город Ростов-на-Дону |
|
13 октября 2023 г. |
дело N А01-1217/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ПАО "Россети Кубань" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Щеголева Е.А. по доверенности от 17.01.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу ПАО "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 03.08.2023 по делу N А01-1217/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
(ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268)
к Адыгейскому УФАС России (ИНН 0105019739, ОГРН 1020100702038)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - ПАО "Россети Кубань", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Адыгейское УФАС России, управление, антимонопольный орган) 10.03.2023 по делу об административном правонарушении N 001/04/9.21-81/2023 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.08.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы ПАО "Россети Кубань" сводятся к тому, что ответ ПАО "Россети Кубань" на указанный мотивированный отказ направлен в адрес Шевченко А.Г. 18.01.2023 за N КЭС/113/02/223-исх, то есть в пределах 10 рабочих дней в соответствии с п. 105 Правил. Соответственно, требования п. 105 Правил со стороны Сетевой организации соблюдены, что исключает наличие состава административного правонарушения в действиях Сетевой организации. Общество указывает о возможности применения в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ.
От ПАО "Россети Кубань" поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя ПАО "Россети Кубань" в судебном заседании в режиме веб-конференции.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Кубань" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, в Адыгейское УФАС России поступили заявление индивидуального предпринимателя Шевченко А.Г. от 11.01.2023 N 52, а также аналогичное заявление, перенаправленное из Департамента государственного регулирования тарифа Краснодарского края, от 10.01.2023 N 38, по вопросу правомерности действий ПАО "Россети Кубань" при рассмотрении заявки от 08.12.2022 на увеличение мощности технологического присоединения объекта ВРУ - 0,4 кВ для энергоснабжения земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский р-н, п. Дружный, ул. Рабочая, к/н 01:05:3116001:928.
По результатам рассмотрения жалобы Шевченко А.Г. антимонопольным огранном в действиях ПАО "Россети Кубань" установлено нарушение требований пунктов 15 и 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Рассмотрев материалы административного дела, управлением 27.02.2023 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 001/04/9.21-81/2023, на основании которого 10.03.2023 антимонопольным органом вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 001/04/9.21-81/2023, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
ПАО "Россети Кубань", не согласившись с постановлением антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Субъектом правонарушения является организация - субъект естественной монополии.
ПАО "Россети Кубань" включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно пункту 15 Правил N 861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 -14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
В случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Согласно подпункту "д" пункта 16 Правил N 861 договор должен содержать, в том числе, размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил), за исключением случаев поэтапного технологического присоединения и оплаты, предусмотренных пунктом 17(1) настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что 08.12.2022 индивидуальным предпринимателем Шевченко А.Г. в адрес ПАО "Россети Кубань" посредством портала ПАО "Россети" направлена заявка на увеличение мощности технологического присоединения объекта ВРУ -0,4 кВ для энергоснабжения земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский р-н, п. Дружный, ул. Рабочая, к/н 01:05:3116001:928.
Указанная заявка зарегистрирована ПАО "Россети Кубань" 09.12.2022 за N з5-11-01-1101-22-02208866.
23.12.2022 предпринимателю в установленный законом срок посредством портала ПАО "Россети" в личном кабинете размещены типовые условия договора N 21101-22-00780186-1, технические условия N 03-01/2073-22-сс и счет на оплату.
10.01.2022 предпринимателем Шевченко А.Г. в адрес ПАО "Россети Кубань" направлен мотивированный отказ от подписания договора, в связи с несогласием с расчетом стоимости за технологическое присоединение и включением в договор пунктов 10.1 и 10.2.
Пунктом 10.1 договора N 21101-22-00780186-1 установлено, что размер платы, указанный в пункте 10, является неокончательным и может быть изменен в период его исполнения по основаниям, предусмотренным пунктом 10.2 (в том числе при наличии соответствующего решения суда, вступившего в законную силу).
Согласно пункту 10.2 договора N 21101 -22-00780186-1 с возникновением изменений законодательства РФ, связанных с введением/исключением или повышением/понижением размера налогов, сборов либо иных обязательных платежей, а также оплаты расходов на технологическое присоединение, стороны осуществляют соответствующее повышение/понижение размера платы по договору в порядке, предусмотренном пунктами 6 и 8.
Вместе с тем, Правилами N 861 утвержден типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) (Приложения N 9, 17 к Правилам N 861).
Указанный типовой договор не содержит пунктов 10.1 и 10.2, следовательно, их включение в условия договора N 21101 -22-00780186-1 противоречит требованиям пункта 16 Правил N 861.
Из дополнительных пояснений от 09.03.2023 N 135-04-269, направленных ПАО "Россети Кубань" в адрес антимонопольного органа, следует, что общество внесло изменения в условия типового договора N 21101 -22-00780186-1, исключив пункты 10.1 и 10.2.
Вместе с тем, указанные действия совершены обществом после составления антимонопольным органом протокола об административном правонарушении от 27.02.2023 N 001/04/9.21-81/2023.
Кроме того, новая редакция проекта договора для подписания предпринимателю обществом не направлена в порядке и сроки, установленные пунктом 15 Правил N 861 (10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа от подписания проекта договора с требованием приведения его в соответствие с Правилами).
Апелляционной коллегией не принимаются доводы заявителя о направлении на мотивированный отказ в адрес Шевченко А.Г. ответа от 18.01.2023 за N КЭС/11/02/223-иск, поскольку при этом новая редакция проекта договора для подписания предпринимателю обществом предпринимателю не направлена.
Доказательств наличия объективных обстоятельств, не позволивших обществу в установленный срок направить новую редакцию проекта договора, в материалы дела не представлено.
Судом установлено, что ранее ПАО "Россети Кубань" привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается решениями Арбитражного суда Республики Адыгея по делам N А01-1128/2022, N А01-712/2022, N А01-711/2022.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о нарушении заявителем правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, и, как следствие, о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Апелляционной коллегией не принимаются доводы общества о наличии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности. Оценив характер и степень общественной опасности вмененного обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает в данном случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
В свою очередь возможность замены административного штрафа предупреждением в данном случае отсутствует.
Заявитель не является субъектом малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждения.
Ссылка ПАО "Россети Кубань" на иную судебную практику не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные по данным делам, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), по указанным делам имели место иные фактические обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении настоящего дела. Таким образом, правовая позиция судов по другим делам, основанная на оценке иных доказательств, не влияет на оценку доказательств, при рассмотрении настоящего дела.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.08.2023 по делу N А01-1217/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1217/2023
Истец: ПАО "Россети Кубань"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республика Адыгея, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея