Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 декабря 2023 г. N Ф01-8116/23 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А29-5575/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савельевой А.Г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.07.2023 по делу N А29-5575/2023,
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" (ОГРН 1047855175785; ИНН 7802312751)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми,
с участием в деле потерпевшего - Бочковского Сергея Станиславовича,
о признании незаконным и отмене постановления, представления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (далее - заявитель, ПАО "Россети Северо-Запад", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - ответчик, УФАС, Управление) N ПК-3010/23 от 04.05.2023 о назначении наказания по делу об административном правонарушении, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, N ПК/3023/23 от 05.05.2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Бочковский Сергей Станиславович (далее - Бочковский С.С.).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.07.2023 снижен назначенный постановлением размер административного штрафа.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Северо-Запад" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что из текста оспариваемого представления не следует, что должностное лицо УФАС каким-либо образом исследовало вопрос, какие же причины и условия способствовали совершению административного правонарушения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 03.08.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 04.08.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
УФАС в отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы Общества, указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Бочковский С.С. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Судебное разбирательство по делу откладывалось.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание после отложения не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.03.2023 в УФАС поступило обращение Бочковского С.С. на действия (бездействие) ПАО "Россети Северо-Запад", выразившиеся в неисполнении мероприятий по технологическому присоединению к энергетическим сетям объекта Бочковского С.С.
При рассмотрении обращения и приложенных к нему документов УФАС установило следующее.
Бочковскому С.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 11:04:0401001:9203, расположенный по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт.
16.12.2021 в адрес ПАО "Россети Северо-Запада" поступила заявка Бочковского С.С. на присоединение электроснабжения энергопринимающих устройств (объекта) с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).
Между Бочковским С.С. и ПАО "Россети Северо-Запад" заключен договор об осуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям.
Согласно выданным техническим условиям N СПБ80-32298Ю/21-001 от 20.12.2021 объект подключения - малоэтажная жилая застройка, расположенная по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт, земельный участок 11:04:0401001:9203. Максимальная мощность присоединяемых устройств заявителя - 15 кВт; категория надежности - третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям - 6 месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
21.12.2021 Бочковский С.С. осуществил оплату по договору N СПБ80-32298Ю/21. Следовательно, в рассматриваемом случае дата заключения договора между сторонами - 21.12.2021.
Дополнительными соглашениями от 29.12.2022, от 09.03.2023 срок технологического присоединения продлен до 01.05.2023 и до 01.08.2023.
На момент подачи Бочковским С.С. заявления в УФАС мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Бочковского С.С. к электрическим сетям сетевой организации не выполнены в полном объеме.
Проанализировав поступившие документы, УФАС пришло к выводу о нарушении ПАО "Россети Северо-Запад" требований пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
17.04.2023 должностное лицо Управления составило в отношении Общества протокол N 011/04/9.21-253/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
02.05.2023 должностное лицо Управления, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 011/04/9.21-253/2023, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 900 000 рублей.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ Управление выдало Обществу обязательное для исполнения представление от 02.05.2023, которым на него возложена обязанность принять меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, путем соблюдения сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленных пунктом 16 Правил N 861.
Не согласившись с постановлением и представлением УФАС, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При вынесении решения по делу суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия нарушений процедуры привлечения к административной ответственности. Размер штрафа, назначенный постановлением административного органа, снижен судом первой инстанции до 300 000 рублей. Оснований для признания незаконным представления судом не установлено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наступление административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Услугой по передаче электрической энергии в силу статьи 3 Закона N 35-ФЗ признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В пункте 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора, требования к выдаче технических условий определены Правилами N 861.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев со дня заключения договора.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и заявителем не оспорено нарушение Обществом срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Бочковского С.С. к электрическим сетям сетевой организации.
ПАО "Россети Северо-Запад" привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением от 02.12.2021 N 02-06/9117. Указанное постановление обжаловано Обществом (дело N А29-15411/2021) и вступило в законную силу 20.05.2022.
Данные обстоятельства образуют объективную сторону административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени организации при осуществлении возложенных на них функций.
В деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Следовательно, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Размер определенного судом административного наказания установлен Обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения и соразмерен его тяжести.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ установление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.
В силу статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлена законность постановления Управления о назначении административного наказания по делу N 011/04/9.21-253/2023, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности за допущенное нарушение пункта 16 Правил N 861, выразившегося в невыполнении в срок мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Бочковского С.С. к электрическим сетям сетевой организации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП (повторное нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям).
Поскольку оснований для признания незаконным постановления Управления о назначении административного наказания не установлено, представление от 02.05.2023, вынесенное в порядке статьи 29.13 КоАП РФ в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в деянии Общества доказан, и на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, обоснованно признано судом первой инстанции законным.
Обжалуемое представление нацелено на принятие заявителем мер по устранению причин административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ и условий, способствовавших его совершению. При этом сетевая организация обязана соблюдать требования Правил N 861, в том числе пункта 16, нарушение которого установлено административным органом; причины допущенного нарушения непосредственно связаны с неисполнением надлежащим образом при реализации процедуры технологического присоединения возложенных на сетевую организацию обязанностей.
Достаточных доказательств объективной невозможности исполнения заявителем оспариваемого представления в материалы дела не представлено, судом не установлено.
В данном случае определение способов исполнения спорного представления находится в компетенции заявителя по делу, как субъекта естественной монополии и профессионального участника товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
Из содержания решения суда первой инстанции следует, что судом оценены постановление и представление, которые оспаривались Обществом, и тексты которых приложены к заявлению. Судом первой инстанции не допущено неверное установление фактических обстоятельств.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.07.2023 по делу N А29-5575/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.07.2023 по делу N А29-5575/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5575/2023
Истец: ПАО "Россети Северо-Запад" в лице филиала в Республике Коми
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
Третье лицо: Бочковский Сергей Станиславович, Второй абиражный апелляционный суд, Управление по вопросам миграции МВД по Республике Коми