2020 и 2021 годы на горячую воду установлены двухкомпонентные тарифы.
Пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения)), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая содержит величину - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящиеся на i-е жилое помещение или нежилое помещение в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома; а количество воды, идущей на подогрев, при наличии индивидуального (общедомового) прибора учета горячего водоснабжения исходя из показаний такого прибора учета.
Общество, ссылаясь на отсутствие в МКД надлежащим образом установленного и введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета горячего водоснабжения, на не передачу ответчиком истцу показаний индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения, произвело расчет объема поставленной горячей воды исходя из количества зарегистрированных граждан и норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса.
Суд первой инстанции с таким расчетом истца согласился, отклонив доводы ответчика о наличии в МКД общедомового прибора учета горячего водоснабжения.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона N 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, с целью эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.
Пунктом 2 Правил N 354 определено, что общедомовой прибор учета - это средство измерения или совокупность средств измерения и дополнительного оборудования, используемого для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом; коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 21.01.2011 N 57 утверждены Методические рекомендации по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии (далее - Методические рекомендации).
Согласно приложению N 1 к Методическим рекомендациям системы и приборы учета воды (далее - счетчики воды) предназначены для измерения в жилых домах и зданиях, строениях, сооружениях организаций коммунального комплекса объема чистой холодной или горячей воды. В целях настоящих Методических рекомендаций счетчик воды - это техническое средство, предназначенное для измерения объема воды, хранения, отображения и передачи результатов измерений объема воды.
В приложении N 1 к Методическим рекомендациям указано, что измеренный счетчиком воды объем воды представляется (отображается) в кубических метрах.
В соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр, единицей измерения объема коммунального ресурса - горячего водоснабжения является метр кубический.
Таким образом, для учета горячей воды в целях исполнения требований Закона N 261-ФЗ, Правил N 354 и 124 (в части начисления платы за коммунальную услугу) достаточно установить счетчик воды или иное оборудование, которое определяет объем горячей воды в кубических метрах. При этом объем тепловой энергии, затраченной на горячее водоснабжение, как отмечено выше, определяется не по показаниям прибора учета, а на основании утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Приборы учета, фиксирующие объем поступающей в МКД горячей воды в кубических метрах, Товариществом установлены. Они расположены в водомерных узлах, находящихся в подвальном помещении МКД (два водомерных узла). Приборы учета размещены на прямом и обратном трубопроводах, два из них расположены в водомерном узле, через который горячая вода поступает в первый и второй подъезд, другие два прибора - в водомерном узле, через который горячая вода поступает в третий, четвертый и пятый подъезды. Доказательств того, что спорные приборы учета в совокупности нельзя признать общедомовым прибором учета, фиксирующим весь поступающий в дом ресурс (горячую воду), истцом суду не предъявлено. К месту расположения приборов учета претензий со стороны истца ответчику не предъявлялось.
Спорные приборы учета по акту от 05.08.2020 введены обществом с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал", как организацией, осуществляющей водоотведение горячей воды в составе сточных вод, в эксплуатацию, опломбированы. Доказательства неисправности данных приборов учета, несоответствия их метрологическим требованиям в исковой период в деле отсутствуют.
Необоснованное уклонение истца от принятия спорных приборов в эксплуатацию не должно влечь негативные последствия для Товарищества, добросовестно исполняющего возложенные на него обязанности по установке приборов учета, передаче их показаний истцу, в виде определения объема поставленного ресурса расчетным способом, применение которого ведет к неосновательному обогащению истца.
Ответчиком в материалы дела представлен расчет стоимости поставленных истцом на нужды отопления и горячего водоснабжения ресурсов (том 2, лист 18). Расчет объема и стоимости горячего водоснабжения подтвержден приложенными к отзыву на иск документами, обосновывающими, в том числе, использованные ответчиком исходные данные (приложение к отзыву от 27.06.2022 находится в материалах электронного дела).
Согласно предъявленному ответчиком расчету данные по объему и стоимости тепловой энергии у него с истцом совпадают. По горячему водоснабжению истец согласно расчету ответчика вправе претендовать за исковой период на оплату ресурса (компонента на холодную воду и тепловой энергии на подогрев) в сумме 262 321 руб. 50 коп. Стоимость горячего водоснабжения в указанной сумме, а также стоимость поставленной Товариществу тепловой энергии оплачены им в полном объеме.
Истец данные ответчика не опроверг, методику расчета не оспорил.
При этом следует отметить, что при расчете стоимости поставленной горячей воды за август 2020 года ответчик использовал норматив на подогрев холодной воды, утвержденный РЭК от 20.12.2017 N 522-НП (далее - приказ N 552-НП) в размере 0,06271 куб. м.
Однако вступившим в законную силу решением Тверского областного суда от 03.06.2020 по делу N 3а-97/2020 признан недействующим со дня принятия судебного акта норматив на подогрев воды, утвержденный приказом N 522-НП. Данным судебным актом установлено, что при определении норматива регулирующим органом нарушены положения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, что повлекло его экономическую необоснованность.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, последствия признания судом недействующим нормативного правового акта определены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" (далее - Постановление N 63).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 указанного постановления, споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 63 в случае непринятия заменяющего нормативного правового акта спор о взыскании задолженности за поставленные ресурсы рассматривается с участием регулирующего органа. При этом размер подлежащей оплате задолженности определяется судом исходя из выводов, содержащихся в судебном решении, которым нормативный правовой акт признан недействующим (например, об экономической необоснованности размера необходимой валовой выручки либо величин плановых объемов поставки ресурсов регулируемой организации), и имеющихся в деле доказательств.
