г.Москва |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А40-17899/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей Расторгуева Е.Б., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Фоминым И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МинПромТорг России на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2023 по делу N А40-17899/23,
по иску МинПромТорг России (ИНН 7705596339)
к АО "Стеклонит" (ОГРН 1020202387765)
о взыскании штрафов по договорам,
При участии в судебном заседании:
от истца: Берулин А.Н. по доверенности от 21.12.2022,
от ответчика: Нафикова Е.Ф. по доверенности от 01.03.2023.
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 03.08.2023 в удовлетворении исковых требований о взыскании по договору от 20.12.2013 N 13412.0924900.13.013 штрафа в размере 27 570 322 руб. 74 коп., по договору от 20.12.2013 N 13412.0924900.13.016 штрафа в размере 31 750 154 руб. 93 коп. - отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой в которой просил отменить решение суда, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, считает, что обоснованно истребовал штрафы за ненадлежащее исполнение договорных обязательств, так как не представлялась документации подтверждающая достижение в полном объеме целевого индикатора и показателя эффективности реализации инновационных проектов.
Ответчик в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) направил отзыв на апелляционную жалобу, считает, что решение суда первой инстанции обоснованно, а жалоба не подлежит удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, приняв по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2013 N 972 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку развития производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них в рамках реализации российскими организациями комплексных инновационных проектов по созданию высокотехнологичной продукции.
Между Минпромторг России (министерство) и ОАО "Тверьстеклопластик" (получатель) (в дальнейшем реорганизованное в форме присоединения к АО "СТЕКЛОНиТ") 20.12.2013 заключен договор о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию комплексного инновационного проекта по созданию высокотехнологичной продукции N 13412.0924900.13.013 шифр "Армирование строительных конструкций" (далее - договор 1), согласно которого министерство предоставляет получателю субсидию в порядке и на условиях настоящего договора на возмещение затрат в 2013-2016 годах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - научно-исследовательские работы), непосредственно связанных с созданием продукции в рамках реализации инновационного проекта по созданию высокотехнологичной продукции по теме "Разработка технологий получения и производства конструкционных и функциональных полимерных композитов и профильных изделий нового поколения из полимерных композитов для производства и/или армирования строительных конструкций зданий и сооружений" (шифр "Армирование строительных конструкций"), а получатель обязуется использовать полученную субсидию исключительно по целевому назначению и реализовать указанный инновационный проект в соответствии с планом-графиком реализации инновационного проекта (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (п. 1.1).
Объем предоставляемой субсидии составляет 80 458 166 руб. 63 коп., в том числе: на 2013 г. - 0 руб.; на 2014 г. - 25 000 000 руб.; на 2015 г. - 24 958 166 руб. 63 коп.; на 2016 г. - 30 500 000 руб. (п. 2.1 в редакции Дополнительного соглашения от 25.05.2015 N 2).
Истец предоставил ответчику по договору 1 субсидию в размере 79 684 993 руб. 82 коп., что подтверждается платежными поручениями.
Согласно п. 2.3 договора 1, общий объем собственных средств получателя и средств третьих лиц, привлеченных для выполнения инновационного проекта, указанного в настоящем договоре составляет 92 527 тыс. руб.
Произведенные расходы за счет собственных средств в общей сумме составили 124 885 349 руб. 06 коп.
Срок реализации проекта: декабрь 2020 г.
Кроме того, между Минпромторг России (министерство) и ОАО "Тверьстеклопластик" (получатель) (в дальнейшем реорганизованное в форме присоединения к АО "СТЕКЛОНиТ") 20.12.2013 заключен договор о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию комплексного инновационного проекта по созданию высокотехнологичной продукции N 13412.0924900.13.016 шифр "Трубы" (далее - договор 2), согласно которого министерство предоставляет получателю субсидию в порядке и на условиях настоящего договора на возмещение затрат в 2013-2016 годах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - научно-исследовательские работы), непосредственно связанных с созданием продукции в рамках реализации инновационного проекта по созданию высокотехнологичной продукции по теме "Разработка технологий получения и производства композитов нового поколения и цельнокомпозитных труб для пропуска небольших водотоков под насыпями автомобильных и железных дорог (цельнокомпозитных водопропускных труб", а получатель обязуется использовать полученную субсидию исключительно по целевому назначению и реализовать указанный инновационный проект в соответствии с планом-графиком реализации инновационного проекта (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (п. 1.1).
