г. Владимир |
|
9 октября 2023 г. |
Дело N А11-10269/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2023.
Полный текст постановления изготовлен 09.10.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Тарасовой Т.И., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Залит Я.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - открытого акционерного общества "ТОПОС-19" - директора Щербакова Д.В. (протокол от 09.02.2023 N 2), Ласкеева А.В. по доверенности от 24.07.2023 сроком действия 3 года (диплом АВБ 0472036);
от ответчика - Управления городского хозяйства администрации г. Коврова - Перфиловой А.А. по доверенности от 29.12.2022 сроком действия до 31.12.2023 (диплом 0012105);
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного автономного учреждения Владимирской области "Владимирское территориальное управление государственной вневедомственной экспертизы", общества с ограниченной ответственностью "Строй-СТК" - представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ТОПОС-19" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.04.2023 по делу N А11-10269/2021, по иску открытого акционерного общества "ТОПОС-19" (ОГРН 1033302201547, ИНН 3305003918) к Управлению городского хозяйства администрации г. Коврова (ОГРН 1073332000433, ИНН 3305057871) о взыскании 4 618 432 руб. 57 коп., по встречному исковому заявлению Управления городского хозяйства администрации г. Коврова к открытому акционерному обществу "ТОПОС-19" о взыскании 3 069 593 руб. 37 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "ТОПОС-19" (далее - ОАО "ТОПОС-19") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Управлению городского хозяйства администрации г. Коврова (далее - Управление) о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 03.03.2020 N 0328300129420000006_52323 в размере 4 618 432 руб. 57 коп.
Требования основаны на статьях 309-310, 330, 702 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате работ, выполненных в рамках контракта N 0328300129420000006_52323 от 03.03.2020.
Ответчик иск не признал. Одновременно Управление обратилось в Арбитражный суд Владимирской области со встречным исковым заявлением к ОАО "ТОПОС-19" о взыскании неосновательного обогащения в сумме 3 069 593 руб. 37 коп.
Требования основаны на статьях 309, 310, 702, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы неисполнением ответчиком в полном объеме обязанности по контракту N 0328300129420000006_52323 от 03.03.2020. В связи с чем Управление направило в адрес ответчика уведомление об отказе от контракта и возврате неотработанной суммы аванса. Однако денежные средства, уплаченные Управлением в размере 3 069 593 руб. 37 коп., ответчиком не возвращены.
ОАО "ТОПОС-19" возражало против встречного иска.
Решением от 05.04.2023 Арбитражный суд Владимирской области в удовлетворении первоначальных исковых требований отказал. Взыскал с открытого акционерного общества "ТОПОС-19" в пользу Управления городского хозяйства администрации г. Коврова неосновательное обогащение в размере 3 069 593 руб. 37 коп., в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 38 348 руб.
ОАО "ТОПОС-19", не согласившись с принятым решением, просит его отменить на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает, что правовая особенность муниципального контракта N 0328300129420000006_52323 от 03.03.2020 заключается в том, что его предметом является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Это обстоятельство распространяет на отношения сторон действие Постановления Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 563. Из подпункта "г" пункта 4 указанного Постановления следует, что цена контракта (Цк), определенная по соответствующей формуле после проведения государственной экспертизы, может превысить цену контракта (Цкк), установленную с использованием конкурентных способов определения подрядчиков, что соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в котором законодателем установлена возможность изменения условий контракта при его исполнении. Из смысла указанных норм права следует, что после проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, цена контракта (Цк) может отличаться от цены контракта, установленной с использованием конкурентных способов определения подрядчиков (Цкк).
Положение об определении цены контракта по утвержденной формуле прямо регламентировано пп. "г" п. 4 Постановление N 563 и не предусматривает возможности установления иного порядка определения цены, отличного от формулы, предписанной этими Правилами. Положения части 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ также являются императивными и не содержат каких-либо исключений из общего порядка и оснований заключения контрактов на строительство "под ключ", установленных Постановлением N 563.
В связи с этим ОАО "Топос-19" считает неверным вывод суда о том, что цена контракта, определенная по формуле, установленной в подпункте "г" пункта 4 Постановления N 563, не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, установленную в документации об электронном аукционе. Указывает, что условия контракта должны соответствовать пп. "г" п. 4 Постановления N 563, и в случае противоречия императивной норме, регламентирующей вопросы заключения и исполнения государственных контрактов, в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в противоречащей части применению не подлежат.
Представитель ОАО "ТОПОС-19" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель Управление указал, что с жалобой не согласен, считает решение законным и обоснованным.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции подлежащим изменению в части удовлетворения встречного иска.
Как следует из материалов дела, 03.03.2020 между ОАО "ТОПОС-19" (подрядчиком) и Управлением (заказчиком) был заключен муниципальный контракт N 0328300129420000006_52323, в соответствии с пунктом 1.1 которого застройщик (подрядчик) обязался в установленный муниципальным контрактом срок выполнить работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию многоквартирного жилого дома для переселения граждан из аварийного жилого фонда на территории города Коврова Владимирской области по заданию заказчика, расположенного на земельном участке по адресу: Владимирская область, МО г. Ковров. 19 Партсъезда ул., дом 9, площадью 3150 +/- 20 кв.м. с кадастровым номером 33:20:014601: 324 и сдать его заказчику, а заказчик обязался создать застройщику (подрядчику) необходимые условия для выполнения работ и оплатить работы.
Из пункта 1.2 контракта следует, что в рамках исполнения условий муниципального контракта застройщик (подрядчик) принял на себя следующие обязательства: провести инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания самостоятельно или третьим лицом на условиях субподряда, за счет застройщика (подрядчика); выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации, проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, осуществить получение положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации (осуществляется застройщиком (подрядчиком) или третьим лицом на условиях субподряда, за счет застройщика (подрядчика); обеспечить авторский надзор; выполнить подготовительные, земляные работы, прокладку инженерных коммуникаций от точек подключения, указанных в приложение N 3 настоящего муниципального контракта, до строящегося дома и осуществить их подключение, выполнить строительно-монтажные работы по строительству многоквартирного дома, осуществить приобретение, установку, монтаж (сборку), пуско-наладку и ввод в эксплуатацию монтируемого оборудования в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией, осуществить уборку и вывоз мусора; осуществлять гарантийный ремонт здания, смонтированного оборудования в период установленного муниципальным контрактом гарантийного срока; провести замеры здания и квартир, оформление технических планов для постановки здания и квартир на кадастровый учет; получить положительное заключение государственного строительного надзора о соответствии построенного дома проекту; оформить технический план здания, получить документы о соответствии инженерных сетей выданным техническим условиям; подготовить сводный план инженерных сетей на действующей топографической съемке; оплатить услуги по постановке дома и квартир на кадастровый учет.
Согласно пункту 1.3 контракта заказчик должен был осуществить: получение технических условий для проектирования; получение разрешения на строительство и уведомление государственного строительного надзора о начале строительства; получение разрешения на ввод в эксплуатацию и осуществление государственной регистрации права собственности на квартиры; постановку здания и квартир на кадастровый учет.
Застройщик (подрядчик) обязался выполнить работы в соответствии с графиком выполнения работ (пункт 1.5 контракта).
В соответствии с пунктом 3.1 контракта общая стоимость работ по нему согласована в сумме 39 815 104 руб. 90 коп., в том числе НДС 20 % в сумме 6 635 850 руб. 82 коп.
В случае, если контракт заключается с юридическим или физическим лицом, в том числе, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, сумма, подлежащая уплате заказчиком уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком (пункт 3.2 контракта).
В пункте 3.3 контракта согласовано, что стоимость работ по муниципальному контракту на период его действия является твердой и не подлежит изменению, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и условиями муниципального контракта
Пунктом 3.4 контракта установлено, что стоимость работ по муниципальному контракту может быть снижена по соглашению сторон без изменения, предусмотренного муниципальным контрактом, объема работ и иных условий исполнения муниципального контракта.
Стороны в пункте 4.1 контракта согласовали, что все платежи по настоящему муниципальному контракту осуществляются заказчиком за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного бюджета и бюджета города Коврова в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств в безналичной форме, в российских рублях. Составляющую долю софинансирования из бюджетов разных уровней в % и рублях определяет заказчик по КБК расходов 733 0501 093F367483 414; 733 0501 093F367484 414.
