город Томск |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А45-16332/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы прокуратуры Новосибирской области (N 07АП-1842/2023 (2)) и Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (N 07АП-1842/2023 (3)) на решение от 07.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16332/2022 (судья Полякова В.А.) по иску Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью "Специализированное транспортное предприятие" (ОГРН: 1025405824355, ИНН: 5442104365) о взыскании вреда,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, администрация города Чулыма Чулымского района Новосибирской области, администрация Чулымского района, прокуратуры Новосибирской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области, Губернатор Новосибирской области, Правительство Новосибирской области, общество с ограниченной ответственностью "Техническая площадка".
В судебном заседании приняли участие представители:
в помещении Седьмого арбитражного апелляционного суда:
от истца: Карташова К.П. по доверенности от 16.01.2023 (до 31.12.2023), Черенев А.В. по доверенности от 09.01.2023 (до 31.12.2023),
от ответчика: Воложанина О.А. по доверенности от 25.09.2023 (на 2 года),
от третьих лиц: прокуратуры Новосибирской области: Огнева С.А. по доверенности от 16.03.2023, служебное удостоверение; уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области: Козырев А.В. по доверенности от 20.02.2023 (до 31.12.2023),
от общества с ограниченной ответственностью "Техническая площадка": Макарьев Н.Е. по доверенности от 29.03.2023 (на 2 года),
в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" от Правительства Новосибирской области: Гвоздева А.А. по доверенности от 23.09.2021 (на 3 года).
УСТАНОВИЛ:
Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Специализированное транспортное предприятие" (далее - ООО "Спец-Транс", ответчик) 3 709 160 рублей вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Чулыма Чулымского района Новосибирской области, администрация Чулымского района, прокуратура Новосибирской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области, Губернатор Новосибирской области, Правительство Новосибирской области, общество с ограниченной ответственностью "Техническая площадка".
Решением от 07.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на наличие доказательств, бесспорно устанавливающих факт наличия плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 54:30:025901:1194.
Прокуратурой Новосибирской области также подана апелляционная жалоба, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что ООО "Спец-Транс" в нарушение договора аренды от 23.03.2015, действующего законодательства допустило загрязнение почв. Обществом не выполнялись установленные требования и мероприятия по защите земель и охране почв, жидкие бытовые отходы сливались бесконтрольно на земельном участке с кадастровым номером 54:30:025901:1194, которые также распространялись на прилегающие территории неразграниченных земель кадастрового квартала 54:30:025901, проекты рекультивации нарушенных земель отсутствуют. Наличие почвы на спорных территориях установлены протоколами ФГБУ "ЦЛАТИ", согласно которым взяты отборы проб почв. Ни на момент выявления уполномоченным органом факта загрязнения, ни на момент рассмотрения спора в суде ответчиком не представлено доказательств выполнения каких-либо работ, предусмотренных проектом рекультивации. Привлечение ООО "Специализированное транспортное предприятие" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ не освобождает его от возмещения вреда.
Ответчик, администрация Чулымского района, администрация города Чулыма Чулымского района Новосибирской области, общество с ограниченной ответственностью "Техническая площадка", уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области, Правительство Новосибирской области возражают против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзывам.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от Губернатора Новосибирской области не представлен.
В судебном заседании представители Управления и Прокуратуры Новосибирской области поддержали свои правовые позиции, изложенные в апелляционных жалобах.
Представители ответчика, Правительства Новосибирской области, общества с ограниченной ответственностью "Техническая площадка", уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области считают апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по основаниям, изложенным в отзывах.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие на основании статей 123, 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, заслушав представителей Управления, Прокуратуры Новосибирской области, ООО "Спец-Транс", третьих лиц: Правительства Новосибирской области, общества с ограниченной ответственностью "Техническая площадка", уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в Управление поступила информация из отдела Министерства внутренних дел по Чулымскому району Новосибирской области, содержащая сведения о сливе жидких бытовых отходов на земельном участке в Чулымском районе Новосибирской области, что послужило основанием для проведения проверки.
При проверке данных о месте слива жидких бытовых отходов установлено, что указанные географические координаты расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 54:30:025901:1194, подъезд к которому осуществляется по земельному участку с кадастровым номером 54:30:025901:1195.
