г. Москва |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А40-44084/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Панкратовой Н.И., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермаковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО ЭТПК "Русский сувенир", Всероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 июля 2023 г.
по делу N А40-44084/23,
по иску ООО ЭТПК "Русский сувенир", Всероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры"
к Департаменту городского имущества города Москвы, Центральному территориальному управлению Федерального агентства железнодорожного транспорта, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
третье лицо: 1) Публично-правовая компания "Роскадастр", 2) Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы
об исправлении реестровой ошибки
при уч.и в судебном заседании представителей:
от истцов: Вервейко Е.В. по доверенностям от 20.07.2023, уд. адвоката N 11412 от 06.07.2011;
от ответчика: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Власов Д.Е. по доверенности от 24.01.2023, диплом ВСГ 2108686 от 04.07.2007, Департамент городского имущества города Москвы - Горчакова Е.А. по доверенности от 22.12.2022, диплом ВСБ 0215644 от 30.06.2004;
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились - извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Экспериментальный творческо-производственный комбинат "Русский сувенир" (далее - ООО ЭТПК "Русский сувенир") и Всероссийская общественная организация "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры" (далее - ВООПИК) обратились в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент), Центральному территориальному управлению Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта России и просили:
1. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003054: 1461 площадью 1870 кв.м., местоположение: г.Москва, пер Водопроводный, вид разрешенного использования: 7.1 Железнодорожный транспорт.
2. Исправить реестровую ошибку в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003054:31 площадью 11116,83 кв.м., местоположение: г.Москва, пр-кт Мира. ЗУ 01/77/00311 в составе уч.1375 перечня ЗУ существующей УДС от границы с ЗУ 01/77/01712 (Рижская пл.) до границы с ЗУ 01/77/00312 (Мира просп.), совпадающей с кадастровой границей (с кв.77:01: 03061), проходящей по юго-западной границе полосы отвода МЖД Курского направления, путем внесения изменений в ЕГРН в ч.описания местоположения границ земельного участка в координатах, указанных в иске.
3. Исправить реестровую ошибку в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003054:32 площадью 13509 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: г.Москва, Водопроводный переулок, ЗУ 01/77/02268 является уч.1374 перечня ЗУ существующей УДС От границы с ЗУ 01/77/01242 (Крестовский 2-й пер.) до границы с Земельный участок 01/77/00311 (Мира просп.), путем внесения изменений ЕГРН в ч.описания местоположения границ земельного участка в координатах, указанных в иске.
4. Исправить реестровую ошибку в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003061:18 площадью 533572 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адресные ориентиры: Курское направление железной дороги участок N 1, путем внесения изменений в ЕГРН в ч.описания местоположения границ земельного участка в координатах, указанных в иске.
5. Признать за ООО ЭТПК "Русский сувенир" постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1854 кв.м., расположенным по адресу: г.Москва Водопроводный переулок, д. 2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: "Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности" и установить границы многоконтурного, состоящего из двух замкнутых контуров земельного участка в координатах, указанных в иске.
6. Признать за ВООПИК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 961 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, Водопроводный переулок, д. 2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: "Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности" и установить границы многоконтурного, состоящего из двух замкнутых контуров земельного участка в координатах, указанных в иске.
7. Исправить реестровую ошибку в ч.установления границ территориальных зон 77:01-7.1260, 77:01-7.5938 77: 02-6.88 путем корректировки их границ с установлением границы территориальной зоны 77: 02-6.88 "Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности" с включением в ее границы земельных участков площадью 1854 кв.м. и площадью 961 кв.м.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2023 г. в качестве соответчика привлечено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2023 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в г.Москве).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06.06.2023 г. в качестве соответчика привлечено ТУ Росимущества в г.Москве.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06.06.2023 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 июля 2023 г. по делу N А40-44084/23 удовлетворении требований иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истцы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истцов требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт.
Представители Департамента и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве требования апелляционной жалобы не признали. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей ТУ Росимущества в г.Москве и 3-х лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО ЭТПК "Русский сувенир" создано 15.07.2004 г. путем реорганизации в форме преобразования ЗАО Экспериментальный Творческо-производственный Комбинат "Русский Сувенир" (ЗАО ЭТПК "Русский Сувенир"), которое было создано 14.01.2003 г. путем реорганизации в форме преобразования Предприятия общественной организации Экспериментальный Творческо-производственный Комбинат Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры "Русский Сувенир".
Предприятие общественной организации Экспериментальный Творческо-производственный Комбинат Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры "Русский Сувенир" создано на основании приказа по Центральному совету Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры N 14-общ от 29.05.1989 г. с учетом приказа N 15-общ от 30.05.1989 г..
В связи с этим ООО ЭТПК "Русский сувенир" указал, что является правопреемником Предприятия общественной организации Экспериментальный Творческо-производственный Комбинат Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры "Русский Сувенир".
ВООПИК создан на основании постановления Совета Министров РСФСР от 23.0.1965 г. N 882 "Об организации всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры".
Истцы являются собственниками комплекса зданий, расположенных по адресу: г.Москва, Водопроводный пер., д. 2.
ООО ЭТПК "Русский сувенир" на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2022 г. по делу N А40-37086/22 принадлежит на праве собственности здание с кадастровым номером 77:01:0003054: 1017 площадью 481,1 кв.м., 1989 г. постройки, расположенное по адресу: г.Москва, Водопроводный пер., д. 2, строение 4.