В силу пункта 4.2 контракта оплата выполненных работ по муниципальному контракту осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет застройщика (подрядчика) согласно фактически выполненным объемам работ, но не более сумм, предусмотренных муниципальным контрактом на эти работы.
Все неучтенные объемы работ и затраты, в том числе связанные с изменением и дополнением проектных решений, потребность в которых при исполнении муниципального контракта обнаружена в ходе выполнения работ или выявлена в несоответствии с технической документацией, застройщик (подрядчик) покрывает за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенного на выполнение дополнительных объемов работ, которые застройщик (подрядчик) должен выполнить в ходе производства работ по исполнению муниципального контракта. В расчетах за выполненные работы по исполнению муниципального контракта резерв средств на непредвиденные работы и затраты расходуется на дополнительные виды работ, с расшифровкой на дополнительные объемы работ, с учетом уровня текущих цен. Перед включением дополнительных видов (объемов) работ в акты о приемке выполненных работ по исполнению муниципального контракта заказчик совместно с проектной организацией и по согласованию с подрядной организацией выполняет дополнительную смету, в которой отражаются дополнительные объемы работ, изменения по ранее разработанной смете. Таких дополнительных объемов работ в ходе исполнения муниципального контракта может быть несколько, но сумма превышения дополнительных объемов работ должна быть не более суммы непредвиденных расходов, включенных в цену соответствующего отдельного вида работ муниципального контракта. В случае, если при исполнении муниципального контракта не возникла необходимость в выполнении дополнительного объема работ, сумма затрат на непредвиденные работы и затраты по исполнению муниципального контракта застройщику (подрядчику) не передается и стороны муниципального контракта при исполнении муниципального контракта заключают дополнительное соглашение об уменьшении стоимости работ на сумму затрат, предусмотренных на непредвиденные работы по исполнению муниципального контракта.
В соответствии с пунктом 4.4 контракта оплата выполненных застройщиком (подрядчиком) и принятых заказчиком работ по муниципальному контракту производится заказчиком в течении 30 дней, по мере предоставления и подписания сторонами актов о приемке выполненных работ, составленных по форме КС-2, подписанных организацией, осуществляющей строительный контроль, справок о стоимости выполненных работ и произведенных затрат, составленных по форме КС-3, утвержденных постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100. Акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 составляются на фактически выполненные виды и объемы работ, но не более сумм, предусмотренных муниципальным контрактом. Основанием для оплаты являются подписанные сторонами справки по форме КС-3, акты по форме КС-2 и счета-фактуры. К актам о приемке выполненных работ по форме КС-2 застройщик (подрядчик) обязан приложить исполнительную документацию: сметы и акты на непредвиденные расходы, акты на скрытые работы, исполнительные схемы, паспорта и сертификаты, удостоверяющие количество и качество примененных строительных материалов и конструкций. Оформление указанных документов производится застройщиком (подрядчиком) с последующей передачей их на подпись заказчику по реестру.
Согласно пункту 4.5 контракта окончательный расчет производится заказчиком не позднее 30 дней после подписания акта ввода законченного строительства дома и на основании представленных документов в п. 4.4, включая устранение дефектов, выявленных при приемке и возмещения нанесенного ущерба заказчику или третьему лицу, возникшего по вине застройщика (подрядчика).
Пунктом 5.1 контракта установлено, что застройщик (подрядчик) обязуется выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации на строительство и последующему строительству и вводу в эксплуатацию многоквартирного жилого дома в следующие сроки:
-начало работ - с даты заключения муниципального контракта;
-окончание работ - до 31.12.2020.
Из пункта 5.2 контракта следует, что календарные сроки выполнения работ определяются графиком выполнения работ (приложение N 1), который является неотъемлемой частью муниципального контракта. График выполнения работ в части подготовительного и основного периодов строительства и сдачи дома корректируются застройщиком (подрядчиком) после завершения работ по проектированию в течение пяти календарных дней после получения положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации.
Скорректированный график выполнения работ оформляется в виде дополнительного соглашения к муниципальному контракту. Контроль за исполнением утвержденного графика работ ведется в соответствии с датами подписания актов о приемке выполненных работ.
