г. Киров |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А29-17213/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савельевой А.Г.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Ярцева А.Н., действующего на основании доверенности от 20.02.2023, представителя акционерного общества "Коми коммунальные технологии" Шестопаловой Е.Г., действующей на основании доверенности от 16.12.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.06.2023 по делу N А29-17213/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ИНН: 1101481197, ОГРН: 1021100514951)
потерпевший - акционерное общество "Коми коммунальные технологии" (ИНН: 1101056139, ОГРН: 1151101010620)
о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении, а также представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (далее - заявитель, ПАО "Россети Северо-Запад", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - ответчик, УФАС, Управление, административный орган) от 14.12.2022 N 02-06/9848 по делу N 011/04/9.21-808/2022 об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей, а также представления от 14.12.2022 N 02-06/9849 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве потерпевшего привлечено акционерное общество "Коми коммунальные технологии" (далее - третье лицо, АО "ККТ").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 30.06.2023 оспариваемое постановление изменено в части назначенного административного наказания, размер штрафа с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снижен судом до 300 000 рублей; в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене представления от 14.12.2022 N 02-06/9849 отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Северо-Запад" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами о наличии в деянии ПАО "Россети Северо-Запад" состава вмененного административного правонарушения. Общество указывает на несоответствие поданной АО "ККТ" заявки на осуществление технологического присоединения требованиям Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), отмечая, что третье лицо представило не в полном объеме сведения, подтверждающие наличие основания подачи заявки (пункт 13(1) данных Правил), в связи с чем не имело права на заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям на основании такой заявки. Помимо этого, заявитель ссылается на то, что АО "ККТ" не могло заключать договоры с застройщиком до заключения договора об осуществлении технологического присоединения с ПАО "Россети Северо-Запад". Также Общество настаивает на необходимости строительства РП 10кВ в целях реализации возможности коммутации электросетевых объектов сторон. Кроме того, заявитель указывает на наличие оснований для признания незаконным представления от 14.12.2022 N 02-06/9849, полагая, что Управлением надлежащим образом не были установлены причины и условия, которые способствовали совершению заявителем административного правонарушения. Помимо изложенного заявитель просит принять во внимание, что в нарушение пункта 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции дал оценку не всем доводам Общества, не отразил результаты такой оценки в судебном акте. Подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
Ответчик и третье лицо представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых опровергают доводы заявителя, просят оставить решение суда без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.07.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.07.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось на 04.10.2023 в 14 часов 15 минут.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и третьего лица поддержали занятые ими правовые позиции по делу. Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, в связи с поступлением 28.07.2022, 16.08.2022 в УФАС заявлений АО "ККТ" о нарушении ПАО "Россети Северо-Запад" порядка технологического присоединения к электрическим сетям, Управлением вынесено определение от 15.09.2022 N 02-06/7155 о возбуждении дела N 011/04/9.21-808/2022 об административном правонарушении и проведении административного расследования.
При рассмотрении названного обращения антимонопольным органом установлено, что с учетом письма ПАО "Россети Северо-Запад" от 10.08.2018 АО "ККТ" 12.08.2019 обратилось в адрес ПАО "Россети Северо-Запад" с заявкой об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта электросетевого хозяйства "2КЛ-10 кВ от ЗРУ-10 кВ ПС 110/10 кВ "Орбита" в сторону РТП 10/0,4 кВ", расположенного по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, Октябрьский проспект (далее - объект), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность энергопринимающих устройств 2 600 кВт, категория надежности II.
ПАО "Россети Северо-Запад" письмом от 30.08.2019 запросило недостающую информацию и документы к заявке в соответствии с пунктом 13(1) Правил N 861, в ответ на которое АО "ККТ" направило письмо от 06.09.2019 АО "ККТ" о предоставлении запрошенных сведений и документов с приложениями.
В дальнейшем между ПАО "Россети Северо-Запад" и АО "ККТ" осуществлялась переписка, касающаяся осуществления технологического присоединения объекта АО "ККТ" к электрическим сетям ПАО "Россети Северо-Запад".
Письмом от 07.06.2022, полученным АО "ККТ" 16.06.2022, сетевая организация ПАО "Россети Северо-Запад" направила заявителю АО "ККТ" подписанный со своей стороны проект договора N 56-02732Ю/19 об осуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям (далее - договор N 56-02732Ю/19) с запрашиваемой максимальной мощностью 2 600 кВт, а также технические условия для присоединения к электрическим сетям от 04.04.2022 N 56-02732Ю/19-003, являющиеся приложением к данному договору. Основанием для направления проекта договора и технических условий явилась заявка АО "ККТ" от 12.08.2019, на что указано в данных документах.
В качестве источников питания в договоре N 56-02732Ю/19 поименованы ПС 110/10 кВ "Орбита", 1 с.ш. ЗРУ 10 кВ, яч. 909д; ПС 110/10 кВ "Орбита", 2 с.ш. ЗРУ 10 кВ, яч. 922д.
Согласно пункту 1.2 договора N 56-02732Ю/19 перечень мероприятий по технологическому присоединению и распределение обязанностей между сторонами по их выполнению определены в технических условиях, являющихся приложением к данному договору.
На основании пункта 3.1 договора N 56-02732Ю/19 размер платы за технологическое присоединение рассчитан на основании приказа Комитета Республики Коми по тарифам от 24.12.2021 N 73/1 и составляет 40 187 182 рубля 61 копейка с учетом НДС.
В соответствии с пунктами 13, 14 технических условий сетевая организация осуществляет реконструкцию ячеек N N 909д, 922д ЗРУ 10 кВ ПС 110/10 кВ "Орбита" в части установки вакуумных выключателей, проектирование и выполнение строительства РП 10 кВ, проектирование и выполнение строительства двух КЛ 10 кВ от ЗРУ 10 кВ яч. 909д и яч. 922д ПС 110/10 кВ "Орбита" до 1 с.ш. и 2 с.ш. вновь строящегося РП 10 кВ, что, в свою очередь, влечет возникновение обязанности заявителя осуществить следующие мероприятия: запроектировать и выполнить установку РТП 10/0,4 кВ с двумя силовыми трансформаторами, а также запроектировать и построить КЛ 10 кВ от 1 с.ш. и 2 с.ш. вновь строящегося РП 10 кВ до проектируемой РТП 10/0,4 кВ.
АО "ККТ" направило в адрес ПАО "Россети Северо-Запад" письмо от 24.06.2022 "О мотивированном отказе от подписания проекта договора N 56-02732Ю/19", в котором со ссылкой на письмо Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.07.2020 N 250-7066, выписку из протокола заседания Правления Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 31.08.2020 N 32 сообщило об отказе от подписания проекта договора, просило ПАО "Россети Северо-Запад" представить новую редакцию проекта договора.
В письме Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.07.2020 N 250-7066, поступившем в ответ на запрос Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, указаны сведения о наличии технической возможности технологического присоединения объекта мощностью 2 600 кВт по II категории надежности, расположенного по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, Октябрьский проспект, к сетям ПАО "Россети Северо-Запад" при соблюдении технических мероприятий, связанных с установкой вакуумных выключателей на существующих резервных ячейках N N 909д и 922д ПС 110/10 кВ "Орбита", то есть без дополнительных мероприятий, связанных со строительством РП 10 кВ.
В соответствии с выпиской из протокола заседания Правления Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 31.08.2020 N 32 Обществу отказано во внесении изменений в приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 28.11.2019 N 63/6-Т в части дополнения ставкой платы С4 "Строительство РП 10 кВ" в целях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям ПАО "Россети Северо-Запад" объекта мощностью 2 600 кВт по II категории надежности, расположенного по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, Октябрьский проспект. Основанием для отказа явилось то, что технологическое присоединение объекта электросетевого хозяйства возможно путем установления вакуумных выключателей на существующих резервных ячейках N N 909д и 922д без дополнительных мероприятий.
В письме от 07.07.2022 ПАО "Россети Северо-Запад" указало на отсутствие оснований для внесения изменений в ранее направленную редакцию проекта договора N 56-02732Ю/19, в ответ на которое в письме от 20.07.2022 АО "ККТ" обратило внимание ПАО "Россети Северо-Запад" на то, что согласно техническим условиям предполагаемый к строительству РП 10 кВ будет присоединяться от тех же ячеек N N 909д и 922д, в связи с чем, при имеющейся технической возможности присоединения построенного объекта электросетевого хозяйства непосредственно к ячейкам 909д и 922д, Общество навязывает обратившемуся к нему лицу невыгодные условия по строительству нового РП 10 кВ, которые являются излишними в техническом аспекте и направлены исключительно для увеличения стоимости технологического присоединения.
По состоянию на 04.08.2022 заявка АО "ККТ" аннулирована.
В письме от 22.09.2022 N 25-7208, направленном в ответ на запрос УФАС, Печорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подтвердило позицию, изложенную в письме от 27.07.2020 N 250-7066.
В письме от 28.10.2022 N 02-09-11/3784, направленном в ответ на запрос УФАС, Комитет Республики Коми по тарифам сообщил, что расчет платы по строительству РП 10 кВ (стоимость работ - 29 652 212 рублей 38 копеек) не соответствует расчету платы в соответствии с приказом Комитета Республики Коми по тарифам от 24.12.2021 N 73/1.
