г. Владивосток |
|
13 октября 2023 г. |
Дело N А51-9602/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярославская управляющая компания",
апелляционное производство N 05АП-5435/2023
на решение от 01.08.2023
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-9602/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ярославская управляющая компания" (ИНН 2532009368, ОГРН 1072533000495)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982)
об оспаривании предостережения от 27.04.2023 N 51/03/04-12-73,
при участии:
от ООО "Ярославская управляющая компания": представитель Потапенко В.В. по доверенности от 09.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 0086/23), паспорт; генеральный директор Акуленко Д.В., решение N 1 от 29.05.2019, паспорт;
от ГЖИ Приморского края: не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ярославская управляющая компания" (далее - заявитель, общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - инспекция, жилищная инспекция) о признании недействительным предостережения от 27.04.2023 N 51/03/04-12-733.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.08.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что оспариваемое в рамках настоящего дела предостережение является незаконным и необоснованным, поскольку обязанность по выполнению Минимального перечня услуг в полном объеме возложена на управляющую компанию, независимо от того, предусмотрены ли выполняемые работы в договоре управления, а законодательно не запрещается выполнение непредвиденных и неотложных работ, не включенных в договор управления, но предусмотренных в Минимальном перечне, за счет средств формируемых на текущий ремонт. При этом судом не принято во внимание, что Приложением N 1 к договору N 1 управления многоквартирным домом от 01.07.2017 утвержден Перечень работ, услуг по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества, который является закрытым и дополнять его управляющая компания не вправе.
Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 08.09.2023 и размещено в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Административный ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о причине неявки не сообщил. Представители заявителя не возражают против рассмотрения дела в его отсутствие. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие ГЖИ Приморского края.
Представители ООО "Ярославская управляющая компания" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просили отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее:
ООО "Ярославская управляющая компания" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2017 N 1 осуществляет управление МКД N 7 по ул. Лазо в пгт. Ярославский Хорольского района Приморского края.
Председателем совета указанного многоквартирного дома Живец Г.А. в адрес Государственной жилищной инспекции Приморского края направлено обращение от 30.03.2023 вх. N 51гр-5255 о защите (восстановлении) нарушенных прав граждан, проживающих в МКД, согласно которому управляющая компания в актах выполненных работ за отчетные периоды (месяц) указывается выполнение работ по текущему ремонту тех видов работ, которые должны выполняться за счет тарифа "содержание" общего имущества многоквартирного дома. Также сообщалось о том, что обществом не согласовываются сметные расчеты на проведение текущего ремонта с председателем совета многоквартирного дома.
На основании решения от 07.04.2023 N 51/03/04-11-15 должностными лицами инспекции в целях проверки приведенных в обращении доводов инспекцией в период с 10.04.2023 по 26.04.2023 проведена внеплановая документарная проверка деятельности управляющей организации по вопросу соблюдения условий договора управления вышеуказанным МКД.
В адрес общества направлено требование о предоставлении документов от 10.04.2023 исх. N 51/05/05-18-37, в ответ на которое обществом направлены копии актов выполненных работ по содержанию и текущему ремонту МКД и пояснения.
В ходе проведения документарной проверки Инспекцией установлено, что в акты выполненных работ за январь, февраль, апрель, ноябрь, декабрь 2022 года обществом включены работы, выполненные по статье "текущий ремонт", которые относятся к пунктам 24, 25 Минимального перечня и должны выполняться за счет тарифа на содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе:
- в акт выполненных работ за январь 2022 года включены работы текущего ремонта многоквартирного дома по подсыпке придомовой территории (в соответствии с локальным сметным расчетом 12.01.2022, 17.01.2022, 20.01.2022 на сумму 14292,21 руб.,
- в акт выполненных работ за февраль 2022 года включены работы текущего ремонта многоквартирного дома по очистке придомовой территории с подсыпкой противогололедным материалом (в соответствии с локальным сметным расчетом 16.02.2022) на сумму 10039,40 руб.,
- в акт выполненных работ за апрель 2022 года включены работы текущего ремонта многоквартирного дома по известковой побелке деревьев и бордюр (в соответствии с локальным сметным расчетом 19.04.2022) на сумму 5230,70 руб.,
- в акт выполненных работ за ноябрь 2022 года включены работы текущего ремонта многоквартирного дома по подсыпке придомовой территории (в соответствии с локальным сметным расчетом 14.11.2022, 21.11.2022) на сумму 6935,53 руб.,
- в акт выполненных работ за декабрь 2022 года включены работы текущего ремонта многоквартирного дома по очистке придомовой территории с подсыпкой противогололедным материалом (в соответствии с локальным сметным расчетом 01.12.2022, 23.12.2023) на сумму 10039 руб.
Кроме того, предоставленные по требованию Инспекции дефектные ведомости, на основании которых выполнены локальные ресурсные сметные расчеты, согласованы гр. Лесниковой Г.Я., которая не наделена полномочиями собственников помещений МКД на совершение данных действий.