Согласно пояснениям РЭК от 23.01.2023, полученным на запрос суда первой инстанции (том 2, лист 34), в расчетах сторон за август 2020 года необходимо применять ранее действовавший норматив 0,051 Гкал/куб. м.
Правильность такого подхода к расчетам сторон в связи с признанием недействующим приказа N 522-НП подтверждена постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.06.2023 по делу N А66-15748/2020, в котором истцом также выступало Общество.
Таким образом, доводы жалобы Общества, выражающего несогласие с выводами суда о необходимости применения в расчетах сторон за август 2020 года норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды в размере 0,051 Гкал/ куб. м, являются необоснованными.
При определении объема и стоимости горячего водоснабжения за сентябрь 2020 года ответчик исходил из некачественного предоставления истцом данной услуги в период с 25.09.2020 по 29.09.2020, что подтверждено актами от 25.09.2020 проверки параметров качества коммунального ресурса, поставляемого в МКД, и от 29.09.2020 проверки факта отсутствия услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества.
Согласно пункту 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии (пункт 2 статьи 542 ГК РФ).
На основании пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положение о предоставлении коммунальных услуг.
В пункте 4 приложения N 1 к Правилам сформулированы требования, в том числе, к допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд. Продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 5 приложения 1 к Правилам N 354 установлено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Согласно требованиям пункта 9.5.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения: не ниже 60 °C - в открытых системах теплоснабжения; не ниже 50 °C - в закрытых системах теплоснабжения; не выше 75 °C - для обеих систем.
В силу пункта 84 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.
Порядок перерасчета стоимости поставленного коммунального ресурса (горячей воды) в случае несоблюдения требований к его качеству установлен пунктами 4 и 5 приложения 1 Правил N 354.
Истец в апелляционной жалобе, как и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, выражает несогласие с доводами ответчика о том, что в период с 25.09.2020 по 29.09.2020 он не обеспечил поставку в МКД качественного коммунального ресурса. Ссылается на то, что акт от 25.09.2020 составлен ответчиком в одностороннем порядке.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен в разделе Х Правил N 354.
В соответствии с пунктом 105 Правил N 354 в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.
На основании пунктов 104, 106 - 109 Правил N 354 в случае предоставления услуг ненадлежащего качества запись об этом вносится в журнал регистрации заявок, что свидетельствует о признании исполнителем факта предоставления услуг ненадлежащего качества. В иных случаях по результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, подписываемый потребителем и исполнителем.
В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.
Согласно подпункту "г" пункта 111 Правил N 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110 (1) настоящих Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.
В силу подпункта "а" пункта 112 Правил N 354 период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям.
Поскольку в силу пункта 20 Правил N 124 Общество обязано предоставлять Товариществу коммунальную услугу (горячее водоснабжение), качество которой должно обеспечить предоставление потребителям коммунальной услуги в соответствии с установленными Правилами N 354 требованиями, именно Общество несет бремя доказывания устранения в спорном периоде нарушения качества оказанной услуги.
Вместе с тем Общество не представило суду доказательств возобновления предоставления Товариществу коммунальной услуги надлежащего качества с момента составления акта от 25.09.2020 и до момента составления акта от 29.09.2020.
Ссылка Общества на односторонний характер акта, составленного 25.09.2020, судом апелляционной инстанции не принимается. Материалами дела подтверждается направление Товариществом в адрес истца заявки на актирование качества подаваемого в МКД ресурса, однако сотрудники Общества на составление акта не прибыли, что не препятствовало Товариществу составить такой акт самостоятельно с участием собственников ряда квартир.
Так как Общество саму методику перерасчета Товариществом коммунального ресурса за сентябрь 2020 года в порядке статьи 65 АПК РФ не оспорило, альтернативный расчет, произведенный исходя из установленных по делу обстоятельств, суду не предъявило, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с перерасчетом, произведенным ответчиком.
Ввиду изложенного, поскольку как указано выше, Товарищество произвело оплату Обществу стоимость поставленных в исковой период ресурсов, объем которых определен исходя из показаний приборов учета, задолженность у ответчика перед истцом отсутствует. В иске в данной части следует отказать.
Не имеется оснований и для удовлетворения требований Общества о взыскании с Товарищества неустойки, так как согласно представленным в дело платежным документам внесение платежей произведено ответчиком до даты наступления периода просрочки, за который в соответствии с положениями части 6.3 статьи 13 Закона N 416-ФЗ и части 9.2 статьи 15 Закона N 190-ФЗ подлежит начислению такая неустойка.
При таких обстоятельствах по делу решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба Товарищества удовлетворению с отнесением на Общество расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 июня 2023 года по делу N А66-7588/2022 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 июня 2023 года по делу N А66-7588/2022 оставить без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" (ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179; адрес: 170003, Тверская область, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2, кабинет 12) в доход федерального бюджета 12 224 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" (ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179) в пользу товарищества собственников жилья "Мамулино, 13" (ОГРН 1066900007712, ИНН 6950024160) 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7588/2022
Истец: ООО "ТВЕРСКАЯ ГЕНЕРАЦИЯ"
Ответчик: ТСЖ "МАМУЛИНО 13"
Третье лицо: ООО В/У "Тверская генерация", ГУ "РЭК" Тверской области