г. Киров |
|
13 октября 2023 г. |
Дело N А17-2668/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя Прокуратуры Ивановской области - Момотюка В.В., действующего на основании доверенности от 27.09.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домком"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.07.2023
по делу N А17-2668/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домком"
(ОГРН: 1153704000010, ИНН: 3704008026)
к заместителю Тейковского межрайонного прокурора
третье лицо: Прокуратура Ивановской области
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Домком" (далее - заявитель, ООО "Домком", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным представления заместителя Тейковского межрайонного прокурора (далее - Прокурор) от 09.03.2023 N 02-30-2023 об устранении нарушений жилищного законодательства при управлении многоквартирным домом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Ивановской области (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 30.07.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Домком" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт, которым требования Общества удовлетворить.
Податель жалобы полагает, что представление Прокурора неправомерно возлагает на Общество обязанность по принятию конкретных мер к устранению допущенных нарушений закона, при том, что наличие нарушений требований действующего законодательства ответчиком не доказано. ООО "Домком" указывает на грубые нарушения, допущенные Прокурором при проведении проверочных мероприятий. Также Общество полагает, что оспариваемое представление не отвечает критериям обоснованности, мотивированности и исполнимости.
Прокуратура Ивановской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает приведенные в ней доводы, просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.09.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.09.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Представитель Прокуратуры Ивановской области в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по поручению Прокуратуры от 16.02.2023 N 7-256-2023 Тейковским межрайонным прокурором на основании решения о проведении проверки от 17.02.2023 N 45 проведена проверка по жалобе Белова А.М. на предмет соблюдения ООО "Домком" требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и оказания коммунальных услуг.
Пунктом 5 решения о проведении проверки от 17.02.2023 установлен срок ее проведения: с 17.02.2023 по 02.03.2023.
В ходе проверочных мероприятий помощником Тейковского межрайонного прокурора 20.02.2023, 27.02.2023, 02.03.2023 произведены осмотры общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Тейково, ул. Новоженова, д.7, д.1, д.1а, д.5, д.8, д.10, д.12, д.14, д. 24, д.26, д.28, ул. Молодежной, д.5, д.6, д.13, ул. Гвардейской, д. 5, д.6, д.7, д.9, д.13, д.15, переулок Солнечный город, д. 2; проведен осмотр кв. 15, д.7 по ул. Новоженова с целью проверки температурного режима в указанной квартире.
В результате осмотров нарушений температурного режима в кв. 15, д.7 по ул. Новоженова не выявлено, выявлены нарушения при содержании общего имущества многоквартирных домов:
- на потолочном перекрытии в подвальном помещении имеются следы увлажнения, а также капли воды, в подвальном помещении выявлены наличие загрязнений, захламлений, мусора (МКД N N 1, 7, 8 по ул. Новоженова);
- на трубах в подвальном помещении установлено частичное отсутствие утеплителя (МКД N N 1, 1а, 7 по ул. Новоженова);
- в подвальном помещении местами на инженерных коммуникациях имеются следы коррозии (МКД N N 1, 1а, 7, 8 по ул. Новоженова);
- в подъездах МКД на потолке и на стенах имеются трещины, разрушение штукатурного и окрасочного слоев, сухие следы протечек (МКД N N 1, 1а, 5, 7, 8, 10, 12, 14, 24, 26, 28 по ул. Новоженова, NN 5, 6, 13 по ул. Молодежная, NN 5, 6, 7, 9, 13, 15 по ул. Гвардейская, N 2 по пер. Солнечный);
- козырьки над подъездами МКД имеют частичные разрушения в виде трещин, сколов (МКД N N 1, 8 по ул. Новоженова);
- в подъездах МКД отсутствует/не полностью размещена информация на информационных досках (МКД N N 1, 1а, 5 по ул. Новоженова);
- светопрозрачные заполнения оконных проемов в подъездах МКД местами имеют следы загрязнения (пыль, паутина, краска), местами разбиты (МКД N N 1, 5, 8, 26 по ул. Новоженова, N 7 по ул. Гвардейская, N 13 по ул. Молодежная);
- местные повреждения цоколя МКД в виде сколов и повреждения окрасочного слоя (МКД N N 8, 10, 12, 14, 24, 26, 28 по ул. Новоженова, NN 5, 6 по ул. Молодежная, NN 6, 7, 9, 15 по ул. Гвардейская, N 2 по пер. Солнечный);
- напольное покрытие лестничных и межлестничных площадок в подъездах МКД местами имеет повреждения в виде отсутствия и повреждения плиток (МКД N N 8, 10, 12, 14, 28 по ул. Новоженова, N 6 по ул. Молодежная, NN 6, 5, 7, 9 по ул. Гвардейская, N 2 по пер. Солнечный);
