г. Чита |
|
13 октября 2023 г. |
Дело N А19-6483/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Черемховская городская больница N 1" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2023 года по делу N А19-6483/2023 по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Черемховская городская больница N 1" (ОГРН: 1023802215986, ИНН: 3820001261, 665413, Иркутская область, Черемхово город, Парковая улица, 21) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Иркутской области (ОГРН: 1023801547395, ИНН: 3811028531, 664022, Иркутская область, Иркутск город, 3 Июля улица, 20) в лице Черемховского филиала (665415, Иркутская область, г. Черемхово, ул. Лермонтова, д.1) о признании частично недействительными акта плановой выездной контрольной проверки от 07 марта 2023 года, сообщения о результатах рассмотрения возражений, требования об устранении нарушений по результатам проверки,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство здравоохранения Иркутской области (ОГРН: 1083808001243, ИНН: 3808172327, 664003, Иркутская область, Иркутск город, Карла Маркса улица, дом 29),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Черемховская городская больница N 1" (далее - заявитель, ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1", учреждение или больница) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными акта плановой выездной контрольной проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области в лице Черемховского филиала (далее - ТФОМС Иркутской области или Фонд) от 07.03.2023 в части пунктов 11, 2, сообщения о результатах рассмотрения возражений ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" и требования об устранении нарушений по результатам проверки от 22.03.2023 от 02- 100/23-(17) в части оспариваемой суммы нецелевого использования денежных средств и суммы штрафа.
Определением от 15.05.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2023 года заявленные требования удовлетворены частично.
Признан недействительным подпункт 2.2 пункта 2 требования от 22.03.2023 N 02-100/23-(17) об устранении нарушений в части обязания уплатить штраф за нецелевое использование средств ОМС в размере, превышающем 50 000 рублей, в связи с уменьшением суммы штрафа.
На Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения, выражая свое несогласие с ним.
Фонд в представл6енном отзыве на апелляционную жалобы выразил согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 04 октября 2023 года был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 06 октября 2023 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва не нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N Л041-01108-38/00364140 от 30.12.2020, выданной Министерством здравоохранения Иркутской области бессрочно, предоставляет медицинскую помощь населению за счет средств территориального фонда обязательного медицинского образования (далее - ОМС) в объеме и на условиях, соответствующих Территориальной программе ОМС.
В период с 01.04.2021 по 01.01.2023 действовали: Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденная на 2021 год постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2020 N 1201-пп (далее - Программа на 2021 год), и Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденная на 2022 год, утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2021 N 1093-пп (далее - Программа на 2022 год).
На основании приказа Черемховского филиала Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области от 18.01.2023 N 4 "О проведении выездной плановой комплексной проверки областного государственного бюджетное учреждение здравоохранения "Черемховская городская больница N 1" проведена выездная плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" за период с 01.04.2021 по 01.04.2023.
В ходе проверки установлено использование ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" средств ОМС не по целевому назначению, в том числе в размере 2 754 662,34 рубля, выразившееся в использовании средств ОМС на оплату отпусков и выплату компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, а также на оплату труда социальному работнику.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 07.03.2023.
Сообщением, выданным главному врачу ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" 22.03.2023, сообщено о результатах рассмотрения возражений на акт выездной плановой комплексной проверки.
Требованием об устранении нарушений по результатам проверки от 22.03.2023 от 02-100/23-(17) ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" предложено вернуть в бюджет ТФОМС Иркутской области в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования средства обязательного медицинского страхования в сумме 6 224 686,10 рублей, использованные не по целевому назначению, в том числе: за период с 01.04.2021 по 01.01.2022 - 3 172 119,20 рублей, за период с 01.01.2022 по 01.01.2023 - 3 052 566,90 рублей, а также 622 468,61 рублей штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС за указанный период.
