город Ростов-на-Дону |
|
12 октября 2023 г. |
дело N А53-8154/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Фахретдинова Т.Р., при ведении протокола секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции дело N А53-8154/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью"Экотранс"
к садовому некоммерческому товариществу"Дачное-2"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экотранс" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу "Дачное-2" (далее - ответчик, товарищество) о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с сентября 2022 года по январь 2023 года в размере 449 686,29 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Принятым в порядке упрощенного производства решением суда от 12.05.2023 (резолютивная часть) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Мотивированный текст решения изготовлен 25.05.2023.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Жалоба мотивирована следующим.
Суд необоснованно отказал в переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. Истцом сумма задолженности не доказана, документы о количестве расчётных единиц не предоставлены. Общим собранием членов товарищества не была одобрена сделка по заключению договора на вывоз ТКО. В 2019 году между членами товарищества и обществом были заключены прямые договоры. 01.07.2021 общество без правовых оснований и с нарушением норм антимонопольного законодательства расторгло индивидуальные договоры, при этом договор с товариществом заключен не был. Согласно ранее проведенной сверке с истцом в товариществе числится 340 земельных участков, на которых зарегистрированы жилые дома, ввиду чего расчет задолженности неверен. Истцом к уточнённым исковым требованиям приложено дополнительное соглашение N 5, вместе с тем сумма истребуемой задолженности не совпадает с количеством членов товарищества, указанных в дополнительном соглашении.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 11.08.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А53-8154/2023 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о процессе, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца поступило заявление об отказе от исковых требований в части взыскания задолженности в размере 125 422,72 руб., мотивированное неоднократной сверкой взаимных расчетов и подготовкой дополнительного соглашения N 8 от 05.10.2023. На основании этого истец произвел расчет задолженности за период с сентября 2022 по январь 2023 года на сумму 324 263,57 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой или апелляционной инстанции отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом (пункт 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ходатайство о частичном отказе от иска подписано уполномоченным лицом -Таргамадзе Л. (представителем по доверенности N 1 от 25.02.2022), содержащей соответствующее полномочие, не противоречит закону и иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, производство по делу в части взыскания с ответчика задолженности в размере 125 422,72 руб. подлежит прекращению применительно к пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью"Экотранс" (Региональный оператор) и садовым некоммерческим товариществом "Дачное-2" (Потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЭТ0007418 от 01.07.2021 в порядке раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии с пунктом 1.1. договора Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
Объем ТКО указан в приложении N 1 к договору, являющемся неотъемлемой частью договора (п. 2.2. договора).
Постановлениями Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее по тексту - РСТ) устанавливается единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
Постановлением РСТ от 20.12.2021 N 71/86 с 01.01.2022 по 30.11.2022 в размере 683,15 рублей.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.11.2022 N 69/30 в период с 01.12.2022 по 31.12.2023 для ООО "Экотранс" установлен единый тариф в размере 774,74 руб.
Согласно п. 3.3. договора Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По мнению истца условия закона и договора ответчиком не исполняются, услуги по обращению с ТКО не оплачены за период с сентября 2022 года по январь 2023 года.
Общая сумма задолженности за указанный период составляет 324 263,57 руб.(уточненная редакция исковых требований).
Претензия истца, направленная в адрес ответчика 18.01.2023 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность, была оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
С учетом требований статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с нормами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В силу п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с п. 1 ст. 24.7 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановление Правительства от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждает Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО), которые регламентируют порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также утверждает форму типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - типовой договор).
Таким образом, истец и ответчик, как стороны правоотношения по обращению с отходами, при заключении договора должны руководствоваться вышеуказанными Правилами обращения с ТКО, а также формой типового договора, утвержденными Постановлением правительства N 1156 от 12.11.2016, соответствующим положениям Закона N 89-ФЗ, а также положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 8 (4) Правил обращения с ТКО основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 8 (12) Правил обращения с ТКО в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направлен ответчику 02.07.2021, что ответчиком не оспаривается. После получения договора ответчиком направлен истцу ответ от 12.07.2021, в котором изложено несогласие с наличием у ответчика обязанности заключать поступивший договор.
Вместе с тем, данный довод товарищества подлежит отклонению по следующим основаниям.
В решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.07.2021 N АКПИ21-442, Апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 21.10.2021 N АПЛ21-364 высказана следующая правовая позиция.
Товарищества наделены полномочиями по принятию решений о заключении договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу закона (пункт 6 части 7 статьи 18 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества).
Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества в пункте 1 статьи 7 называет одной из целей осуществления деятельности товарищества создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Регулируя отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, указанный Федеральный закон в пункте 3 части 5 статьи 14 определяет целевое назначение использования членских взносов, которые могут быть использованы исключительно на расходы, в том числе связанные с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями. В силу пункта 6 части 7 статьи 18 названного Федерального закона к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального органа относится принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из содержания данных норм Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества следует, что постоянно действующий коллегиальный орган управления товариществом самостоятельно заключает договоры с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" является публичным для регионального оператора.
Следовательно, доводы о необходимости получения садоводческим некоммерческим товариществом полномочий от членов товарищества - собственников твердых коммунальных отходов для заключения договоров на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Исходя из положений Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества заключение договоров с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами входит в компетенцию садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, действующих в интересах членов таких товариществ.
Подпункт "б" пункта 148(5) Правил обращения с ТКО не препятствует заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно собственником жилого дома (домовладения).
Между тем, заключение указанных договоров является исключением из общего правила и производится на основании заявления потребителя. Истец указал на поступление таких заявлений в спорный период от ряда членов СНТ, в связи с чем в окончательной редакции требований исходил из количества 318 членов СНТ, не имеющих прямых договоров. Ответчик доказательств в опровержение представленной истцом информации не предоставил.
Довод о том, что до 01.07.2021 истец не начислял платы ответчику, отклоняется судом как не имеющий правового значения, поскольку доказательств перехода всех собственников участков в СНТ на прямые договоры с региональным оператором в материалы дела не представлено.
По факту оказанных услуг в период с сентября 2022 года по январь 2023 года истец ежемесячно направлял в адрес ответчика счета и акты оказанных услуг (универсальные передаточные документы), однако ответчик уклоняется от подписания первичной документации, а также от полной и своевременной оплаты оказанных услуг.
Согласно п. 3.16 договора в случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления акта оказанных услуг, такой акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами.
Ответчиком оплата оказанных услуг не произведена.
Из представленного в материалы дела дополнительного соглашения N 8 от 10.10.2023 к договору N ЭТ0007418 от 01.07.2021 на оказание услуг по обращению с ТКО следует, что в спорный период количество членов СНТ составляло 318. Ответчиком иной информации в материалы дела не представлено. Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в апелляционной жалобе ответчик указал на установленное во время сверки с истцом количество членов СНТ в сумме 340 человек.
Расчет платы за вывоз ТКО по договору с ответчиком осуществляется в соответствии с Приложением N 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и выглядит следующим образом:
- за период сентябрь - ноябрь 2022 года:
318 * 3,4 = 1 081,2 м3 / 12 мес. = 90,1 м3 * 683,15 руб. = 61 551,81 руб. в месяц* 3 месяца = 184 655,43 руб.;
- за период декабрь 2022года -январь 2023 года:
318 * 3,4 = 1 081,2 м3 / 12 мес. = 90,1 м3* 774,74 руб. = 69 804,07 руб. в месяц* 2 месяца = 139 608,14 руб.
Общая сумма задолженности составляет 324 263,57 руб.
Ответчиком контррасчет не представлен. Обоснованных возражений с документальным подтверждением в отношении задолженности суду товарищество
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" гл. II п. 5 Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Соответственно, при отсутствии оборудованной контейнерной площадки, расчет с потребителем осуществляется исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Этот вывод соответствует постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21", в пункте 15 которого указано, что допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
Истец указал, и ответчиком при рассмотрении дела судом не опровергнуто, что на территории СНТ "Дачное-2" отсутствует оборудованная контейнерная площадка, вывоз осуществляется бестарным способом.,
В соответствии с пунктом 3.9. договора N ЭТ0007418 от 01.07.2021 Потребитель получает у Регионального оператора Акт оказанных услуг (выполненных работ) до 05 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным, и до 10 (десятого) числа этого месяца возвращает подписанный Акт оказанных услуг (выполненных работ) Региональному оператору либо предоставляет мотивированный письменный отказ от его подписания.
В соответствии с п. 3.10 вышеназванного договора в случае, если в течение указанного в пункте 3.9 договора срока Акт оказанных услуг (выполненных работ) не будет подписан Потребителем и Потребитель не представит в письменной форме мотивированный отказ от его подписания, услуги считаются оказанными и подлежат оплате Потребителем в полном объеме.
Ответчиком не представлено доказательств предъявления истцу письменных претензий по качеству или объему оказания услуг.
Поскольку ответчик не представил доказательств погашения задолженности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования общества о взыскании с товарищества задолженности в размере 324 263,57 руб.
Данный вывод суда соответствует правовому подходу, отраженному в постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делам N N А53-11067/2022, А53-11086/2022, А53-11077/2022, А53-11297/2022, А53-11301/2022, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.12.2021 по делу NА63-1656/2021, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.04.2022 по делу N А27-6842/2021.
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение. На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Поскольку спор рассмотрен апелляционным судом по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции, решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене по безусловным процессуальным основаниям. По делу надлежит принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом того, что исковые требования удовлетворены, судебные расходы подлежат отнесению на ответчика.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины.
В связи с частичным отказом от иска, истцу из федерального бюджета подлежит возврату 2612 руб. 40 коп. государственной пошлины по иску, уплаченной по платежному поручению N 325 от 13.03.2023.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2023 (мотивированное решение от 25.05.2023) по делу N А53-8154/2023 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Экотранс" от иска в части взыскания задолженности в размере 125 422,72 руб.
В указанной части производство по делу прекратить.
Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества "Дачное-2" (ОГРН 1026102578590, ИНН 6154036791) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экотранс" (ОГРН 1176658036422, ИНН 6623121815) задолженность в размере 324 263,57 руб. по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с сентября 2022 года по январь 2023 года по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЭТ0007418 от 01.07.2021, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9485 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Экотранс" (ОГРН 1176658036422, ИНН 6623121815) из федерального бюджета 2612,4 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 325 от 13.03.2023.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Судья |
Т.Р. Фахретдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8154/2023
Истец: ООО "ЭКОТРАНС"
Ответчик: ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ДАЧНОЕ-2", Садоводческое некоммерческое товарищество "Дачное-2"