- местные повреждения оголовков вентиляционных каналов (дымоходов), расположенных на кровле МКД (МКД N 2 по пер. Солнечный);
- электропроводка и слаботочные провода в подъездах МКД местами не закреплены (МКД N N 8, 10, 14, 12, 24, 26, 28 по ул. Новоженова, N 2 по пер. Солнечный);
- в подъездах МКД на лестничных клетках имеется мусор, в том числе паутина и большое количество пыли (МКД N N 1, la, 5, 8, 10, 12, 14, 24, 26, 28 по ул. Новоженова, NN 5, 6, 13 по ул. Молодежная, NN 5, 6, 7, 9, 13, 15 по ул. Гвардейская, N 2 по пер. Солнечный);
- этажные электрические шкафы (щиты) в подъездах МКД местам не закрыты на запирающее устройство, дверцы шкафов погнуты, шкафы не закреплены (неплотно примыкают к стенам) (МКД N N 1, la, 5, 8, 10, 12, 14, 24, 26, 28 по ул. Новоженова, NN 5, 6, 13 по ул. Молодежная, NN 5, 6, 7, 9, 13, 15 по ул. Гвардейская);
- обнаружены признаки разрушения балконных плит МКД, разрушение сцепления бетона (раствора) с металлом, на некоторых участках поверхности балконной плиты оголена арматура (МКД N N la, 5, 8, 10, 12 по ул. Новоженова, NN 5, 6 по ул. Молодежная, N 5 по ул. Гвардейская);
- со стороны дворового фасада имеются сосульки и наледь на кровле МКД (МКД N N 8, 10, 12, 24, 26 по ул. Новоженова, N 6 по ул. Молодежная);
- наличие местных повреждений штукатурного и окрасочного слоев наружных стен МКД в виде трещин, отслоений, пятен, надписей (МКД N N 10, 14, 24, 26, 28 по ул. Новоженова, N 2 по пер. Солнечный).
Таким образом, ответчиком выявлено, что Обществом нарушены требования действующего законодательства, предусмотренные положениями подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктов "а", "б", "в", "г" пункта 2, подпунктов "а", "б", "г" пункта 10, подпункта "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), нормами Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень).
По результатам осмотров составлены соответствующие акты от 20.02.2023, 27.02.2023, 02.03.2023 (т.3, л.д.99, 105, 110).
09.03.2023 в адрес ООО "Домком" внесено представление N 02-30-2023 об устранении допущенных нарушений в сфере жилищного законодательства при содержании общего имущества многоквартирных домов.
Не согласившись с представлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Ивановской области с требованием о признании его недействительным.
Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о законности оспариваемого представления, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Прокуратуры Ивановской области, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1"О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Пунктом 1 статьи 21 Закона N 2202-1 установлено, что предметом надзора являются, в том числе соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона N 2202-1 проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В пункте 5.2 Постановления от 17.02.2015 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках.
С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
Согласно пункту 3 статьи 21 Закона N 2202-1 решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
В силу пункта 3 статьи 22 Закона N 2202-1 реализуя указанные полномочия, прокурор вправе вносить представления об устранении нарушений закона. Представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В рассматриваемом случае проверка проводилась на основании поручения Прокуратуры от 16.02.2023 N 7-256-2023, целью проверки являлось обеспечение и укрепление законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства и оказания коммунальных услуг, предметом - соблюдение ООО "Домком" требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и оказания коммунальных услуг. Общество надлежащим образом уведомлено о проведении проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Часть 2 статьи 162 ЖК РФ предусматривает, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются, в том числе: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) (подпункт "а"); крыши (подпункт "б"); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) (подпункт "в"); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции) (подпункт "г").
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "в"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а"); обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения (подпункт "б"); поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях (подпункт "в"); уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (подпункт "г").
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами N 170.
В пункте 3.4 названных Правил определены правила содержания подвалов и технических подполий. Так, в частности, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья (пункт 3.4.1 Правил N 170).
