г. Москва |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А41-35168/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметовой Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Техресурс"- Касперчик Н.А., представитель по доверенности б/н от 18.04.2023, паспорт, диплом;
от Администрации городского округа Клин Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Техресурс" на решение Арбитражного суда Московской области от 26.06.2023 по делу N А41-35168/23 по иску ООО "Техресурс" к Администрации городского округа Клин Московской области о признании незаконным решения государственного органа, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Техресурс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Клин Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, со следующими требованиями:
- признать незаконным и отменить решение об отказе в предоставлении государственной услуги от 31.03.2023 г. N Р001-7153195357-69607272, вынесенное Администрацией городского округа Клин;
- обязать Администрация городского округа Клин московской области заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010216:95, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, г.п. Клин, ул. Литейная с ООО "Техресурс" на новый срок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Техресурс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 31.03.2022 г. между ООО "Техресурс" и АО "КлинСинема-Центр" заключен договор купли-продажи имущества (имущественных прав), в соответствии с которым к истцу перешло право аренды земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010216:95, расположенного по адресу: Московская обл., Клинский р-н, г.п. Клин, ул. Литейная, который был передан истцу в соответствии с актом приема-передачи от 29.04.2022 г. N б/н.
При этом право АО "КлинСинема-Центр" по аренде вышеуказанного земельного участка было основано на соглашении от 22.01.2018 г. N б/н о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 15.08.2014 г. N 3260, заключенного между ООО "Альмагея" (арендатор) и Администрацией городского округа Клин Московской области (арендодатель), согласно п. 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок (далее - Участок) общей площадью 2463 кв. м, кадастровый номер 50:03:0010216:95, категория земель - земли населенных пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющегося его неотъемлемой частью, расположенный по адресу: Московская область, Клинский р-н, городское поселение Клин, ул. Литейная, с разрешенным использованием "для строительства многоярусной парковки".
В соответствии с п. 2.1 договора аренды земельного участка от 15.08.2014 г. N 3260 срок аренды участка устанавливается с 15 августа 2014 г. по 15 августа 2024 г. (пять лет).
ООО "Техресурс" посредством Региональной географической информационной системы Московской области обратилось в Администрацию городского округа Клин Московской области с заявлением "О предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
31.03.2023 г. Администрацией городского округа Клин Московской области принято решение N Р001-7153195357-69607272 об отказе в предоставлении государственной услуги.
Основанием для отказа в предоставлении услуги послужил факт того, что "на дату подачи заявления о внесении изменений в договор аренды земельного участка срок действия договора аренды N 3260 от 15.08.2014 г. истек 15.08.2019".
Считая отказ Администрации незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что на дату подачи заявления о внесении изменений в договор аренды земельного участка срок действия договора аренды N 3260 от 15.08.2014 истек 15.08.2019.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному постановлению Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В соответствии с п. 10 ч. 4 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 г N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органов государственной власти Московской области" с 01 января 2015 года Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов и поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В силу п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации изложены случаи, в которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
31.03.2022 между ООО "Техресурс" и АО "КлинСинема-Центр" заключен договор купли-продажи имущества (имущественных прав), в соответствии с которым к истцу перешло право аренды земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010216:95, расположенного по адресу: Московская обл., Клинский р-н, г.п. Клин, ул. Литейная, который был передан истцу в соответствии с актом приема-передачи от 29.04.2022 г. N б/н.
При этом право АО "КлинСинема-Центр" по аренде вышеуказанного земельного участка было основано на соглашении от 22.01.2018 г. N б/н о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 15.08.2014 г. N 3260, заключенного между ООО "Альмагея" (арендатор) и Администрацией городского округа Клин Московской области (арендодатель), согласно п. 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок (далее - Участок) общей площадью 2463 кв. м, кадастровый номер 50:03:0010216:95, категория земель - земли населенных пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющегося его неотъемлемой частью, расположенный по адресу: Московская область, Клинский р-н, городское поселение Клин, ул. Литейная, с разрешенным использованием "для строительства многоярусной парковки".
В соответствии с п. 2.1 договора аренды земельного участка от 15.08.2014 г. N 3260 срок аренды участка устанавливается с 15 августа 2014 г. по 15 августа 2024 г. (пять лет).