По результатам административного расследования, проанализировав совокупность собранных по делу доказательств, Управление усмотрело в действиях ПАО "Россети Северо-Запад" по направлению проекта договора N 56-02732Ю/19 с приложенными к нему техническими условиями, в которых установлены положения о проектировании и строительстве РП 10 кВ и выполнении корреспондирующих в этой части мероприятий со стороны заявителя, без приведения необходимого обоснования выполнения указанных работ и при наличии технологической возможности присоединения объекта электросетевого хозяйства без их выполнения, нарушение пункта 19 Правил N 861 в части навязывания АО "ККТ" услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами N 861, что повлекло за собой неправомерное аннулирование Обществом заявки АО "ККТ".
Управление составило в отношении ПАО "Россети Северо-Запад" протокол об административном правонарушении от 10.11.2022 N 011/04/9.21-808/2022, которым деяние заявителя квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом наличия квалифицирующего признака - повторности совершения административного правонарушения (вступившее в законную силу постановление Управления от 02.12.2021 по делу N 011/04/9.21-821/2021).
Рассмотрев протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, заместитель руководителя Управления вынес постановление от 14.12.2022 N 02-06/9848 по делу N 011/04/9.21-808/2022, в соответствии с которым ПАО "Россети Северо-Запад" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, равно как и о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Общество извещено надлежащим образом. Протокол об административном правонарушении составлен, материалы дела рассмотрены с участием представителей ПАО "Россети Северо-Запад" по доверенностям.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ Управлением в адрес ПАО "Россети Северо-Запад" выдано представление от 14.12.2022 N 02-06/9849, в котором Обществу указано на необходимость принять меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, путем надлежащего соблюдения требований пункта 19 Правил N 861 при заключении договоров на осуществление технологического присоединения, выдаче технических условий.
Не согласившись с названными постановлением и представлением Управления, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
При вынесении решения по делу суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов состава вмененного ему административного правонарушения и отсутствия существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении. Оснований для квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного суд не установил. Размер штрафа снижен судом первой инстанции до 300 000 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленных отзывов на нее, заслушав представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наступление административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям.
Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований соответствующих нормативных актов.
Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора, требования к выдаче технических условий определены Правилами N 861.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Процедура технологического присоединения установлена в пункте 7 Правил N 861.
В статье 13(1) Правил N 861 поименован перечень сведений и документов, направляемых при подаче заявки сетевой организацией в смежную сетевую организацию в соответствии с пунктами 41 и 42 Правил N 861.
На основании пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение трех рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил N 861. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 Правил N 861, сетевая организация не позднее трех рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение двадцати рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение двадцати рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в двух экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам N 861 заявитель вправе в течение десяти рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами N 861.
В случае направления заявителем в течение десяти рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с Правилами N 861 сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с Правилами N 861 в течение десяти рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
В силу пункта 19 Правил N 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами N 861.
На основании пункта 25 Правил N 861 в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12(1), 13(2)-13(5) и 14 Правил N 861, должны быть указаны, в том числе обоснованные требования к усилению существующей электрической сети сетевых организаций, а также смежных сетевых организаций в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроснабжения), а также обоснованные требования к строительству (реконструкции) объектов по производству электрической энергии в связи с присоединением новых мощностей.
Согласно пункту 25(4) Правил N 861 в технических условиях для заявителей - сетевых организаций, которые подают заявки в соответствии с пунктом 13(1) Правил N 861, должны быть указаны, в числе прочего, обоснованные требования к усилению электрической сети смежной сетевой организации, в которую подана заявка (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроснабжения).
В рассматриваемом судом случае направленные 07.06.2022 в адрес третьего лица проект договора N 56-02732Ю/19 и технические условия для присоединения к электрическим сетям, являющиеся приложением к данному договору, содержали положения о проектировании и строительстве РП 10 кВ и выполнении корреспондирующих в этой части мероприятий со стороны заявителя, без приведения необходимого обоснования выполнения указанных работ и при наличии технологической возможности присоединения объекта электросетевого хозяйства без их выполнения, что не отвечает положениям пунктов 19, 25(4) Правил N 861.
Выводы о наличии события административного правонарушения сделаны Управлением по результатам исследования и оценки совокупности доказательств, в том числе с учетом позиций компетентных органов, изложенных в письмах от 27.07.2020 N 250-7066, от 22.09.2022 N 25-7208, от 28.10.2022 N 02-09-11/3784, протоколе заседания Правления Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 31.08.2020 N 32.