Объем предоставляемой субсидии составляет 74 740 306 руб. 66 коп., в том числе: на 2013 г. - 9 000 000 руб.; на 2014 г. - 19 400 000 руб.; на 2015 г. - 22 794 656 руб.; на 2016 г. - 23 545 650 руб. 66 коп. (п. 2.1 в редакции Дополнительного соглашения от 21.06.2016 N 4).
Истец предоставил ответчику по договору 2 субсидию в размере 69 751 453 руб. 82 коп., что подтверждается платежными поручениями.
Общий объем собственных средств получателя и средств третьих лиц, привлеченных для выполнения инновационного проекта, указанного в настоящем договоре составляет 79 758 тыс. руб. (п.2.3).
Произведенные расходы за счет собственных средств в общей сумме составили 111 268 532 руб. 37 коп.
Срок реализации проекта: декабрь 2020 г.
Согласно п. 3.3.10 договоров получатель обязан предоставить в министерство отчет о реализации инновационного проекта по форме, разработанной Минпромторгом России.
В силу п. 4.1 договора 1 (в редакции Дополнительного соглашения от 24.11.2016 N 5) министерство и уполномоченный орган государственного финансового контроля обязаны проводить проверки соблюдения получателем целей, условий и порядка предоставления субсидии, которые установлены договором 1 и Правилами, в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 4.1 договора 2 (в редакции Дополнительного соглашения от 24.11.2016 N 6) министерство и уполномоченный орган государственного финансового контроля обязаны проводить проверки соблюдения получателем целей, условий и порядка предоставления субсидии, которые установлены договором 2 и Правилами, в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 4.2 договоров получатель обязан предоставлять министерству и уполномоченным органам государственного финансового контроля по их требованию необходимые документы, относящиеся к предмету данных договоров.
Согласно п. 3.3.7 договоров получатель обязан достигнуть целей индикаторов и показателей эффективности реализации инновационного проекта, указанных в Приложении N 3, являющемся неотъемлемой частью договоров.
На основании п. 22 Правил и п. 4.1, 4.2 договоров Департамент металлургии и материалов Минпромторга провел выездную проверку соблюдения АО "СТЕКЛОНиТ" условий и порядка предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку развития производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них в рамках реализации российскими организациями комплексных инновационных проектов по созданию высокотехнологичной продукции на производственной площадке получателя, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Трамвайная, д. 15.
В обоснование исковых требований истец указывал на то, что по итогам выездной проверки и рассмотрения отчетной документации комиссией по рассмотрению результатов реализации инновационных проектов по договорам 1 и 2 было выявлено несоблюдение получателем подпунктов 3.3.7 договоров и не достижение получателем в полном объеме целевого индикатора и показателя эффективности реализации инновационных проектов согласно Приложению N 3 к договорам "Объем реализации инновационной продукции" (Протоколы комиссии Минпромторга России от 23.05.2022 N 17-628 и N 17-629).
В протоколе комиссии Минпромторга России от 23.05.2022 N 17-629 указано: что объем реализации инновационной продукции получателем по договору от 20.12.2013 г. N 13412.0924900.13.013 фактически выполнен на 123 796 209,51 руб. вместо заявленного - 313 313 000 руб. Размер штрафных санкций составляет 27 570 322 руб. 74 коп.
В протоколе комиссии Минпромторга России от 23.05.2022 N 17-628 указано: что объем реализации инновационной продукции получателем по договору от 20.12.2013 г. N 13412.0924900.13.016 фактически выполнен на 45 889 227,39 руб. вместо заявленного - 224 712 000 руб. Размер штрафных санкций составляет 31 750 154 руб. 93 коп.
Истцом в адрес ответчика направлены претензии с требованием оплаты штрафов.
Данные требования ответчиком оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального, процессуального права сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт, досконально описав необходимые обстоятельства дела, согласно которым сделал правильные выводы.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.310 ГК РФ).
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (ст.ст.330,331 ГК РФ).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.1 ст.65, ч.2 ст.9 АПК РФ).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что не включение Минпромторгом критерия эффективности созданной ответчиком высокотехнологичной продукции по разделам сетки, изоляционные системы по цене продукции в зачет показателя "Объем реализации инновационной продукции" является неправомерным и не соответствует условиям договоров на предоставление субсидий, в связи с этим правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании штрафов не имелось.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2023 по делу N А40-17899/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-17899/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "СТЕКЛОНИТ"