г. Москва |
|
10 октября 2023 г. |
Дело N А40-79342/2023 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.Б. Расторгуев
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на принятое в порядке упрощенного производства
решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-79342/23
по исковому заявлению ЗАО "Локотранс"
к ОАО "РЖД",
третье лицо АО "ОМК Стальной путь"
о взыскании убытков
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Локотранс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества (ОАО) "Российские железные дороги" 233 627 руб. 78 коп. убытков (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Акционерное общество "ОМК Стальной путь".
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал, что он не несет ответственности за действия третьих лиц. Согласно Акту рекламации от 07.07.2022, следует, что вина в обнаруженном дефекте колесной пары отнесена на АО "ВРК-3".
Ссылается на то, что истец заявляет в числе убытков стоимость новой колесной пары.
Утверждает, что истцом неправомерно заявлены требования о взыскании упущенной выгоды в размере 55 000 руб.
Обращает внимание на то, что истцом неправомерно заявлены расходы на транспортировку в размере 160 руб. 80 коп.
Считает, что истцом не доказана совокупность условий, необходимых для удовлетворения требования о взыскании убытков.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.12.2021 на основании гарантийного письма N 32550 от 20.12.2021 в эксплуатационном вагонном депо Карталы - филиале ОАО "РЖД" был произведен текущий ремонт вагона N 29417896, что подтверждается актом выполненных работ N 7516486 от 26.12.2021, расчетно-дефектной ведомостью от 26.12.2021.
Взятые обязательства по оплате услуг Подрядчика ЗАО "Локотранс" выполнило в полном объеме, о чем свидетельствуют платежные поручения N 116 от 11.01.2022, N 278 от 18.01.2022, N 8665 от 28.12.2021.
В ходе указанного ремонта ВЧДэ Карталы ОАО "РЖД" был проведен текущий ремонт колесной пары N 0005-21991-1995 (что подтверждается расчетно-дефектной ведомостью от 26.12.2021.
Поскольку самостоятельно эксплуатационное вагонное депо Карталы - филиал ОАО "РЖД", не может осуществить ремонт колесных пар эксплуатационное депо отремонтировало колесную пару N 0005-21991-1995 в ВЧДР Карталы АО "ВРК-3", клеймо предприятия 602 (после смены наименования АО "ОМК Стальной Путь").
Оплату за ремонт вагона N 29417896 от 26.12.2021, в том числе за ремонт колесной пары N 0005-21991-1995 ЗАО "Локотранс" оплатило ОАО "РЖД".
Согласно справки о техническом состоянии вагона следующий деповской ремонт вагона N 29417896 назначен на 02.11.2022.
Следующего ремонта колесной пары 5-21991-1995 не проводилось согласно плану расследования.
18.07.2022, в период действия гарантийных обязательств на текущий отцепочный ремонт от 26.12.2021, вагон N 29417896 был отцеплен в текущий ремонт по неисправности N 159 - "Нарушение/ослабление торцевого крепления подшипника в корпусе буксы", о чем оформлено уведомление на ремонт вагона формы ВУ-23-М, с указанием выявленной неисправности, ее кода согласно классификатор "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 05) и вида требуемого ремонта - ТР-2.
В акте-рекламации N 4980 от 07.07.2022, формы ВУ-41-М, в заключении комиссии о причинах появления дефектов указано. "При демонтаже буксового узла обнаружено: гайка Ml 10 (правая сторона осА - ослабление. Предприятием, нарушившим требования пунктов 12.4.2.2.4, 12.4.2.2.5 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог 1520 (1524 мм) РД ВНИИЖТ27.05.01-2017 считать предприятием "602"ВЧДР Карталы АО "ВРК-3" на ЮУР ж.д. производившее текущий ремонт колесной пары в 12.2021".
Предприятие, признанное виновным согласно акту-рекламации N 4980 от 07.07.2022, формы ВУ-41-М. - ВЧДР Карталы - филиал АО "ВРК-3" (после смены наименования АО "ОМК Стальной путь").
