г. Москва |
|
13 октября 2023 г. |
Дело N А40-278647/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Панкратовой Н.И., Бондарева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермаковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04 августа 2023 года
по делу N А40-278647/22,
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к Ордена Трудового Красного Знамени Федеральному государственному унитарному предприятию "Российские сети вещания и оповещения"
третьи лица: Правительство Москвы, ТУ Росимущества в г.Москве, Минцифры России, Департамент градостроительной политики города Москвы, Департамент ГОЧСИПБ, Фонд реновации
об изъятии
при участии в судебном заседании представителей:
от истца и Правительства Москвы: Агатов А.А. по доверенностям от 01.12.2022 и от 22.12.2022, диплом 107704 0139741 от 10.02.2014;
от ответчика: Столяров А.А. по доверенности от 01.01.2023, диплом 0435043 от 21.06.2001;
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились - извещены;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Ордена Трудового Красного Знамени Федеральному государственному унитарному предприятию "Российские сети вещания и оповещения" (далее - ответчик, ФГУП РСВО) об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003006:10400, общей площадью 32 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 29, корп. 2, с установлением суммы компенсации в соответствии с отчетом об оценке от 20.07.2022 N П637-1056-ИЗ/2022, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Центр оценки "Аверс", в размере 4137900 руб. и условий возмещения в редакции истца.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительства Москвы, ТУ Росимущества в городе Москве, Минцифры России, Департамент градостроительной политики города Москвы, Департамент ГОЧСИПБ, Фонд реновации.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2023 выделено в отдельное производство требование Департамента к ответчику об установлении размера подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003006:10400.
Протокольным определением от 31.07.2023 принято уточнение заявленных требований, согласно которому требования заявлены об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003006:10400, общей площадью 32 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 29, корп. 2, с установлением суммы компенсации в соответствии с отчетом об оценке от 20.07.2022 N П637-1056-ИЗ/2022, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Центр оценки "Аверс", в размере 4 137 900 руб. и условий возмещения в редакции Департамента.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2023 по делу N А40-278647/22 изъято для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером 77:08:0003006:10400, площадью 32 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 29, корп. 2, с установлением суммы возмещения за изымаемое нежилое помещение в размере 4 137 900 руб. без учета НДС. Установлены следующие условия возмещения:
- возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Департаментом городского имущества города Москвы после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу путем перечисления денежных средств на счет правообладателя;
- правообладатель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в Департамент городского имущества города Москвы реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества. Обязательства Департамента городского имущества города Москвы по оплате считаются исполненными с даты списания денежных средств с корреспондентского счета Департамента городского имущества города Москвы;
- в случае отказа правообладателя предоставить реквизиты расчетного счета более 5 (пяти) рабочих дней, денежные средства составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества вносятся Департаментом городского имущества города Москвы на депозит нотариуса;
- правообладатель обязан освободить нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации. В случае нарушения правообладателем указанного срока предоставить Департаменту городского имущества города Москвы и/или иному уполномоченному исполнительному органу города Москвы, и/или подрядной организации на принудительное освобождение нежилого помещения. Департамент городского имущества города Москвы и/или иной уполномоченный исполнительный орган г.Москвы, и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество иных лиц.
Определено, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и хозяйственного ведения ФГУП РСВО, ограничений (обременений) на нежилое помещение с кадастровым номером 77:08:0003006:10400, площадью 32 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 29, корп. 2, перехода и возникновения права собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на нежилое помещение с кадастровым номером 77:08:0003006:10400, площадью 32 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 29, корп. 2.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт.
Представитель истца требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей 3-х лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что нежилое помещение, с кадастровым номером 77:08:0003006:10400, общей площадью 32 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 29, корп. 2, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и передано ответчику на праве хозяйственного ведения, что подтверждается выпиской из ЕГРН, представленной регистрирующим органом по запросу суда.
Указанное помещение согласно выписке находится в пределах объекта с кадастровым номером 77:08:0003006:1016, являющегося многоквартирным домом.
Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
На основании п. 2 ст. 239.2 ГК РФ в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
Пунктом 3 ст. 239.2 ГК РФ определено, что отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Суд первой инстанции принял во внимание, что основания изъятия земельных участков приведены в ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно п. 3 которой иные основания изъятия земельных участков предусматриваются федеральными законами.