В пункте 9.1 контракта согласовано, что приемка выполненных работ осуществляется и оформляется в соответствии с условиями муниципального контракта в течении 10 рабочих дней с составлением соответствующих документов по формам КС-2, КС-3, с отметкой организации, осуществляющей строительный контроль, в четырех оригинальных экземплярах на бумажном носителе и одном на электронном носителе в формате используемого по взаимному соглашению сторон сметного программного комплекса.
Акт по форме КС-2 составляется на фактически выполненные виды и объемы работ, но не более сумм, предусмотренных муниципальным контрактом. К актам по форме КС-2 застройщик (подрядчик) обязан приложить исполнительную документацию: сметы и акты на непредвиденные работы, акты на скрытые работы, исполнительные схемы, копии паспортов и сертификатов, удостоверяющих качество примененных строительных материалов и конструкций, заверенные надлежащим образом (пункт 9.2 контракта).
В соответствии с пунктом 9.3 контракта оформленные акт по форме КС-2, акт смонтированного оборудования, и справки по форме КС-3 застройщиком (подрядчиком) передаются на подпись заказчику по реестру.
Заказчик в течение 10 рабочих дней со дня получения актов формы КС-2, справок КС-3 и подтверждающих документов к ним обязан проверить их на соответствие выполненным работам, подписать их и передать их застройщику (подрядчику) либо направить застройщику (подрядчику) мотивированный отказ от приемки выполненных работ (пункт 9.4 контракта).
Из пунктов 9.7, 9.8 контракта следует, что в случае обнаружения заказчиком (организацией, осуществляющей строительный контроль) недостатков в выполненных работах в течение 3 рабочих дней создается двусторонняя комиссия для составления акта о выявленных недостатках и сроках их устранения. Сторона, не согласная с выводами комиссии, вправе изложить свои возражения в акте. Возникшие разногласия могут быть разрешены путем проведения независимой экспертизы. Застройщик (подрядчик) обязан в срок, указанный в акте о выявленных недостатках, своими силами и за свой счет устранить все выявленные недостатки.
В пункте 19.1 контракта стороны предусмотрели, что муниципальный контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны муниципального контракта от его исполнения.
Из пункта 19.3 следует, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта по основаниям, предусмотренным статьей 95 Федерального закона.
Пунктом 19.6 контракта установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения конкретного вида обязательств.
В соответствии с пунктом 19.7 контракта решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в течение трёх рабочих дней с даты принятия такого решения направляется застройщику (подрядчику) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу застройщика (подрядчика), указанному в муниципальном контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении застройщику (подрядчику). Выполнение заказчиком требований настоящего пункта считается надлежащим уведомлением застройщика (подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта вступает в силу и муниципальный контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком застройщика (подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении застройщику (подрядчику) указанного уведомления (пункт 19.8 контракта).
Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в случае, если в ходе исполнения муниципального контракта установлено, что застройщик (подрядчик) и (или) выполняемая работа не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) требуемым работам или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии выполняемых работ таким требованиям, что позволило ему стать победителем (пункт 19.9 контракта).
Дополнительным соглашением от 30.12.2020 N 2 стороны согласовали, что все платежи по настоящему муниципальному контракту осуществляются заказчиком за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного бюджета и бюджета города Коврова в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств в безналичной форме, в российских рублях. Составляющую долю софинансирования из бюджетов разных уровней в % и рублях определяет заказчик. Застройщик (подрядчик) обязуется выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации на строительство и последующему строительству и вводу в эксплуатацию многоквартирного жилого дома в следующие сроки:
-начало работ - с даты заключения муниципального контракта;
-окончание работ - до 01.07.2021.
