г. Пермь |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А60-24369/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Трефиловой Е.М., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Климашевской К.И.,
при участии:
от заявителя - ООО "САВАД": Шишин Е.В., предъявлен паспорт, диплом, доверенность от 27.04.2023 (путем использования системы веб-конференции посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел")
от заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области: Дрожалкина Н.В., предъявлен паспорт, диплом, доверенность от 24.03.2023 (путем использования системы веб-конференции посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел")
иные заинтересованные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "САВАД"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 августа 2023 года по делу N А60-24369/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "САВАД" (ИНН 6667009144, ОГРН 1026601372874)
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773)
о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7558/10/879 от 19.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "САВАД" (далее - заявитель, общество, ООО "САВАД") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения N 7558/10/879 от 19.01.2023.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09 августа 2023 года (резолютивная часть от 02.08.2023) в удовлетворении заявленных ООО "САВАД" требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ООО "САВАД" оспаривает порядок расчета средней заработной платы в обществе, производимого налоговым органом как деление суммы начисленной заработной платы всех работников за 12 месяцев на количество месяцев, отработанных всеми работниками без учета занятости на условиях неполного рабочего времени. Полагает, что, производя соответствующий расчет, при определении количества месяцев, отработанных работниками в году, необходимо учитывать неполное рабочее время.
Налоговый орган против удовлетворения жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, решение суда оценивает как законное и обоснованное, не подлежащее отмене.
Судебное заседание в апелляционном суде проведено путем использования системы веб-конференции посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел".
В заседании суда апелляционной инстанции, проведенном в режиме веб-конференции, представитель общества на доводах жалобы настаивал.
Представитель налогового органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом, Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2021 год, представленной ООО "САВАД" 04.03.2022.
По результатам проверки составлен акт от 21.06.2022 N 5000/10/879 и вынесено решение от 19.01.2023 N 7558/10/879, которым обществу доначислен налог на имущество организаций в сумме 1 251 327 руб., ООО "САВАД" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 125 132,70 руб. (размер штрафа на основании ст. 112, 114 НК РФ снижен инспекцией в 2 раза).
Основанием для начисления налога на имущество организаций за 2021 г. послужили выводы налогового органа о неправомерном применении льготы по налогу, предусмотренной подп. 25 п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон Свердловской области N 35-ОЗ).
Решение инспекции обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением от 22.03.2023 N 13-06/08206@ УФНС России по Свердловской области оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Несогласие с вынесенным решением Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области от 19.01.2023 N 7558/10/879 послужило основанием для обращения ООО "САВАД" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности правовых оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на нее, апелляционный суд оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса и с учетом положений статьи 38 НК РФ.
В соответствии со ст. 14, п. 1 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ, устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, и порядок уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
На территории Свердловской области налог на имущество организаций, особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования установлены Законом Свердловской области N 35-ОЗ.
Налоговая льгота по налогу на имущество организаций в виде предоставления организациям права не уплачивать этот налог, в соответствии с подп. 25 п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области N 35-ОЗ предусмотрена для организаций, перешедших на применение специальных налоговых режимов не позднее 1 ноября 2019 года и применявших такие режимы в течение всего налогового периода, за который уплачивается налог на имущество организаций, в которых размер среднемесячной заработной платы работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, в налоговом периоде, за который уплачивается налог на имущество организаций, составил не менее размера, указанного в пункте 2-4 настоящей статьи, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, принадлежащих таким организациям на праве собственности или хозяйственного ведения по состоянию на 1 ноября 2019 года.
Согласно подп. 2 п. 2-4 ст. 3 Закона Свердловской области N 35-ОЗ налоговая льгота по налогу на имущество организаций, указанная в подпункте 25 пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области N 35-ОЗ, применяется организациями, в которых размер среднемесячной заработной платы работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, составил во втором налоговом периоде, считая с налогового периода, в котором организацией впервые применена налоговая льгота по налогу на имущество организаций, указанная в подпункте 25 пункта 2 статьи 3 Закона, - не менее 90 процентов размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области по данным федерального государственного статистического наблюдения за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, за который уплачивается налог на имущество организаций.
Таким образом, основным условием предоставления льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций является уровень среднемесячной заработной платы работников организации в налоговом периоде, за который уплачивается налог.
Как установлено налоговым органом по результатам проверки, следует из материалов дела, 2021 год является для организации вторым налоговым периодом, в котором налогоплательщиком заявлена льгота по налогу на имущество организаций.
В налоговой декларации за 2021 г. налогоплательщиком заявлен объект с кадастровым номером 66:56:0402011:605, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Ильича, 2б и применена льгота 2012000/000003502025.
В соответствии с п. 1-1 Закона Свердловской области N 35-ОЗ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), общая площадь которых составляет свыше 5000 квадратных метров, и помещения в них.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 10.12.2020 N 917-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" вышеуказанное здание с кадастровым номером 66:56:0402011:605 включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Согласно материалам проверки размер среднемесячной заработной платы работников ООО "САВАД" за 2021 год по данным справок 2-НДФЛ и расчета по страховым взносам за 2021 год (общая сумма выплаченной заработной платы всем работникам за 2021 год) по расчету инспекции составил - 986 019,98 руб.
