г. Москва |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А40-95525/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кухаренко Ю.Н., рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2023
по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-95525/23
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройтехмеханизация" (ОГРН 1155247010049, ИНН 5247053251)
к ответчику открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727),
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Стройтехмеханизация" обратилось в арбитражный суд г. Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 792 959 руб. 12 коп. пени за просрочку доставки груза.
Решением суда от 03.08.2023 исковые требования удовлетворены в размере 714 455 руб. 62 коп.
Ходатайство открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о применении ст. 333 ГК РФ удовлетворено.
С открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройтехмеханизация" взысканы пени за просрочку доставки груза в размере 640 000 руб. и расходы по уплате госпошлины в размере 16 992 руб. в удовлетворении остальной части иска отказано.
ОАО "Российские железные дороги", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что заявленные им пени за просрочку доставки грузов, начисленные в период действия моратория, введенного постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", не подлежат взысканию с ОАО "РЖД".
Ссылается на то, что просрочка доставки вагонов, влекущая возможность предъявления указанной неустойки отсутствует.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец представил отзыв, по апелляционной жалобе возражает, просит оставить решение Арбитражного суда г. Москвы без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Как усматривается из материалов дела, в процессе оказания услуг по перевозки грузов железнодорожным транспортом ОАО "РЖД" являясь перевозчиком, неоднократно нарушало нормативный срок доставки грузов, что подтверждается электронными накладными.
Согласно статье 122 УЖТ РФ претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов предъявляются к перевозчику.
Согласно статье 97 УЖТ РФ "За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств".
14.03.2023 года в адрес Ответчика была направлена претензия. Требования Истца не были удовлетворены Ответчиком в добровольном порядке.
Согласно ч. 3 статьи 797 ГК РФ "Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами".
Согласно статье 125 УЖТ "Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения срока, установленного статьей 124 настоящего Устава, или, если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения такого срока.
Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подсудностью в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий".
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Доводы ответчика по иску, изложенные в отзыве на иск, документально обоснованные, нашли свое подтверждение в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказа Минтранса России от 07.08.2015 N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" и могут служить основанием к отказу в иске в части, поскольку указанные ответчиком в отзыве обстоятельства опровергают представленные истцом по иску доказательства в подтверждение исковых требований.
В соответствии с транспортной железнодорожной накладной N ЭФ925687 нормативный срок доставки вагона - 18.07.2022 г. Иск к перевозчику об уплате пени за просрочку доставки вагонов предъявлен исходя из 6 суток задержки.
Акт общей формы от 19.07.2022 N 2/2347, на который ссылается ответчик, суду не представлен как и акт общей формы 20.07.2022 N 2/2369.
Представленный акт от 24.07.2023 - истцом не подписан. Составлен ответчиком в одностороннем порядке.
Довод ответчика по накладным N N ЭФ382386, ЭУ977196, ЭФ391064, ЭФ391196, ЭФ605343, ЭУ537582, ЭФ705302, ЭФ596423, ЭФ837357, ЭФ925679, ЭФ925700, ЭХ131550, ЭФ925687, ЭФ925693, ЭФ925704, ЭХ315555, ЭХ488745, ЭХ688469, ЭХ999719, ЭЦ278855, ЭЦ278914, ЭЦ278962, ЭЦ350452, ЭЦ458367, ЭЦ458371, ЭЦ556954, ЭЦ556927, ЭЦ458366, ЭЦ850737, ЭЦ680276, ЭЦ680279, ЭЦ645077, ЭЧ220527, ЭЧ220534, ЭЧ220546, ЭЧ364155, ЭЧ364192, ЭЧ404263, ЭЦ871450, ЭЧ487323 о том, что истец не учитывает дополнительные сутки по договору на увеличение срока доставки, заключенному между самим истцом и ОАО "РЖД" от 01.12.2021 N681/17/21, судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Сторонами договора перевозки выступают: грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик.
Согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей. На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Представленные в материалы акты общей формы о задержке вагонов в связи с неприемом их станцией назначения, вопреки доводам ответчика, истцом не подписаны.
В актах общей формы отсутствует указание на их подписание со стороны истца, отсутствует заявленные в них электронные подписи представителя грузополучателя, поскольку в актах общей формы в графе "сведения об электронных подписях" отсутствует информация о квалифицированном сертификате истца, содержащая ключ проверки электронной подписи.
По общему правилу документы между коммерческими организациями должны быть подписаны с двух сторон квалифицированными электронными подписями и иметь ключи проверки к ним.
Таким образом, односторонне составленные ответчиком акты общей формы не подтверждают отсутствие вины ОАО "РЖД".
Ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлен необходимый пакет документ для удостоверения факта невозможности принятия вагонов с грузом станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя (анализ занятости путей необщего пользования, извещения грузополучателя о задержке вагонов с указанием причин такой задержки не представлены), а акты общей формы составлены ответчиком в одностороннем порядке. Представленные в материалы дела памятки приемосдатчика не содержат информацию о составлении актов общей формы.
В графе памяток приемосдатчика "Задержка окончания грузовой операции" ("время час. мин.", "N акта ГУ-23") не указано, что составлен акт общей формы ГУ- 23 на устранение причин задержки (занятость фронта или иные причины), выявленных приемосдатчиком в момент приемки вагона на месте погрузки (выгрузки), на выставочном пути или в момент уборки с места погрузки (выгрузки), а также с выставочных путей, находящихся в границах подъездного пути, локомотивом, принадлежащим железной дороге, как это предусмотрено в пункте 3.9 приложения N 1 к Указанию МПС России от 27.03.2000 N Д-720/у "Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организации автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчета платы за пользование вагонами".
Таким образом, ведомости подачи и уборки вагонов/памятки приемосдатчика на подачу вагонов доказывают, что акты формы ГУ-23 не составлялись перевозчиком в перевозочном процессе.
Ссылка ответчика на накопительные ведомости является несостоятельной, поскольку накопительная ведомость сама по себе не относится к числу документов, подтверждающих наличие у перевозчика оснований для увеличения сроков доставки грузов.
На основании изложенного, с учетом отзыв ответчика, требование истца обоснованы и подлежат удовлетворению в размере 714 455 руб. 62 коп.
Как следует из п. 1 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку по заявлению должника о таком уменьшении.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление N 7) даны разъяснения применения положений ст. 333 ГК РФ. Так, в п. 72 постановления N 7 указано, что заявление ответчика о применении положений ст. 333 ГК РФ может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика (п. 73).
Как следует из материалов дела, ответчик при рассмотрении дела в отзыве на исковое заявление просил уменьшить заявленную истцом сумму неустойки на основании ст. 333 ГК РФ.
Наличие в материалах дела заявления ответчика об уменьшении неустойки истцом не оспаривается.
Арбитражный суд Москвы исследовал указанные доводы ответчика с учетом возражений истца. Принял во внимание обстоятельства настоящего дела, размер неустойки в связи с несвоевременной доставкой груза, период просрочки в доставке груза (от 1-10 дней), и посчитал считает возможным применить ст. 333 ГК РФ, и снизить размер неустойки до 640 000 руб. 00 коп.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Заявитель ссылается на отсутствие просрочки в доставке грузов.
Между тем, Ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлен необходимый пакет документ для удостоверения факта невозможности принятия вагонов с грузом станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя (анализ занятости путей необщего пользования, извещения грузополучателя о задержке вагонов с указанием причин такой задержки не представлены), а акты общей формы составлены ответчиком в одностороннем порядке. Представленные в материалы дела памятки приемосдатчика не содержат информацию о составлении актов общей формы.
Довод ответчика о распространении положений моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, введенным постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 (далее - Мораторий) на предъявленные Истцом требования о взыскании пени являются необоснованными.
Согласно п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 14.11.2017 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"" (далее - Постановление N 44) финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие.
Если требование возникло после введения моратория на банкротство, то оно относится к текущим требованиям, а потому на такие требования мораторий не распространяется (Определение ВС РФ от 05.04.2022 N 305-ЭС22-3023).
Как следует из расчета исковых требований по рассматриваемому делу, правоотношения по перевозке груза сложились в период после введения моратория, соответственно, требования истца относятся к текущим требованиям, на которые мораторий не распространяется.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2023 по делу N А40-95525/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-95525/2023
Истец: ООО "СТРОЙТЕХМЕХАНИЗАЦИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"