Во исполнение условий контракта АО "ТОПОС" выполнило соответствующие работы, в подтверждение чего, в материалы дела представлены акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 25.09.2020 N 1, от 28.09.2020 N 2, от 28.09.2020 N 3, от 28.09.2020 N 4, от 28.09.2020 N 5, от 28.09.2020 N 6, от 28.09.2020 N 7, от 28.09.2020 N 8, от 28.09.2020 N 9, от 28.09.2020 N 10, от 26.10.2020 N 11, от 26.10.2020 N 12, от 26.10.2020 N 13, от 26.10.2020 N 14, от 30.11.2020 N 15, от 30.11.2020 N 16, от 30.11.2020 N 17, от 04.12.2020 N 18, от 04.12.2020 N 19, от 14.12.2020 N 20, от 14.12.2020 N 21, от 14.12.2020 N 22, от 14.12.2020 N 23, от 25.12.2020 N 24, от 25.12.2020 N 25, от 25.12.2020 N 26, от 27.01.2021 N 27, от 27.01.2021 N 28, от 27.01.2021 N 29, от 27.01.2021 N 30, от 27.01.2021 N 31, от 27.01.2021 N 32, от 27.01.2021 N 33, от 27.01.2021 N 34, от 27.01.2021 N 35, от 16.02.2021 N 36, от 16.02.2021 N 37, от 16.02.2021 N 38, от 16.02.2021 N 39, от 16.02.2021 N 40, от 16.02.2021 N 41, от 19.03.2021 N 42, от 19.03.2021 N 43, от 19.03.2021 N 44, от 19.03.2021 N 45, от 22.06.2021 N 46, от 22.06.2021 N 47, от 22.06.2021 N 48, от 22.06.2021 N 49, от 22.06.2021 N 50, от 22.06.2021 N 51, от 22.06.2021 N 52, от 22.06.2021 N 53, от 22.06.2021 N 54, от 22.06.2021 N 55, справки о стоимости выполненных работ и затрат от 25.09.2020 N 1, от 28.09.2020 N 2, от 26.10.2020 N 3, от 30.11.2020 N 4, от 04.12.2020 N 5, от 14.12.2020 N 6, от 25.12.2020 N 7, от 27.01.2021 N 8, от 16.02.2021 N 9, от 19.03.2021 N 10, подписанные сторонами без каких-либо замечаний и возражений по объему, качеству выполненных работ.
В подтверждение факта выполнения работ обществом на сумму 4 618 432 руб. 57 коп. (по расценкам, указанным в смете, получившей положительной заключение госэкспертизы от 18.09.2020 N 33-1-1-3-046363-2020) в материалы дела представлены односторонние акты о приемке выполненных работ от 26.03.2021 N 46, от 31.03.2021 N 47, от 31.03.2021 N 48, от 31.03.2021 N 49, от 21.04.2021 N 50, от 21.04.2021 N 51, от 21.04.2021 N 52, от 21.04.2021 N 53, от 21.04.2021 N 54, от 21.04.2021 N 55, справки о стоимости выполненных работ и затрат от 21.04.2021 N 13, от 26.03.2021 N 11, направленные в адрес Управления письмом от 22.06.2021 N 109.
Управление частично оплатило выполненные АО "ТОПОС" работы в сумме 25 377 873 руб. 97 коп. (по актам с 25.09.2020 по 19.03.2021 N 1-46), в подтверждение чего, в материалы дела представлены платежные поручения, указав на применение понижающего коэффициента 0,7687279186 к сметной стоимости до цены контракта.
В связи с тем, что Управление приостановило оплату выполненных работ, общество приостановило производство выполнения работ. В связи прекращением работ на объекте строительства, Управление направило в адрес АО "ТОПОС" решение от 10.06.2021 N 07-14/2717 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
По акту приема-передачи объекта незавершенного строительства от 22.06.2021 АО "ТОПОС" передало Управлению объект незавершенного строительства по контракту.
12.07.2021 АО "ТОПОС" направило в адрес Управления претензию с требованием об оплате образовавшейся задолженности в размере 4 618 432 руб. 57 коп. В ответ на претензию, Управление письмом от 30.07.2021 N 27-31/3627 отказало в удовлетворении заявленных требований, указав, что выявлено несоответствие проекту работ, предъявленных ОАО "ТОПОС-19" к оплате по акту по форме КС-2 от 25.09.2020 N 1 с включением суммы НДС 288 000 руб. по разработке проектной и рабочей документации и созданию (передаче) научно-технической продукции. Также Управление указало, что НДС на данные работы проектной документацией не предусмотрен, в результате чего, стоимость принятых работ составляет 25 089 873 руб. 97 коп. Более того, проектном предусмотрены затраты на технический надзор, однако указанные услуги не оказывались АО "ТОПОС-19", в результате чего оплате не подлежат. Стоимость услуг технического надзора составляет 1 058 245 руб. 92 коп., в результате чего, сметная стоимость должна быть скорректирована на указанную сумму и составить 51 793 494 руб. 08 коп. По мнению Управления, цена контракта составляет 39 815 104 руб. 90 коп., скорректированная сметная стоимость - 51 793 494 руб. 08 коп., понижающий коэффициент к сметной стоимости до цены контракта - 0,7687279186. Стоимость принятых работ после возврата излишне оплаченного НДС составляет 25 089 873 руб. 97 коп., с учетом понижающего
коэффициента оплате подлежала стоимость выполненных работ в размере 19 287 286 руб. 59 коп., в результате чего, переплата составила 5 802 587 руб. 38 коп.