Учитывая, что при текущем ремонте вагона N 29417896 от 18.07.2022 была выявлена и устранена неисправность той же колесной пары N 5-21991-1995, которой при текущем ремонте от 26.12.2021 был проведен текущий ремонт, следовательно, в силу пункта 15.1 Руководства РД 32 ЦВ-056-97, эксплуатационное вагонное депо Ярославль-Главный - филиал ОАО "РЖД" несет гарантийные обязательства за выполненный текущий ремонт вагона от 26.12.2021, в том числе текущий ремонт забракованной колесной пары, выполненный с привлечением сил ВЧДР Карталы - филиал АО "ВРК-3" (АО "ОМК Стальной путь").
Вследствие выявления технологической неисправности колесная пара N 0005-21991-1995 с толщиной обода 41 мм была признана неремонтопригодной, то есть не пригодной к дальнейшему использованию, что подтверждается актом браковки от 06.07.2022.
Согласно прилагаемому расчету из-за некачественного выполненного ремонта колесной пары N 5-21991-1995 сумма убытков, возникших в связи с устранением дефектов, выявленных в период гарантийного срока, составила 274 349 руб. 05 коп.
Требования истцом заявлены на сумму 233 627 руб. 78 коп.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействий), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшим у заявителя убытками, а также размер убытков.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку требования истца документально подтверждены, доказательств освобождающих ответчика от ответственности в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении иска.
Довод апелляционной жалобы о том, что ОАО "РЖД" не несет ответственности за действия третьих лиц, не принимается судом апелляционной инстанции.
Согласно Акту рекламации от 07.07.2022, следует, что вина в обнаруженном дефекте колесной пары отнесена на АО "ВРК-3".
Текущий ремонт вагонов производится в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденного МПС России от 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97. Раздел 8 "Колесные пары" РД 32 ЦВ-056-97 предусматривает, что при поступлении вагонов в текущий отцепочный ремонт осмотр, дефектация и замена колесных пар производится в соответствии с Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) N РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Протокол от "19-20" октября 2017 года N 67.
Пункт 1.4 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) содержит правило, согласно которому ремонт колесных пар, включая техническое диагностирование и ремонт буксовых узлов, производят на ремонтных предприятиях, имеющих соответствующее оборудование, оснастку, приспособления, инструменты и средства измерений, а также Удостоверение установленной формы, которое выдается железнодорожной администрацией в соответствии с Положением об аттестации колесно-роликовых участков.
В гарантийном письме N 32550 от 20.12.2021 согласовано право Подрядчика на выполнение работ с привлечением третьих лиц.
Поскольку самостоятельно эксплуатационное вагонное депо Карлаты - филиал ОАО "РЖД" не может осуществить ремонт колесных пар, эксплуатационное депо отремонтировало колесную пару N 0005-21991-1995 в ВЧДР Карталы АО "ВРК-33" (клеймо предприятия 602).
Вместе с тем, оплату за ремонт вагона N 29417896 от 26.12.2021, в том числе за ремонт колесной пары N 0005-21991-1995, ЗАО "Локотранс" оплатило ОАО "РЖД".
Согласно пункту 15.1 Руководства N РД 32 ЦВ-056-97 предприятие, производящее текущий отцепочный ремонт вагонов, несет ответственность за качество сборки и комплектацию узлов, по которым вагон был отцеплен в ТОР на срок до следующего планового ремонта при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог, кроме неисправностей эксплуатационных кодов в соответствии с классификатором "Основные неисправности вагонов" (К ЖА 2005 05).
Так, согласно справки из ИВЦ ЖА N 2612 следующий деповской ремонт вагона N 29417896 назначен на 02.11.2022.
18.07.2022, в период действия гарантийных обязательств на текущий отцепочный ремонт от 26.12.2021, вагон N 29417896 был отцеплен в текущий ремонт по коду 159, о чем оформлено уведомление формы ВУ-23-М, с указанием выявленной неисправности, ее кода согласно классификатору "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 05) и вида требуемого ремонта - ТР-2.
Согласно акту-рекламации формы ВУ-41-М, предприятие, признанное виновным в выявленной неисправности колесной пары N 0005-21991-1995, является ВЧДР Карталы - филиал АО "ВРК-3".