ООО "Техресурс" посредством Региональной географической информационной системы Московской области обратилось в Администрацию городского округа Клин Московской области с заявлением "О предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
31.03.2023 г. Администрацией городского округа Клин Московской области принято решение N Р001-7153195357-69607272 об отказе в предоставлении государственной услуги.
Основанием для отказа в предоставлении услуги послужил факт того, что "на дату подачи заявления о внесении изменений в договор аренды земельного участка срок действия договора аренды N 3260 от 15.08.2014 г. истек 15.08.2019".
Распоряжением Минмособлимущества от 31.05.2021 г. N 15ВР-883 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", который в соответствии с п. 1.1 регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" (далее - Государственная услуга) органом местного самоуправления муниципального образования Московской области, уполномоченным на предоставление Государственной услуги.
Согласно п. 13.5 административного регламента дополнительными основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги в случае обращения по основанию, указанному в подпункте 6.1.6 пункта 6.1 настоящего административного регламента, являются:
13.5.1. На дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка истек либо арендодателем заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды.
Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на то, что срок аренды земельного участка в соответствии с договором аренды установлен до 15 августа 2024 г. Данный довод судом отклоняется по следующим основаниям.
Постановлением Администрации Клинского муниципального района от 14.07.2014 г. N 1510 "О предоставлении ООО "Альмагея" в аренду земельного участка" Обществу в аренду сроком на 10 лет предоставлен земельный участок площадью 2463 кв. м, с кадастровым номером 50:03:0010216:95, расположенный по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Литейная, с разрешенным использованием "для строительства многоярусной парковки", категория земель - земли населенных пунктов.
15.08.2014 г. между Администрацией Клинского муниципального района и ООО "Альмагея" на основании вышеуказанного постановления от 14.07.2014 г. N 1510 заключен договор аренды земельного участка N 3260, в соответствии с п. 2.1 которого срок аренды участка устанавливается с 15 августа 2014 г. по 15 августа 2024 г. (пять лет).
15.08.2014 г. Администрацией городского округа Клин Московской области также издано постановление N 1757 о внесении изменения в постановление Администрации Клинского муниципального района от 14.07.2014 г. N 1510 "О предоставлении ООО "Альмагея" в аренду земельного участка"; в пункте 1 постановления вместо слов "сроком на 10 лет" читать "сроком на 5 лет", что подтверждается материалами реестрового дела в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 50:03:0010216:95, представленного ППК "Роскадастр" в целях исполнения определения арбитражного суда от 03.05.2023 г. об истребовании доказательств в порядке ст. 66 АПК РФ.
Однако, постановление от 15.08.2014 г. N 1757 о внесении изменения в постановление Администрации Клинского муниципального района от 14.07.2014 г. N 1510 "О предоставлении ООО "Альмагея" в аренду земельного участка" арендатором, в том числе в судебном порядке, обществу не направлялось. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Как указывалось выше, в соответствии с п. 2.1 договора аренды земельного участка от 15.08.2014 г. N 3260 срок аренды участка устанавливается с 15 августа 2014 г. по 15 августа 2024 г. (пять лет).
Согласно пункту 11 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" при разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора, в том числе исходя из текста договора, предшествующих заключению договора переговоров, переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон договора (статья 431 ГК РФ), толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.
В рассматриваемом случае апелляционный суд полагает, что проект спорного договора был подготовлен Администрацией. Соответственно, вышеприведенная в пункте 2.1 договора неопределенность в части определения срока договора, должна толковаться в пользу общества.
С учетом приведенных разъяснений Пленума ВАС РФ, а также принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции полагает, что сроком окончания действия спорного договора аренды необходимо определять 15 августа 2024 года.
На основании изложенного, апелляционная инстанция считает, что на момент обращения общества за продлением договора аренды, срок договора не истек.
Таким образом, указанные в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации основания для предоставления ООО "Техресурс" в аренду земельного участка в данном рассматриваемом случае имеются.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.06.2023 по делу N А41-35168/23 отменить.
Признать незаконным решение Администрации г.о. Клин Московской области N Р001-7153195357-69607272 от 31.03.2023.
Обязать Администрация городского округа Клин Московской области заключить с ООО "Техресурс" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010216:95, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, г.п. Клин, ул. Литейная на новый срок.
Взыскать с Администрации г.о. Клин 6 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35168/2023
Истец: ООО "ТЕХРЕСУРС"
Ответчик: Администрация г.о. Клин
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство имущественных отношений МО, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН