город Москва |
|
13 октября 2023 г. |
дело N А40-7890/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03.10.2023.
Полный текст постановления изготовлен 13.10.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.
при ведении протокола помощником судьи А.О. Казнаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Михайловский"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.06.2023 по делу N А40-7890/23
по заявлению ООО "Управляющая компания "Михайловский"
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Макаренков А.И. по доверенности от 13.05.2019;
от заинтересованного лица - Соков И.А. по доверенности от 24.01.2023;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.06.2023 в удовлетворении заявленных ООО "Управляющая компания "Михайловский" требований о признании незаконным решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, оформленного уведомлением от 03.04.2023 N КУВД-001/2022-38463500/182 об отказе государственной регистрации прав, отказано.
ООО "Управляющая компания "Михайловский" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Через канцелярию суда от регистрирующего органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Управляющая компания "Михайловский", являясь доверительным управляющим ЗАО "Михайловский Рентный", в состав активов которого на праве общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев фонда входит земельный участок с кадастровым номером 50:26:0152003:19 общей площадью 22.561 кв.м., расположенный по адресу: Москва, сельское поселение Новофедоровское, ЗАО "Кузнецовский комбинат", что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от N 50-50-26/127/2009-196 от 15.01.2010, дата присвоения кадастрового номера 04.11.2004.
24.08.2022 ООО "Управляющая компания "Михайловский" принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:26:0152003:19, площадью 22.561 кв.м. на 12 объектов недвижимого имущества - земельных участков.
В целях регистрации принятого решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:26:0152003:19 общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением N КУВД-001/2022-38463500 от 02.09.2022 о постановке на государственный кадастровый учет 12 объектов недвижимого имущества - земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:26:0152003:19, расположенных по адресу: Москва, поселок Новофедоровское, ЗАО "Кузнецовский комбинат", площадями 1.848 кв.м. (ЗУ1), 2.403 кв.м. (ЗУ2), 2.528 кв.м. (ЗУЗ), 1.376 кв.м. (ЗУ4), 1.762 кв.м. (ЗУ5), 2.511 кв.м. (ЗУ6), 2.299 кв.м. (ЗУ7), 1.893 кв.м. (ЗУ8), 1.423 кв.м. (ЗУ9), 1.561 кв.м. (ЗУ10), 1.952 кв.м. (ЗУ11), 1.005 кв.м. (ЗУ 12), и государственной регистрации права собственности в отношении них.
08.09.2022 регистрирующим органом уведомлениями от 08.09.2022 N КУВД001 /2022-38463500/1-/26 приостановлены сроком на 3 месяца - до 07.12.2022 учетно-регистрационные действия в отношении спорных объектов на основании п. п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, п. 2, 3 ч. 5 ст. 42 Закона о регистрации, ввиду нарушения пп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 56 Требований, утвержденных приказом от 14.12.2021 N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", п. п. 50, 77 Требований, ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду направления запросов в Администрацию поселения Новофедоровское в г. Москве, Префектуру Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы, Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, Комитет государственного строительного надзора г. Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы.
20.10.2022 регистрирующим органом уведомлениями от 20.10.2022 N КУВД-001/2022-38463500/27-/52, от 26.10.2022 N КУВД-001/2022-38463500/53-/78, от 16.11.2022 N КУВД-001/2022-3 8463 5 00/79-/104, от 23.11.2022 N КУВД 001/2022-3 8463 500/105-/130, от 03.04.2023 N КУВД- 001/2022-3 8463 500/131-/156 сообщено о не устранении всех причин приостановления, ставших его основанием.
03.04.2023 регистрирующим органом уведомлением от 03.04.2023 N КУВД001/2022-38463500/157-/182 отказано в постановке на государственный кадастровый учет спорных объектов и государственной регистрации права собственности в отношении них, ввиду истечения срока приостановления и неустранения причин, ставших его основаниями, а именно: нарушение п. 26 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, п. 71, 78 Требований, с учетом поступивших ответов на запрос.
Заявитель, не согласившись с выводами регистрирующего органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав устанавливает основания приостановления осуществления учетно-регистрационных действий по решению государственного регистратора прав. Ввиду наличия оснований, установленных законодательством, государственный регистратор уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 29 Закона о регистрации).
Статья 26 Закона о регистрации устанавливает основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Часть 1 ст. 26 Закона о регистрации приводит закрытый перечень таких оснований. Государственным регистратором прав приостановлено осуществление учетно-регистрационных действий в отношении спорного объекта, в соответствии с п. 7 (форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации); п. 9 (не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам); п. 26 (доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к земельному участку, в отношении которого представлено заявление и необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, или к иным земельным участкам не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (в случае осуществления государственного кадастрового учета).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу требований п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о регистрации, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
При проведении правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором выявлено следующее.
Раздел чертеж предоставленного межевого плана выполнен без соблюдения специальных условных знаков.
Вместе с тем, согласно п. 71 Требований, для оформления графической части межевого плана применяются специальные условные знаки в соответствии с приложением к настоящим требованиям.
При этом для отображения информации, не указанной в приложении к настоящим требованиям и необходимой для обеспечения информативности графической части межевого плана, допускается использование иных дополнительных условных знаков, сведения о которых указываются в числе примененных в соответствующем разделе графической части межевого плана условных знаков.
Также на Чертеже не полностью отображены существующие части исходного земельного участка, в то время, как согласно п. 78 Требований на Чертеже отображаются: местоположение существующих, новых и прекращающих существование характерных точек границ, а также частей границ земельных участков, частей земельных участков; обозначения земельных участков, частей земельных участков и характерных точек границ.
Кроме того, в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, в случае если, доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к земельному участку, в отношении которого представлено заявление и необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, или к иным земельным участкам не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (в случае осуществления государственного кадастрового учета), то данное обстоятельство является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права и в дальнейшем основанием для отказа в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и регистрации права.
Из материалов дела следует, что в рамках соблюдения требований действующего законодательства, градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, законных интересов и прав третьих лиц, регистрирующим органом направлены запросы в Администрацию поселения Новофедоровское в г. Москве, Префектуру Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы, Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, Комитет государственного строительного надзора г. Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы.
Согласно поступившим ответам Префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы, Администрации поселения Новофедоровское в г. Москве, при осуществлении заявленных действий, будет отсутствовать свободный доступ к образуемым земельным участкам.
Согласно п. 57 Требований, если ограничение права, обременение земельного участка установлено или устанавливается в отношении всего земельного участка (в том числе в связи с обеспечением доступа), сведения о содержании указанного ограничения права, обременения земельного участка приводятся в строке "иные сведения" реквизита "4" раздела "сведения об образуемых земельных участках", раздела "сведения об измененных земельных участках", реквизита "3" раздела "сведения об уточняемых земельных участках".
В представленном межевом плане строка "иные сведения" заполнен в нарушение п. 56 Требований.
В случае если земельный участок, для которого обеспечивается доступ, является земельным участком общего пользования, земельным участком общего назначения на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, графа "3" строки "сведения о земельных участках (землях общего пользования, территории общего пользования)", посредством которых обеспечивается доступ реквизита "4" раздела "сведения об образуемых земельных участках", реквизита "4" раздела "сведения об измененных земельных участках", реквизита "3" раздела "сведения об уточняемых земельных участках" не заполняется.
В случае если земельный участок является многоконтурным земельным участком, в графе "3" строки "сведения о земельных участках (землях общего пользования, территории общего пользования), посредством которых обеспечивается доступ" реквизита "4" раздела "сведения об образуемых земельных участках", реквизита "4" раздела "сведения об измененных земельных участках", реквизита "3" раздела "сведения об уточняемых земельных участках", приведенные в настоящем пункте сведения вносятся в отношении каждого контура с указанием учетного номера или обозначения контура земельного участка, для которого обеспечивается доступ.
Согласно сведениям картографической основы ЕГРН и фотопланов местности, образуемые земельные участки с обозначениями: 50:26:0152003:19:ЗУ2, 50:26:0152003:19:ЗУЗ, 50:26:0152003:19:ЗУ4, 50:26:0152003:19:ЗУ5, 50:26:0152003:19:ЗУ6, 50:26:0152003:19:ЗУ7, 50:26:0152003:19:ЗУ8, 50:26:0152003:19:ЗУ9, 50:26:0152003:19:ЗУ10, 50:26:0152003:19:ЗУ11, 50:26:0152003:19:ЗУ не имеют непосредственного доступа к землям общего пользования.
Таким образом, заявителю необходимо указать последовательность образуемых земельных участков, поскольку, непосредственный доступ к землям общего пользования имеет образуемый земельный участок с обозначением 50:26:0152003:19:ЗУ1 (например: доступ к образуемому земельному участку с обозначением: 50:26:0152003:19:ЗУ4 должен быть указан в виде следующих земельных участков: земельного участка с обозначением: 50:26:0152003:19:ЗУЗ, 50:26:0152003:19:ЗУ2, 50:26:0152003:19:ЗУ1, земли общего пользования).
Ссылка заявителя, что данные сведения представлены в МФЦ в формате PDF, в не предусмотренном формате для представления межевого плана, не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого решения, поскольку обязанность представлять документы в предусмотренном формате возложена на заявителя.
Таким образом, в рассматриваемом случае незаконность решения об отказе не доказана, оспариваемый акт не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает незаконно на него какие-либо обязанности.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены в полном объеме, неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального законодательства, в том числе являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.06.2023 по делу N А40-7890/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-7890/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "МИХАЙЛОВСКИЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