г. Владимир |
|
11 марта 2024 г. |
Дело N А43-11097/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2024 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белякова Е.Н., судей Новиковой Е.А., Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Гагинского муниципального округа Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.10.2023 по делу N А43-11097/2023, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (ОГРН 1137746342634, ИНН 7734699480) к администрации Гагинского муниципального округа Нижегородской области (ОГРН 1025201105423, ИНН 5213002900) о взыскании задолженности и пеней,
при участии в судебном заседании:
от администрации Гагинского муниципального округа Нижегородской области - Атопшев С.Н., по доверенности от 20.02.2024 N Сл-118-145969/24 сроком действия на 3 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - ООО "МСК - НТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации Гагинского муниципального округа Нижегородской области (далее - администрация) о взыскании 301 304 руб. 66 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2020 по 31.12.2022, а также 869 руб. 15 коп. неустойки, начисленной с 11.02.2023 по 15.02.2023.
Решением от 17.10.2023 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым по делу решением, администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель указал, что судом не в полном объеме были учтены и не дана надлежащая правовая оценка документам и обстоятельствам, неполностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявитель считает, что существенное значение для правильного разрешения спора имеет соблюдение порядка направления ООО "МСК-НТ" проекта договора от 24.11.2022 N Н-Д/13681/2022/ТКО/ОФ на вывоз ТКО, предусмотренного пунктом 8.12 Правил обращения с ТКО, утвержденных Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, то есть выяснение вопроса о направлении или не направлении проекта договора Гагинской сельской администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области в период с 24.11.2022 по 27.03.2023.
Подробно доводы ООО "МСК-НТ" изложены в апелляционной жалобе.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца, извещенного о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "МСК-НТ" на основании действующего соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зонах деятельности N 7 и N 8.
ООО "МСК-НТ" (региональный оператор) направило Гагинской сельской администрации Гагинского муниципального округа Нижегородской области (потребитель) проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N Н-Д/13681/2022/ТКО/ОФ, в соответствии с которым в 2020, 2021 и 2022 годах региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Гагинская сельская администрация Гагинского муниципального округа Нижегородской области не подписала договор от 24.11.2022 N Н-Д/13681/2022/ТКО/ОФ.
27.03.2023 Гагинская сельская администрация Гагинского муниципального округа Нижегородской области реорганизована в форме присоединения, правопреемником стала администрация Гагинского муниципального округа Нижегородской области.
ООО "МСК-НТ" указало, что в 2020, 2021 и 2022 годах оказало услуги по вывозу ТКО с территории кладбища муниципального образования Гагинского муниципального округа на сумму 301 304 руб. 66 коп.
Неоплата оказанных услуг послужила основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доказательства неоказания услуг по спорному месту накопления не представлены, а равно то, что услуги были оказаны иной организацией, о нарушениях в работе регионального оператора ответчиком не заявлялось. Оплата оказанных услуг не произведена.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
В пункте 1 статьи 781 ГК РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (часть 4 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предписывает заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации с возможностью его дополнения, по соглашению сторон, иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N1156).
Пунктом 8 (17) Правил N 1156 установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В подпункте 2 пункта 3 статьи 5 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" установлено, что предусмотренные данным Законом обязанности по обеспечению чистоты и порядка объектов возлагаются, в том числе, по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и (или) пользование третьим лицам, - на органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления и на их должностных лиц.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, группа отходов "Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (код 7 31 200 00 00 0) включает виды отходов, в том числе, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев (7 31 200 03 72 5).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области" утверждены нормативы накопления ТКО, выраженные в количественных показателях объема, в том числе в отношении объектов - кладбищ.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона N 89-ФЗ).
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
По утверждению истца, за 2020-2022 годы ООО "МСК-НТ" оказывало услуги по вывозу ТКО. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ссылка администрации на то, что собственником ТКО являлась Юрьевская сельская администрация, а не Гагинская сельская администрация, правомерно отклонена судом первой инстанции как не имеющая правового значения для настоящего дела, поскольку администрация является правопреемником как администрации Юрьевского сельсовета, так и администрации Гагинского сельсовета.
Довод о том, что земельный участок для размещения кладбища находится в постоянном (бессрочном) пользовании Юрьевского территориального отдела администрации Гагинского муниципального округа Нижегородской области по акту от 02.05.2023, также не имел правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку предметом спора являлась задолженность, образовавшаяся в 2020-2022 годах.
Поскольку ответчик доказательств оплаты долга в полном объеме, вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии задолженности за оказанные в 2020-2022 услуги по обращению с ТКО в сумме 301 304 руб. 66 коп.
Так как материалами дела подтверждено ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по оплате, предъявление истцом требования о взыскании неустойки является правомерным.
В пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Взимание с должника неустойки предусмотрено пунктом 19 типового договора, согласно которому предусмотрена ответственность потребителя за нарушение сроков оплаты услуг в виде пени в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, проверив расчет неустойки, обоснованно удовлетворил данное требование в сумме 869 руб. 15 коп., начисленной с 11.02.2023 по 15.02.2023; неустойку в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка России, действующей по состоянию на 20.04.2023, за каждый день просрочки, начисленную на 301 304 руб. 66 коп. долга, начиная с 16.02.2023 по день фактического исполнения обязательства.
Расчет проверен судом апелляционной инстанции и признается арифметически верным, соответствующим действующему законодательству.
Исходя из изложенного, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При проверке обоснованности доводов заявителя апелляционной жалобы коллегия судей не установила оснований для иных выводов по существу спора. Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены по вышеуказанным основаниям.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.10.2023 по делу N А43-11097/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Гагинского муниципального округа Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Беляков |
Судьи |
Е.А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-11097/2023
Истец: ООО "МСК-НТ"
Ответчик: Администрация Гагинского муниципального района Нижегородской области
Третье лицо: ООО "МСК-НТ", ЮРЬЕВСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ АДМИНИСТРАЦИИ ГАГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