Управление сочло, что стоимость непринятых работ составила 3 929 861 руб. 18 коп., с учетом понижающего коэффициента до цены контракта оплате подлежит 3 020 994 руб. 01 коп., в результате чего, с учетом непринятых работ переплата составляет 2 781 593 руб. 378 коп. Таким образом, общая сумма излишне оплаченных денежных средств составляет 3 069 593 руб. 37 коп. (в том числе НДС в размере 288 000 руб. по разработке проектной и рабочей документации и по созданию (передачи) научно-технической продукции и 2 781 593 руб. 37 коп., исходя из принятых и оплаченных актов выполненных работ по форме КС-2 с N 1 по N 46).
Управление направило в адрес общества претензию от 25.11.2021 N 07-31/5610 с требованием о возврате излишне уплаченных денежных средств в размере 3 069 593 руб. 37 коп. Указанная претензия оставлена обществом без ответа и удовлетворения.
Из дальнейшей переписки сторон следует, что стороны не пришли к соглашению об определении стоимости выполненных работ. Поскольку между сторонами не достигнуто соглашение об определении стоимости выполненных работ по актам КС-2 с N 46 по N 55, АО "ТОПОС" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, суд первой инстанции правомерно квалифицировал отношения сторон спора, как основанные на договоре подряда, регулирующиеся нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результата работы, при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы; по согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В силу статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. Таким образом, факт выполнения ответчиком работ по договору должен подтверждаться актом о приемке выполненных работ по унифицированной форме КС-2, который должен быть подписан сторонами договора, или который должен быть составлен в соответствии с правилами, установленными статьей 753 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Статья 763 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 762 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором: уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
Определяя стоимость спорного контракта, АО "ТОПОС" исходило из положений подпункта "г" пункта 4 Постановления N 563, в связи с чем, указало на превышение проектной цены сметной стоимости работ над ее достоверной, подтвержденной положительным заключением экспертизы.
В свою очередь, Управление, не оспаривая по существу правомерность расчета цены строительства в соответствии с положениями подпункта "г" пункта 4 указанных правил, сочло подлежащими применению к правоотношениям сторон положений, указанных в подпункте "в" пункта 4 Постановления N 563, в соответствии с которым сметная стоимость строительства, с учетом распределения объемов работ в пределах срока исполнения контракта по годам в соответствии с подготовленной проектной документацией не превышает цены контракта, установленной с использованием конкурентных способов определения поставщиков.
Фактически доводы истца и ответчика сводятся к разногласию сторон в части определения стоимости выполненных работ по отношению к цене контракта с учетом положений пункта 4 Постановления N 563. При этом, спора в отношении объема и качества выполненных работ у сторон не имеется.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
На основании части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении в том числе следующих условий: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом; при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%.
Законом N 44-ФЗ предусмотрены не только ограничения для изменения цены контракта, но также и основания по которым цена контракта может быть увеличена. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой (пункт 4 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 3.3 контракта согласовано, что стоимость работ по муниципальному контракту на период его действия является твердой и не подлежит изменению, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и условиями муниципального контракта
Пунктом 3.4 контракта установлено, что стоимость работ по муниципальному контракту может быть снижена по соглашению сторон без изменения, предусмотренного муниципальным контрактом, объема работ и иных условий исполнения муниципального контракта.
В силу пункта 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
Из пункта 1 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.