Согласно пункту 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Чтобы предотвратить разрушения облицовки, штукатурки и окрасочных слоев фасада следует не допустить увлажнение стен атмосферной, технологической, бытовой влагой (пункт 4.2.1.6 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 4.2.3.1 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Пунктом 4.4.1 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
Керамические плитки, отставшие от бетонного основания, перед употреблением должны быть очищены от раствора и замочены водой. Крепление плиток следует производить на цементном растворе, а также с помощью коллоидно-цементного, эпоксидного или другого клея с учетом обеспечения установки заменяемой плитки в одной плоскости с существующими. При ремонте плитки должны быть подобраны по цвету и рисунку (пункт 4.4.14 Правил N 170).
В силу пункта 4.4.15 Правил N 170 заделка разрушенных мест в цементных, мозаичных и асфальтовых полах должна производиться слоями той же толщины и из тех же материалов, что и ранее уложенные полы. Поверхность основания под полы должна быть прочной, насеченной, очищенной от пыли, а также увлажненной (под асфальтовые полы основание не увлажняется). Отремонтированные места цементных полов на вторые сутки следует зажелезнить цементом.
Согласно пункту 4.6.1.23 Правил N 170 очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости.
В соответствии с пунктом 4.10.2.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Предупреждение поступления грунтовых вод в подвалы (техподполья), устранение отсыревания нижней части стен (цоколей) вследствие воздействия грунтовой влаги должны производиться путем восстановления или устройства вновь горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов, цоколя и пола подвала, инъецирования в кладку гидрофобизирующих составов, создающих в стене водонепроницаемую зону, устройства осушающих галерей, дренажной системы, применения электроосмотических и других методов (пункт 4.10.2.2 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе: содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора;
Согласно пункту 5.6.2 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию, среди прочего: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.
В соответствии с пунктом 2 Минимального перечня к работам, выполняемым в зданиях с подвалами, отнесены: проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями; контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них. Устранение выявленных неисправностей.
Пунктом 12 Минимального перечня определены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, к которым отнесены: проверка состояния основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для деревянных полов); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В пункте 23 Минимального перечня предусмотрены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме: сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2013 N 5- АПГ13-53 указано, что закрепленный в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 Минимальный перечень работ и услуг не может быть снижен произвольно ни иными нормативными правовыми актами, имеющими меньшую юридическую силу, ни лицами, ответственными за надлежащее содержание общего имущества.
В ходе проверки выявлены нарушения заявителем требований законодательства, регулирующего отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и оказания коммунальных услуг, что подтверждается, в том, числе актами осмотра от 20.02.2023, 02.03.2023 с представленными к ним фотоматериалами, оспариваемым представлением.
Учитывая, что целями проверки являлось выявление фактов нарушения требований законодательства, регулирующего отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и оказания коммунальных услуг, Прокурор, вопреки мнению Общества, не вышел за предмет проверки.
Доводы подателя жалобы, что проведение проверочных мероприятий осуществлялось за пределами срока проведения проверки, рассмотрены и подлежат отклонению. Имеющийся в материалах дела акт обследования от 03.03.2023 составлен ООО "Домком" по результатам дополнительного выхода в квартиру Белова А.М. в целях контроля температурного режима и не относится к проверочным мероприятиям, проводимым Прокуратурой.
Также подлежат отклонению доводы заявителя о том, что оспариваемое представление Прокурора не является мотивированным, не отвечает критериям исполнимости.
По смыслу Закона N 2202-1 исполнимость представления прокурора является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку представление исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения установлен срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Исполнимость представления следует понимать как наличие реальной возможности у обязанного лица устранить в указанный срок выявленное нарушение. Содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, их изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Из оспариваемого представления следует, что по его тексту описаны выявленные Прокурором нарушения со ссылками на положения нарушенных норм жилищного законодательства. Выбор конкретного способа устранения нарушений предоставлен Обществу, что не свидетельствует о незаконности представления, не затрагивает права и законные интересы заявителя, поскольку предоставляет последнему возможность самостоятельно избрать для себя способы устранения допущенных нарушений. Суд не усматривает объективную невозможность исполнения представления и его двоякого толкования.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов общества.
При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.07.2023 по делу N А17-2668/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1 500 рублей. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная Обществом по платежному поручению от 23.08.2023 N 365 государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.07.2023 по делу N А17-2668/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домком" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Домком" (ОГРН: 1153704000010, ИНН: 3704008026) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 23.08.2023 N 365.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-2668/2023
Истец: ООО "Домком"
Ответчик: Прокуратура Ивановской области, Тейковская межрайонная прокуратура
Третье лицо: Второй арбитражный апелляционный суд