ВООПИК - на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2021 г. по делу N А40-19371/2020 принадлежат на праве собственности здания:
- с кадастровым номером 77:01:0003054: 1016, площадью 1022,1 кв.м. 1956 г. постройки, расположенное по адресу: г.Москва, Водопроводный пер., д. 2, строение 1,
- с кадастровым номером 77:01:0003061: 1040, площадью 442 кв.м. 1976 г. постройки, расположенное по адресу: г.Москва, Водопроводный пер., д. 2, строение 2,
- с кадастровым номером 77:01:0003054: 1010, площадью 11,9 кв.м. 1976 г. постройки, расположенное по адресу: г.Москва, Водопроводный пер., д. 2, строение 3.
Истцы указали, что здания расположены на земельном участке площадью 2815 кв.м., который обнесен бетонным ограждением (забором) в 1985 г. на основании решения исполнительного комитета Дзержинского районного совета народных депутатов от 11.01.1984 г. N 1/9 (п. 1 Ленинградское направление, приложение к решению). Ограждение земельного участка в настоящее время ч.чно сохранено, ч.чно контур земельного участка определяется границами перечисленных выше зданий.
Помимо перечисленных выше зданий (строения с 1 по 4) на земельном участке также возведены здания и сооружения, право собственности на которые не зарегистрировано: склад 1989 г. постройки общей площадью 128,8 кв.м., площадью застройки 141,6 кв.м., бетонная площадка для складирования 1991 г. постройки площадью 300 кв.м., а также расположенные под землей коммуникации, возведенные ООО ЭТПК "Русский сувенир" в 1989 г., с помощью которых осуществляется обеспечение коммунальными услугами зданий на земельном участке (водоснабжение, водоотведение и т.п.).
При этом, как указало ООО ЭТПК "Русский сувенир", строения, право собственности на которые не зарегистрировано, также были переданы в собственность истцов на основании акта приема-передачи цехов N 5 и 6 по состоянию на 1-е июня 1989 г.
Согласно с п. 1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), сохраняется.
В соответствии со ст.33 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (утверждены Законом СССР от 13.12.1968 г. N 3401-VII "Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик", действие с 01.07.1969 г. до 15.03.1990 г.) на землях городов при переходе права собственности на строения переходит также и право пользования земельным участком или его частью, в порядке, установленном законодательством союзных республик.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в ст.10 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле" (введены в действие Постановлением Верховного Совета СССР от 28.02.1990 г. N 1252-1 "О введении в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле"), а также в ст.87 Земельного кодекса РСФСР (утвержден Законом РСФСР от 01.07.1970 г. "Об утверждении Земельного кодекса РСФСР", действие с 01.12.1970 г. до 25.04.1991 г.).
Согласно ст.88 Земельного кодекса РСФСР (от 01.07.1970 г.) при передаче зданий и сооружений от одних предприятий, организаций и учреждений другим вместе с этими объектами переходит и право пользования земельным участком, необходимым для обслуживания передаваемых зданий и сооружений.
На основании ст.35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей ч.земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Из планов земельного участка от 10.04.1972 г. и от 11.01.2012 г., на котором расположены здания истцов, видно, что на протяжении всего времени месторасположение земельного участка оставалось неизменным, план изменялся в связи с возведением на земельном участке строения N 4, принадлежащего ООО ЭТПК "Русский Сувенир" в 1989 г..
Как следует из решений Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2018 г. по делу N А40-124252/18 и от 11.05.2021 г. по делу N А40-19371/20, совершенная в 1989 г. сделка по передаче ВООПИК зданий, расположенных по адресу: г.Москва, Водопроводный пер., д. 2 (цеха N 6 п.о. "Художественная гравюра" и магазин "Русские узоры") была возмездной, соответствовала действовавшему нормативному регулированию и в силу закона не является ничтожной.
Истцы указали, так как по указанной сделке имущество передавалось бессрочно за плату, то указанная сделка обладает всеми признаками договора купли-продажи.
То есть, здания, расположенные по адресу: г.Москва, Водопроводный пер., д. 2, передавались ВООПИК в собственность.
Следовательно, одновременно с передачей ВООПИК в собственность указанных зданий, произошла также передача права постоянного бессрочного пользования земельным участком, необходимым для обслуживания передаваемых зданий и сооружений в силу ст.88 Земельного кодекса РСФСР (от 01.07.1970 г.).
Строение N 4 по адресу г.Москва, Водопроводный пер., д. 2, было возведено в 1989 г. силами ООО ЭТПК "Русский Сувенир" (его правопредшественника), который с указанного момента осуществлял все функции собственника в отношении указанного здания (достроил объект незавершенного строительства, нес бремя содержания имущества и т.п.).
Здание в виде объекта незавершенного строительства было передано правопредшественнику ООО ЭТПК "Русский Сувенир" - Предприятию общественной организации Экспериментальный Творческо-производственный Комбинат Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры "Русский Сувенир" на основании приказа по Центральному совету Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры N 15- общ от 30.05.1989 г., вынесенному в дополнение к приказу N 14-общ от 29.05.1989 г.
Из технических паспортов на домовладения на различные даты (12.04.1978 г., 30.06.1995 г. и т.п.) усматривается, что в составе домовладения при зданиях, которые в настоящее время находятся в собственности истцов, имелся также земельный участок, необходимый для эксплуатации зданий и осуществления хозяйственной деятельности.
Так как Предприятие общественной организации Экспериментальный Творческо-производственный Комбинат Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры "Русский Сувенир" было создано на основании Приказа по Центральному совету Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры N 14-общ от 29.05.1989 г. (то есть ВООПИК по отношению к указанному предприятию являлось учредителем), передача производственных цехов от ВООПИК Предприятию являлось ни чем иным, как внесением имущества в уставный капитал созданного предприятия в силу ст.27 Гражданского кодекса РСФСР и утвержденного ВООПИК положения о предприятии.
