г. Москва |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А41-59463/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметовой Д.Д.,
при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Щёлково Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03.08.2023 по делу N А41-59463/22,
установил :
Администрация городского округа Щелково (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Сервис-Телеком" (далее - общество, ответчик) о признании самовольной постройкой и сносе в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу антенно-мачтового сооружения связи с кадастровым номером 50:14:0070308:84 высотой 32 м по адресу: Московская область, городской округ Щелково, дп Загорянский, ул. Пушкина.
Решением Арбитражного суда Московской области исковые требования оставлены без удовлетворения.
С решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как указывает истец, решением Администрации городского округа Щелково (Администрация) от 14.07.2022 N Р001-9914240010-60418933 ООО "СЕРВИС-ТЕЛЕКОМ" отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 4 кв. м по адресу: Московская область, т.о. Щелково, дп Загорянский, ул. Пушкина, под размещение антенно-мачтового сооружения связи.
В ходе рассмотрения заявления ответчика было установлено, что сооружение - антенно-мачтовое сооружение связи высотой 32 м с кадастровым номером 50:14:0070308:84, находящееся в собственности ООО "СЕРВИС-ТЕЛЕКОМ" расположено менее, чем в 50 метрах от индивидуальных жилых домов по ул. Пушкина в д. п. Загорянский городского округа Щелково и земельных участков, на которых они расположены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения.
В отношении объектов, подпадающих по своим физическим характеристикам под понятие недвижимого имущества, созданных с нарушением требований законодательства, применяются положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу пункта 2 указанной статьи лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Как указано в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Следовательно, в данном случае орган местного самоуправления наделен полномочиями предъявлять иск о сносе самовольной постройки.
Как разъяснено в пункте 24 постановления N 10/22, по смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.
Таким образом, в настоящем случае иск предъявлен к надлежащему ответчику как к лицу, осуществившему строительство спорного объекта.
Размещение и эксплуатация на территории Московской области антенно-мачтовых сооружений осуществляется на основании Общих технических требований на размещение и эксплуатацию антенно-мачтовых сооружений на территории Московской области, утвержденных распоряжением Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 15.05.2020 N 11-61/РВ (далее - Технические требования).
Под АМС понимаются антенно-мачтовые сооружения типа: столб, башня, мачта, комбинированная опора, имеющие в качестве основного назначения размещение оборудования подвижной радиотелефонной связи (ПРТС), с высотой до 50 метров, для размещения которых не требуется получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (раздел 1 Технических требований).
Размещение АМС осуществляется на основании разрешений на размещение объектов, выдаваемых в порядке, установленном постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута", с учетом результатов процедуры отбора лиц на право размещения антенно-мачтовых сооружений.
Так, в соответствии с разделом 2 Технический требований, не допускается установка антенно-мачтового сооружения ближе 50 метров от жилых и (или) многоквартирных домов.
Согласно заключению кадастрового инженера Белюшковой А.В. следует, что границы вышеуказанного сооружения установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, сведения основных характеристиках сооружения внесены в ЕГРН, в радиусе 50 метров от антенно-мачтового сооружения связи находятся земельные участки, категория и вид разрешенного использования которых предполагает строительство индивидуальных жилых домов и возведенные здания для индивидуального жилищного строительства. Расстояние, на котором находится антенно-мачтового сооружения связи от жилых домов, варьируется от 28 до 48 метров.
В силу ч. 1 ст. 55.33 ГрК РФ объект капитального строительства, расположенный в границах зоны с особыми условиями использования территории, подлежит сносу или приведению в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, в случае, если режим указанной зоны не допускает размещения такого объекта капитального строительства и иное не предусмотрено федеральным законом.
Определением суда от 30.11.2022 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Ивасюк Н.В. (АНО "СЭО").
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
- создает ли антенно-мачтовое сооружение связи с кадастровым номером 50:14:0070308:84, высотой 84 м, расположенное по адресу: МО, г.о. Щелково, дп Загорянский, ул. Пушкина угрозу жизни и здоровью граждан, третьих лиц и смежных землепользователей?
Согласно поступившему в суд заключению эксперта N 3725/23С от 11.06.2023 антенно-мачтовое сооружение связи с кадастровым номером 50:14:0070308:84, высотой 84 м, расположенное по адресу: МО, г.о. Щелково, дп Загорянский, ул. Пушкина, угрозу жизни и здоровью граждан, третьих лиц и смежных землепользователей не создает при условии надлежащего обслуживания и мониторинга технического состояния.
Выводы эксперта не опровергнуты достоверными доказательствами. Администрация о проведении повторной экспертизы не заявила.
Судом первой инстанции верно установлено, что ответчиком на основании постановления Правительства Московской области от 17.05.2017 N 357/16 "Об установлении публичных сервитутов в интересах общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Телеком" на частях земельных участков, расположенных в границах полосы отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области, в целях установки и эксплуатации линейно-кабельных сооружений - опор многофункционального назначения" осуществлено строительство антенно-мачтового сооружения связи с кадастровым номером 50:14:0070308:84 по адресу: Московская область, городской округ Щелково, дп Загорянский, ул. Пушкина.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости строительство сооружения завершено в 2017 году, кадастровый номер присвоен сооружению 31.08.2018.
Истец обратился в суд, обосновав свои исковые требования нормами ст. 222 ГК РФ, просит снести сооружение ответчика как самовольную постройку, расположенную на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.
Между тем, спорное сооружение связи построено и эксплуатируется ответчиком на основании постановления Правительства Московской области от 17.05.2017 N 357/16.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" в редакции, действовавшей на момент принятия постановления от 17.05.2017, Правительство Московской области принимало правовые акты об установлении или о прекращении публичных сервитутов в соответствии со статьей 17 указанного Закона.
Таким образом, антенно-мачтового сооружение связи с кадастровым номером 50:14:0070308:84 не может быть признано самовольной постройкой, поскольку размещено на земельном участке, отведенном для установки и эксплуатации этого сооружения, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
Истец также указал, что антенно-мачтовое сооружение связи размещено с нарушением требований распоряжения Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 15.05.2020 N 11-61/РВ "Об утверждении общих технических требований на размещение и эксплуатацию антенно-мачтовых сооружений на территории Московской области" и постановления Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута", так как сооружение связи расположено на расстоянии ближе 50 м до жилых домов.
Данный довод истца обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку спорное сооружение построено в 2017, то есть до принятия распоряжения от 15.05.2020 N 11-61/РВ, как и до включения положений о расстояниях 50 м до жилых домов в постановление Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13, которые были введены 19.02.2020.
Доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют изложенные в иске, по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для отмены решения в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса, апелляционный суд
постановил :
Решение Арбитражного суда Московской области от 03.08.2023 по делу N А41-59463/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-59463/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "антарес"
Ответчик: ООО "СЕРВИС-ТЕЛЕКОМ"