г. Санкт-Петербург |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А56-8472/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Мильгевской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Риваненковым А.И.,
при участии:
от заявителя: Безпенчук Н.А. по доверенности;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22143/2023) ПАО "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2023 по делу N А56-8472/2023, принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, административный орган) от 16.01.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3551/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда от 25.05.2023 оспариваемое постановление изменено в части назначенного наказания, штраф снижен до 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой. В жалобе Общество ссылается на отсутствие вины, а также полагает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал.
Ответчик извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, письменный отзыв не представил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Управление поступила жалоба Рагимли А.А. (вх. N 4776/22 от 15.11.2022) с информацией о нарушении Обществом положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе административного расследования Управлением установлено, что 14.09.2021 между Рагимли А.А. и ПАО "Россети Ленэнерго" заключен договор N ОД-СЭС-030878-21/049025-Э-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "индивидуальный жилой дом", расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Малая Романовка, кадастровый номер: 47:07:0912001:503, присоединяемая мощность 15 кВт.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по Договору составляет 12 месяцев с даты его заключения (пункт 5 Договора).
По результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении ПАО "Россети Ленэнерго" требований Правил N 861, в связи с чем в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" возбуждено дело об административном правонарушении N 047/04/9.21-3551/2022 по статье 9.21 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Управления 26.12.2022 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 4110/22.
Постановлением Управления от 16.01.2023 N 047/04/9.21-3551/2022 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, вместе с тем посчитал возможным снизить размер штрафа до 300 000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции от 25.05.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы ПАО "Россети Ленэнерго" в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
На основании пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен пунктом 16 Правил.
Судом первой инстанции установлено, что договор N ОД-СЭС-030878-21/049025-Э-21 заключен 14.09.2021, срок выполнения мероприятий по Договору составляет 12 месяцев, то есть до 14.09.2022.
Между тем технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями Договора, не осуществлено.
Таким образом, факт нарушения сетевой организацией срока осуществления технологического присоединения по Договору установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 указанной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В жалобе Общество сослалось на отсутствие его вины, так как длительность исполнения Договора обусловлена необходимостью привлечения подрядной организации, наличием большого объема строительно-монтажных работ, отнесенных на Общество, подлежащих выполнению подрядной организацией в отношении нескольких заявителей одновременно, продолжительностью процедуры инициирования и согласования торгово-закупочных процедур, оперативность которой несмотря на то, что указанная процедура находится в сфере контроля Общества, зависит от многих факторов, влияющих на срок исполнения обязательств, включая урегулирование разногласий с подрядной организацией по условиям договора подряда, длительностью согласования условий договора.
Между тем, по мнению апелляционного суда, указанные доводы Общества являются голословными, доказательства в подтверждение невозможности осуществления технологического присоединения в сроки, установленные Договором и Правилами, Обществом ни в УФАС, ни в суд первой инстанции не представлены (заключение договоров с подрядными организациями, хронология исполнения договора, проведение торгово-закупочных процедур и т.д.).
Будучи субъектом естественной монополии и профессиональным участником правоотношений по производству и сбыту электрической энергии, Общество было обязано учесть сроки согласования строительства, а также сроки осуществления технологического присоединения, установленные Правилами N 861.
Доказательства уважительности причин нарушения столь длительного срока технологического присоединения объекта заявителя Обществом не представлены.
Таким образом, вина Общества установлена судом и подтверждается материалами дела.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
В жалобе Общество также указало на то, что УФАС в ходе рассмотрения административного дела не была дана надлежащая оценка всем существенным доводам Общества, свидетельствующим об отсутствии его вины.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие вины Общество во вмененном правонарушении, последним в УФАС представлено не было. Административный орган, вынося оспариваемое постановление, руководствовался лишь теми доказательствами, которые были представлены Обществом.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств на момент рассмотрения апелляционной жалобы Обществом не произведено, акт о присоединении в материалы дела не представлен, задержка составила более одного года.
Вместе с тем, суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, принимая во внимание характер правонарушения, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также приведенные Обществом доводы, посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного УФАС наказания, снизив размер штрафа до 300 000 руб. (1/2 минимального штрафа, установленного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
По мнению апелляционного суда, наказание в указанном размере является справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного Обществом правонарушения, отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Оснований для дальнейшего снижения штрафа апелляционным судом не установлено.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 25.05.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 мая 2023 года по делу N А56-8472/20233 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8472/2023
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго", ПАО "Россети Ленэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области