Согласно ст.27 Гражданского кодекса РСФСР (в редакции от 15 апреля 1988 г.) юридические лица образуются в порядке, установленном законодательством Союза ССР и РСФСР, а те общественные организации, порядок образования которых законодательством не установлен, - в порядке, предусмотренном их уставами (положениями).
В соответствии с Положением об экспериментальном творческо-производственном комбинате "Русский Сувенир" Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, утвержденном на заседании бюро президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (протокол N 23 от 28.02.1990 г.), комбинат действует на основании настоящего положения, является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью, обладает обособленной частью общенародной собственности и имеет самостоятельный баланс (п. 1.2).
В своей деятельности комбинат руководствуется действующем законодательством СССР и РСФСР, распоряжениями и постановлениями Совета Министров СССР и РСФСР, другими нормативными актами, а также решениями президиума Центрального совета Общества (прим - ВООПИК) (п. 1.4). Комбинат осуществляет права владения, пользования и распоряжения находящимся в его управлении имуществом (п. 1.5). Комбинат отвечает по своим обязательствам за то закрепленное за ним имущество, на которое может быть обращено взыскание (п. 1.6). Комбинат расположен по адресу: 129041, Москва, Водопроводный пер., 2 (п. 1.7). Материально-техническую базу и средства Комбината, т.е. его имущество, составляют основные фонды и оборотные средства, а также материальные ценности и финансовые ресурсы (п. 3.1).
На основании Устава Экспериментального творческо-производственного комбината Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры "Русский Сувенир" (утвержденного Заместителем председателя президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 1992 г.) комбинат находится в непосредственном подчинении Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (п. 1.1). Комбинат наделен Центральным советом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры уставным фондом в размере 1308 т.р. (п. 4.1).
То есть, правопредшественнику ООО ЭТПК "Русский Сувенир" в собственность (то есть с правом владения, пользования и распоряжения) было передано здание - строение N 4 по адресу: г.Москва, Водопроводный пер., д. 2, в виде объекта незавершенного строительства, которое впоследствии было достроено истцом собственными силами.
Одновременно с передачей указанного здания к ООО ЭТПК "Русский Сувенир" в силу ст.88 Земельного кодекса РСФСР (от 01.07.1970 г.) перешло также право постоянного бессрочного пользования земельным участком, необходимым для обслуживания передаваемых зданий и сооружений.
У истцов в силу ранее действовавшего правового регулирования возникло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, однако, в настоящее время документы, подтверждающие право пользования земельным участком, у истцов отсутствуют. Истцы полагают, что защита их прав возможна только в судебном порядке путем признания за ними права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и установлением границ этого земельного участка.
Земельный участок, на котором расположены здания истцов, фактически существует в своих границах на протяжении более 15 лет.
Еще до передачи зданий в собственность ВООПИК в 1989 г. решением Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 06.12.1983 г. N 3601 "О мероприятиях по дальнейшему комплексному благоустройству железнодорожных и водных въездов в г.Москву в 1984-1985 гг." на Экспериментальный творческо- производственный комбинат "Русский сувенир" Минместпрома РСФСР возложена обязанность построить железобетонный забор (100 п.м.) (от существующего до Крестовского путепровода), территорию благоустроить (лист 16-й приложения к решению "План мероприятий").
Аналогичное решение было принято Исполнительным комитетом Дзержинского районного совета народных депутатов от 11.01.1984 г. N 1/9 (лист 42-й приложения к решению).
План установки забора согласовывался Производственным объединением "Художественная гравюра" с Исполнительным комитетом Дзержинского районного совета народных депутатов (N 06.09.1984 г. N 1796).
Границы общего для всех зданий земельного участка также были отображены на плане земельного участка на 11.01.2012 г., которые практически совпадают с границами земельного участка на 07.04.1978 г.
03.05.1982 г. Главный санитарный врач Дзержинского района г.Москвы направил директору ЭТПК "Русский сувенир" предписание о необходимости установления санитарно-защитной зоны вокруг предприятия. В ответ на указанное предписание вокруг предприятия была создана санитарно-защитная зона, охватывающая весь занимаемый предприятием земельный участок.
В Технических паспортах домовладения по состоянию на 12.04.1978 г. (т.е. до строительства строения 4) площадь земельного участка при домовладении была определена в размере 1 585 кв.м.
После возведения строения 4 общая площадь занимаемого всеми строениями земельного участка, включая занимаемую коммуникациями, а также санитарно-защитную зону, составляет 2815 кв.м.
На земельном участке расположены строения, право собственности на которые не зарегистрировано, которые были переданы в собственность истцов по акту приема-передачи цехов N 5 и 6 по состоянию на 1-е июня 1989 г. (подстанция трансформаторная 320-1250, 1970 г. ввода в эксплуатацию - защитная зона 2 метра вокруг сооружения, пристройка для пресса, склад угля с металлическим забором и т.п.).
Кроме того, на земельном участке расположены построенные для обслуживания зданий коммуникации (на поверхности земли видны канализационные колодцы), которые также имеют защитную зону вокруг себя.
Истец указали, что весь занимаемый истцами земельный участок общей площадью 2815 кв.м. застроен в соответствии с ранее действовавшим законодательством РСФСР и по настоящее время используется.
Согласно заключению кадастрового инженера от 20.12.2022 г. ООО "СТРОЙГЕОСЕРВИС+" Халиковой Е.А. (далее - заключение кадастрового инженера) для эксплуатации находящихся в собственности истцов зданий, фактически существующих на местности более 15 лет, границ земельного участка, а также того обстоятельства, что здания находятся в собственности разных юридических лиц, для обеспечения возможности эксплуатации расположенных на земельном участке объектов капитального строительства необходимо формирование двух земельных участков.