Согласно пункту 2 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом. Законом о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается твердая цена контракта, которая является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Из пункта 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ следует, что в извещении об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта
Из части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ следует, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, из содержания статей 34, 42 Закона N 44-ФЗ следует, что в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Согласно пункту 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 N 19 (ред. От 31.03.2018) "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" установлено, что в случае заключения контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, в порядке и на основаниях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 563, в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Постановления N 563, в контракте указываются цена контракта, установленная с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также установленные заказчиком в документации о закупке максимальное значение цены контракта и следующая формула цены контракта:
Цкк - А
Цк = С + -------, где
С - сметная стоимость строительства (в ценах соответствующих лет) с учетом распределения объемов работ в пределах срока исполнения контракта по годам в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации о достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
Цкк - цена контракта, установленная с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
А - переменная, значение которой устанавливается равным сметной стоимости строительства, указанной в абзаце четвертом настоящего подпункта (С), в случае если сметная стоимость строительства, указанная в проектной документации при представлении ее для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, меньше или равна сметной стоимости строительства, установленной по результатам проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, и равным цене контракта, указанной в абзаце пятом настоящего подпункта (Цкк), в случае если сметная стоимость строительства, указанная в такой документации, больше сметной стоимости строительства, установленной по результатам проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.
В силу пункта 3.1 контракта общая стоимость работ по нему установлена в размере 39 815 104 руб. 90 коп., в том числе НДС 20 % в сумме 6 635 850 руб. 82 коп.
Согласно положительному заключению ГАУ ВО "Владоблэкспертиза" N 33-1-1-3-046363-2020 о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, сметная стоимость, по результатам проверки откорректированной сметной документации, установлена в сумме 52 851 740 руб.
АО "ТОПОС", определяя стоимость спорного контракта исходит из положений подпункта "г" пункта 4 Постановления N 563, в связи с чем, указывает на превышение проектной цены сметной стоимости работ над ее достоверной, подтвержденной положительным заключением экспертизы.
Суд первой инстанции согласился с доводами АО "ТОПОС" о необходимости определения цены контракта (Цк) по формуле, установленной в подпункте "г" пункта 4 Постановления N 563. Однако суд считает неверным применение исключительно подпункт "в" Постановления N 563, без учета в совокупности положений части 2 статьи 34, части 16.1 статьи 34, пункта 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, подпункта "г" пункта 4 Постановления N 563, предусматривающих отступление от общего правила и твердую цену контракта.
Из смысла вышеуказанных норм права следует, что после проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, цена контракта (Цк) может отличаться от цены контракта, установленной с использованием конкурентных способов определения подрядчиков (Цкк). Однако, цена контракта (Цк), определенная по формуле, установленной в подпункте "г" пункта 4 Постановления N 563, не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, установленную в документации об электронном аукционе.
Материалами дела подтверждается, что в документации об электронном аукционе N 0328300129420000006 начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 40 015 180 руб. 80 коп., обоснование начальной (максимальной) цены контракта изложено заказчиком в приложении N 1 к информационной карте. Следовательно, цена контракта не может превышать данные максимального значения (40 015 180 руб. 80 коп.) как и предусматривает пункт 4 Постанровления N 563.
Предлагаемый подрядчиком порядок определения фактической стоимости выполненных по спорному контракту работ не предусмотрен ни положениями Закона N 44-ФЗ, ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 563 "О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", ни условиями контракта, в связи с чем доводы АО "ТОПОС" о необходимости применения цены контракта в размере 52 851 740 руб. обоснованно отклонены.
Предметом встречного искового заявления является взыскание неосновательного обогащения в размере 3 069 593 руб. 37 коп.
Статья 763 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 762 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором: уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ; использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать техническую документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика; оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре; участвовать вместе с подрядчиком согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления; возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика; привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ; уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
По смыслу статей 762 и 763 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для оплаты выполненных работ является фактическое выполнение предусмотренных договором подряда проектных и изыскательских работ и передача их заказчику.
Как следует из статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Как предусмотрено пунктом 19.1, муниципальный контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны муниципального контракта от его исполнения.
Пунктом 19.6 контракта также установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения конкретного вида обязательств.
В соответствии с пунктом 19.7 контракта решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в течение трёх рабочих дней с даты принятия такого решения направляется застройщику (подрядчику) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу застройщика (подрядчика), указанному в муниципальном контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении застройщику (подрядчику). Выполнение заказчиком требований настоящего пункта считается надлежащим уведомлением застройщика (подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта вступает в силу и муниципальный контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком застройщика (подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении застройщику (подрядчику) указанного уведомления (пункт 19.8 контракта).
Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в случае, если в ходе исполнения муниципального контракта установлено, что застройщик (подрядчик) и (или) выполняемая работа не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) требуемым работам или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии выполняемых работ таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика (пункт 19.9 контракта).
Материалами дела подтверждается, что муниципальный контракт от 03.03.2020 N 0328300129420000006_52323 расторгнут на основании решения Управления от 10.06.2021 N 07-14/2717.
В силу пунктов 3, 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Из пункта 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" следует, что в случае расторжения договора сторона не лишена права истребовать ранее исполненное, если другая сторона неосновательно обогатилась.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), исходя из положений пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований.
Судом первой инстанции установлено, что после расторжения спорного контракта между сторонами, возник спор относительно окончательной стоимости выполненных работ, выполненных подрядчиком.
Согласно позиции истца при переходе к договорной цене, которая составила 39 815 104 руб. 90 коп., необходимо применять понижающий коэффициент. В результате чего, по мнению заказчика, возврату подлежит неотработанный аванс в сумме 3 069 593 руб. 37 коп., что составляет разницу между стоимостью перечисленного аванса и стоимостью фактически выполненных подрядчиком работ. Ответчик (подрядчик) в свою очередь, ссылаясь на положительное заключение ГАУ ВО "Владоблэкспертиза" N 33-1-1-3-046363-2020, указывает, что после проведения корректировки сметной стоимости, стоимость выполненных работ составила 52 851 740 руб.
Установлено, что с момента заключения контракта до его расторжения ОАО "Топос-19" предоставило заказчику акты выполненных работ по форме КС-2 на общую сумму 29 307 735,15 руб. исходя из первоначальной сметной стоимости. Заказчиком приняты и оплачены акты выполненных работ по форме КС-2 за период с 25.09.2020 по 19.03.2021 N 1-46 на сумму 25 377 873 руб. 97 коп. При этом в ходе приемки выполненных работ установлено, что расчет стоимости выполненных работ производится из расчета 52 851 740 руб. Таким образом, стоимость работ по актам КС-2 NN 1-55 составила 22 529 674 руб. 24 коп. (29 307 735 руб. 15 коп. х 0,7687279186 (понижающий коэффициент до цены контракта)).
Сумма принятых и оплаченных Управлением работ составила - 25 377 873 руб. 97 коп. Следовательно, переплата за выполненные АО "ТОПОС" равна 2 848 199 руб. 73 коп. (25 377 873 руб. 97 коп.(произведенная оплата) - 22 529 674 руб. 24 коп. (стоимость работ по актам КС-2 N N 1-55). В связи с имеющейся переплатой за выполненные работы задолженность Управления перед АО "ТОПОС" отсутствует, на что обоснованно указал суд, разрешая первоначальный иск общества.
Поскольку сумма неосновательного обогащения по встречному иску судом определена неверно, то в соответствии со статьей 270 пунктом 3 части 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.04.2023 подлежит изменению. В случае отмены (изменения) решения арбитражного суда первой инстанции апелляционным судом принимается новый судебный акт (ст.269, п.1 АПК РФ).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.04.2023 по делу N А11-10269/2021 изменить в части удовлетворения встречного иска Управления городского хозяйства администрации г.Коврова к акционерному обществу "ТОПОС-19" о взыскании неосновательного обогащения и взыскания судебных расходов.
Встречный иск Управления городского хозяйства администрации г.Коврова к акционерному обществу "ТОПОС-19" о взыскании неосновательного обогащения в сумме 3 069 593 руб. 37 коп. удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества "ТОПОС-19" в пользу Управления городского хозяйства администрации г.Коврова неосновательное обогащение в сумме 2 848 199 руб. 73 коп. В остальной части в удовлетворении встречного иска отказать.
Взыскать с акционерного общества "ТОПОС-19" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 37 240 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.04.2023 по делу N А11-10269/2021 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.И. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-10269/2021
Истец: ОАО ''ТОПОС-19''
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОВРОВА
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ВЛАДИМИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ", ООО "Строй-СТК", УГХ Администрации г. Ковров Владимирской области