Иные основания, в частности, предусмотрены в ст. 7.4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 (ред. от 31.07.2023) "О статусе столицы Российской Федерации", по которой нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, не относящиеся к общему имуществу в таких многоквартирных домах, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Многоквартирный жилой дом, помещение в котором принадлежит ответчику на праве хозяйственного ведения, включен в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП на основании ст. 4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1.
Согласно п. 3 ст. 279 ГК РФ, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
На основании п. 2 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
В силу п. 4.2.14(1) Положения о Департаменте, истец принимает решение об изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции или включенных в решение о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве.
Департаментом издано распоряжение от 14.04.2022 N 19332 об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером 77:08:0003006:10400.
Согласно п. 5 ст. 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
На основании пп. 3 п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении.
Решение об изъятии помещения направлено в адрес ответчика письмом N ДГИ-И-56482/22 от 04.08.2022.
В силу п. 1 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
На основании п. 6 ст. 279 ГК РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Требования к соглашению об изъятии земельного участка изложены в п. 1 ст. 56.9 ЗК РФ.
Истец направил ответчику соглашение об изъятии, что подтверждается сопроводительным письмом от 04.08.2022 N ДГИ-И-56482/22, сведениями с официального сайта Почты России о вручении.
Сумма денежной компенсации определена в п. 2.1 Соглашения на основании отчета об оценке от 20.07.2022 N П637-1056-ИЗ/2022, выполненного независимой оценочной организацией ООО "Центр оценки "Аверс", в размере 4137900 руб.
Отчет также получен ответчиком указанным сопроводительным письмом.
Получение ответчиком указанных документов подтверждается сведениями с официального сайта Почты России, согласно которым почтовое отправление получено ответчиком 11.08.2022.
Согласно п. 1 ст. 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 ст. 282 ГК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Ответчиком соглашение об изъятии не подписано, в связи с чем Департамент обратился с соответствующим иском.
На основании п. 14 ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии может быть обжаловано в суд.
Суд первой инстанции принял во внимание, что распоряжение от 14.04.2022 N 19332 в судебном порядке оспорено не было.
На основании п. 4 ст. 281 ГК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии равноценного возмещения.
Ответчик заявил возражения против размера установленного возмещения за изымаемый объект.
Спор о размере возмещения, выделенный в отдельное производство, до настоящего времени не разрешен.
В силу п. 2 ст. 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Согласно п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22) собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
На основании абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
Пунктом 3 ст. 299 ГК РФ установлено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренном ГК РФ другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожения имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
С учетом изложенного, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность обладателя вещного права отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, учитывая, что унитарное предприятие вправе самостоятельно подписывать соглашение об изъятии имущества для государственных нужд.
Таким образом, требования заявлены к надлежащему ответчику, и доводы отзыва в соответствующей части подлежат отклонению.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" при переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством, если иное не предусмотрено законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Возмещение может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с нормативными правовыми актами и выдаваемыми организацией связи техническими условиями.
Реновация жилищного фонда в городе Москве - совокупность мероприятий, направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства.
Таким образом, реновация жилищного фонда направлена на улучшение и благоустройство территории Москвы путем строительства новых объектов недвижимости.
Изъятие недвижимого имущества не влечет за собой прекращение деятельности ответчика, а напротив, истец предоставляет денежную компенсацию для дальнейшего
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Отклоняя доводы ФГУП РСВО о том, что оно является унитарным предприятием и использует имущество на праве хозяйственного ведения и осуществляет свою деятельность в интересах государства и общества в соответствии с наделенными полномочиями, и что имущество не подлежит изъятию, а подлежит переносу или переустройству за счет заказчика строительства с предоставлением закрытого отапливаемого и вентилируемого помещения, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что в данном случае за изъятие нежилого помещения для государственных нужд ответчику возмещается не только рыночная стоимость имущества за изъятие помещения, но иные убытки и расходы, причиненные правообладателю в связи с изъятием.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 августа 2023 года по делу N А40-278647/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И.Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-278647/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ФГУП ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ "РОССИЙСКИЕ СЕТИ ВЕЩАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ"
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, Департамент ГОЧСИПБ, Департамент градостроительной политики города Москвы, МИНЦИФРЫ России, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ, Фонд реновации