Земельный участок: ЗУ1, необходимый для эксплуатации принадлежащего ООО ЭТПК "Русский Сувенир" здания (строение N 4), является многоконтурным участком, состоящим из двух замкнутых контуров: ЗУ1(1) и: ЗУ1(2), имеет площадь 1854 кв.м, и определяется в следующих координатах:
Номер характерной точки границ земельного участка |
Координаты, м |
||
X Y | |||
: ЗУ 1(1) |
|
||
1 |
14345,05 |
8615,51 |
|
2 |
14346,61 |
8618,05 |
|
3 |
14348,94 |
8621,99 |
|
4 |
14350,24 |
8624,2 |
|
5 |
14342,19 |
8631,13 |
|
6 |
14336,58 |
8636,05 |
|
7 |
14323,34 |
8647,95 |
|
8 |
14319,04 |
8650,87 |
|
9 |
14312,78 |
8656,16 |
|
10 |
14309,88 |
8652,85 |
|
11 |
14301,23 |
8660,11 |
|
12 |
14301,45 |
8660,34 |
|
13 |
14259,32 |
8692,61 |
|
14 |
14257,44 |
8689,87 |
|
15 |
14255,3 |
8691,46 |
|
16 |
14251,39 |
8685,42 |
|
17 |
14250,31 |
8686,17 |
|
18 |
14249,12 |
8684,51 |
|
19 |
14262,56 |
8674,22 |
|
20 |
14268,4 |
8669,79 |
|
21 |
14273,5 |
8665,91 |
|
22 |
14273,74 |
8666,27 |
|
23 |
14276,11 |
8669,71 |
|
24 |
14278,62 |
8667,95 |
|
25 |
14279,37 |
8669,04 |
|
26 |
14280,65 |
8668,09 |
|
27 |
14279,91 |
8667,09 |
|
28 |
14280,42 |
8666,74 |
|
29 |
14278,04 |
8663,25 |
|
30 |
14283,8 |
8658,82 |
|
31 |
14283,45 |
8658,42 |
|
32 |
14288,32 |
8654,15 |
|
33 |
14301,83 |
8642,3 |
|
34 |
14319,15 |
8627,37 |
|
35 |
14326,41 |
8622,73 |
|
36 |
14336,31 |
8615,34 |
|
37 |
14342,25 |
8614,38 |
|
1 |
14345,05 |
8615,51 |
|
: ЗУ 1(2) |
|
|
|
|
50 |
14225,83 |
8703,19 |
|
49 |
14228,71 |
8707,36 |
|
48 |
14221,85 |
8712,23 |
|
47 |
14226 |
8718,6 |
|
51 |
14216,55 |
8725,16 |
|
52 |
14208,84 |
8715,03 |
53 |
14212,85 |
8712,23 |
|
54 |
14213,3 |
8712,27 |
|
55 |
14218,05 |
8709,07 |
|
56 |
14217,87 |
8708,72 |
|
50 |
14225,83 |
8703,19 |
Земельный участок: ЗУ2, необходимый для эксплуатации принадлежащих ВООПИК зданий (строения N N 1-3), является многоконтурным участком, состоящим из двух замкнутых контуров: ЗУ2(1) и: ЗУ2(2), имеет площадь 961 кв.м. и определяется в следующих координатах:
Номер характерной точки границы земельного участка |
Координаты, м |
|
X Y | ||
: ЗУ2(1) | ||
39 |
14277,51 |
8662,46 |
29 |
14278,04 |
8663,25 |
28 |
14280,42 |
8666,74 |
27 |
14279,91 |
8667,09 |
26 |
14280,65 |
8668,09 |
25 |
14279,37 |
8669,04 |
24 |
14278,62 |
8667,95 |
23 |
14276,11 |
8669,71 |
22 |
14273,74 |
8666,27 |
37 |
14274,94 |
8665,41 |
38 |
14274,4 |
8664,63 |
39 |
14277,51 |
8662,46 |
: ЗУ2(2) | ||
10 |
14309,88 |
8652,85 |
9 |
14312,78 |
8656,16 |
40 |
14314,14 |
8657,71 |
41 |
14305,92 |
8664,55 |
42 |
14306,19 |
8665,09 |
43 |
14280,98 |
8685,35 |
44 |
14267,59 |
8695,76 |
45 |
14263,77 |
8698,59 |
46 |
14260,62 |
8694,53 |
47 |
14226 |
8718,6 |
48 |
14221,85 |
8712,23 |
49 |
14228,71 |
8707,36 |
50 |
14225,83 |
8703,19 |
16 |
14251,39 |
8685,42 |
15 |
14255,3 |
8691,46 |
14 |
14257,44 |
8689,87 |
13 |
14259,32 |
8692,61 |
12 |
14301,45 |
8660,34 |
11 |
14301,23 |
8660,11 |
В декабре 2022 г. истцы обратились в ООО "СТРОЙГЕОСЕРВИС+" для осуществления кадастровых работ с целью определения границ земельного участка и последующего оформления прав на него.
В процессе кадастровых работ было установлено, что все четыре здания, право собственности на которые зарегистрировано в установленном порядке, располагаются на земельных участках с кадастровыми номерами 77:01:0003054:1461, 77:01:0003054:31, 77:01:0003054:32, 77:01:0003061:18, что также следует из выписок из ЕГРН в отношении зданий и из публичной кадастровой карты.
Истцы указали, что так как в ЕГРН содержатся сведения о границах земельных участков, которые пересекают фактические границы принадлежащих истцам на праве собственности объектов капитального строительства, то нарушаются права истцов.
Истцы посчитали, что лишены возможности иным образом сформировать и установить границы земельного участка, находящегося в их фактическом пользовании (с 1956 г.) и внести сведения о таких границах в установленном порядке в ЕГРН.