Соответствующий расчет основывается на том, что в 2021 году в ООО "САВАД" работало 12 сотрудников, из них: 1 сотрудник отработал 3 месяца в году и 11 сотрудников отработали 12 месяцев, таким образом, в 2021 году 12 сотрудников отработали 135 месяцев.
В связи с чем, среднемесячная заработная плата работников ООО "САВАД" в 2021 году составила: 986 019,98 / 135 = 7 303,85 руб.
Установив, что по данным федерального государственного статистического наблюдения среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области за 2020 год составляла - 43 139,17 руб., соответственно 90% составляет - 38 825,73 руб., налоговый орган пришел к выводу о том, что ООО "САВАД" не соблюдены условия применения налоговой льготы, предусмотренной подп. 25 п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области N 35-ОЗ и, как следствие, сумма налога на имущество организаций за налоговый период 2021 год необоснованно занижена налогоплательщиком на 1 251 327 руб.
Судом первой инстанции поддержаны выводы налогового органа.
Обжалуя принятый судом первой инстанции судебный акт, ООО "САВАД" приводит доводы, аналогичные изложенным суду первой инстанции, настаивая на том, что налоговый орган произвел расчет среднемесячной заработной платы работников без учета их неполной занятости. По убеждению заявителя, производя соответствующий расчет, при определении количества месяцев, отработанных работниками в году, необходимо учитывать неполное рабочее время.
В своих возражениях на акт проверки, дополнения к акту налоговой проверки, ООО "САВАД" настаивало на неверном определении инспекцией количества отработанных месяцев в году. По расчету общества фактически сотрудники отработали в 2021 г., учитывая режим неполного рабочего времени, введенный на предприятии в связи с экономическим положением, снижением уровня занятости работников, для сохранения рабочих мест, 16,92 месяцев. Так, 1 сотрудник отработал 3 месяца - 72 часа, что составило 0,42 месяца; 11 сотрудников отработали 12 месяцев - 2295 часов, что составило 16,5 месяцев. Тем самым, за 2021 г. сотрудники отработали 16,92 месяцев и среднемесячная заработная плата составила 58 275,41 руб. (986 019,89 руб. / 16,92).
Исследуя аналогично приводимые доводы, суд первой инстанции оснований для их принятия и удовлетворения не установил.
Апелляционный суд по результатам повторной оценки представленных в материалы дела доказательств и установления юридически значимых обстоятельств оснований для иных суждений по существу спора и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не усматривает, руководствуясь следующим.
Порядок расчета среднего заработка установлен частью 1 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 (Положение N 922).
В соответствии с абзацами 3, 4 ст. 139 ТК РФ при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
Аналогичные положения приведены в пункте 4 Положения N 922, в соответствии с которыми расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы, производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Из анализа указанных норм следует, что среднемесячная заработная плата по организации рассчитывается посредством деления фактического фонда оплаты труда без учета полной или неполной занятости сотрудников, в который входит заработная плата сотрудников с учетом фактически отработанного ими времени, на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в отчетном периоде.
Доводы ООО "САВАД" об обратном сводятся к собственной интерпретации приведенных правовых норм, являющейся неверной.
Аргументы заявителя жалобы со ссылками на пункт 5 Положения N 922, в соответствии с которым при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если: а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации; б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам; в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника; г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу; д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства; е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, безосновательны.
Применительно к рассматриваемому случаю поименованные в названном пункте и подлежащие исключению из расчетного периода при исчислении среднего заработка периоды времени, не имели место быть.
Как усматривается из материалов проверки, в трудовых договорах, представленных налогоплательщиком в ходе проверки, указан график работы: 5 - дневная рабочая неделя, 40 часов в неделю. В 2020 году работникам на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам изменили условия труда: с января по март - 4 часа в день, с марта по сентябрь без содержания, с сентября по декабрь - 2 часа в день. В 2021 году - по 1 часу в день.
Таким образом, сотрудники организации на условиях неполного рабочего времени отработали смену и в соответствии со статьей 93 ТК РФ получили оплату труда пропорционально отработанному времени.
С учетом изложенного, расчет среднемесячной заработной платы работников ООО "САВАД", произведенный налоговым органом, на котором последний в оспариваемом решении основывает выводы о неправомерном применении налогоплательщиком льготы, предусмотренной подп. 25 п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области N 35-ОЗ, ввиду того, что указанный размер среднемесячной заработной платы ниже, чем 90% размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области, соответствует положениям действующего законодательства, является верным.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, доначисление налога на имущество организаций в сумме 1 251 327 руб., а также привлечение ООО "САВАД" к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 125 132,70 руб. (с учетом его снижения в 2 раза при наличии установленных смягчающих ответственность обстоятельств) является правомерным.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлена совокупность оснований, указанных в ст.ст. 198, 201 АПК РФ, для признания решения налогового органа недействительным.
Оспариваемое решение N 7558/10/879 от 19.01.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, оснований для признания его недействительным не имеется.
Суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении его требований.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а фактически направлены на переоценку выводов суда в отсутствие на то достаточных оснований.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. относятся на заявителя.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО "САВАД" государственную пошлину не уплатило, определение о принятии апелляционной жалобы к производству от 19.09.2023 о представлении документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленном размере, не исполнило, с ООО "САВАД" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 августа 2023 года по делу N А60-24369/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "САВАД" (ИНН 6667009144, ОГРН 1026601372874) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24369/2023
Истец: ООО "САВАД"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 16 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