Земельный участок с кадастровым номером 54:30:025901:1194 имеет категорию земель "земли промышленности", разрешённое использование "для размещения накопителей для временного хранения жидких бытовых отходов", принадлежит на праве аренды ООО "Спец-Транс".
Земельный участок с кадастровым номером 54:30:025901:1195 имеет категорию земель "земли промышленности", разрешённое использование "для размещения подъездных путей к накопителям для временного хранения жидких бытовых отходов", принадлежит на праве собственности ООО "Спец- Транс".
Определением от 30.08.2021 в отношении ООО "Спец- Транс" возбуждено дело об административном правонарушении. По результатам проведённого административного расследования Управление пришло к выводу об установлении факта загрязнения почв вследствие нарушения обществом "Спец-Транс" природоохранного законодательства.
Выводы административного органа о загрязнении почв в результате деятельности ООО "Спец-Транс" обоснованы следующими обстоятельствами.
В соответствии с постановлением администрации Чулымского района Новосибирской области от 23.03.2015 N 275 земельный участок с кадастровым номером 54:30:025901:1194 предоставлен ООО "Спец -Транс" в аренду.
С ответчиком заключён договор аренды земельного участка от 23.03.2015 N 31 на срок 10 лет - до 22.03.2025 для размещения накопителей для временного хранения жидких бытовых отходов. По условиям договора ООО "Спец-Транс" обязано не допускать ухудшения экологической обстановки на земельном участке и прилегающих территориях в результате своей деятельности (пункт 4.4.4), нести обязанности, предусмотренные законодательством (пункт 4.4.10).
В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении административный орган установил, что мероприятия по использованию и охране земель ООО "Спец-Транс" не проводятся, проекты рекультивации нарушенных земель отсутствуют, в то время как хозяйственная деятельность по размещению накопителей для временного хранения жидких бытовых отходов на земельном участке предполагает негативное воздействие на окружающую среду (почвы).
В рамках проводимого административного расследования осуществлены осмотры земельных участков с кадастровыми номерами 54:30:025901:1194, 54:30:025901:1195. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 54:30:025901:1194 по периметру не огорожен, границы не вынесены в натуру. На обследуемом участке расположены котлованы - пруды отстойники жидких бытовых отходов. Непосредственный слив жидких бытовых отходов происходит в котлован - пруд N 1, к которому оборудован подъезд для автомобильного транспорта. Котлован N 1 преимущественно находится на земельном участке с кадастровым номером 54:30:025901:1194, частично на земельном участке с кадастровым номером 54:30:025901:1195 из-за размытия и подтопления территории данного участка, частично на неразграниченных землях кадастрового квартала 54:30:025901. Котлован не имеет никаких защитных ограждений. Далее, по сточной канаве из котлована N 1 жидкие бытовые отходы стекают в пруд N 2. Сточная канава представляет собой выкопанную в земле траншею шириной примерно 3-5 м, длиной около 85-90 м и проходит по земельному участку с кадастровым номером 54:30:025901:1194. Канава не огорожена. Вблизи пруда N 2 канава расширяется, границы траншеи не прослеживаются, жидкие бытовые отходы перетекают в котлован N 2 по естественному рельефу местности по почве. Пруд N 2 частично расположен на земельном участке с кадастровым номером 54:30:025901:1194, преимущественно данный пруд распространяется по неразграниченным землям кадастрового квартала 54:30:025901. Далее, из котлована N 2 по рельефу местности жидкие бытовые отходы стекают в пруд-отстойник N 3, границы которого чётко не прослеживаются в виду наличия растительности и распространения жидких бытовых отходов по рельефу местности и почве. На обследуемой территории присутствует почвенно-растительный слой. Площади со снятым плодородным слоем почвы визуально не зафиксированы. На территории между котлованами N 1 и N 2 обнаружены локальные захламления (пластиковые бутылки и т.д.).
По результатам проведённых осмотров установлено, что арендатором земельного участка с кадастровым номером 54:30:025901:1194 - ООО "Спец-Транс" не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, допущено бесконтрольное распространение жидких бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 54:30:025901:1194 с дальнейшим распространением на прилегающие территории неразграниченных земель кадастрового квартала 54:30:025901.
В ходе проводимого расследования ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" осуществлены отборы проб почв на обследуемой территории, а также экспертное сопровождение.
В соответствии с заключением ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" от 15.09.2021 N А40 по результатам проведения лабораторных испытаний, а также в соответствии с экспертным заключением от 28.10.2021 N 26 установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ в исследованных пробах почв по отношению к установленным фоновым значениям:
концентрация загрязняющих веществ (никель) превышена в точках N 1, N 2, N 3 (протоколы испытаний от 14.09.2021NN А1655-1657), с глубины 0-5 см в точке N 1 составляет 1, 27 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 3, 18 раза (величина фонового показателя - глубины 5-20 см в точке N 2 составляет 2, 65 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 6, 63 раз; с глубины 0-5 см в точке N 3 составляет 1, 51 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 3, 78 раза, с глубины 5-20 см в точке N 3 составляет 0, 79 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1, 98 раза;
концентрация загрязняющих веществ (хром) превышена в точках N 1, N 3 (протоколы испытаний от 14.09.2021 N А1655, NА1657), с глубины 5-20 см в точке N 1 составляет 0, 58 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 2, 9 раза (величина фонового показателя - < 0,2 мг/кг); с глубины 0-5 см в точке N 3 составляет 0, 55 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 2, 75 раза (величина фонового показателя - < 0,2 мг/кг);
концентрация загрязняющих веществ (мышьяк) превышена в точках N 1 и N 2 (протоколы испытаний от 14.09.2021 N А1655, N А1656), с глубины 0-5 см в точке N 1 составляет 2, 3 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 2, 7 раза (величина фонового показателя - 0, 86 мг/кг), с глубины 5-20 см в точке N 1 составляет 2 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1, 60 раза (величина фонового показателя - 1, 26 мг/кг); с глубины 0-5 см в точке N 2 составляет 1, 57 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1, 8 раза, с глубины 5-20 см в точке N 2 составляет 2 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1, 6 раза;
концентрация загрязняющих веществ (подвижные соединения фосфора) превышена в точке N 1 (протокол испытаний от 14.09.2021 N А1655), с глубины 0-5 см в точке N 1 составляет 129 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 2, 9 раза (величина фонового показателя - 45 мг/кг), с глубины 5-20 см в точке N 1 составляет 76 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1, 8 раза (величина фонового показателя - 41 мг/кг).
Согласно выводам эксперта ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО", изложенным в экспертном заключении от 28.10.2021N 26, установлено:
на прилегающей территории к котловану N 1 и вокруг котлованов N 2 и N 3 установлено наличие плодородного слоя почвы мощностью от 11 до 19 см, установлено негативное воздействие котлованов (прудов) жидких бытовых отходов на окружающую среду (почвы), ухудшающее качественное состояние земель, выразившееся в захламлении и загрязнении (превышение фоновых концентраций загрязняющих веществ) почв на земельном участке с кадастровым номером 54:30:025901:1194 и прилегающих территориях.
По факту загрязнения почв в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждённой Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238, административным органом выполнен расчёт размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды на территории земельного участка с кадастровым номером 54:30:025901:1194 и прилегающей территории неразграниченных земель кадастрового квартала 54:30:025901 в муниципальном образовании город Чулым Чулымского района Новосибирской области вследствие деятельности ООО "Специализированное транспортное предприятие".
Как утверждает истец, ООО "Спец-Транс" нанесён вред почвам как объекту охраны окружающей среды на сумму в размере 3 709 160 рублей.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом наличия на земельном участке плодородного слоя почвы, недоказанности факта ухудшения состояния земли в результате деятельности ответчика, связанной с размещением на нём жидких бытовых отходов.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N7-ФЗ) установлено, что компоненты природной среды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с частью 1 статьи 13 ЗК РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно пункту 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. На основании пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда.
В статье 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарногигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как установлено судом первой инстанции, представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что спорные земельные участки, как и прилегающая к ним территория, ранее относившиеся к землям сельскохозяйственного назначения, впоследствии были предоставлены для разработки карьеров для добычи глины, размещения свинокомплекса, территории для складирования твёрдых бытовых отходов, слива жидких бытовых отходов, в связи с чем переведены в категорию земель промышленности, и только после этого по причине отсутствия на территории города Чулыма Чулымского района Новосибирской области централизованной системы слива жидких бытовых отходов (канализации) земельный участок с кадастровым номером 54:30:025901:1194 был предоставлен ООО "Спец-Транс" в целях размещения на нём котлованов для слива жидких бытовых отходов.
Плодородный слой почвы был снят до начала осуществления на земельном участке деятельности ответчиком.
Почва на спорном земельном участке подвергалась загрязнению много лет до передачи его в аренду ООО "Спец-Транс".
Удаление жидких бытовых отходов должно проводиться в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приёма (или) очистки жидких бытовых отходов (СанПиН 2.1.3684-21, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3).
Такой централизованной системы водоотведения, равно как сооружений, предназначенных для приёма (или) очистки жидких бытовых отходов, на территории города Чулыма Чулымского района Новосибирской области не имеется.
Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Чулымского района Новосибирской области от 07.10.2014 N 11 именно земельный участок с кадастровым номером 54:30:025901:1194 был определён в качестве места слива жидких бытовых отходов.
Единственным местом для слива жидких бытовых отходов на территории города Чулыма Чулымского района Новосибирской области является земельный участок с кадастровым номером 54:30:025901:1194.
Государственные и муниципальные органы прямо указывают на необходимость использования земельного участка с кадастровым номером 54:30:025901:1194 для размещения жидких бытовых отходов.
В письме прокурора Чулымского района Новосибирской области от 08.07.2022 N 135ж-2022 обществу "Спец-Транс" как собственнику земельного участка с кадастровым номером 54:30:025901:1195, на котором размещены подъездные пути к пруду отстойнику жидких бытовых отходов, размещённому на земельном участке с кадастровым номером 54:30:025901:1194, указано на необходимость обеспечения слива жидких бытовых отходов города Чулыма на земельный участок с кадастровым номером 54:30:025901:1194.
Письмом от 04.10.2021 N 42 общество "Спец-Транс" сообщило местной администрации о необходимости рассмотреть вопрос по финансированию либо запретить деятельность по обращению с жидкими бытовыми отходами на территории земельного участка.
Администрация Чулымского района Новосибирской области сообщила, что принятие решения о запрете осуществления в месте размещения жидких бытовых отходов соответствующей деятельности на данный момент не представляется возможным ввиду отсутствия на территории городского поселения иных специально оборудованных для этих целей мест, а также непрерывности процесса образования отходов. Принятие подобного решения лишь приведёт к ещё большей социальной напряжённости, а также размещению жидких бытовых отходов в неотведённых для этих целей местах, и не будет способствовать соблюдению санитарных правил и норм, улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в муниципальном образовании.
Земельный участок с кадастровым номером 54:30:025901:1194 используется ООО "Спец-Транс" в соответствии с целевым назначением (земли промышленности) и в соответствии с видом разрешённого использования (для размещения накопителей для временного хранения жидких бытовых отходов).
Представители администрации города Чулыма и Чулымского района Новосибирской области пояснили, что временной, но необходимой мерой до момента строительства сооружений очистки хозяйственно-бытовых стоков, стало резервное хранение жидких бытовых отходов на специально отведённом для этих целей земельном участке с кадастровым номером 54:30:025901:1194, местоположение: Новосибирская область, Чулымский район, город Чулым (ранее на данном участке располагался животноводческий комплекс подсобного хозяйства железной дороги). Размещение жидких бытовых отходов на данном земельном участке осуществляют специализированные машины. Накопители жидких бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 54:30:025901:1194 представляют собой котлованы без ограждающих взаимодействие жидких бытовых отходов с землёй конструкций, очистные сооружения отсутствуют. Иной земельный участок, отведённый для данной цели использования, в городе Чулыме отсутствует.
В судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетеля был заслушан Курохтин Б.Т., который пояснил: "С 1984 года работал в СУ-953 треста "Новосибирскавтодорстрой", затем в Автоколонне N 1. В период работы в данных компаниях началось строительство трассы "Иртыш", для чего был предоставлен земельный участок для добычи глины для строительства виадука через Западно-Сибирскую дорогу. Предоставленный земельный участок включал в себя как земельные участки с кадастровыми номерами 54:30:025901:1194, 54:30:025901:1195, так и прилегающие земли неразграниченного пользования. Именно этот земельный участок был предоставлен, поскольку на нём расположена грива с глубоким залеганием глины. Перед началом добычи глины весь гумусовой горизонт (плодородный слой) земли был снят, и лишь потом началось осуществление добычи глины. То есть котлованы, куда в настоящее время осуществляется слив жидких бытовых отходов, образовались в 1984 году в результате добычи глины для строительства дороги. По земельному участку постоянно передвигались транспортные средства (драглайны, Камазы, Мазы и т.д.), осуществлялась на местах заправка топливом, ремонт транспортных средств. Весь земельный участок по факту был перерыт, имел загрязнение маслами, топливом и т.д. Автобаза имела порядка 280 машин. В 1985 году работал на подсобном хозяйстве станция "Чулымская" Западно-Сибирской железной дороги. Данное подсобное хозяйство также располагалось на земельном участке площадью 45 га, куда входили и земельный участок с кадастровым номером 54:30:025901:1194, и земельный участок с кадастровым номером 54:30:025901:1195, прилегающие земли неразграниченного пользования. В подсобное хозяйство входили свинарник, коровник, зернохранилище, нефтезаправочная станция. На территории подсобного хозяйства ставили свои машины, трактора. Скот свободно ходил по всему участку (45 га), в том числе в районе котлованов, мог заходить в сами котлованы. Растительности в районе котлованов не имелось. После закрытия подсобного хозяйства в 1997 году жители города Чулыма начали с земельного участка всё забирать, "бомбить", что осталось после подсобного хозяйства, в том числе машинами вывозить различные блоки. То есть на протяжении длительного времени спорные земельные участки подвергались постоянному загрязнению в результате осуществления на данном участке деятельности. А после закрытия подсобного хозяйства жители города Чулыма стали складировать туда мусор".
Доктор биологических наук по специальности "почвоведение", имеющий высшее образование по специальности агрохимия и почвоведение, опыт проведения почвенно-экологических изысканий и исследований, судебно-почвоведческих и почвенно-экологических, государственных экологических экспертиз Сысо Александр Иванович пояснил, что "Почв как природного тела на земельном участке с кадастровым номером 54:30:025901:1194 нет, поскольку согласно ГОСТ 17.4.3.02-85 перед началом производства работ по добыче строительных грунтов убирается весь плодородный слой с земельного участка".
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы о наличии плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 54:30:025901:1194.
Из пояснений специалиста следует, что пробы брались с грунтов, которые уже были загрязнены. Началось уже первично-вторичное почвообразование (техногенные почвоподобные образования), которое не является почвой.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на момент предоставления земельного участка с кадастровым номером 54:30:025901:1194 обществу "Спец-Транс" показатели по химическим компонентам состояния почвенного слоя на нём (при наличии такового) были иными (не такими, какие указаны в протоколах ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО", принятых за основу искового заявления).
Оценив все собранные по делу доказательства, установив фактические обстоятельства по использованию земельного участка с кадастровым номером 54:30:025901:1194 и прилегающей территории, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности факта ухудшения состояния земли в результате деятельности ответчика, связанной с размещением на нём жидких бытовых отходов.
Для возложения гражданско-правовой ответственности по статье 77 Федерального закона N 7-ФЗ за гражданско-правовой деликт лицу, обратившемуся с соответствующим требованием, необходимо доказать совокупность следующих обстоятельств: противоправный характер действий (бездействия) причинителя вреда, вину данного лица, наличие вреда окружающей среде, факт и размер причиненных противоправными действиями этого лица убытков, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшим вредом. В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.
Вместе с тем, истцом в ходе рассмотрения заявления, а также в ходе апелляционного обжалования, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено достоверных и неоспоримых доказательств, вины ответчика, в связи с чем не доказано наличие оснований для взыскания вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате порчи земель, при осуществлении ответчиком хозяйственной деятельности, а также уничтожении плодородного слоя почвы, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленного искового требования.
На основании изложенного, оценивая доводы апелляционных жалоб, с учетом вышеизложенных норм права, правильно установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств настоящего дела, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционных жалоб обоснованными.
В целом доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, повторяют позицию по делу и не опровергают позицию суда, в связи с чем отклоняются апелляционным судом как несостоятельные.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16332/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы прокуратуры Новосибирской области и Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.