Кроме того, в отношении ООО ЭТПК "Русский Сувенир" от государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы поступили рекомендации по соблюдению обязательных требований от 23.01.2023 г. N 9014332/1, которыми истцу было настоятельно рекомендовано оформить земельные правоотношения в отношении земельного участка, занятого принадлежащим ООО ЭТПК "Русский Сувенир" зданием и иными сооружениями.
Оформление каких-либо земельных отношений возможно только путем формирования земельных участков и установления их границ на местности, что невозможно сделать до того момента, пока в ЕГРН внесены не соответствующие действительности сведения о местоположении перечисленных выше земельных участков.
1) Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003054:1461 площадью 1870 кв.м., расположен: г.Москва, пер Водопроводный, вид разрешенного использования: 7.1 Железнодорожный транспорт, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 19.08.2022 г.
Согласно заключению кадастрового инженера указанный земельный участок по виду разрешенного использования не соответствует местоположению, площади и конфигурации, не позволяет рационально эксплуатировать объекты капитального строительства, ч.чно входящие в границы земельного участка. Кроме того, очевидно, что формирование указанного земельного участка, в том числе определение его границ, осуществлялось с грубым нарушением действующего законодательства, т.к. границы указанного земельного участка пересекают границы объектов капитального строительства, которые были возведены задолго до формирования указанного земельного участка.
Так как на момент формирования земельного участка и установления его границ выполнявшее кадастровые работы лицо не могло не заметить существование и наличие на формируемом земельном участке и на его границах нескольких объектов капитального строительства, сведения о которых также имеются на публичной кадастровой карте и на тот момент были внесены в ЕГРН (в отношении не менее трех из которых внесены сведения о правообладателе ВООПИК) межевой план указанного земельного участка не отвечает требованиям действующего законодательства.
Истцы посчитали, что указанное нарушение прав возможно устранить только путем снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003054:1461.
2) Земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0003054:31,77:01:0003054:32 являются земельными участками улично-дорожной сети г.Москвы.
Границы указанных земельных участков определены без учета местоположения объектов капитального строительства, принадлежащих на праве собственности истцам и существовавшим на момент формирования указанных земельных участков и установления их границ.
Согласно п.п. 1.1.2 п.1 постановления Правительства города Москвы от 12.04.2011 г. N 118-П "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" устранение пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы (далее - участки УДС) осуществляется посредством уменьшения участков УДС в порядке, установленном настоящим постановлением, и в соответствии со следующими критериями: наличие на земельном участке, границы которого установлены на местности в целях постановки на государственный кадастровый учет и имеют пересечения с границами участка УДС, объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрированы права собственности.
То есть, в отношении земельных участков, являющихся участками улично-дорожной сети города Москвы, предусмотрено нормативное регулирование, предусматривающее устранение реестровых ошибок путем корректировки границ таких земельных участков с учетом фактического их местоположения и уменьшения их площади.
В связи с изложенным, истцы посчитали, что защита их прав возможна путем исправления реестровой ошибки, допущенной в отношении границ земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003054:31, 77:01:0003054:32 путем внесения изменений в ЕГРН в ч.описания местоположения границ указанных земельных участков и соответствующего утончения их площади в соответствии с заключением кадастрового инженера:
Номер характерной точки границ земельного участка |
Координаты, м |
||
X Y | |||
корректировка ч.границы земельного участка КN 77:01:0003054:31 | |||
н 1 |
14348,06 |
8611,92 |
|
н2 |
14344,18 |
8615,16 |
|
37 |
14342,25 |
8614,38 |
|
36 |
14336,31 |
8615,34 |
|
35 |
14326,41 |
8622,73 |
|
34 |
14319,15 |
8627,37 |
|
33 |
14301,83 |
8642,3 |
|
32 |
14288,32 |
8654,15 |
|
н3 |
14288,12 |
8654,32 |
|
н4 |
14290,49 |
8656,37 |
|
| |||
Номер характерной точки границ земельного участка |
Координаты, м |
||
X Y | |||
корректировка ч.границы земельного участка КN 77:01:0003054:32 | |||
56 |
14217,87 |
8708,72 |
|
55 |
14218,05 |
8709,07 |
|
54 |
14213,3 |
8712,27 |
|
53 |
14212,85 |
8712,23 |
|
52 |
14208,84 |
8715,03 |
|
н1 |
14288,13 |
8654,32 |
|
31 |
14283,45 |
8658,42 |
|
30 |
14283,8 |
8658,82 |
|
29 |
14278,04 |
8663,25 |
|
22 |
14273,74 |
8666,27 |
|
21 |
14273,5 |
8665,91 |
|
20 |
14268,4 |
8669,79 |
|
19 |
14262,56 |
8674,22 |
|
18 |
14249,12 |
8684,51 |
|
17 |
14250,31 |
8686,17 |
3) Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003061:18 является полосой отвода железной дороги.
Границы указанного земельного участка определены без учета местоположения объектов капитального строительства, принадлежащих на праве собственности истцам и существовавшим на момент формирования указанных земельных участков и установления их границ.
Истцы полагают, что при определении границ указанного земельного участка была допущена реестровая ошибка, исправление которой возможно путем внесения изменений в ЕГРН в ч.описания местоположения границ указанного земельного участка и соответствующего утончения его площади в соответствии с заключением кадастрового инженера:
Номер характерной точки границ земельного участка |
Координаты, м |
|
X Y | ||
корректировка ч.границы земельного участка K |
N 77:01:0003061:18 (контур8) |
|
н1 |
14348,7 |
8621,59 |
3 |
14348,94 |
8621,99 |
4 |
14350,24 |
8624,2 |
5 |
14342,19 |
8631,13 |
6 |
14336,58 |
8636,05 |
7 |
14323,34 |
8647,95 |
8 |
14319,04 |
8650,87 |
9 |
14312,78 |
8656,16 |
Как следует из заключения кадастрового инженера, земельный участок, на котором расположены объекты капитального строительства истцов, располагается в территориальных зонах с реестровыми номерами: 77:01-7.1260, 77:01-7.5938 77:02-6.88 (Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности).