Учреждение, полагая, что акт проверки от 07.03.2023 в части выводов о том, что использование средств обязательного медицинского страхования в размере 1 986 636,68 рублей в нарушение раздела V Территориальной программы на 2021 год пункта 13 главы 6 раздела 3 Тарифного соглашения от 30.12.2020 на финансирование расходов, связанных с целевыми выплатами медицинским работникам, является нецелевым и подлежит возврату в бюджет ТФОМС Иркутской области, о том, что средства обязательного медицинского страхования в размере 768 025,66 рублей, направленные ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" на выплату заработной платы и начислений на заработную плату социальным работникам, не участвующим в оказании медицинской помощи в рамках программы ОМС в нарушение положений Закона N 326 ФЗ, Правил 108н, в соответствии с пунктами 14 главы 6 раздела 3 Тарифного соглашения от 30.12.2021 признаются использованными не по целевому назначению и подлежат возврату в бюджет ТФОМС Иркутской области в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, а также сообщение о результатах рассмотрения возражений ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" и требование об устранении нарушений по результатам проверки от 22.03.2023 от 02-100/23-(17) в части оспариваемой суммы нецелевого использования денежных средств и суммы штрафа, не соответствуют требованиям закона и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции в обжалуемой части являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемого представления в части правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 N 449-О и от 04.12.2003 N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
Учитывая изложенное, требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены одновременно следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемых акта, сообщения и требования закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя этими актом, сообщениеи и требованием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных фондов ОМС относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, 6 медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплаты денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 9.15 Типового положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, подпунктом 15 пункта 9 Положения о Территориальном фонде ОМС Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.06.2011 N 176- пп, территориальный фонд ОМС предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда ОМС средств, использованных не по целевому назначению.
В силу части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда ОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом ОМС соответствующего требования.
Согласно статье 2 Федерального закона N 326-ФЗ законодательство об ОМС основывается на Конституции Российской Федерации и состоит в том числе, из Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), Федерального закона N 326-ФЗ, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что ОМС - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных Федеральным законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы ОМС.
В силу статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых медицинских организаций, относятся к средствам целевого финансирования.
Медицинские организации обязаны согласно части 6 статьи 15 и пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС и использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в проверяемый период действовали: Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденная на 2021 год постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2020 N 1201-пп и Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденная на 2022 год, утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2021 N 1093-пп.
Направления расходования средств ОМС, формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках Программы ОМС, уровень тарифов на медицинские услуги в системе ОМС, порядок их индексации, а также другие вопросы оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в Иркутской области в период с 01.04.2021 по 01.01.2023 определялись Тарифными соглашениями на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 30.12.2020 и от 30.12.2021.
Частями 1 и 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Главой XII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), предусмотрена Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Пунктом 192 Правил ОМС установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В соответствии с пунктом 193 Правил ОМС в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги), иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 195 Правил ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, включаются затраты на коммунальные услуги, затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества), затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества), затраты на приобретение услуг связи, затраты на приобретение транспортных услуг, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги), прочие затраты на общехозяйственные нужды.
В ходе проверки ТФОМС Иркутской области установлено, что штатным расписанием ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" предусмотрена должность социального работника в количестве 2 штатных единиц.
Согласно должностной инструкции социального работника ОГБУЗ "Черемховская ГБ N 1", утвержденной главным врачом ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" 09.01.2020, социальные работники не участвуют в оказании медицинской помощи, которая предоставляется застрахованным лицам в пределах программ ОМС.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 18.06.2020 N 351н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", специалист по социальной работе отнесен к кодам ОКВЭД:
87.10 "Деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания", при этом согласно "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. N 14-ст указанная группа включает деятельность домов для престарелых с уходом за больными, санаториев, домов отдыха с уходом за больными, организаций по уходу за больными, интернатов для престарелых и не включает деятельность по оказанию услуг на дому, оказываемых врачами-профессионалами, деятельность домов для престарелых без минимального ухода за больными или с таким уходом, деятельность организаций, предоставляющих социальные услуги с обеспечением проживания, таких как приюты для сирот, детские дома, интернаты и общежития для детей, временные приюты для бездомных;
87.30 "Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания";
87.90 "Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая";
88.10 "Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам";
88.91 "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми"; 88.99 "Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки".
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, социальная помощь не относится к медицинской помощи, ее содержанием является оказание социальной помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки.
При этом, должности специалистов с немедицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи, установлены разделом 1.3 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 183н, который должность социального работника не предусматривает.
Вместе с тем, согласно предоставленным ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" табелям учета рабочего времени, расчетным ведомостям, расчетным листкам, платежным поручениям, реестрам на выдачу заработной платы в 2022 году ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" произведены выплаты заработной платы специалисту, занимающему должность "социального работника". Расходы за счет средств ОМС на оплату труда указанного специалиста составили 589 881,46 рублей, начисления на оплату труда 178 144,20 рублей, всего 768 025,66 рублей.
