г. Москва |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А41-66574/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Бикметовой Д.Д.,
при участии в заседании:
от ИП Сахно Татьяны Николаевны - Крохин Э.В., представитель по доверенности N 77АГ5246075 от 21.10.2020, паспорт, диплом;
от Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области - Ермоленко С.В., представитель по доверенности N 89-д от 07.06.2023, паспорт, диплом;
от ООО "РИАНС" - Копылова О.П., представитель по доверенности б/н от 16.05.2023, паспорт, диплом;
от Литвинова И. А. - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Кузьмина М. М. - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Худотеплова Михаила Дмитриевича - Копылова О.П., представитель по доверенности N 50 АБ 8246597 от 07.07.2023, паспорт, диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Сахно Татьяны Николаевны на решение Арбитражного суда Московской области от 26.07.2023 по делу N А41-66574/22 по иску ИП Сахно Татьяны Николаевны к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской о признании незаконным решения;
третьи лица: ООО "РИАНС", Литвинов И.А., Кузьмин М.М., Худотеплов М.Д.,
УСТАНОВИЛ:
ИП Сахно Т.Н. (далее - заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского городского округа, с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения от 12.08.2022 г. N Р001-3252113542-61471613 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" по заявлению Ип Сахно Т.Н. в отношении земельного участка, в границах которого расположено нежилое здание с кадастровым номером 50:05:0070107:122, об обязании согласовать предоставление земельного участка, в границах которого расположено нежилое здание с кадастровым номером 50:05:0070107:122, площадью 1 359, 9 кв. м, по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский р-н, г. Сергиев Посад, ул. Карла Маркса, д. 7, в соответствии с вариантом N 2 Заключения эксперта N 746 от 14.04.2023 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены ООО "РИАНС", Литвинов И.А., Кузьмин М.М., Худотеплов М.Д.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области, ООО "РИАНС", Худотеплова Михаила Дмитриевича возражали против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 28.07.2022 заявитель обратился в Администрацию Сергиево-Посадского городского округа с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в отношении земельного участка, в границах которого расположено нежилое здание с кадастровым номером 50:05:0070107:122.
Решением от 12.08.2022 г. N Р001-3252113542-61471613 заявителю отказано в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Указанное решением мотивировано тем, что испрашиваемый земельный участок:
- не соответствует границам участка, отображенным в представленной схеме расположения земельного участка, которая не соответствует утвержденным документам территориального планирования, документам градостроительного зонирования, проектам планировки и/или межевания территории.
Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области N ГЗ-СМЭВ3-203256762, испрашиваемый земельный участок не соответствует границам участка, отображенным в представленной схеме расположения земельного участка, частично расположен (по ППТ, ПМТ): в границах образуемого з/у N 8 (площадью 2 642, 1 кв. м) под существующими объектами (участок Сахно Т.Н.); в границах участков: N 7 под трансформаторной подстанцией N 6 (площадью 286, 9 кв. м), N 13 (участок Худотеплова М.Д., площадью 252,4 кв. м); N 11 (участок Озеровой Н.Л., площадью 603,7 кв. м); N 9 (участок Худотеплова М.Д., площадью 899,1 кв. м);
- не может быть предоставлен, ввиду несоответствия цели использования испрашиваемого земельного участка основным видам разрешенного использования, установленным в территориальных зонах проекта планировки территории, проекта межевания территории.
Считая решение Администрации городского округа Истра Московской области от 12.08.2022 г. N Р001-3252113542-61471613 незаконным, Заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, приняв во внимание заключение эксперта, пришел к выводу о невозможности согласовать предоставление земельного участка, в границах которого расположено нежилое здание с кадастровым номером 50:05:0070107:122, площадью 1 359, 9 кв. м, по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский р-н, г. Сергиев Посад, ул. Карла Маркса, д. 7, в соответствии с вариантом N 2 Заключения эксперта N 746 от 14.04.2023 г. в связи с наличием оснований для отказа, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии со статьей 2 Закона N 131-ФЗ муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Частью 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 названного Закона N 131-ФЗ).
В соответствии со ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, инициируется гражданином или юридическим лицом путем подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 39.14 ЗК РФ заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрены требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ следует, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ установлено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно п. 9 ст. 39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка (подпункт 10).
На основании п. 10 ст. 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования: 1) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны; 2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию; 3) не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
В соответствии со статьей 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);
4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;
15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;
26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.
В целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Региональное бюро кадастровых инженеров ГЕО Плюс" Степочкину Алексею Евгеньевичу, с постановкой перед экспертом следующих вопросов: 1) установить с выездом на местность соответствует ли представленная ИП Сахно Т. Н. в Администрацию Сергиево-Посадского городского округа схема расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, расположен ли испрашиваемый земельный участок в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории? В случае несоответствия указать, в чем состоит выявленное несоответствие ; 2) установить возможно ли формирование земельного участка, необходимого для эксплуатации здания КН 50:05:0070107:122, исходя из утвержденного проекта планировки территории, землеустроительной документации, утвержденного проекта межевания территории? 3) Предложить возможный вариант (варианты) формирования земельного участка необходимого для эксплуатации здания КН 50:05:0070107:122.
Из Заключения эксперта N 746 от 14.04.2023 г. следуют следующие выводы :
- согласно сведений ППТ, ПМТ 799-п, испрашиваемый Сахно Т.Н. земельный участок полностью расположен в границах территории, для которой утверждены вышеуказанные ППТ и ПМТ и не выходит за границы ППТ и ПМТ. Экспертом произведено совмещение границ формируемых земельных участков согласно ППТ, ПМТ 799-п и границ земельного участка, испрашиваемого заявителем, по результатам проведения которого были выявлены следующие несоответствия:
- площадь испрашиваемого Сахно Т.Н. земельного участка составляет 2398 кв. м, что на 244 кв. м меньше площади 2642 согласно сведений ППТ, ПМТ 799-п;
- границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы формируемого земельного участка N 7 (участок под трансформаторной подстанцией N 6) согласно ППТ, ПМТ 799-п на площади 12 кв. м;
- границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы формируемого земельного участка N 13 (участок под трансформаторной подстанцией N 6) согласно ППТ, ПМТ 799-п на площади 30 кв. м;
- границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы формируемого земельного участка N 11 (участок Озеровой Н.Л.) согласно ППТ, ПМТ 799-п на площади 22 кв. м;
- границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы формируемого земельного участка N 9 (участок Худотеплова М.Д.) согласно ППТ, ПМТ 799-п на площади 47 кв. м;
- в границы испрашиваемого земельного участка не входят части формируемого земельного участка N 8 (участок Сахно Т.Н.) площадью 18 кв. м и 61 кв. м;
- сформировать земельный участок под зданием с кадастровым номером 50:05:0070107:122 в соответствии с границами земельного участка по сведениям ППТ, ПМТ 799-п (участок N 8) не представляется возможным, т.к. сведения ППТ, ПМТ 799-п не соответствуют актуальным данным ЕГРН о границах земельных участков и не отражают фактическое сложившееся землепользование.
Следует учесть, что переход между корпусами, находящийся в собственности истца, расположен над фактическим доступом (проездом) на внутри дворовую территорию смежных зданий и соприкасается с землей в двух местах посредством четырех железобетонных столбов. Поэтому земельный участок, на котором расположен проезд, должен быть поставлен на кадастровый учет самостоятельно, и земельный участок, с которым связан надземный (воздушный) переход, тоже должен быть поставлен на кадастровый учет самостоятельно либо в составе многоконтурного участка (под основным зданием);
Экспертом было предложено два варианта формирования границ земельного участка, вместе с тем было указано, что формирование сплошного земельного участка под зданием с кадастровым номером 50:05:0070107:122 и проекцией на землю контура надземного (воздушного) перехода к другому зданию приведет к нарушению прав третьих лиц:
1. Вариант 1 (приложения 1.1, 1.2 к Заключению эксперта N 746 от 14.04.2023 г.) формирования границ многоконтурного земельного участка общей площадью 1 902 кв. м для эксплуатации здания с кадастровым номером 50:05:0070107:122 и надземного (воздушного) перехода по фактическому сложившемуся землепользованию. Контур 1 площадью 1 895 кв. м расположен под основной частью здания и одной опорой, контур 2 площадью 7 кв. м расположен под второй опорой перехода. В данном варианте сохраняется доступ (возможность подъезда автотранспорта) на внутридворовую территорию смежных зданий и к земельному участку с кадастровым номером 50:05:0070107:3033. Координаты границы формируемого многоконтурного земельного участка приводятся в приложении 1.2. к Заключению эксперта N 746 от 14.04.2023 г.
2. Вариант 2 (приложения 2.1, 2.2 к Заключению эксперта N 746 от 14.04.2023 г.) формирования границ земельного участка площадью 2 398 кв. м для эксплуатации здания с кадастровым номером 50:05:0070107:122 и надземного (воздушного) перехода исходя из утвержденного ППТ, ПМТ 799-п с учетом актуальных сведений ЕГРН. Координаты границы формируемого многоконтурного земельного участка приводятся в приложении 2.2. к Заключению эксперта N 746 от 14.04.2023 г. В данном варианте формирование земельного участка нарушит права собственников смежных зданий, а также перекроет доступ (проезд) к внутри дворовой территории смежных зданий и проезд к земельному участку с кадастровым номером 50:05:0070107:3033.
Исследовав экспертное заключение, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заключение соответствует требованиям ст. ст. 82, 83, 86 АПК РФ, в нем содержатся ясные и полные ответы на поставленные судом вопросы, не допускающих различного толкования; заключение не имеет противоречий и не вызывает сомнений.
Заключение эксперта основано на достаточном исследованном материале, выполнено с применением действующих технологий и методик.
Эксперт в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности, соответственно, правовых оснований не доверять заключению эксперта не имеется.
С учетом выводов эксперта заявителем в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнены заявленные требования : просит обязать согласовать предоставление земельного участка, в границах которого расположено нежилое здание с кадастровым номером 50:05:0070107:122, площадью 1 359, 9 кв. м, по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский р-н, г. Сергиев Посад, ул. Карла Маркса, д. 7, в соответствии с вариантом N 2 Заключения эксперта N 746 от 14.04.2023 г.
Однако, как указано экспертом, данный вариант формирования земельного участка нарушит права собственников смежных зданий, а также перекроет доступ (проезд) к внутри дворовой территории смежных зданий и проезд к земельному участку с кадастровым номером 50:05:0070107:3033, в таком случае необходимо будет устанавливать сервитут.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о невозможности согласовать предоставление земельного участка, в границах которого расположено нежилое здание с кадастровым номером 50:05:0070107:122, площадью 1 359, 9 кв. м, по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский р-н, г. Сергиев Посад, ул. Карла Маркса, д. 7, в соответствии с вариантом N 2 Заключения эксперта N 746 от 14.04.2023 г. в связи с наличием оснований для отказа, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются не согласия заявителя с выводами эксперта, приведенными в Заключении.
Однако, иная оценка ответчиком выводов эксперта не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.07.2023 по делу N А41-66574/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-66574/2022
Истец: ИП Сахно Татьяна Николаевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Кузьмин М. М., Литвинова И. А., ООО "РИАНС", Худотеплов Михаил Дмитриевич