Истцы указали, что границы указанных территориальных зон определялись без учета фактической застройки и существующих зданий истцов 1956, 1976 и 1989 годов постройки.
Согласно п. 7 ст.11.9 ЗК РФ образование земельного участка, на котором располагаются здания истцов и установление его границ невозможно без корректировки границ территориальных зон.
Учитывая, что границы территориальных зон были определены картометрическим методом без учета фактической застройки, возникает необходимость корректировки территориальных зон с реестровыми номерами 77:01-7.1260, 77:01-7.5938 по границам образуемых земельных участков.
По мнению истцов, восстановление прав истцов возможно путем корректировки границ территориальных зон с включением земельных участков, на которых расположены здания истцов, в территориальную зону 77:02-6.88 "Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
Так как предметом спора является, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003054:1461 площадью 1870 кв.м., вид разрешенного использования: 7.1 Железнодорожный транспорт, то к уч.ю в деле в качестве соответчика привлечено Центральное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта России.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Департамент указал, что одним из юридических фактов, входящих в пределы доказывания по требованию о признании ранее возникшего права, является установление тождества (земельного участка, предоставленного до введения в действие ЗК РФ и земельного участка, в отношении которого испрашивается признание права в судебном порядке).
Департамент оспорил юридический факт тождества, отметив при этом не только отсутствие правоустанавливающих документов, но и тот факт, что требование о признании права постоянного бессрочного пользования является преждевременно заявленным, так как предмет спора отсутствует, земельный участок не поставлен на кадастровый учет.
Истцы просили признать право постоянного бессрочного пользования в определенной площади, не заявляя требование об установлении границ земельного участка (так как установить границы земельного участка, определить его площадь без проведения кадастрового учета не представляется возможным и приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц и смежных землепользователей).
На основании ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Для признания земельного участка объектом земельных отношений необходимо, чтобы он был индивидуализирован, а именно, должны быть определены его размер, границы и местоположение.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2019 г. N 301-ЭС18-25106 указано, что иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешении спора о принадлежности той или иной его ч..
Надлежащим ответчиком по искам об установлении границ земельного участка является смежный землепользователь, то есть лицо, обладающее смежными земельными участками, в том числе на праве собственности и на праве аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной и муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В 2022 г. были внесены изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), а в сентябре 2022 г. вступили в силу изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В частности, введена глава 6.1 ГК РФ (Недвижимые вещи), где в соответствии с положениями ст.141.2 - Земельным участком признается часть поверхности земли, границы которой определены в порядке, установленном законом.
То есть в связи с внесенными изменениями земельный участок без границ не является объектом права по смыслу ст.128 ГК РФ.
Ранее существовала позиция, что нет кадастрового учета земельного участка - нет объекта права, в настоящее время законодательство следует по пути ужесточения требований к земельным участкам.
Одновременно изменился и порядок установления границ земельного участка, так как утратила силу норма права, а именно: ранее порядок был предусмотрен п. 10 ст.22 Закона N 218-ФЗ, согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающим право на земельный участок или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
Проект межевания на данную территорию не разработан.
При отсутствии сведений в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющие определить местоположение границ земельного участка.
В настоящее время порядок установления и уточнения границ предусмотрен ч.1.1. ст.43 Закона N 218-ФЗ, согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 ч.1 ст.26 Закона N 218-ФЗ.
Особенностью изменений является разделение правоустанавливающих документов на две группы - документ, подтверждающий право на земельный участок; документ, определявший местоположение границ земельного участка при его образовании.
Указанные материальные нормы права подтверждают позицию Департамента о том, что требование о признании ранее возникшего права является преждевременно заявленным, установить юридический факт тождества не представляется возможным, установление границ земельного участка (межевой план земельного участка) не может предшествовать образованию земельного участка (постановки на кадастровый учет на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане), следовательно, принимая во внимание нарушение процедуры и нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, указанное требование не подлежит удовлетворению.
Относительно требования об исправлении реестровой ошибки в ч.установления границ территориальных зон 77:01-7.1260, 77:01-7.5938, 77: 02-6.88 Департамент пояснил, что в соответствии с пп.1 п. 6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрдК РФ) виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав Правил землепользования и застройки (ПЗЗ).
Правила землепользования и застройки утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП (далее - ПЗЗ).
На основании п. 1. ст.7 ГрдК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу п. 8 ст.1 ГрдК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны.
ПЗЗ утверждаются границы территориальных зон, сведения о которых в последующем вносятся в сведения ЕГРН. Иными словами, внесение изменений в сведения ЕГРН в ч.границ территориальных зон не представляется возможным без внесения изменений в градостроительную документацию, а именно в ПЗЗ.
В силу п. 7 ст.11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. (Определение Верховного суда РФ от 11 мая 2018 г. N 307-КГ18-5230).
Исходя из фактических обстоятельств дела, земельный участок расположен как минимум в трех разных территориальных зонах. Следовательно, формирование земельного участка в конфигурации и площади в редакции истцов противоречит действующему законодательству.
При этом истцами избран ненадлежащий способ защиты своего права, так как имеет место не реестровая ошибка в сведениях ЕГРН, а действует нормативно-правовой акт, в соответствии с которым установлены территориальные зоны (их границы).
