г. Санкт-Петербург |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А56-46331/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: Кузнецова И.А. по доверенности от 21.03.2023
от заинтересованного лица: Гусаков Д.Б. по доверенности от 09.01.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27396/2023) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2023 по делу N А56-46331/2023 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 04.05.2023 по делу об административном правонарушении N 314/23, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 125000 руб.
Решением суда от 17.07.2023 заявленные Обществом требования удовлетворены, оспариваемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 17.07.2023, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что вопреки выводам суда первой инстанции, в оспариваемом постановлении от 04.05.2023 N 314/23 указано в чем выразилось несоответствие технической документации многоквартирного дома фактическим данным, а именно: в техническом паспорте неверно указана площадь нежилых помещений и уборочная площадь лестниц. Как указывает податель жалобы, именно Общество является лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию многоквартирного жилого дома, содержание общего имущества и, соответственно, за надлежащее состояние технической документации многоквартирного жилого дома. Также податель жалобы указывает, что на время капитального ремонта многоквартирного дома Общество не освобождается от своих обязанностей в рамках договора управления по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Жилкомсервис N 2 Московского района" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г.Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д.53, лит. А (далее - МКД) на основании договора управления и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 14.04.2015 N78-000108.
В связи с обращением жителя МКД (вх. N ОБ-6169-2/23-0-0 от 01.03.2023), содержащим сведения о нарушении Обществом лицензионных требований при управлении данным МКД, на основании решения от 14.03.2023 N 03/84/23-К-р Инспекцией 15.03.2023 проведен инспекционный визит на предмет соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом в части надлежащего содержания общего имущества.
В ходе проверочных мероприятий Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно:
- при осмотре подвальных помещений в парадной N 4 МКД, относящихся к общему имуществу МКД, выявлено подтопление и скопление воды в отсеках подвального помещения, складирование строительных материалов, т.е. не обеспечено надлежащее состояние подвального помещения в нарушение требований пунктов 3.4.1, 3.4.5, 3.4.6 Правил N 170.
- согласно представленному Обществом техническому паспорту МКД, составленному на 13.04.2016, площадь жилых помещений составляет 4832,9 кв.м, площадь нежилых помещений составляет 1032,3 кв.м, уборочная площадь лестниц 486,9 кв.м, при этом согласно сведениям системы ГИС ЖКХ: площадь жилых помещений составляет 4830,7 кв.м, площадь нежилых помещений составляет 444,5 кв.м, общая площадь помещений общего пользования 486,9 кв.м, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества: 87,7 кв.м, и данных, указываемых в счетах-квитанциях в т.ч. за март 2023 года: общая площадь жилых и нежилых помещений: 5277,4 кв.м, площадь помещений общего имущества: 574,6 кв.м, сведения и документы о причинах изменения указанных площадей не представлены, то есть не обеспечена актуализация документации длительного хранения в нарушение требований пунктов 1.5.1, 1.5.2 Правил N 170.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте инспекционного визита от 15.03.2023 N 03/84/23-К-р, в протоколе осмотра от 15.03.2023 с приложением материалов фотофиксации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 29.03.2023 уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении Общества протокола N 03/84/23-К-р об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 04.05.2023 по делу об административном правонарушении N 314/23 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 125000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Инспекции от 04.05.2023 N 314/23.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены решения суда от 17.07.2023 в связи со следующим.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами правонарушения выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление названного вида деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предъявляются следующие лицензионными требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Пунктом 1.5.1 Правил N 170 установлено, что в состав технической документации длительного хранения входит: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Согласно пункту 1.5.2 Правил N 170 техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
Как следует из оспариваемого постановления, Обществу вменено необеспечение актуализации документации длительного хранения МКД, а именно в постановлении указано следующее: "согласно представленному лицензиатом техническому паспорту МКД, составленному на 13.04.2016, согласно которому площадь жилых помещений составляет 4832,9 кв.м, площадь нежилых помещений составляет 1032,3 кв.м, уборочная площадь лестниц 486,9 кв.м, при этом согласно сведениям системы ГИС ЖКХ: площадь жилых помещений составляет 4830,7 кв.м, площадь нежилых помещений составляет 444,5 кв.м, общая площадь помещений общего пользования 486,9 кв.м, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества: 87,7 кв.м, и данных, указываемых в счетах-квитанциях в т.ч. за март 2023 года: общая площадь жилых и нежилых помещений: 5277,4 кв.м, площадь помещений общего имущества: 574,6 кв.м, сведения и документы о причинах изменения указанных площадей не представлены".
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, в ГИС ЖКХ указана общая площадь жилых помещений МКД 4832,90 кв.м (а не 4830,70 кв.м как указывает Инспекция), также указана общая площадь нежилых помещений МКД 444,50 кв.м и общая площадь помещений общего пользования МКД 574,60 кв.м.