При этом заявитель, настаивая на необходимости строительства РП 10кВ в целях реализации возможности коммутации электросетевых объектов сторон, какого-либо мотивированного и достаточного обоснования соответствующего утверждения не привел, не подтвердил обоснованность установления соответствующего требования в технических условиях, равно как и не опроверг возможность осуществления технологического присоединения в отсутствие реализации указанных им работ, влекущих дополнительные затраты и увеличивающих сроки реализации мероприятий по технологическому присоединению.
В рассматриваемом случае, при установлении в проекте договора и технических условиях требований и мероприятий, которые не являются обоснованными, как того требуют Правила N 861, действия заявителя не могут признаны соответствующими требованиям пункта 19 Правил N 861.
При изложенных обстоятельствах факт выявленного в деятельности Общества как субъекта естественной монополии нарушения Правил N 861 подтверждается взаимной связью и совокупностью имеющихся в деле доказательств и свидетельствует о наличии в деянии ПАО "Россети Северо-Запад" события вмененного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению, Общество должно было не только знать о нормативном регулировании правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Доказательств, подтверждающих, что ПАО "Россети Северо-Запад" предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, а также свидетельствующих о наличии чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии ПАО "Россети Северо-Запад" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы заявителя о несоответствии поданной АО "ККТ" заявки на осуществление технологического присоединения требованиям Правил N 861 не нашли подтверждения по материалам дела и подробно оценены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения (страницы 9-10 решения суда), оснований для переоценки соответствующих выводов апелляционный суд не усматривает.
В Правилах N 861 прямо предусмотрено, что в случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в установленный срок со дня получения уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя, тогда как в случае получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в двух экземплярах и технические условия.
В данном случае по результатам запроса недостающих документов и сведений АО "ККТ" представило данные по запросу Общества, а ПАО "Россети Северо-Запад", в свою очередь, в последующем направило в адрес третьего лица проект договора о технологическом присоединении на требуемую мощность, то есть расценило представленные документы как достаточные. При таких обстоятельствах доводы заявителя являются необоснованными.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются, как не влияющие на выводы о наличии события и состава вмененного административного правонарушения, ранее приводились при производстве по делу об административном правонарушении и были мотивированно отклонены административным органом.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное правонарушение как малозначительное, не установлено.
Санкция части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в качестве меры ответственности для юридических лиц предусматривает административное наказание в виде административного штрафа от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей. При этом отягчающих ответственность обстоятельств административным органом установлено не было, на что указано в постановлении по делу об административном правонарушении.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствий, суд первой инстанции обоснованно изменил размер назначенного Обществу постановлением УФАС от 14.12.2022 административного наказания в виде административного штрафа, с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизив его размер до 300 000 рублей. Выводы суда в указанной части участвующими в деле лицами не оспариваются.
Назначенное административное наказание соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести. Судом учтены все обстоятельства, влияющие на размер наказания.
Установление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ (пункт 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлена законность привлечения заявителя к административной ответственности на основании постановления Управления от 14.12.2022 N 02-06/9848 по делу N 011/04/9.21-808/2022 об административном правонарушении.
Представление от 14.12.2022 N 02-06/9849, вынесенное в порядке статьи 29.13 КоАП РФ в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в деянии Общества доказан, и на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, является законным.
Обжалуемое представление от 14.12.2022 нацелено на принятие заявителем мер по устранению причин административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и условий, способствовавших его совершению.
Вопреки утверждению заявителя об обратном, Управлением надлежащим образом были установлены причины и условия, которые способствовали совершению заявителем административного правонарушения, такие причины и условия подробно изложены в представлении.
Относительно указания заявителя на то, что в нарушение пункта 2 части 4 статьи 170 АПК РФ суд первой инстанции дал оценку не всем доводам Общества, не отразил результаты такой оценки в судебном акте, апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд, в том числе оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Из содержания обжалуемого решения усматривается, что судом дана надлежащая оценка заявленным Обществом доводам и имеющимся в деле доказательствам, по результатам соответствующей оценки сделаны выводы по существу спора. Кроме того, само по себе то обстоятельство, что, по утверждению Общества, в судебном акте, его мотивировочной части не содержится выводов, касающихся оценки каждого из заявленных доводов, не свидетельствует о том, что данные доводы не были исследованы и оценены судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения.
Ссылка заявителя на судебную практику по другим делам отклоняется, поскольку по каждому из них суды исходили из конкретных обстоятельств, не тождественных обстоятельствам рассмотренного дела.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают итогового вывода суда, изложенного в обжалуемом решении. При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.06.2023 по делу N А29-17213/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ПАО "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу положений части 4 статьи 208 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.06.2023 по делу N А29-17213/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-17213/2022
Истец: ПАО "Россети Северо-Запад" в лице филиала в Республике Коми
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
Третье лицо: АО "Коми Коммунальные Технологии"