Относительно требований об исправлении реестровой ошибки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003054:31, 77:01:0003054:32 (УДС) путем внесения изменений в сведения ЕГРН, Департамент указал, что перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы утвержден Законом города Москвы от 21.03.2007 N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы". Земельный участок с кадастровым номером 77: 05: 0003001: 26 указан в Перечне земельных участков улично-дорожной сети, содержащемся в Приложении к указанному закону (п.300, 2241 Округ ЦАО).
Статья 7 ГрдК РФ определяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности, в том числе, к ним относится подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Ст.14 ГрК РФ предусмотрено, что документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации.
В силу ст.15 ГрК РФ схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании ст.26 ГрдК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Как указано в п. 3 ст.63 ГрК РФ, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт Петербурга являются генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
На основании п. 3 ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Ст.7 Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" утверждение документации по планировке территорий относится к полномочиям Правительства Москвы.
Согласно ст.23 Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" документом территориального планирования города Москвы является Генеральный план города Москвы. Генеральный план города Москвы является основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве. Генеральный план города Москвы утвержден законом г.Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы".
На основании информации, содержащейся в Генеральном плане города Москвы и размещенной в открытом доступе в интернете на официальном портале Мэра и Правительства Москвы https: //www.mos.ru/mka/function/dlia-spetcialistov/dokumenty-territorialnogo-planirovaniia/, земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0003054:31, 77:01:0003054:32 входят в территорию улично-дорожной сети Москвы.
Согласно п.3 ст.2 Закона города Москвы N 17 изменения в указанный закон вносятся посредством принятия законов города Москвы, предусматривающих приведение настоящего Закона в соответствие с изменениями границ административных округов города Москвы, особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, зон с особыми условиями использования территории, в том числе зон охраны объектов культурного наследия, границ и наименований районов города Москвы, наименований станций метрополитена, объектов улично-дорожной сети, иных наименований, отображенных на картах, схемах территориального планирования.
Как указано в ст.23 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", Правительство Москвы может создавать постоянные и временные комиссии, советы и другие рабочие органы, занимающиеся изучением различных вопросов и их внесением в Правительство Москвы. Положение о рабочем органе утверждается Правительством Москвы. В целях оперативного рассмотрения вопросов в области градостроительства, использования земельных участков, предназначенных под строительство (реконструкцию) градостроительных объектов, совершенствования порядка реализации инвестиционных проектов на территории города Москвы, постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП создана Градостроительно-земельная комиссия города Москвы (далее - также ГЗК) и утверждено Положение о данной комиссии.
На основании п. 2.2 Положения о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы одной из функций комиссии является рассмотрение и принятие решений в области градостроительной деятельности, в том числе, о необходимости внесения изменений в Генеральный план города Москвы.
Изменение границ земельных участков улично-дорожной сети, указанных в Генеральном плане города Москвы, требует внесения соответствующих изменений в Закон города Москвы N 17.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 12.04.2011 N 118-ПП обязанности по корректировке границ улично-дорожной сети возложены на Департамент городского имущества города Москвы. Кроме того, данное постановление предусматривает, что в случаях, если устранение пересечений границ земельных участков путем уменьшения участка улично-дорожной сети повлечет ухудшение транспортной ситуации, а также в иных случаях, не урегулированных настоящим постановлением, вопросы об устранении пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков улично-дорожной сети подлежат рассмотрению ГЗК.
До настоящего момента данный вопрос ГЗК рассмотрен не был.
То есть, корректировка границ земельных участков улично-дорожной сети должна быть осуществлена Департаментом при принятии соответствующего решения ГЗК г.Москвы с последующим внесением изменений в законы города Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы"; от 21.03.2007 N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы".
Соответственно, истцам надлежит обратиться в Департамент с целью вынесения вопроса на рассмотрение ГЗК и после принятия решения о корректировке УДС обращаться за установлением границ участка, который имеет пересечение с УДС.
Между тем истцы преследуют своей целью подмену полномочий органов исполнительной власти полномочиями органов судебной власти, при этом не учитывая градостроительную политику развития города Москвы.
Относительно исправления реестровой ошибки Департамент сослался на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства обращения истцов в Управление Росреестра по Москве с соответствующим заявлением.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) указало, что истцами избран ненадлежащий способ защиты своих прав и законных интересов.
Обжалование действий государственного органа - Управления Росреестра по Москве - должно рассматриваться в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, в рамках производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а не в рамках искового производства.
При отсутствии установленных судом незаконных действий со стороны Управления Росреестра по Москве, которые нарушают права и свободы лиц, обязать регистрирующий орган невозможно, поскольку он может быть привлечен в качестве государственного органа, действия (бездействие) которого обжалуются, в случае отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации прав.
По исковому требованию исключить из ЕГРН, снять с кадастрового учета земельный участок с к.н. 77:01:0003054: 1461, Управление Росреестра по Москве пояснило, что на основании ст.70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), в соответствии с ч.1 ст.25 которого внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.
К таким сведениям применяются правила, установленные ч.4 ст.24 Закона N 221-ФЗ.
Частью 4 ст.24 Закона N 221-ФЗ определено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч.3 названной статье случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со ст.22 Закона N 221-ФЗ вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 ст.25 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст.24 Закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 ч.1 ст.26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (ч.14, 15 ст.41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 ст.70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 ст.72).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 (далее - Обзор ВС РФ от 30.11.2016), согласно которому если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
То есть, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Нахождение спорного земельного участка на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление органа местного самоуправления на исключение сведений о нем из государственного кадастра недвижимости не является само по себе основанием для снятия его с государственного кадастрового учета.