Из представленных Обществом в Инспекцию пояснений и документов усматривается, что общая площадь нежилых помещений МКД (444,50 кв.м) состоит из площади помещений 1-Н (77 кв.м), 4-Н (177,2 кв.м) и 8-Н (190,3 кв.м), которые находятся в частной собственности, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.
Общая площадь помещений общего пользования (общего имущества) МКД (574,60 кв.м) составляет площадь лестниц (486,90 кв.м) и площадь помещения 5-Н (87,70 кв.м), которое согласно выписке из ЕГРН и статье 36 ЖК РФ является общим имуществом МКД.
Вопреки доводам Инспекции в счете-квитанции за март 2023 года общая площадь жилых и нежилых помещений в МКД указана 5277,40 кв.м, что соответствует сведениям ГИС ЖКХ (4832,90 + 444,50); также указана площадь помещений общего имущества МКД 574,60 кв.м, включающая уборочную площадь лестниц (486,90 кв.м) и площадь помещения 5-Н (87,70 кв.м), что также соответствует сведениям ГИС ЖКХ.
Согласно актуализированному техническому паспорту общая площадь жилых помещений составила 4832,90 кв.м. что соответствует сведениям, указанным в ГИС ЖКХ и в счете-квитанции за март 2023 года. По техническому паспорту уборочная площадь лестниц составляет 486,90 кв.м.
Площадь нежилых помещений по техническому паспорту составляет 1032,3 кв.м. и включает в себя площадь нежилых помещений, как находящихся в собственности граждан и юридических лиц, так и помещений, являющихся общим имуществом дома (подвальные помещения).
В счете-квитанции за март 2023 года в расчетную площадь жилых и нежилых помещений включаются только нежилые помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (444,50 кв.м), так как плату за жилое помещение и коммунальные услуги в силу положений статей 153, 155 ЖК РФ обязаны вносить наниматели и собственники жилых и нежилых помещений.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что Инспекцией не доказано нарушение Обществом требований пунктов 1.5.1, 1.5.2 Правил N 170.
Согласно пункту 3.4.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья.
В соответствии с пунктом 3.4.5 Правил N 170 входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери. Доступ к транзитным инженерным коммуникациям, проходящим через помещения, представителей соответствующих организаций по обслуживанию жилищного фонда и городского коммунального хозяйства должен быть обеспечен в любое время суток.
Пунктом 3.4.6 Правил N 170 установлено, что не допускается устраивать в подвальных помещениях склады горючих и взрывоопасных материалов, а также размещать другие хозяйственные склады, если вход в эти помещения осуществляется из общих лестничных клеток.
Оспариваемым постановлением Обществу вменено, что при осмотре подвальных помещений в парадной N 4 МКД, относящихся к общему имуществу МКД, выявлено подтопление и скопление воды в отсеках подвального помещения, складирование строительных материалов, т.е. не обеспечено надлежащее состояние подвального помещения в нарушение требований пунктов 3.4.1, 3.4.5, 3.4.6 Правил N 170.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, на момент осуществления Инспекцией контрольного мероприятия в проверяемом МКД подрядной организацией ООО "ПВЦ "Восток" в рамках договора от 09.01.2023 N 11/18-237/А/ИС/ТС/2023 выполнялись работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения, холодного водоснабжения; заказчиком работ выступало НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах". Объект был передан для производства работ по капитальному ремонту общего имущества подрядной организации по акту от 16.01.2023. Срок выполнения работ по договору от 09.01.2023 N11/18-237/А/ИС/ТС/2023 составлял 126 календарных дней, то есть не истек на момент инспекционного визита 15.03.2023.
В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Пунктами 2, 3, 4, 11 части 2 статьи 182 ЖК РФ установлено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений
Согласно части 6 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Общество не имеет отношения к проведению подрядной организацией ООО "ПВЦ "Восток" капитального ремонта внутридомовых инженерных систем водоотведения, холодного водоснабжения; не в праве осуществлять контроль за ходом проведения капитального ремонта, в связи с чем не может нести ответственность за подтопление подвального помещения подрядной организацией при проведении ремонта внутридомовых инженерных систем, а также за наличие в подвальных помещениях строительных материалов, используемых подрядной организацией при проведении ремонтных работ, в том числе Общество не вправе перемещать используемые подрядной организацией строительные материалы.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями статьи 1.5, 2.1 КоАП РФ, разъяснениями, изложенными в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности Инспекцией вины Общества в совершении правонарушения, выразившегося в нарушении требований пунктов 3.4.1, 3.4.5, 3.4.6 Правил N 170.
В силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования, признав незаконным и отменив постановление Инспекции от 04.05.2023 по делу об административном правонарушении N 314/23, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда от 17.07.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 июля 2023 года по делу N А56-46331/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46331/2023
Истец: ООО "Жилкомсервис N 2 Московского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга