г. Москва |
|
13 октября 2023 г. |
Дело N А40-49801/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей В.В. Валюшкиной, Е.А. Ким,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Елмановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Русагротранс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2023 по делу N А40-49801/23
по иску ООО "Русагротранс" (ОГРН: 1237700204807, ИНН: 9718221490)
к ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о взыскании пени,
при участии в судебном заседании:
от истца: Курилин Д.А. по доверенности от 22.03.2023,
от ответчика: Силяева А.Е. по доверенности от 11.07.2023.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русагротранс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 1 094 326 руб. 96 коп. пени.
Решением от 07 июля 2023 года Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворил частично.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2023 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ответчик допустил просрочку доставки вагонов по накладным указанным истцом в расчете к исковому заявлению.
Факт просрочки доставки вагонов подтверждается соответствующими отметками, учиненными железной дорогой в железнодорожных транспортных накладных.
При передаче вагонов ответчику (перевозчику) на станции отправления каких-либо претензий к техническому и/или коммерческому состоянию вагонов со стороны ответчика не предъявлялось.
В силу пункта 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяется соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.
В силу статьи 793 ГК РФ за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устав железнодорожного транспорта случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.08.2019 N 266-ФЗ "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" внесены в часть первую статьи 97 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" изменения.
В силу части 1 ст. 97 Устава, в редакции, вступившей в силу 02.08.2019, пени за просрочку доставки уплачиваются в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров).
Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
Согласно расчету истца размер пени за просрочку доставки вагонов составил 1 094 326 руб. 96 коп.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия, с требованием об оплате пени, которая ответчиком оставлена без удовлетворения.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положением статей 309, 310, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что факт нарушения ответчиком сроков доставки вагонов подтвержден материалами дела, при этом признав доводы ответчика в отзыве на исковое заявление обоснованными, а также посчитав обоснованным ходатайство ответчика о применении ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленные требования частично.
Доводы апелляционной жалобы истца подлежат отклонению по следующим основаниям.
Задержка вагонов, перевозимых в прямом смешанном сообщении в порту перевалки, связана с ожиданием отправления грузов морским или речным транспортом и произошли по причинам, не зависящим от перевозчика.
Согласно пункту 2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 7 августа 2015 г. N 245 (далее - Правила N245) нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки.
В силу пунктов 5, 5.4 Правил N 245 сроки доставки, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются, в том числе на одни сутки - при передаче на другой вид транспорта, приеме с другого вида транспорта грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении.
Также по п.5.6 Правил N 245 срок доставки увеличивается на одни сутки при перестановке вагонов на колесные пары другой ширины колеи.
Согласно статье 2 УЖТ РФ перевозки в прямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта, оформляются по единому транспортному документу (транспортная накладная) на весь маршрут следования.
Перевозки в непрямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта, оформляются по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
В целях отнесения договора перевозки к прямой смешанной перевозке необходимо ее осуществление по единому перевозочному документу (транспортная накладная).
При этом в едином перевозочном документе фиксируются сведения в отношении каждого перевозчика, а также проставляются соответствующие заверительные и календарные штемпели каждым перевозчиком.
Выдача доставленного в пункт назначения груза производится по единому перевозочному документу.
По смыслу приведенных норм материального права смешанная перевозка груза осуществляется в границах одного или нескольких речных пароходств, в границах одной или нескольких железных дорог по единому транспортному документу, с передачей груза с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца.
Согласно п.6.10 Правил, сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении в порту перевалки, связанной с ожиданием отправления грузов морским или речным транспортом, если такая задержка произошла по причинам, не зависящим от перевозчика.
Как указано в п.7 Правил, о причинах задержки груза, порожних вагонов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акты общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с п.3.1 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе обстоятельств, задержки груза в пути следования в случаях, указанных в правилах N 245.
Так вагоны по накладным ЭЧ977917, ЭШ332044, ЭШ332090, ЭШ350640, ЭШ350712, ЭШ350888, ЭШ351038, ЭШ461556, ЭШ510563, ЭШ510622, ЭШ510699, ЭШ510748, ЭШ51081,ЭШ605474, ЭШ762515, ЭШ762599, ЭШ762782, ЭЦ493937, ЭЦ494045, ЭЦ494143, ЭЦ760281, ЭХ094981, ЭХ361758, ЭХ362306, ЭХ594656, ЭХ594823, ЭХ610029, ЭЫ046708, ЭХ095094, ЭХ095196, ЭФ700766, ЭФ700880, ЭУ581998, ЭУ582114, ЭУ582181, ЭУ582334, ЭУ582445 прибыли на припортовую станцию Холмск Дальневосточной железной дороги, утв. Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.05.2016 г. N 273, где простаивали в ожидании передачи на паром.
На простой вагонов в ожидании передачи на другой вид транспорта (парома) по
причинам, не зависящим от железнодорожного перевозчика, на станции Холмск были составлены акты общей формы на каждую задержанную отправку на начало и на окончание простоя (номера актов указаны в контррасчете).
Данными же актами срок доставки вагонов продлен на период их простоя в ожидании приема груза ОАО "Сахалинским морским пароходством", являющимся морским перевозчиком.
Акты общей формы представлялись на подпись представителю ОАО "Сахалинского морского параходства", который от подписи отказался.
Таким образом, вагоны по вышеуказанным отправкам простаивали в ожидании отправления груза морским транспортом по причинам, не связанным с железнодорожными перевозками, что согласно п.6.10 Правил N 245 является основанием для увеличения срока доставки грузов.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно отказано во взыскании суммы исковых требований по отправкам N ЭЧ977917, ЭШ332044, ЭШ332090, ЭШ350640, ЭШ350712, ЭШ350888, ЭШ351038, ЭШ461556, ЭШ510563, ЭШ510622, ЭШ510699, ЭШ510748, ЭШ51081,ЭШ605474, ЭШ762515, ЭШ762599, ЭШ762782, ЭЦ493937, ЭЦ494045, ЭЦ494143, ЭЦ760281, ЭХ094981, ЭХ361758, ЭХ362306, ЭХ594656, ЭХ594823, ЭХ610029, ЭЫ046708, ЭХ095094, ЭХ095196, ЭФ700766, ЭФ700880, ЭУ581998, ЭУ582114, ЭУ582181, ЭУ582334, ЭУ582445 в размере 382 369 руб.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2023 по делу N А40-49801/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В. Захарова |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-49801/2023
Истец: АО "РУСАГРОТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"