Пункт 28 Обзора ВС РФ от 30.11.2016 содержит указание на то, что возникший межевой спор не может быть разрешен лишь посредством удовлетворения требования о снятии земельного участка с учета, заявленного к органу кадастрового учета.
По исковым требованиям об исправлении реестровой ошибки в отношении Земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003054:31 и с кадастровым номером 77:01:0003054:32 Управление Росреестра по Москве, что согласно ч.1 ст.61 Закона N 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
На основании ч.3 ст.61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Выявление наличия или отсутствия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении земельного участка органом регистрации прав невозможно по следующим причинам:
1) отсутствие утвержденного порядка выявления реестровой ошибки органом регистрации прав в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка;
2) отсутствие методики определения органом регистрации прав координат характерных точек границ земельного участка картометрическим или аналитическим методом в целях исправления реестровой ошибки;
3) отсутствие картографического материала, позволяющего анализировать и выявлять наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.
Выявление реестровой ошибки возможно при проведении землеустроительной экспертизы.
То есть исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН возможно в случае поступления в орган регистрации прав соответствующего заявления (форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920) и межевого плана, подготовленного в результате кадастровых работ по уточнению местоположения земельного участка (устранению реестровой ошибки), либо на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка утверждены Приказом Росреестра от 14.12.2021 N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Как указано в ст.29.2 Закона N 221-ФЗ, кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.
В регистрирующий орган за исправлением реестровой ошибки истцы не обращались.
Воспроизведенная в ЕГРН, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
То есть в силу Закона N 218-ФЗ регистрирующий орган может быть привлечен к участию в деле в качестве ответчика только в случае совершения им технической ошибки, но никак не реестровой, так как реестровая ошибка, если и имеет место, то возникает она по вине лиц, изготавливающих документы, которые поступают в регистрирующий орган.
Объекты поставлены на кадастровый учет 01.01.2007 г. Сведения об объектах являются "актуальными, ранее учтенными".
То есть, сведения в отношении объектов недвижимости внесены в ЕГРН в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством, действующим на момент внесения сведений и соответственно, ошибка, содержащиеся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, отсутствует.
В случае если есть основания полагать, что при внесении сведений в ЕГРН допущена реестровая ошибка, то исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН осуществляется на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений сведений об объекте недвижимости, содержащихся в кадастре недвижимости ЕГРН, и представленного в установленном законодательством порядке межевого плана в форме электронного документа в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, с соблюдением требований к подготовке межевого плана, предусмотренных положениями ст.24, 61 N 218 и Приказом Минэкономразвития России.
Из существа заявленного требования не ясно, в каком конкретно документе содержится реестровая ошибка и каким образом ее необходимо исправить.
Арбитражный суд города Москвы согласился с доводами Управления Росреестра по Москве о том, что требования истцов фактически направлены на установление границ земельных участков в конкретных координатах.
Кроме того, согласно п. п. 2, 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22) к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
Границы являются индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч.4.2 ст.1 Закона N 221-ФЗ; ч.2 ст.8 Закона N 218-ФЗ).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН о смежных с ним земельных участках, то орган регистрации прав вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) указанных смежных земельных участков только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (п.2 ст.43 Закона N 218-ФЗ).
На основании ст.11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом N 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является, прежде всего, систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости, среди прочих, включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч.1 ст.7 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с п. 7, 9 ст.38 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.
На основании п. 1 ст.64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с абз. 3 п. 2 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
При этом заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд с иском, направленным на изменение границ уже поставленного на кадастровый учет земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011 N 4275/11).
Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в вопросе нахождения границы земельного участка и разрешении спора о принадлежности той или иной части земельного участка. При этом решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости. Поскольку в рамках заявленного требования об установлении границ земельного участка подлежит установлению смежная граница между земельными участками, надлежащим ответчиком по такому иску является смежный землепользователь (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.04.2021 N 15-КГ21-1-К1).
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу, что по требованию о внесении изменений о границах земельного участка Управление Росреестра по г.Москве является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является субъектом материальных отношений, связанных с правами и сделками с недвижимым имуществом, так как не владеет, не пользуется, не распоряжается спорным имуществом. Данный вывод подтверждается судебной практикой:
В отношении требований истцов о признании права постоянного бессрочного пользования земельными участками Управление Росреестра по Москве указало, что истцы с заявлениями на регистрацию права постоянного бессрочного пользования в Управление Росреестра по Москве не обращались.
Подпунктом 2 пункта 2 ст.2 ст.39.9 ЗК РФ установлено предоставление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).
При этом предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа (п. 1 ст.39.9 ЗК РФ).
В силу п. 1 ст.14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом N 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.
Заявлений на регистрацию права постоянного бессрочного пользования в Управление Росреестра по Москве не поступало.
Согласно из ст.2 АПК РФ судебные акты не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции. Тем более это справедливо в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Истцы ходатайствовали об истребовании по делу дополнительных доказательства и о назначении по делу экспертизы.
Вопрос о необходимости проведения экспертизы в силу ст. 82 АПК РФ, находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу. На основании ч.2 ст.64, ч. 3 ст. 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
В данном случае суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцы в нарушение положений ст. 65 АПК РФ данные ходатайства не обосновал и документально не подтвердил.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266-268, п. 1 ст.269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 июля 2023 г. по делу N А40-44084/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить денежные средства в размере 285000 (Двести восемьдесят пять тысяч) рублей, зачисленные по платежному поручению от 05.10.2023 N 2624, ООО ЭТПК "Русский сувенир" (ИНН 7702363054) по реквизитам, указанным в платежном поручении от 05.10.2023 N 2624.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.