Корме того, проверкой установлено, что в 2021 году ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" на оплату отпусков и выплату компенсации за неиспользованные отпуска были направленны средства ОМС, в сумме 1 986 636,68 рублей.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 и от 12.04.2020 N 484 (далее соответственно - постановления Правительства Российской Федерации N 415 и N 484) в 2020 году осуществлялись выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Источником финансирования указанных стимулирующих выплат согласно постановлениям Правительства Российской Федерации N 415 и N 484 были определены бюджетные ассигнования федерального бюджета, направляемые из резервного фонда Правительства Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации, Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922, для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат, включая выплаты, связанные с условиями труда, в том числе повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в том числе и стимулирующие выплаты, полученные медицинскими работниками в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации N 415 и N 484, за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, включаются в размер среднего заработка медицинских работников и учитываются при расчете выплат к отпуску и командировочных расходов.
Учитывая, что расходы на увеличение выплат, рассчитываемых, исходя из размера средней заработной платы, в тарифах на оплату медицинской помощи и субвенциях, предоставляемых из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС не предусмотрены, Правительством Российской Федерации вынесены Постановления от 08.07.2020 N 998 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели" (далее - Постановление N 998), а также от 07.07.2021 N 1124 "Об утверждении Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели" (далее - Постановление N 1124).
Таким образом, согласно Постановлению N 998, Постановлению N 1124 финансовое обеспечение расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку осуществляется за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что средства ОМС в сумме 2 754 662,34 рублей, направленные в 2021 году на оплату отпусков и выплату компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, а также в 2022 году на оплату труда социальных работников, не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, следовательно, данные средства использованы ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" не по целевому назначению.
Указанные правовые подходы изложены также в постановлениях Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 по делу N А19-12391/2022 (по доводам о социальных работниках) и в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.06.2023 по делу N А19-15095/2022 (по доводам о стимулирующих выплатах).
Средства, получаемые медицинской организацией по территориальной программе ОМС, являются финансовым обеспечением государственных полномочий по предоставлению гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы ОМС, расходы на оплату отпусков и выплату компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, а также расходы на оплату труда социального работника не связаны с оказанием медицинской помощи по программе ОМС и, следовательно, не могут быть оплачены за счет средств ОМС.
При изложенных обстоятельствах, привлечение Фондом учреждения к ответственности за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, и предложение вернуть средства, использованные не по целевому назначению, являются обоснованными и правомерными, а, следовательно, не нарушают права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении установленной законом ответственности индивидуализировать наказание за нарушение установленных требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Для реализации указанных конституционных принципов суд вправе снизить размер штрафных санкций.
Следовательно, любая мера публичной ответственности, в том числе, штрафная санкция, начисленная на основании Федерального закона N 326-ФЗ, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Соответственно, при назначении рассматриваемого в настоящем случае наказания судом могут быть учтены установленные на основании представленных в материалы дела доказательств факты, характеризующие обстоятельства совершения правонарушения и отношение привлекаемого к ответственности лица к совершенному правонарушению, и позволяющие индивидуализировать назначаемое наказание, соответствующее совершенному правонарушению.
Эти обстоятельства могут быть установлены, в том числе судом по собственной инициативе в силу статьи 71 АПК РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, на основании внутреннего убеждения суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о возможности признания фактических обстоятельств совершения учреждением нарушения, а также выполнение им социально-значимых функций в регионе, характер деятельности, статус областного государственного учреждения, финансируемого за счет областного бюджета, смягчающими ответственность обстоятельствами.
Таким образом, с учетом принципов справедливости и соразмерности при назначении наказания суд снизил размер оспариваемого штрафа до 50 000 рублей.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к правомерному и обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя в части признания недействительным подпункта 2.2 пункта 2 требования от 22.03.2023 N 02-100/23-(17) об обязании уплатить штраф за нецелевое использование средств ОМС в размере, превышающем 50 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требования следует отказать.
При этом, отказывая в удовлетворении заявления в части признания недействительными акта плановой выездной контрольной проверки и сообщения о результатах рассмотрения возражений, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необоснованности требований ввиду изложенных выше выводов о законности и обоснованности и правомерности требования об устранении нарушений по результатам проверки от 22.03.2023 от 02-100/23-(17).
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2023 года по делу N А19-6483/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6483/2023
Истец: ОГБУ здравоохранения "Черемховская городская больница N1"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Иркутской области