12 октября 2023 г. |
А83-15145/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.10.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сикорской Н.И., судей Евдокимова И.В., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кучиной А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия "Крымское управление капитального строительства" в лице конкурсного управляющего Шатохина Виктора Александровича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 мая 2023 года по делу N А83-15145/2022,
по исковому заявлению Государственного унитарного предприятия "Крымское управление капитального строительства" в лице конкурсного управляющего Шатохина Виктора Александровича (ОГРН: 1149102086704, ИНН: 9102043930)
к Министерству строительства и архитектуры Республики Крым (ОГРН: 1149102000850, ИНН: 9102001000), Совету Министров Республики Крым,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым,
о признании права хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Крымское управление капитального строительства" (далее - истец, ГУП "КУКС") в лице конкурсного управляющего Шатохина Виктора Александровича обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Министерству строительства и архитектуры Республики Крым (далее - ответчик, Минстрой Республики Крым, министерство) с требованием о признании прав хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, расположенный в районе ул. Толбухина, Ак-Мечеть, Кирова, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 90:12:010101:817 за Государственным унитарным предприятием "Крымское управление капитального строительства".
Исковые требования обоснованы тем, что, спорный объект незавершенного строительства возведен в рамках инвестиционного договора от 31.03.2015 N 2/А и договора о совместной деятельности от 19.09.2018 N 1 в рамках региональной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2015 года на территории Республики Крым" и числится на балансовом учете ГУП "КУКС". Истец полагает, что поскольку все финансирование строительных работ по возведению спорного объекта незавершенного строительства осуществлялось ГУП "КУКС", следовательно, предприятие имеет право хозяйственного ведения на данный объект незавершенного строительства.
Определением от 02.11.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Совет министров Республики Крым, к участию в деле привлечены третью лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.05.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что в отсутствие заинтересованности в объекте иных хозяйствующих субъектов Республики Крым, с учетом того, что финансирование строительства спорного объекта незавершенного строительства осуществлялось ГУП "КУКС", следовательно ГУП "КУКС" имеет право на закрепление данного объекта за ним на праве хозяйственного ведения.
Определением от 04.07.2023 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции и назначена к рассмотрению в судебном заседании.
В судебное заседание 05.10.2023 лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе, путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Повторно рассмотрев дело, без вызова сторон, по правилам статей 228, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2020 по делу N А83-15044/2019 ГУП "КУКС" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Шатохин Виктор Александрович.
В ходе конкурсного производства конкурсным управляющим установлено, что между Администрацией Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и ГУП "КУКС" заключен договор аренды земельного участка от 16.07.2015 с кадастровым номером 90:12:010101:72, площадью 30000 кв.м, расположенный по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, расположенный в районе ул. Толбухина, Ак-Мечеть, Кирова, который впоследствии Постановлением Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N 658 от 29.09.2016 был разделен на два обособленных земельных участка площадью 24000 кв.м. и 6000 кв.м.
Дополнительным соглашением N 1 от 03.10.2016 к договору аренды земельного участка от 16.07.2015 пункт 1.1. изложен в следующей редакции: "Арендодатель предоставляет, Арендатор принимает во временное платное пользование земельный участок площадью 6000 кв.м, находящийся в собственности муниципального образования Гвардейское сельское поселение Симферопольского района, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - среднеэтажная жилая застройка, кадастровый номер 90:12:010101:817, расположенный по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское.".
31.03.2015 года между ГУП РК "КУКС" и ООО "Водоприбор-Крым" заключен Инвестиционный договор N 1/А.
Согласно п. 2.1. Договора, Инвестор-генеральный подрядчик (ООО "Водоприбор-Крым") обязуется за счет собственных и привлеченных средств профинансировать и осуществить строительство инвестиционного объекта в срок до 25 ноября 2015 года, а Заказчик-Застройщик (ГУП "КУКС") принимает на себя обязательства по оказанию услуг Заказчика-Застройщика и выполнению функций технического Заказа на Объекте.
Пунктом 2.1.1 Договора предусмотрено, что Заказчик принимает на себя обязательства по оказанию услуг Заказчика-Застройщика и выполнению функций технического Заказчика на Объекте, а также обязательства по выкупу квартир у Инвестора-Генподрядчика по цене 29 000 рублей за квадратный метр в рамках региональной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2015 на территории Республики Крым". Инвестор-Генеральный подрядчик принимает на себя обязательства по передаче 197 квартир Заказчику-Застройщику, общей площадью 7962,61 кв.м.
Согласно п. 6.1 договора общая стоимость работ по договору составляет 230 915 690,00 руб.
Во исполнение графика финансирования работ (приложение 4 к Договору N 1/А), ГУП "КУКС" перечислило на расчетный счет ООО "Водоприбор-Крым" предоплату в размере 71 000 000,00 руб., что подтверждается платежными поручениями N 360 от 04.06.2015, N 376 от 05.06.2015, N 415 от 11.06.2015 руб.; N 500 от 03.07.2015, N 510 от 08.07.2015, N 544 от 20.07.2015 на сумму 4 000 000 руб., N 569 от 30.07.2015, N 574 от 31.07.2015.
30.09.2015 между Истцом и ООО "Водоприбор-Крым" подписано соглашение о расторжении Инвестиционного договора N 1/А от 31.03.2015.
ООО "Водоприбор-Крым" после расторжения Инвестиционного договора N 1/А денежные средства возвращены частично в размере 9 000 000,00 руб., что подтверждается следующими платежными поручениями: N 298 от 20.11.2015 на сумму 2 000 000 руб., N302 от 24.11.2015 на сумму 3 000 000 руб., N302 от 26.11.2015 на сумму 4 000 000 руб.
Кроме того, 31.03.2015 ГУП РК "КУКС" и ООО "Водоприбор-Крым" заключен Инвестиционный договор N 2/А, в соответствии с которым ООО "Водоприбор-Крым"обязался осуществить строительство многоквартирного жилого дома в срок до 25 ноября 2015 года, а ГУП РК "КУКС" обязалось выкупить у ответчика 28 квартир по цене 29 000 рублей за квадратный метр в рамках региональной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2015 года на территории Республики Крым".
18.12.2017 заключено Дополнительное соглашение N 2 к Инвестиционному договору N 2-А (далее - Дополнительное соглашение N 2), которым стороны изменили срок выполнения ответчиком работ по Инвестиционному договору N 2-А, согласовали порядок оплаты истцом стоимости работ, а также изменили ряд иных условий Инвестиционного договора N 2-А.
Дополнительное соглашение N 2 от 18.12.2017 к Инвестиционному договору N 2-А получило одобрение со стороны Министерства строительства и архитектуры Республики Крым (письмо N 8374/03 от 04.12.2017).
В соответствии с пунктом 2 Дополнительного соглашения N 2, финансирование строительства и последующая оплата построенных ООО "Водоприбор-Крым" квартир осуществляется путем погашения дебиторской задолженности ООО "Водоприбор-Крым", возникшей по инвестиционным договорам N 1/А от 31.03.2015 г., а также N 2-А от 31 марта 2015 года.
Согласно пункту 8 Дополнительного соглашения N 2 стоимость работ по Инвестиционному договору N 2-А составляет 56 378 900 руб.
Также указанным пунктом дополнительного соглашения установлено, что погашение стоимости работ производится согласно Графику финансирования (Приложение N 3).
Так, исходя из Графика финансирования к Дополнительному соглашению N 2 финансирование строительства осуществляется за счет аванса, выданного в 2015 году по Договору 1/а, размер которого уточняется после осуществления обмеров органами БТИ и передачи соответствующих квартир, а также аванса, выданного в 2015 году по Договору 2/А, размер которого составляет 15 500 000 рублей.
Указанные обстоятельства были установлены решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.02.2020 по делу N А83-1376/2018.
Впоследствии данный договор расторгнут сторонами с подписанием 05.10.2016 акта обмеров объекта незавершенного строительства.
19.09.2018 между ГУП "КУКС" и ООО "Инвестиционно-строительная компания "Стройград Крым" заключен договор N 1 о совместной деятельности, целью которого являлось завершение строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, расположенный в районе ул. Толбухина, Ак-Мечеть, Кирова, в соответствии с разработанной проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы N 91-1-1-3-0606-16, утвержденной 22.06.2016, без создания отдельного юридического лица.
Как указывает истец ООО "Инвестиционно-строительная компания "Стройград Крым" принятые на себя обязательства по договору от 19.09.2018 в назначенные сроки не исполнило, вследствие чего на данный момент по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское в районе ул. Толбухина, Ак-Мечеть, Кирова на земельном участке с кадастровым номером 90:12:010101:817 располагается объект незавершенного строительства, который числится на балансовом учете ГУП "КУКС".
Ссылаясь на то, что финансирование строительных работ по возведению указанного объекта незавершенного строительства осуществлялось ГУП "КУКС", а также на то, что конечным получателем построенного недвижимого имущества по вышеуказанным договорам является ГУП "КУКС", соответственно истец имеет право хозяйственного ведения на спорный объект незавершенного строительства, ГУП "КУКС" в лице конкурсного управляющего Шатохина Виктора Александровича обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником; имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия (абз. 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 " 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что ГУП "КУКС" принимало обязательства по выкупу квартир в планируемом к постройке объекте, расположенном по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, в районе ул. Толбухина, Ак-Мечеть, Кирова в соответствии с договорами N 2/А от 31.03.2015, N 1 от 19.09.2018 в рамках региональной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Крым", при этом финансирование данного объекта незавершенного строительства осуществлялось за счет бюджетных средств для нужд Республики Крым, что подтверждается договорами N 45/14 - Д от 29.12.2014, N 44/14 - Д от 19.12.2014 о закупке работ за государственные средства, заключенными со Службой капитального строительства Республики Крым с дополнительными соглашениями, дополнительным соглашением N 3 к договору о закупке работ за государственные средства к договору N 44/14 - Д от 19.12.2014, в соответствии с которым пункт 3.1. договора дополнен указанием на количество квартир, подлежащих передаче Службе капитального строительства Республики Крым по адресу: Республика Крым, пгт. Гвардейское, ул. Толбухина/ул. Ак-Мечеть, а также платежными поручениями о перечислении авансовых платежей в общем размере 15 761 790,00 руб. N 519676 от 04.06.2015, N 528486 от 05.06.2015, N 678930 от 08.07.2015,N 678926 от 08.07.2015, N 524781 от 05.06.2015, N 519675 от 04.06.2015.
В соответствии с абз. 2 пункта 1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.
Согласно пункту 1 статьи Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении собственностью Республики Крым" к полномочиям Совета министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения собственностью Республики Крым, в том числе относится:
- управление и распоряжение собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым;
- издание в пределах своих полномочий постановлений и распоряжений по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым, в том числе земельными участками;
- осуществление функций и полномочий собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и законодательством Республики Крым;
- принятие решений о закреплении имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями, за исключением случаев, установленных пунктом 9 части 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Постановлением Совета министров Республики Крым от 06.08.2014 N 242 утвержден Регламент работы Совета министров Республики Крым, в соответствии с которым правовые акты Совета министров Республики Крым по организационно-распорядительным вопросам издаются в форме распоряжений, разработчиками которых являются профильные исполнительные органы государственной власти Республики Крым (п.п 110, 113 Регламента).
По сути, требования о признании права хозяйственного ведения направлены на признание права государственной собственности на спорное имущество.
Кроме того, апелляционной коллегией установлено, что право собственности на объект незавершенного строительства по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское, в районе ул. Толбухина, Ак-Мечеть, Кирова, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 90:12:010101:817 за Республикой Крым не зарегистрировано.
Советом министров Республики Крым распоряжений о закреплении спорного имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения за ГУП "КУКС" не принималось, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В рассматриваемом случае, предъявленные конкурсным управляющим требования направлены на включение спорного имущества в конкурсную массу и дальнейшую реализацию для расчетов с конкурсными кредиторами.
Вместе с тем, поскольку спорное имущество не зарегистрировано за Республикой Крым, соответствующие распоряжения о закреплении спорного имущества за истцом уполномоченным органом не принимались, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для признания за ГУП "КУКС" права хозяйственного ведения, поскольку такая регистрация может повлечь дальнейшую реализацию имущества в рамках дела о банкротстве, строительство которого осуществлялось за счет бюджетных средств.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 мая 2023 года по делу N А83-15145/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия "Крымское управление капитального строительства" в лице конкурсного управляющего Шатохина Виктора Александровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-15145/2022
Истец: ГУП "КРЫМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА", Шатохин Виктор Александрович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГВАРДЕЙСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