Учитывая, что при текущем ремонте вагона N 29417896 от 18.07.2022 была выявлена и устранена неисправность той же колесной пары N 0005-21991-1995, которой при текущем ремонте от 26.12.2021 был проведен средний ремонт, следовательно, в силу пункта 15.1 Руководства РД 32 ЦВ-056-97, эксплуатационное вагонное депо Ярославль-Главный - филиал ОАО "РЖД" несет гарантийные обязательства за выполненный текущий ремонт вагона от 26.12.2021, в том числе средний ремонт забракованной колесной пары, выполненный с привлечением сил ВЧДР Карталы - филиал АО "ВРК-3".
ОАО "РЖД" несет ответственность за действие привлеченных третьих лиц в силу статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, ответчик обязан возместить ЗАО "Локотранс" понесенные убытки, вызванные некачественно выполненным ремонтом вагона.
Ссылка ответчика на то, что истец заявляет в числе убытков стоимость новой колесной пары, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку ЗАО "Локотранс" предъявляет ко взысканию стоимость не новой детали, а бывшей в употреблении.
Для расчета стоимость забракованной колесной пары использованы средние расценки от различных поставщиков на колесные пары с аналогичной толщиной обода.
Контррасчет убытков, ответчиком в материалы дела не представлен.
Довод жалобы о том, что истцом неправомерно заявлены требования о взыскании упущенной выгоды в размере 55 000 руб., отклоняется судом апелляционной инстанции.
В связи с выявленной технологической неисправностью вагон N 29417896 был направлен в ремонт.
Во время нахождения в ремонте вагон был исключен из рабочего парка и не участвовал в перевозочном процессе.
Следовательно, в данный период ЗАО "Локотранс", как компания-оператор подвижного состава, было вынуждено терпеть убытки в виде неполученного дохода (упущенной выгоды), которые подлежат возмещению исходя из принципа полного возмещения убытков (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Упущенная выгода рассчитывается путем умножения ставки средней суточной доходности вагона соответствующего типа на число дней, которые вагон находился в нерабочем парке, а именно:
Вагон N 29417896 относится к типу: крытый вагон 4-осный без переходной площадки (11-7038).
Ставка средней суточной доходности вагона данного типа за июнь и июль 2022 составляет 2 200 руб.
Учитывая период нахождения вагона в нерабочем парке с 25.06.2022 по 18.07.2022, упущенная выгода составляет: 2 200,00 руб./день х 25 суток = 55 000 руб.
Довод жалобы о том, что истцом неправомерно заявлены расходы на транспортировку в размере 160 руб. 80 коп., отклоняется судом апелляционной инстанции.
Вследствие повреждения вагона N 29417896 возникла необходимость в его транспортировке в депо ремонта и обратно.
Следовательно, расходы по пересылке вагона в ремонт и из ремонта являются убытками ЗАО "Локотранс".
Из накладной N ЭУ983045 следует, что стоимость тарифа по пересылке вагона в ремонт составила: 67,00* 1,20 = 80,40 руб.
Из накладной N ЭХ 192019 следует, что стоимость тарифа по пересылке вагона из ремонта составила: 67,00* 1,20 = 80,40 руб.
Общий размер убытков, связанных с транспортировкой вагона в ремонт и из ремонта составил 160 руб. 80 коп.
Довод жалобы о том, что истцом не доказана совокупность условий, необходимых для удовлетворения требования о взыскании убытков, не принимается судом апелляционной инстанции.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Лицо, заявляющее требование о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, обязано доказать, в частности, факты принятия им мер для получения предполагаемых доходов и сделанных с этой целью приготовлений.
По требованию о возмещении упущенной выгоды подлежит доказыванию в том числе обстоятельство принятия мер для получения дохода (совершения необходимых для достижения данной цели приготовлений (действий); в частности, согласно правовой позиции, изложенной в пункте 11 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, при разрешении вопроса о взыскании упущенной выгоды, размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено, при этом истец обязан подтвердить будущие расходы и их предполагаемый размер обоснованным расчетом и доказательствами.
Требования истца документально подтверждены, ответчик контррасчет не представил, доказательств освобождающих ответчика от ответственности в материалы дела не представлено.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266-269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2023 года по делу N А40-79342/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79342/2023
Истец: ЗАО "ЛОКОТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Третье лицо: АО "ОМК СТАЛЬНОЙ ПУТЬ"