Придя к выводу о том, что ООО "Ярославская управляющая компания" самостоятельно, без принятия решения собственниками помещений МКД включило в акты выполненных работ за январь, февраль, апрель, ноябрь, декабрь 2022 года работы, выполненные по статье "текущий ремонт", которые относятся к пунктам 24, 25 Минимального перечня и должны выполняться по статье содержание общего имущества, что является нарушением условий договора 01.07.2017 N 1 управления многоквартирным домом.
Инспекцией в адрес ООО "Ярославская управляющая компания" направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 27.04.2023 N 51/03/04-12-73 (номер ЕРКМ 25230942500005923341 от 26.04.2023), которым управляющей компании предложено не включать в акты выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД виды работ отнесенные к пунктам 24, 25 Минимального перечня в перечень выполненный за счет статьи текущий ремонт. Данные виды работ должны выполняться по статье содержание общего имущества МКД, срок принятия 15.05.2023.
Не согласившись с принятым предостережением, полагая, что оно нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, выслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
В случае принятия контрольным (надзорным) органом решения об объявлении контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес сайта в сети "Интернет", позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований, при условии наличия самообследования в числе используемых профилактических мероприятий по соответствующему виду контроля.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля.
Контрольные (надзорные) органы осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 утверждены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения (далее по тексту - Правила N 166).
Пунктом 4 указанных Правил определено, что в предостережении указывается, в том числе:
- информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля;
- срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения.
Согласно пункту 7 Правил N 166 по результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 166, орган муниципального контроля рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.
Результаты рассмотрения возражений на предостережение, уведомление об исполнении предостережения используется органом муниципального контроля, в том числе, для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований.
Согласно пункту 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Приморского края, утвержденного постановлением Правительства Приморского края от 13.02.2020 N 107пп., инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный жилищный надзор на территории Приморского края.
В этой связи коллегия поддерживает вывод суда о том, что оспариваемое предостережение от 27.04.2023 N 51/03/04-12-733 вынесено уполномоченным органом, направлено обществу в связи с наличием у ответчика сведений о признаках нарушений обязательных требований по организации, содержанию и обслуживанию МКД.
Согласно статье 8 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований.
Таким образом, апелляционный суд отмечает, что выдача ООО "Ярославская управляющая компания" оспариваемого предостережения является профилактическим мероприятием, цель которого не привлечь к ответственности контролируемое лицо или обязать его выполнить те или иные действия, а принять меры по недопущению в будущем нарушений обязательных требований, которые могут повлечь для контролируемого лица применения в отношении него уже конкретных мер административного наказания.
Оценив оспариваемое предостережение в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ в совокупности с материалами дела, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы арбитражного суда о его законности в силу следующего:
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии с абзацем четвертым раздела II Правил N 170 текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Согласно Приложению N 7 к Правилам N 170, перечень работ, относящихся к текущему ремонту, включает в себя: ремонт фундамента, стен и фасадов; перекрытий; крыш, оконных и дверных заполнений; межквартирных перегородок, Лестниц, балконов, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалов, над балконами верхних этажей, полов, печей и очагов, внутренний отделки, центрального отопления, водопровода и канализации, горячего водоснабжения, электроснабжения и электротехнических устройств, вентиляции, мусоропроводов, специальных общедомовых технических устройств, а также внешнее благоустройство (ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются помимо прочего земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б").
Согласно пункту 11 указанных Правил содержания имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (п. п. г);
В соответствии с положениями пункта 11(1) Правил N 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 24 Минимального перечня к работам по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (придомовая территория), в холодный период года относится, в том числе уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
В соответствии с пунктом 25 Минимального перечня работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают: подметание и уборку придомовой территории; очистку от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов; уборку и выкашивание газонов; прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистку металлической решетки и приямка.
Апелляционным судом установлено, что в 2022 году ООО "Ярославская управляющая компания" на основании заявлений собственников помещений МКД произвело выполнение работ по замене участка трубопровода системы отопления в подвале под кв. 32, подсыпку придомовой территории противогололедным материалом, замену участка трубопровода отопления в подвале, известковую побелку деревьев и бордюр, демонтаж газовой трубы на фасаде дома (подъезды 1,2,3), ремонт входа в подвальное помещение, ремонт кровли над кв.15, ремонт кровли в районе кв. 29, изготовление и установка информационных щитов.
Обращаясь в суд с апелляционной жалобой, заявитель настаивает на том, что проделанные виды работ отсутствуют в перечне работ, услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, определения их стоимости и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденного договором управления МКД, в связи с чем они были признаны управляющей компанией непредвиденными и выполнялись за счет средств резервного фонда, сформированного из средств текущего ремонта, в результате чего подлежали включению в акты выполненных работ за январь, февраль, апрель, ноябрь, декабрь 2022 года по статье "текущий ремонт многоквартирного дома".
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 4.1.2. Договора N 1 управления многоквартирным домом от 01.07.2017 перечень работ, услуг содержит работы, услуги, включенные в Минимальный перечень работ, услуг, выполнение (оказание) которых обеспечивает надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (далее - минимально необходимые работы, услуги), и содержит:
а) Перечень работ, услуг по управлению многоквартирным домом и содержанию общего имущества, носящие регулярный характер их выполнения (оказания) в течение всего срока действия Договора (раздел 1 Приложения N 9 к Договору);
б) Перечень работ по текущему ремонту общего имущества с указанием сроков проведения таких работ;
Согласно пункту 4.1.3. Договора управляющая организация не позднее, чем за месяц до окончания каждого года действия Договора, согласовывает с уполномоченным лицом Перечень работ, услуг на каждый последующий год действия Договора, начиная со второго.
Указанный Перечень работ, услуг подписывается Управляющей организацией и уполномоченным лицом, составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в Управляющей организации, а второй - в месте хранения Договора, указанном в п. 11.1. Договора.
Пунктом 4.1.4. Договора предусмотрено, порядок изменения Перечня работ, услуг, а также случаи отнесения работ к непредвиденным, в т.ч. неотложным работам, устанавливаются в Приложении N 10 к Договору. Перечень работ, услуг в части включенных в него минимально необходимых работ, услуг не подлежит изменению в течение всего срока действия Договора.
В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
При этом в части 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии со статьей 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу пункта 4.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Апелляционным судом установлено и заявителем не оспорено, что протоколом общего собрания собственников помещений МКД от 20.09.2021 по пункту 3 повестки принималось решение по утверждению плана работ по МКД на 2021 год, по которому собственники решили выполнить: 1. Обрезку деревьев; 2. Ремонт подъездов; 3. Оштукатуривание входов в подвал; 4. Ремонт тамбура подъезда N 1.
Иных решений о проведении текущего ремонта общего имущества МКД на 2022 год обществом не предоставлено, протоколов принятии решений в системе ГИС ЖКХ не размещено.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
При этом, с учетом ранее приведенных норм, Минимального перечня работы по содержанию придомовой территории, следует, что совершенные управляющей компанией работы по подсыпке придомовой территории, по очистке придомовой территории с подсыпкой противогололедным материалом, по известковой побелке деревьев и бордюр не относятся к текущему ремонту
Исходя из вышеизложенного, Общество, оказывая услуги и выполняя работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должно реализовывать нормативно установленную обязанность по обеспечению надлежащего содержания земельного участка, на котором расположен указанный дом, в том числе, отнесенные к пунктам 24, 25 Минимального перечня. Являясь управляющей организацией, ООО "Ярославская управляющая компания" должно соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.
Довод апелляционной жалобы о том, что управляющая компания не вправе изменять перечень услуг по содержанию общедомового имущества, установленный договором управления и являющийся закрытым, подлежит отклонению, поскольку, как разъяснено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Непринятие своевременных мер по устранению повреждений общего имущества дома способствует их развитию, создает угрозу дальнейшего разрушения и, как следствие, возможность причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
С учетом изложенного, суд верно пришел к выводу о неправомерном включении ООО "Ярославская УК" в акты выполненных работ за январь, февраль, апрель, ноябрь, декабрь 2022 года работ, выполненных по статье "текущий ремонт", которые фактически относятся к пунктам 24, 25 Минимального перечня и подлежали включению в статью "Содержание" общего имущества и влечет за собой нарушение условий Договора управления.
При этом судом принято во внимание, что Приложением N 10 к договору управления утвержден Порядок изменения Перечня работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 5 приложения N 10 Договора управления принятие решения управляющей организацией о необходимости выполнения непредвиденных работ из числа включенных в Минимальный перечень работ, услуг (возникающей по результатам очередного осмотра общего имущества по предписанию контролирующих и надзорных органов, в результате вандальных действий и в иных случаях) не приводит к изменению перечня работ, услуг. Непредвиденные работы выполняются за счет средств резерва на выполнение непредвиденных работ, формируемого для указанных целей ежегодно в размере, указанном в разделе 4 Приложения N 10 к Договору.
Непредвиденные работы, требующие незамедлительного их выполнения в целях обеспечения безопасности жизни, здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, признаются для целей исполнения Договора непредвиденными неотложными работами.
О необходимости выполнения непредвиденных, в т.ч. неотложных работ по их видам и объемам Управляющая организация уведомляет уполномоченное лицо в разумный срок, при возможности предварительного уведомления - до начала выполнения таких работ.
Кроме того, управляющая компания также не лишена права инициировать процедуру внесения изменений в условия договора N 1 управления многоквартирным домом от 01.07.2017.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предостережение от 27.04.2023 N 51/03/04-12-733 выдано ООО "Ярославская управляющая компания" правомерно, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При рассмотрении спора суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующего спорные отношения, и в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.08.2023 по делу N А51-9602/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9602/2023
Истец: ООО "ЯРОСЛАВСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